Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 12:21, реферат
Литература есть отражение народной жизни. Появившись она в свою очередь воздействует в том или ином направлении на жизнь народа. Следовательно, чтобы понять античную литературу, необходимо знать и понимать жизнь тех народов, которые ее создали. Народы эти – древние греки и древние римляне.
Введение………………………………………………………………3-7
Рим. Специфические особенности римской литературы………...8
Архаическая пора доклассического периода……………………8-10
Зрелая пора доклассического периода…………………………..10-12
Конец доклассического и начало классического периода. Время кризиса и гибели республики……………………………………12-15
Послеклассическая литература. Ранняя Римская империя…….15-17
Заключение………………………………………………………………17
Литература…………………………
Цицерон оставил сочинения по теории и истории красноречия, философские трактаты, 774 письма и 58 речей судебных и политических
Язык и стиль речей Цицерона. Для политического и особенно судебного оратора важно было не только правдиво осветить суть дела, сколько изложить его так, чтобы судьи и публика, отражавшая судебный трибунал, поверили в его истинность. Отношение публики к речи оратора считалось как бы голосом народа и не могло не оказать давления на решения судей. Поэтому исход дела зависел почти исключительно от искусства оратора. Цицерон сам отмечает в своих речах «обилие мысли и слов», в большинстве случаев проистекавшее от желания оратора отвлечь внимание судей от невыгодных фактов, сосредоточить его только на полезных для успеха дела обстоятельствах, дать им необходимое освещение. В этом отношении для судебного процесса имел важное значение рассказ, который подтверждался тенденциозной аргументацией, часто извращением свидетельских показаний. В рассказ вплетались драматические эпизоды, образы, придающие речам художественную форму. Признавая, что оратору следует преувеличить факт, Цицерон в своих речах считает закономерной амплификацию – прием преувеличения. Цицерон не чуждался и театральных приемов, которые вызывали у его противников обвинение в его неискренности, в ложной слезливости. Живость его речи приобретается благодаря пользованию общенародным языком, отсутствию архаизмов и редкому употреблению греческих слов. Порой речь состоит из коротких простых предложений, порой они сменяются восклицаниями.
Послеклассическая литература.
Ранняя римская империя.
(I в. н.э. – первая половина II в. н.э.)
Утвердившийся в конце I в. до н.э. принципат Августа, рядившийся вначале в ветхие одежды республики, превращается в первом веке н.э. в Римскую империю с тиранической властью императора, опирающегося на войско. Римская империя расширяет свои границы на Рейне, Дунае и на Британских островах. Она хищнически эксплуатирует свои многочисленные обширные провинции. Рим ведет оживленную торговлю, особенно с западными провинциями. В столицу империи приводятся массы рабов. В Рим приезжают со всех концов обширного государства философы, поэты, художники. Императоры стремятся украсить Рим монументальными постройками, пышными храмами, театрами, великолепными памятниками так, чтобы и архитектура и скульптура отражали мощь и блеск империи. Но, не смотря на внешнее величие, в Римской империи уже выступают черты загнивания и разложения рабовладельческой системы. В первом в. н.э. произошла перемена и в социальном составе римского общества. Старая сенатская аристократия была сломлена и в значительной мере заменена знатью провинций и италйских городов. Она еще пыталась иногда путем договоров, убийств произвести переворот и вернуться к традиции римской аристократической республики, но победа оставалсь за императорским режимом. И сенатская оппозиция искала себе утешение в стоической философии, проповедующей нравственное самоусовершенствование и уход от активной политической деятельности. Второе привилегированное римское сословие – всадники – превратилось в период Римской империи в бюрократическое чиновничество, всецело зависящее от императора. Но, в конце концов все римские горожане – и знать, и богачи, и мелкие свободные труженики, и люмпен-пролетарии – были совершенно бесправны.
После классического периода литература в дальнейшем была представлена писателями, поставившими свое искусство на службу императорскому режиму или же на службу практической морали и пропаганде философских идей, главным образом идей стоической философии (Сенека, Персей). Характерным было также появление ряда писателей из провинциалов (Марциал, Квинтилиан). В произведениях этих писателей господствует риторический стиль, стремление сблизить художественную прозу с ритмической поэзией. Для этого типичны жанры поэмы и трагедии с мифологическими сюжетами и жанр сатиры-беседы.
Сенека. Еще больший интерес к стоической морали, чем при Августе, обнаруживается во времена Нерона, с правлением которого связана жизнь и деятельность Луция Аннея Сенеки.
Луций Анней Сенека, философ и писатель (4 г. до н.э.) родился в Испании в Кордубе. Отец его, написавший труд о римских риторах, был всадником. Он оказал большое влияние на риторическую подготовку сына. Луций Сенека получил образование в Риме. Он учился философии у стоиков Аттала и Папирия Фабиана, пифагорейца Сотиона. До конца своей хизни он сохранил склонность к стоицизму, хотя интересовался Платоном и Эпикуром.
Литературное наследство Сенеки сосоит из сочинений философского характера и поэтических произведений. К первой группе относятся: 1) три утешительных послания к Марции, дочери пострадавшего при Тиберии историка Кремуция Корда, послание из ссылки к матери Гельвии и к влиятельному вольноотпущенику Клавдия Полибию; 2) трактаты-диалоги, содержанием которых являются вопросы этики («О гневе», «О кратковременности жизни», «О милосердии», «О досуге», «О счастливой жизни», «О стойкости мудреца»).
К поэтическим произведениям принадлежат эпиграммы, сатира на убитого императора Клавдия «Отыквление» и 10 трагедий: «Безумствующий Геркулес», «Троянки», «Финикиянки», «Медея», «Федра», «Эдип», «Агамемнон», «Тиест», «Геркулес на Эте» и «Октавия».
В своих философских сочинениях Сенека проповедует принципы стоической философии, главным образом ее практическую сторону. Поэтому особенный интерес он проявляет к вопросу о благе людей и о добродетели как средстве к достижению этого блага. Задача философии - научить жить и научить достойно умереть. Человек, по его мнению, должен искать счастья не в материальных благах, а внутри себя, поэтому Сенека превозносит простоту нравов, показывает преимущества радостей бедняка перед пресыщенностью богачей.
Заключение.
Подводя итог всей античной литературы, можно сказать следующее.
Первое, что бросается в глаза при чтении памятников античной литературы, - это огромная склонность античных писателей изображать главным образом внешний, предметный мир, по сравнению с чем мир субъективных переживаний и мир психический, несомненно, отступают на второй план и многих писателей совсем не интересуют. Этим античная литература резко отличается от средневековой литературы.
Античная литература обращала пристальное внимание на материальный и телесный мир и рисовала его в максимально красивом и благоустроенном виде.
В русской литературе нашли свое воплощение все стороны античности. Здесь классическая драма (Ломоносов, Сумароков, Озеров) и классический эпос (Херасков). Пушкинская школа и прежде всего сам Пушкин – это расцвет красивой и благородной античности в первой половине XIX века. В середине века высокую оценку античной литературы находим у революционных демократов (Белинский, Герцен). Античной тематикой наполнено творчество Аполлона Майкова, особенно его драмы.
Литература: