Архитектура и иконопись в Украине 14-16 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 20:13, реферат

Описание работы

Во второй половине 14-го века большая часть украинской территории входила в состав Великого княжества Литовского, которое на 90% состояло из украинских земель. Находясь в составе Великого княжества, украинцы достигли с литовцами определенного культурно-исторического симбиоза. Украинскому языку был присвоен официальный статус, а украинские князья имели важное влияние на осуществление государственной власти. Но с переходом под власть польской короны, этот симбиоз был разрушен. Таким образом украинская нация стала отождествляться с признаком угнетенного крестьянина, холопа, но и с православием. Вот почему защита православия одновременно явилась защитой украинского народа и культуры.

Файлы: 1 файл

культурология1.doc

— 62.50 Кб (Скачать файл)

Крымское республиканское  высшее учебное заведение «Керченский  медицинский колледж имени Г.К.Петровой»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

Архитектура и иконопись в Украине 14-16 века.

 

 

 

 

 

 

 

                                                         

 

                                               Выполнила:

                                                                  студентка 15-А группы

                                                      Нуртоева Зарема

                                                                     Проверил преподаватель:

                                                      Березовская И.Ф

 

 

 

КЕРЧЬ.2013

Украинская архитектура 14-16 века.

 

Во второй половине 14-го века большая  часть украинской территории входила  в состав Великого княжества Литовского, которое на 90% состояло из украинских земель. Находясь в составе Великого княжества, украинцы достигли с литовцами определенного культурно-исторического симбиоза. Украинскому языку был присвоен официальный статус, а украинские князья имели важное влияние на осуществление государственной власти. Но с переходом под власть польской короны, этот симбиоз был разрушен.

Таким образом украинская нация  стала отождествляться с признаком  угнетенного крестьянина, холопа, но и с православием. Вот почему защита православия одновременно явилась защитой украинского народа и культуры.

В архитектуре середины 14-16 веков  ярко выражен оборонный характер нации. Основному стилю присущи  связи с древнерусскими, романскими и готическими традициями. Мрачные  замки и неприступные крепости, а также оборонные церкви – все выражало дух сопротивления. Замок в Хотине, окруженный стенами высотой в 14 метров, и имеющий основное здание в 30-35 метров, и по сей день является памятником украинской архитектуры, есть и многие другие замки в Остроге, Хусте, Кременце, Каменце - Подольском, и т.д.

В середине 14-го века продолжает активно  развиваться архитектура города Львов. Улицы застраиваются в  основном трехэтажными зданиями, которые  тесно прижимаются к друг-другу. Город окружают высокие неприступные каменные стены с 16-ю башнями, валами и рвами, наполненными водой. Остро ощущается присутствие готики. В готическом стиле также построен Латинский собор и многие костелы в небольших городах.

Наиболее ярко выражены оборонные  черты архитектуры с готическими элементами в Покровской церкви в Хмельницкой области. В том же стиле выполнен Троицкий монастырь недалеко от Ровно, Богоявленская церковь в Ровенской области, Успенская церковь и многие другие.

Развитие украинской архитектуры 14-16 веков связано с ростом городов. Все больше создается архитектуры светского направления – дворцы, дорогие дома для зажиточных купцов и ремесленников, ратуши. Здесь присутствует не только национальный характер, но ренессансные и барочные традиции западноевропейской культуры. Наибольшее развитие наблюдается во Львове, так как здесь работали не только местные мастера, но также и иностранные: греки, итальянцы, армяне и другие. Одним из важнейших, архитектурных памятников во Львове, является «Черная каменица». Это произведение искусства построили лучшие львовские архитекторы – Петр Барбоне, Павел Римлянин и Петр Красовский. Здание украшено в стиле итальянского ренессанса – бриллиантовым рустом и резьбой. Дом купца Корнякта также построен в стиле итальянского ренессанса, внутри двора находятся трехэтажные галереи-аркады, а над верхним этажем расположен ряд статуй, изображающих короля и его гвардейцев.

Одним из замечательных  примеров церковной архитектуры, с  национальными традициями и чертами  ренессанса – это ансамбль Львовского братства, он состоит из Успенской церкви, имеет внутренний двор с аркадой, капеллы Трех Святителей и башни Корнякта. Строительством данного ансамбля занималось много архитекторов – П.Итальянец, П. Римлянин, В. Капинос и др.

Большинство замков в 14-15 вв. строилось из дерева и, естественно, до нас не дошло. Таков был несохранившийся киевский замок; над его стенами возвышались семнадцать рубленых шестиугольных башен с шатровыми кровлями. Ранними памятниками оборонной архитектуры на Украине являются Луцкие Верхний и Нижний замки, выстроенные из кирпича между 1324 и 1386 гг. литовским князем Любартом. Особенно величествен хорошо сохранившийся Верхний (Любартов) замок, расположенный между рекой Стырью и ее рукавом Малым Глуш-цем. Спокойные горизонтали стен гармонично сочетаются с вертикалями массивных четырехгранных башен, поднимающихся на углах. Будучи вдвое выше стен, они господствуют над окружающим пространством, придавая замку величавую торжественность. 3одчий, решая сооружение крупными массами, очень сдержанно применял декоративные средства. Даже главная надвратная башня, укрепленная двумя контрфорсами, была сравнительно скупо декорирована квадратными и полуциркульными нишами и полосой зубчатого орнамента (окна с ренессаисными наличниками выполнены значительно позднее).

С середины 16 в. в украинской архитектуре  ощущается воздействие искусства  Возрождения. Влияние североитальянского и немецкого искусства наиболее заметно в архитектуре городов  Западной Украины, особенно Львова, который  был тесно связан с международной торговлей. На архитектуре Львова сказалось влияние и польской художественной культуры. Однако в городах Западной Украины тенденции архитектуры западноевропейского Возрождения, органично сливаясь с национальными украинскими традициями, воплощались в неповторимо оригинальных художественных сооружениях. Таков один из наиболее интересных архитектурных ансамблей старого Львова, созданный в конце 16 - начале 17 в. Львовским Успенским братством, возглавлявшим в то время борьбу за развитие украинской национальной культуры. Ансамбль состоит из Успенской церкви (1591 -1629), часовни Трех святителей (1578) и высокой четырехгранной колокольни (1572-1578). Вместе с украинскими мастерами работали итальянцы. Успенскую церковь строили Павел Римлянин, Войтих Купинос, Амвросий Прихильный и мастера Кульчицкие. Сооружением часовни Трех святителей руководил Петр Красовский, а колокольни - Петр Барбон. И Успенская церковь и часовня Трех святителей сохраняют внутреннюю структуру украинских храмов; это трехчастные постройки с тремя куполами, расположенными по одной оси. Характерно отсутствие подчеркнутого главного фасада и выделенного центрального входа. В то же время фасад Успенского храма, выходящий на Руськую улицу, обличает в строителе мастера, воспитанного на традициях искусства Высокого Возрождения. Хорошо прорисованные пилястры и легкие глухие арки с окнами расчленяют стену, создавая четкий гармоничный ритм. В верхней части стены проходит широкий дорический фриз, состоящий из триглифов и метоп.

 

 

Украинская иконопись 14-16 века.

 

Примером роста культурного  подъема украинского народа в XVI веке может служить искусство  иконы, которое вышло за пределы  монастырских стен. Это уникальное явление, еще до конца не оценено  в нашем обществе, но то, что оно  избавилось от ортодоксальных канонов: специального строгания кипарисовых или липовых досок, нанесения пробелов на слои красок, благословений, служб, молитв и песнопений – было огромным шагом в приближении православной иконы к народу. Народные художники, хоть и молились перед написанием икон, упростили духовное сопровождение своего труда. Они рисуют образы святых в основном для домашних алтарей – специальных уголков, полочек отведенных для хранения образов святых, Собственно, народная икона с ее простым и доступным понятием о внешности святых, значительно повлияла на последующее развитие профессиональной иконописи в Украине, ускорила процесс иконографической украинизации и отхода от византийских канонов.

Эта тенденция, позднее вызвала  у почитателей икон и искусствоведов, разные споры и суждения. Почитатели византийского стиля упрекали за то, что стили ренессанса и барокко, принятые украинскими художниками в XVI – XVIII веках, уничтожили икону как высокодуховное искусство Церкви. Их оппоненты, наоборот, доказывали, что именно ренессансная и барокковая икона этого времени, наиболее полно отобразила духовное состояние украинского народа, что является огромным вкладом Украины в мировое христианское искусство. К последним, относится известный исследователь украинской иконы X – XX-х веков Дмитрий Степовик. Трудно не согласиться с ним: с икон этого периода, на потомков глядят живые лица святых, которым поклонялись и доверяли сокровенное. Связанно это, прежде всего, с внесением элементов реализма в украинскую икону. Художники отказались от ряда классических канонов, делавших ее неживой и тяжелой для восприятия. Они и раньше не принимали в полном объеме стиль византийской иконографии, а в XVI веке и вовсе пересмотрели иконотворчество, выведя свои образы из плоского поля (золочение, орнаментирование, тиснение) в трехмерное восприятие, с использованием глубины пейзажа на поле и линейной перспективы. Иконы периода барокко и рококо приблизились к картинам.

Мастера Украины определили для себя новые каноны, в которых  – небесный простор святых и земной простор грешников идентичны, хотя и наполнение этих просторов разное, как это указано в видении о будущем райского мира – нового Иерусалима, нового неба, новой земли:   «А город четырехугольный, а длина его такая, как и ширина. И он мерил город тростинкой на двадцать тысяч стадий; длина, и ширина, и высота его равны. И городу нет надобности ни в солнце, ни в месяце, чтобы в нем светили – потому что слава Бога его осветила, светильник для него – Агнец. И народы будут ходить в его свете, а земные цари принесут свою славу ему. И ворота его закрываться не будут днем, потому что не будет там ночи. И принесут ему славу и честь народов. И не войдет до него ничего нечистое, ни тот, кто творит зло и неправду, но только те, кто записался в книге жизни Агнца». (Объявление святого Ивана Богослова, 21:16, 23 - 27).

 Можем утверждать, что трехмерная икона украинских  мастеров XVI века, была более приближена  к Евангелистским канонам, чем  каноническая икона в двумерном  поле. При этом, украинская – не  была похожа на картину светского письма, так как не была настолько реалистична и изображала идеальный, райский, небесный духовный мир. Пейзажи, линейная перспектива – служили элементом передачи совершенного мира, что, по мнению сторонников украинской иконы, не удаляло от Евангелистского смысла, но приближала к народному бытию. В частности, мастера передавали библейские города, Палестину или Грецию не так, как они выглядели, а так, как им представлялась идеализация тех в собственном воображении. При этом в натурализацию иконного сюжета народные мастера внесли множество интересных деталей. Они приблизили среду проживания Господа, Девы Марии, святого Иосифа, апостолов и евангелистов к природным местам в которых сами проживали. В XVI веке горы, строения, деревья, кусты, трава – стилизованы, если можно применить такую характеристику для того времени, приблизительны и похожи на макеты, но позднее, уже в XVII – XVIII веках, они будут детализованы, натурализованы и будут напоминать украинскую природу и быт

Означает ли это то, что иконотворчество зависело от светского искусства, а именно пейзажа, портрета, бытовых сцен? Чтобы ответить, нужно пересмотреть собрания произведений искусства музеев мира: Пинакотеки, Лувра, Венеции, Прадо, Ватикана, Бельгийского королевского музея, Эрмитажа и других хранилищ шедевров мастеров прошлого. В глаза бросается явная зависимость светской живописи от иконного религиозного искусства, но только в период Средневековья. В то время любые иллюстрации в рукописных пергаментах, миниатюры, фрески на стенах, не обходились без стиля иконописи.

Начало XVI-го века – все изменило, и уже светская живопись стала  активно применять свои способы  форм и, главное, жанры написания  полотен, различные от иконописи. Следует  отметить, что это должно было произойти, так как время диктовало свои изменения, не только в жизненном укладе общества, но и его отображении в изобразительном искусстве. Если убирать перегородки между реальным и позареальным мирами, то это же должно было произойти, не только в светской жизни, но и в иконографии. Это было не только освобождение от ренессансного художественного письма, но и ренессансного мышления, с его восприятием духовного мира, как идеального понятия.

Эстетичные восприятия Средневековья  базировалось на том, что земное и  небесное – разные понятия. В среде обитания святых угодников – все не так, как на земле. Души воскресших праведников, их небесное жилье, предметы, простор, время – все это рисовалось как сон, прекрасный, волшебный сон. Как оно выглядит на самом деле, понятное дело, никто не знает и из живых никогда не узнает. Но людское сознание не может оторваться от среды, в которой, мы живем, Поэтому создавать в иконе иной, неземной мир, значило сознательно деформировать мир видимый, придать ему смысл перевоплощенного нечто, что и делали византийцы на примерах икон IX-X веков. При этом мы не должны забывать, пожалуй, самого основного: что аскетическая философия Востока и Запада в Средневековье строилась на пренебрежении, презрении и даже уничтожении, так сказать «радостей земных». Иисус принял за наши грехи муки, о каких радостях могла идти речь. Это доминировало в головах людей того времени.

Эпоха Возрождения пришла в сознание общества, как революция, а придя, кардинально изменила отношение  к земному и небесному. Как  изменила и взаимоотношения между собой в быту. Несмотря на радикализм догм, люди по новому восприняли реалии жизни и подошли к канонам веры несколько по другому. Мир прекрасен, это чудесное творение Бога и нужно радоваться земным прелестям жизни. Мир полон греха, но с этим нужно бороться и не отрицая прекрасное в себе и ближних, искоренять плохое, жестокое, крамольное. Церковь тоже вынуждена была по-новому воспринять христианское общество, что у нее блестяще вышло. Западное искусство приветствовало такое восприятие мира, но восточное – отнеслось с недоверием.

Информация о работе Архитектура и иконопись в Украине 14-16 века