Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 20:13, реферат
Во второй половине 14-го века большая часть украинской территории входила в состав Великого княжества Литовского, которое на 90% состояло из украинских земель. Находясь в составе Великого княжества, украинцы достигли с литовцами определенного культурно-исторического симбиоза. Украинскому языку был присвоен официальный статус, а украинские князья имели важное влияние на осуществление государственной власти. Но с переходом под власть польской короны, этот симбиоз был разрушен. Таким образом украинская нация стала отождествляться с признаком угнетенного крестьянина, холопа, но и с православием. Вот почему защита православия одновременно явилась защитой украинского народа и культуры.
Лишь Украина и Белоруссия в Восточной Европе, и Сербия на Балканах приняли новые веяния эпохи Возрождения. Остальной православный мир воспринял дух нового времени враждебно.
Православная элита Украины, не только с симпатией отнеслась к новшествам Запада, но, радикальным образом освободившись от средневекового аскетизма, обновила отношения с католическим миром и его центром – Ватиканом. Это способствовало налаживанию тесных культурных связей с Польшей, Италией, Францией. Уния не была тем долгожданным моментом для Украины. Не везде народ был готов к новшествам, что привело к усложнениям в политической и церковной жизни страны, но оставило значительный след в иконографии. Берестейская уния 1596 года расколола Украину, но не расколола иконотворческое искусство и его школы.
Мастера избавились от абстрактности иконных образов, наделяя их характерными внешности чертами глубокого психологизма. Икона стала неким живым воплощением народного восприятия окружающего мира. Святость перестает трактоваться, как нечто неземное и занимает собственное место в реальном мире, доступном земному восприятию. Новая философия иконы вышла из понятия трактовавшегося Библией: «И увидел Бог все, что сотворил. И это все – было хорошо».
Интересная икона, пример работы мастеров львовской школы – Богоматерь-одигитрия. Икона из села Красова. 16 век. Хранится в Музее украинского искусства г. Львова.
В ней сочетается строгость и архаичность древнерусских (византийских) традиций, что было нарочитым иногда в иконописи в условиях обострившейся борьбы с чужеземным влиянием, и некая материальность и весомость. Последние указывали на светскость к подходу иконописи в школе Львова.
Если вернуться
чуть назад, то можно
Стиль ренессанса
в украинской иконе
Информация о работе Архитектура и иконопись в Украине 14-16 века