Архитектура и скульптура Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 07:02, реферат

Описание работы

Античные цивилизации – греческая и римская – сегодня считаются прямыми предшественниками западной цивилизации, т.к. они оказали значительное влияние на политическое и религиозное мышление, литературу, философские взгляды и т.п. большинства народов мира. Совокупность проявлений греческой и римской древности, «в особенности в области искусства и культуры, принято считать классическим» [7, c.37].

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по культурологии.docx

— 50.31 Кб (Скачать файл)

 

Архитектура и  скульптура Древнего Рима

Введение

Античные цивилизации  – греческая и римская –  сегодня считаются прямыми предшественниками  западной цивилизации, т.к. они оказали значительное влияние на политическое и религиозное мышление, литературу, философские взгляды и т.п. большинства народов мира. Совокупность проявлений греческой и римской древности, «в особенности в области искусства и культуры, принято считать классическим» [7, c.37].

Изучение античного наследия, в частности, Древнего Рима, необходимо, т.к. оно отразилось на ходе мировой истории и стало основанием для развития европейской культуры. Так, например, римская концепция вселенского императора, соединённая с основами христианской веры и её наднациональными и межкультурными идеалами обусловила «первый ренессанс классической мысли, сопровождавшей переход от римской античности к европейскому Средневековью» [2, с. 15]; обращение к античному наследию стало одной из определяющих черт эпохи Возрождения; достижения римлян в организации государственного управления и законотворчества стали основой современного права и т.д.

Древнеримская культура –  совокупность достижений в области  духовной и материальной культуры Римской  республики (V-I вв. до н.э). Впитав культурные традиции Древней Греции, испытав влияние народов Древнего Востока, древнеримская цивилизация прошла сложный путь развития от культуры римской общины, города-государства до огромной Римской империи. Наследие Рима стало основой европейской цивилизации (латинский алфавит, система образования, военное искусство, государственное устройство, римское право, градостроительство и т.д.) [4, с. 111].

Отличительной особенностью всей римской культуры является её практическая направленность, нашедшая отражение в архитектуре, и интерес  к индивидуальной психологии, вызвавшей  развитие скульптурного портрета.

 

Архитектура Древнего Рима

С провозглашением Римской  империи (I—V вв. н. э.) перед искусством были поставлены задачи возвеличивания личности правителя и прославления его власти. Наиболее ярко стиль Рима проявился в архитектуре. 

Римская архитектура не может  сравниться в художественных ценностях  с греческой, но она величественна, довольно эффектна и в своих инженерно-строительных достижениях значительно сложнее греческой, т.к. римляне обогатили её замечательными открытиями в области строительной техники:

  1. первыми стали применять в строительстве крепкий и водонепроницаемый материал – римский бетон;
  2. заменили стоечно-балочную систему монолитно-оболочной, представляющей собой две узкие кирпичные стенки, в промежуток между которыми заливался бетон, а снаружи облицовывался либо мрамором, либо другим камнем;
  3. наряду с тремя греческими ордерами – ионическим, дорическим и коринфским – создали композитный, используя ордерную систему главным образом в декоративных целях;
  4. придавали особое значение развитию мощных сводчатых и купольных конструкций, вызванных необходимостью перекрытий огромных внутренних пространств, свободных от внутренних опор;
  5. широко распространили такие архитектурные формы, как ниши, арка, свод, полукупол, колоннада и т.д.

Римские здания отличались колоссальными размерами: громадные  постройки была нацелены на  возвеличивание  и подчёркивание власти императоров. Так, например, девять грандиозных акведуков снабжали водой императорский Рим. Римский летописец Юлий Фронтин уверенно заявлял, что нельзя сравнить эти «огромные каменные сооружения с бескорыстными пирамидами Египта или с прославленными, но празднично пустыми зданиями греков» [4, с. 113]. В этих словах — ключ к пониманию едва ли не важнейшего стимула римского искусства — культа полезности и даже пафоса. Рационализм, лежащий в основе римской архитектуры, проявлялся в пространственном размахе, конструктивной логике и целостности гигантских архитектурных комплексов, строгой симметрии и четкости.

Типы римских зданий разнообразны, причём светские строения не менее уникальны, чем культовые, и многие из них на века утверждаются в мировой архитектуре (например, базилика со сводчатым перекрытием). В I—II вв. был построен знаменитый Колизей (coloss - великан). Император Веспасиан, побывавший на Востоке решил, что масштабам империи должно соответствовать что-то грандиозное и величественное, как египетские пирамиды. Колизей имеет овальную форму и стоит на 80 арках, над которыми возвышаются арки меньших размеров. Всего насчитывалось 240 арок, возвышающихся в три яруса: в первом стояли тосканские полуколонны, во-втором — ионические, а в третьем — коринфские. В проёмах второго и третьего этажей были размещены мраморные скульптуры. Снаружи он был облицован мрамором. Амфитеатр вмещал пятьдесят тысяч зрителей, зрительские мест для которых располагались в 80 рядов, существовало 64 входа.

 В Колизее происходили гладиаторские бои, травля зверей и публичные казни. Арена амфитеатра имела деревянный подвижный пол, который мог подниматься и опускаться, а также заполняться водой из подведённого к зданию рукава акведука, и тогда в Колизее устраивались морские битвы.

Пафос полезности во имя  государства был реализован в  строительстве городов, форумов (площадей), триумфальных арок (для торжественного въезда победителей и воспевания имен триумфаторов), храмов, терм - общественных бань (мест для светского общения), цирков и амфитеатров (для развлечения публики), дорог, акведуков.

Широта градостроительства, развивавшегося не только в Италии, но и провинциях, отличает римскую  архитектуру. Восприняв от этрусков и греков рационально организованную, строгую планировку, римляне усовершенствовали  ее и воплотили в городах большего масштаба. Эти планировки отвечали условиям жизни: торговле огромного  размаха, духу военщины и суровой  дисциплине, тяготению к зрелищности  и парадности. В римских городах  в известной мере учитывались  потребности свободного населения, санитарные нужды, здесь возводились  парадные улицы с колоннадам, арками, монументами.

Римляне впервые стали  строить «типовые» города, прообразом которых явились римские военные  лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы — кардо и декуманум, на перекрестье которых возводили  центр города. Городская планировка подчинялась строго продуманной  схеме.

Главенствующий принцип  целесообразности, четкость и смелость инженерного мышления давали возможность  удовлетворять и бытовые потребности  многочисленного населения, и изощренный эстетический вкус аристократов (их виллы  с парками и дворцы имели баснословную стоимость). В Риме строили многоквартирные дома - инсулы - в 3, а порой и в 8 этажей.

Города и их публичные  площади не просто свидетельствовали  о богатстве: это было отражение  самой природы политической модели Рима. «Величественная архитектура  отражала историю и общественное устройство города: сеть консульских  дорог рисовала карту римских  завоеваний, развитая система акведуков, предназначенная для снабжения  фонтанов и источников, свидетельствовали  о значимости городской цивилизации. Обустройство городских центров – далеко не бесплатное украшение – передавало само природу власти» [6, с. 98].

В центре Рима и в главных местах города находилась публичная площадь – форум. Она предназначалась для  политической жизни: комициев (народных собраний) и трибуналов (суда). Площадь окружали крытые торговые ряды (базилики). Храмы божеств и, со времен империи, святилища обожествлённых императоров возвышались над гражданскими площадями и придавали им ещё больше значимости.

Форумы строили многие императоры: Юлий Цезарь, Август, Веспасиан, Нерва и т.д. Последним появился величественный Форум Траяна, который занимал прямоугольную площадь (116х95 м). Об этом Форуме говорили, что он единственное на Земле сооружение, перед которым даже боги не могли не прийти в изумление. Это архитектурно-скульптурное чудо было создано зодчим Аполлодором из Дамаска (107 — 113 гг. н.э.). В огромную (не меньше 7-этажного дома) серо-фиолетовую плоскость стены, сделанной из огромных плит туфа, была встроена триумфальная трехпролетная арка из белоснежного мрамора, пройдя сквозь которую человек оказывался не перед площадью, а перед пирамидой. С трех сторон форум окружали портики, между колоннами которых стояли статуи знаменитых полководцев и ораторов. С четвертой стороны находилось величественное здание базилики. За ней располагались две библиотеки с латинскими и греческими рукописями и храм, посвященный императору.  В центре площади на постаменте из полированного гранита высилась огромная статуя императора Траяна из золоченой меди. Создавалось впечатление, что она отлита из огромного куска золота. Аполлодор задумал этот ансамбль таким образом, что площадь являлась обрамлением для этого огромного монумента. За статуей императора находилась еще одна стена, а за ней уже располагались главные административные здания города.

Среди памятников форума, сильно пострадавших от времени, целым сохранился только типичный для Рима монумент, прославляющий императора, — 38-метровая триумфальная колонна Траяна. Она, словно лентой, обвита мраморными барельефами. На них показан Дунайский поход императора. Изображение самого Траяна повторяется на колонне 60 раз.

На римской почве получили новое архитектурное решение  дворцы, особняки, виллы, театры, мосты, надгробные памятники, храмы.

Прекрасно сохранился до наших  дней грандиозный купольный храм с обширным портиком — Пантеон, почти целиком построенный из бетона. Храм первоначально был посвящен императору Адриану, но тот отказался от чести быть полубогом. Тогда храм посвятили всем богам. В нем размешались статуи двенадцати важнейших римских богов. Снаружи Пантеон представляет собой глухой цилиндр. Его стены 6-метровой толщины, но они облегчены нишами и колоннами, отделаны дорогими сортами мрамора. Пол выложен мозаикой. Бетонный купол диаметром 43 м весит 46 тонн сохранялся неповрежденным до середины ХIХв. Оптический эффект создает впечатление парящего купола. Купол храма символизировал мощь Рима, единство власти, единую государственность и господство над Вселенной.

Римляне возводили монументальные сооружения, даже развалины которых  до сих пор поражают воображение. К ним относятся амфитеатры, цирки, стадионы, дворцы императоров и знати, термы (общественные бани).

В 217 г. н.э. жители Рима получили от императора Каракаллы роскошный  подарок — великолепное здание терм. В то время в Риме было уже 800 небольших  и 5 крупных — «императорских»  бань. Но термы Каракаллы превзошли их. Они размешались на участке в 12 гектаров. Сами термы были сделаны из бетона, а их двери были отделаны бронзой. Посещение бани можно было начать с  тепидария — часть бани с умеренной температурой, в которой оставались некоторое время перед тем, как входить в ванну. В первом зале — фригидарии (холодные бани) было только три стены, вместо четвертой был открытый бассейн, так как считалось, что купание в холодной воде в закрытом помещении вредно для здоровья. Из бассейна по мраморной лестнице можно было попасть в главный зал. Его высота была такой, что под крышей могли уместиться два Парфенона, поставленные один на другой. В окна были вставлены полупрозрачные пластины из камня цвета слоновой кости. Стены были из полированного мрамора. Свод поддерживался гранитными колоннами, каждую из которых с трудом могли бы обхватить 5 человек. В нишах стояли мраморные статуи, изображавшие отдыхающего Геракла. Отсюда можно было перейти в кальдарий — горячую баню. Она представляла собой круглый зал, где вокруг круглого же бассейна, как лепестки, расположены были ванны с горячей водой. Вдоль стены находились мраморные ниши с ложами для массажа. Имелись многочисленные комнаты для отдыха, также отделанные мрамором и украшенные скульптурами и барельефами. Для украшения терм приглашались лучшие ваятели Рима. Вокруг терм были разбиты прекрасные парки, позади них находился стадион, где упражнялись гимнасты. Трибуны вокруг него были расположены только в северо-западной части, чтобы уберечь глаза зрителей от солнца. При термах была и библиотека. Руины этого архитектурного сооружения и сейчас поражают своей грандиозностью.

Таким образом, архитектура играла в искусстве ведущую роль, руководствуясь  принципами целесообразности, четкости, практичности, монументальности, реализовывать которые помогали технические новации.

 

Скульптура Древнего Рима

 

В Древнем Риме получил  распространение скульптурный портрет, и именно в нём отразилось своеобразие римского искусства.

Из литературных источников Древнего Рима известно, что со времен ранней республики наиболее прославленных политических и военных деятелей увековечивали, воздвигая им статуи в общественных местах. Эта традиция продолжалась около тысячи лет, до конца существования Римской империи.

«К сожалению, первые четыреста  лет являются для нас закрытой книгой: на сегодняшний день не известно ни одного скульптурного портрета, который можно было бы датировать более ранним временем, чем I в. до н. э» [8,с. 99].

Вследствие культурного  обмена с Египтом, особенно во времена 
Юлия Цезаря, республиканский портрет I в.  до н. э. отражает влияние стиля египетских портретов. Египетские мастера работали в базальте, обрабатывая его поверхность большими гладкими плоскостями. Мраморные римские портреты повторяют эту скульптурную технику. Но римский скульптурный портрет — явление своеобразное. Он не подобен ни египетскому, ни греческому — в этом жанре римляне внесли в историю искусства неповторимый, исключительный вклад; портрет — это лучшее из всего, что они создали.

Если греки стремились к созданию идеально прекрасных образов  граждан, то римляне передавали персональные особенности своих моделей. В римском портрете перед нами раскрывается дух Древнего Рима. Римский портрет — это    сама история Рима, пересказанная в лицах, история его небывалого подъёма и трагической гибели.

Задачей римской портретной скульптуры было вначале изображение частных лиц. Лучшими ее произведениями были бюсты, статуи во весь рост и сидящие фигуры римских граждан, их жен и дочерей, и в этих произведениях мы находим, как уже было замечено выше, характерность и настоящую, неподдельную жизненность, схваченную с таким непосредственным наблюдением действительности, какое не проявляется даже в эллинистических портретных бюстах, несмотря на их индивидуальный характер.

Скульптурный портрет  произошел от очень древнего патриархального  римского обычая: после смерти главы  семьи с его лица снималась  восковая маска, хранившаяся затем  в особом шкафу,- своего рода семейном алтаре. Эти маски предков несли  во время похоронной процессии. «Такое почитание предков восходит к обычаям первобытного общества. В патрицианских семьях даже периода империи продолжали неуклонно придерживаться этих же традиций. Возможно, стремление патрициев воспроизвести недолговечные восковые изображения в мраморе и затем выставить их для всеобщего обозрения объясняется желанием обратить внимание на древность рода и тем самым упрочить свое ведущее положение в обществе» [8,с. 99].

Информация о работе Архитектура и скульптура Древнего Рима