Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 07:02, реферат
Античные цивилизации – греческая и римская – сегодня считаются прямыми предшественниками западной цивилизации, т.к. они оказали значительное влияние на политическое и религиозное мышление, литературу, философские взгляды и т.п. большинства народов мира. Совокупность проявлений греческой и римской древности, «в особенности в области искусства и культуры, принято считать классическим» [7, c.37].
Римский скульптурный портрет основывался на технике снятия с лиц покойных восковых масок, точно отражающих черты умерших людей. После они отливались в мраморе или бронзе и были лишь точным воспроизведением восковой маски. По большому счёту это не было искусством скульптуры, но в последующие времена точность сохранилась в основе римского художественного портрета. Приёмы снятия маски римляне переняли у греков, но для греческого скульптора маски были лишь подсобным материалом в ходе создания портрета. Римские мастера, работавшие над созданием портрета в мраморе или бронзе, точно подражали отливке, ничего не изменяя, сохраняя все мелкие детали лица. Таким портретам была свойственна «холодная и прозрачная «фотографичность»[8, с. 100].
Особенно тщательно в римской скульптуре выполнялась голова портретируемого. «В основе подобной скульптуры у римлян лежит принцип республиканского централизма, действие которого продолжало ощущаться и во времена Империи» [7, с. 531].
Сосредотачиваясь на существеннейших чертах головы, римляне все остальное обычно формировали по более или менее установившимся общим правилам, а в некоторых случаях даже изготовлялось заранее, про запас. В сущности, функция мастеров состояла в том, чтобы «открыть глаза» и добавить к маске затылок.
Из числа женских статуй, найденных в Геркулануме и хранящихся в дрезденском Альбертинуме, самая древняя представляет женщину с красивой головой, полной индивидуальной жизни, тогда как две статуи более позднего времени имеют несколько ординарные черты лица. У двух происходящих из Геркуланума конных статуй членов семейства Бальба, в Неаполитанском музее, видны прекрасно изваянные, умные, живые римские головы. Среди бюстов первых времен империи особенно замечателен бюст Клитии, в Британском музее,– грациозный, целомудренный женский образ, словно вырастающий из чашечки цветка.
Стиль римского скульптурного портрета менялся вместе с общим мироощущением эпохи. Документальная правдивость, парадность, доходящая до обожествления, самый острый реализм, глубина психологического проникновения поочерёдно преобладали в нём, а то и дополняли друг друга. Но пока была жива римская идея, в нём не иссякала изобразительная мощь.
В конце III в. техника упростилась до крайности. Скульптурным образам этого периода свойственны лаконичные формы, резкость линий. Образы давались глубокими, почти грубыми линиями с полным отказом от детальной моделировки поверхности, выделялись лишь самые важные черты, монументальная выразительность достигалась по-новому (портрет Филиппа Аравитянина).
Реализм в духе портретов
эпохи республики, с которым они
воспроизводят черты
Римский портрет этой эпохи поражает отсутствием чего бы то ни было, кроме тщательного воспроизведения черт лица; по существу, характер изображенного человека проступает непреднамеренно. Порой скульптор намеренно придавал им свойства, типичные для личности истинного римлянина: жестокость, грубоватость, железная воля и чувство долга.(8, с. 100).
Следующий, императорский Рим вернулся к художественным идеалам Греции, привнеся в них постепенно свою рассудочность, парадность и помпезность. В дальнейшем эти две тенденции соединились, и родился новый жанр - смелые обобщенные портреты, которые передавали индивидуальные черты и в то же время создавали целостный образ личности. Портрет сделал доступным внутренний мир человека. Скульпторы отказались от фронтальных композиций и постепенно - от излишней детализации: в лице выделялось самое характерное, скупые линии и крупные формы делали портрет монументальным и экспрессивным одновременно. Так удивительной естественностью, соединенной с греческими строгостью и величием, дышат черты лица «Весталки» Музея терм, относящейся уже к эпохе Траяна.
Портреты периода империи схожи по образной характеристике: главное в них - чувство спокойного самообладания, образы замкнуты в себе — эмоциональная характеристика дана настолько сдержанно, что нередко образ кажется внутренне бесстрастным. Моделировка лиц давалась крупными обобщенными плоскостями, спокойное композиционное построение - с преобладанием фронтальной точки зрения. Отсюда характерное для портретов этой эпохи впечатление сдержанной строгости.
Мастера того времени стремились к индивидуализации портретного образа, к более конкретной эмоциональной характеристике, оживляли лица портретируемых мимикой. В портретах преобладала сильная, энергичная лепка, образующая светотеневые контрасты. В построении лица подчеркивались элементы асимметрии; моделировка была особо телесная, ощутимая, движение выражено лишь настолько, насколько необходимо, чтобы устранить впечатление неподвижности. В дальнейшем в построении преобладал динамический характер: повороты и наклоны усложняли и обогащали пластическое решение, давали возможность для восприятия с различных точек. Благодаря этому, скульптурные изображения оставляли впечатление реальной жизненности.
Идея привнести в облик императора сверхчеловеческие черты и посредством этого повысить его авторитет прижилась и стала официальной политикой периода империи. Эти отличительные черты наиболее полно проявились в великолепной статуе Августа из Примапорты. При беглом взгляде на нее нельзя сказать с уверенностью, бог это или человек. И это понятно: скульптор явно хотел одновременно изобразить и того и другого. Данная концепция обожествленного правителя связана с традициями Древнего Египта и на Ближнего Востока.
Римская портретная скульптура потом превратилась также в императорское искусство в полном смысле слова. Статуи во весь рост и в сидячем положении, бюсты и головы римских императоров и членов их семейств мужского и женского пола важны и как исторические документы, и как памятники, свидетельствующие сначала о ходе развития, а затем об упадке искусства во времена империи. Душевное величие благородных императоров выражается в их головах с такой же ясностью, как и нравственное ничтожество в головах цезарей, бывших бичами человечества. При этом все равно, как был бы изображен император: в мирной тоге, как председатель сената, в мантии, накинутой на затылок, как первосвященник, во всеоружии, как полководец, или нагим, в виде бога или героя.
Так, например, статуя императора Августа, найденная в Prima Porta и выставленную в Ватиканском музее, являет собой образ благородного мужа. Облеченный в доспехи Август обращается с речью к своим войскам; его правая рука поднята вверх с ораторским жестом; панцирь украшен эллинистическим рельефом, изображающим в величественных олицетворениях небо и землю и владычество римлян над всем миром; губы императора сомкнуты, хотя из них как бы несутся слова, и все черты его лица красноречивы. Внутренняя жизнь и здесь выражена главным образом в голове. Амур верхом на дельфине у ног Августа намекает на Афродиту, родоначальницу дома Юлиев. Капитолийский музей владеет прекрасной статуей сидящей женщины, которую считают внучкой Августа Агриппиной Старшей. Мотив сидячей задрапированной статуи и здесь эллинистический, но умное оживленное лицо совершенно римское.
В Лувре находится бюст Тиберия в дубовом венке; действительно ли изображает Калигулу бюст Капитолийского музея, подлежит сомнению. Знаменита колоссальная статуя Латеранского музея, изображающая Клавдия сидящим на троне в позе Зевса.
Движимый самолюбием, Нерон воздвиг перед своим Золотым Домом бронзовую статую самого себя, превосходившую размером Колосса Родосского. Исполнителем этого произведения, на которое Плиний Старший указывал как на пример упадка техники литья, считается Зенодор, очевидно, опять-таки грек. В бюстах Нерона, исполненных некоторое время спустя, появляется короткая борода, как, например, у бронзовой головы в Ватиканской библиотеке. Вообще, обычай гладко бриться существовал до эпохи Адриана. Этот император снова ввел в моду носить короткую окладистую бороду, как в Древней Греции. На бюстах императриц можно проследить изменения, происходившие в прическах. Супруга Адриана Сабина, в Капитолийском музее, по выражению Гельбига, «образец бравурной мраморной техники» времен названного государя. Головы Марка Аврелия, хорошие как портреты, в художественном отношении уже более слабы.
Постепенно античное равновесие между духом и телом было нарушено в пользу первого. Живое человеческое лицо превратилось в символ, символ власти, запечатленной во взгляде, власти, подчиняющей себе всё земное, бесстрастной, непреклонной и недоступно высокой (колоссальная статуя императора Константина).
Особо стоит отметить конные статуи. Единственным из дошедших до нас конных памятников императорам считается статуя Марка Аврелия — одна из немногих древнеримских статуй, остававшихся доступными для всеобщего обозрения на протяжении всего средневековья. Традиция придавать восседавшему на коне императору образ непобедимого владыки мира укоренилась еще со времен Юлия Цезаря, когда он дозволил воздвигнуть себе подобный памятник на Юлианском форуме. Марк Аврелий тоже хотел выглядеть победоносным — под правым передним копытом его коня когда-то находилась скорчившаяся фигурка варварского вождя. В высшей степени одухотворенный образ могучего коня передает ратный дух, но сама фигура императора, лишенная доспехов и вооружения, выражает стоическую отрешенность. Это скорей образ миротворца, а не военного героя. Таким и был взгляд этого императора на самого себя и на свое правление.
Бронзовая конная статуя этого императора, стоящая на Капитолии и столь часто упоминаемая в сочинениях, несмотря на свои недостатки, спустя 1300 лет после своего изготовления служила образцом для подражания.
Помимо скульптурного портрета, типично римским произведением становится документальный рельеф. Начиная с III в. до н. э. и в Риме начали создаваться картины, отражающие его историю. Выполненные на дереве, они играли роль своего рода плакатов, пропагандирующих триумфы того или иного героя. Однако уже в последние годы республики такие недолговечные средства отображения происходивших событий стали уступать место более «солидным» и монументальным формам: вырезанные из камня рельефы украшали сооружения, которые должны были просуществовать целую вечность. Таким образом, они являлись подходящим средством прославления императоров, и те стремились использовать его как можно шире.
Самый известный образчик – рельеф вокруг ствола колонны Траяна, воздвигнутой в начале II в. до Р.Х. на форуме Траяна, над могилой императора. Рельеф, прославляющий его победы, представляет собой подробнейшее и добросовестное повествование. Повествование, потому что здесь реализовано стремление как можно точнее, конкретнее передать ход событий, характерные черты лиц участников.
Ввиду отсутствия поясняющих надписей изображению следовало быть максимально понятным; это значит, пространственное оформление каждого эпизода тщательно продумывалось. Внешняя непрерывность изображения должна была сочетаться с внутренней целостностью отдельных сцен. «При этом глубину собственно резьбы требовалось уменьшить по сравнению с такими рельефами, как те, что украшали арку Тита, ибо в таком случае тени, отбрасываемые выступающими деталями, сделали бы изображение «нечитаемым» для находящегося внизу зрителя. Скульптору удалось блестяще решить все эти задачи, однако за счет того, что он почти полностью пожертвовал впечатлением глубины пространства. Ему пришлось свести пейзаж и архитектуру к упрощенным декорациям и увеличить угол наклона поверхности, поверхности, на которой стоят фигуры, как бы приподняв ее»[7, с. 98].
Вершиной искусства рельефа в Древнем Риме являются две большие панели, повествующие о деяниях императора Тита и украшающие триумфальную арку, воздвигнутую в 81 г. н. э., с целью увековечить его победы.
В число изображенных трофеев входят семисвечник и другие священные предметы. Несмотря на большой объем работы скульптору с удивительным успехом удалось передать движение многолюдной толпы. В правом углу рельефа процессия поворачивает и, удаляясь от нас, проходит через триумфальную арку. Она как бы исчезает в ней: арка размещена под углом, так что видна только ближняя ее часть с входом — радикальный, но эффективный прием.
Подводя итоги, нужно отметить, что портрет являлся в Древнем Рима наиболее популярным скульптурным творением, т.к. сделал доступным внутренний мир человека. Скульпторы сначала отказались от фронтальных композиций и постепенно - от излишней детализации: в лице выделялось самое характерное, скупые линии и крупные формы делали портрет монументальным и экспрессивным одновременно. Изменялся портрет и по передаваемому настроению: от силы и жестокости в эпоху борьбы с варварами - до религиозной покорности судьбе к V в. н.э.
Помимо портретной скульптуры, в Древнем Риме создавались конные статуи и документальный рельеф.
Заключение
Архитектура и скульптура Древнего Рима имели свои специфические, характерные черты. Практичность мышления римлян проявилась в архитектуре. Открытие бетона создало новые конструктивные возможности строительства гигантских сооружений и сводчатых перекрытий. Купол храма символизировал мощь Рима, единство власти, единую государственность и господство над Вселенной. У римлян иные, чем у греков, не сопоставимые с человеком, а подавляющие его, масштабы зданий. Пафос полезности во имя государства был реализован в строительстве городов, форумов (площадей), триумфальных арок (для торжественного въезда победителей и воспевания имен триумфаторов), храмов, терм – общественных бань (мест для светского общения), цирков и амфитеатров (для развлечения публики), дорог, акведуков. Трезвый, рациональный ум римлян способствовал развитию портретного жанра в скульптуре. Римские портреты индивидуализированы и персонифицированы.
В 395 г. Римская империя распалась на Западную (латинскую) и Восточную (греческую). В 476 г. Западная Римская империя рухнула под нашествием германцев. Открылась новая страница в истории культуры — культура средневековья. Безусловно, римские ценности менялись на протяжении бурной истории этой цивилизации. Кризис, охвативший Рим, не мог не затронуть и их. Римское общество всё дальше отступало от тех принципов, которыми так гордились жители Вечного города. Однако римская культура как составная часть античности оставила глубокий след в развитии мировой истории, основываясь на особенностях искусства архитектуры и скульптуры, в частности.