Архитектура эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 19:21, реферат

Описание работы

Архитектура эпохи Возрождения пришла на смену архитектуре мрачного готического Средневековья вместе с идеями раскрепощения, гуманизма и достоинства человеческой личности. В это время в обществе появляется сильное увлечение античностью, которое проникает во все сферы искусства.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Архитектура эпохи Возрождения
1.1. Новый характер архитектуры Возрождения
1.2. Строительные материалы в период Ренессанса
1.3. Своды и купола
Глава 2. Возрождение в Италии
2.1. Ранний ренессанс в Италии
2.1.1. Филиппе Брунеллески
2.1.2. Леон Баттиста Альберти
2.1.3. Лучано да Лаурана
2.2. Высокий Ренессанс в Италии
2.2.1. Собор Святого Петра в Риме
2.2.2. Архитектура Высокого Возрождения в Северной Италии
2.2.3. Итальянский интерьер XVI века
2.3. Поздний Ренессанс в Италии
2.3.1. Площадь Капитолия, Рим
2.3.2. Андреа Палладио
Вывод
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Реферат - Архитектура эпохи Возрождения (с иллюстрациями).doc

— 3.23 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

  РЕФЕРАТ

По предмету «Культурология» 

На тему: «АРХИТЕКТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Работу выполнила:

Студентка 2-го курса 

Веселова Екатерина

Группа У03-561

 

 

 

Содержание

Введение

Глава 1. Архитектура эпохи Возрождения

1.1. Новый характер архитектуры Возрождения

1.2. Строительные материалы в период Ренессанса

1.3. Своды и купола

Глава 2. Возрождение в Италии

2.1. Ранний ренессанс в Италии

2.1.1. Филиппе Брунеллески

2.1.2. Леон Баттиста Альберти

2.1.3. Лучано да Лаурана

2.2. Высокий Ренессанс в Италии

2.2.1. Собор Святого Петра в  Риме

2.2.2. Архитектура Высокого Возрождения  в Северной Италии

2.2.3. Итальянский интерьер XVI века

2.3. Поздний Ренессанс в Италии

2.3.1. Площадь Капитолия, Рим

2.3.2. Андреа Палладио

Вывод

Список литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Архитектура эпохи Возрождения пришла на смену архитектуре мрачного готического Средневековья вместе с идеями раскрепощения, гуманизма и достоинства человеческой личности. В это время в обществе появляется сильное увлечение античностью, которое проникает во все сферы искусства.

Эпоха Возрождения — период огромных экономических и социальных преобразований в жизни европейских государств, в значительной мере обусловленный  перемещением торговых путей и созданием  новых торговых и промышленных центров в связи с открытием Америки и укреплением турок на Балканах,— связана также с радикальными изменениями в области идеологии и культуры. Эпоха Возрождения — эпоха гуманизма и просвещения; в это время расширяются представления о мире, меняются взгляды на человека и его роль в обществе. Идеал человека эпохи Возрождения — сильная физически и умственно, волевая личность, способная отстоять свои права, способная активно изменить и усовершенствовать мир. Отсюда — новое направление в философии, науке, литературе, художественной культуре, в том числе изобразительном искусстве и архитектуре. За исходное начало берется античное наследие, последовательный рационализм которого соответствовал целям и представлениям молодого класса. Отсюда огромный интерес к античности, к древним произведениям искусства, архитектуры.

Но Возрождения в точном смысле слова быть не могло, так как функциональные требования и типы зданий, а также  конструкции были совсем другими. Могло  быть Возрождение только архитектурно-декоративных тем и мотивов, ордерной системы и определенного круга пластических, декоративных деталей. Кроме того, отказ от готической системы мог быть лишь относительным и постепенным. Без воспитанного средневековьем совершенства строительной и художественной техники архитектура Возрождения и связанный с ней синтез искусств были бы невозможны. Кроме того, в первой половине XV века еще существовала византийская архитектура, и влияние ее на итальянское строительство было существенным [6].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Архитектура эпохи Возрождения

1.1. Новый характер архитектуры Возрождения

Архитектура занимает ведущее место  в ренессансном художественном творчестве. В этот период возводятся сооружения, масштабной мерой которых становится человек. Существенно изменяется характер монументальной архитектуры, и в отличие от вертикализма пространств, соответствовавшего мировоззрению средневековья, новые формы развиваются в ширину. Архитектура характеризуется простотой и спокойствием объемов, форм и ритма Ренессансные постройки вызывают ощущение статичности за счет наслоения друг на друга горизонтальных этажей.

Из античной архитектуры ренессанс  перенимает ордерную систему. Колонна, пилон, пилястра, архитрав, архивольт и свод являются основными элементами, которые ренессанс свободно использует, создавая их различные комбинации. Используются различные ордера, которые чаще всего выстраиваются в ряд в соответствии с так называемой классической соподчиненностью — от самого тяжелого дорического в нижней части к наиболее субтильному коринфскому наверху. Стена опять приобретает свое первоначальное тектоническое значение.

Очень важным является и изменение  характера пространства. Вместо вдохновенного  готического пространства появляется рациональное с визуально четкими границами. Вместо напряженности готических ломаных линий используются строгие, в большинстве случаев прямоугольные, формы. Основные геометрические фигуры и тела в ренессансной архитектуре — квадрат, прямоугольник, куб и шар. С самого начала и через весь период Ренессанса проходит принцип художественного индивидуализма, свободного обращения к античным формам.

    Преобладающие и модные  цвета: пурпурный, синий, желтый, коричневый;

    Линии:  полуциркульные линии, геометрический  рисунок (круг, квадрат, крест, восьмиугольник), преимущественно горизонтальное членение интерьера;

    Форма  стиля ренессанс: крутая или  пологая крыша с башенными  надстройками, арочные галереи, колоннады,  круглые ребристые купола, высокие  и просторные залы, эркеры;

    Характерные  элементы интерьера: кессонный потолок; античные скульптуры; лиственный орнамент; роспись стен и потолка;

    Конструкции:  массивные и визуально устойчивые; бриллиантовый руст по фасаду;

    Окна  стиля ренессанс: полуциркульные  и прямоугольные с тяжелым  карнизом и фризом в сочетании с круглыми; иногда полуциркульные арочные, часто спаренные и даже строенные;

    Двери  стиля ренессанс: устройство порталов  с тяжелым карнизом, фризом и  колоннами; прямоугольный и полуциркульный  арочный вход.

В эпоху Возрождения в области искусств и архитектуры на первый план выдвигается творческая личность мастера-художника, мастера-архитектора, обладавшего определенной творческой индивидуальностью. Архитектор эпохи Возрождения сменяет собой цехового мастера эпохи готики. В мировую историю архитектуры эпоха Возрождения вписала великие имена Брунеллеско, Альберти, Браманте, Микеланджело, Делорма, Джонса, Эрреры.

1.2. Строительные материалы в период Ренессанса

Кроме традиционных строительных материалов в период Ренессанса используются и некоторые новые. Традиционный камень в основном в ранний период применяется в виде каменных блоков, обработанных различными способами. Он используется и в конструкциях, и в элементах оформления.

Все более важным материалом становятся строительные растворы. Практически Ренессанс — период наступления штукатурки в архитектуре. Раствор используется не только в кладке, но и в виде гладкой штукатурки, сграффито, руста и для создания некоторых других архитектурных элементов. Кирпич по-прежнему остается привычным материалом, конструктивным и декоративным.

Ренессанс характерен чередованием материалов и цвета, широко используются цветные материалы: терракота, майолика и глазурованный кирпич. Изделиям из этих материалов легко  придать различную форму, что  позволяло создавать различные элементы и детали архитектурного оформления сериями.

В XVI в. чаще, чем  настенная живопись, в убранстве  интерьеров используются лепные украшения, вначале белые, а впоследствии тонированные и золотые. В значительном количестве применяется железо, особенно в качестве конструктивных деталей, обеспечивающих жесткость с помощью тяг и затяжек.

Медь, олово и бронза используются в декоративных целях. Из дерева конструируются стропила, карнизы и потолки, которые  имеют кесссоны сложной формы. В некоторых случаях из дерева выполняются и своды, например, циллиндрические с люнетами [1].

1.3. Своды и купола

Конструктивное решение сводов и куполов остается основной технической  и художественной задачей. Популярны  глухие своды и купола, оставляющие  много места для росписей. При возведении сводов использовался как античный, так и средневековый опыт. К наиболее типичным для Ренессанса сводам относятся: цилиндрический с люнетами, сомкнутый, лотковидный, «зеркальный». Для коридоров и арочных галерей применялся крестовый свод без ребер [Приложение 1].

 

 

 

 

Глава 2. Возрождение в Италии

2.1 Ранний ренессанс в Италии

Новое направление в архитектуре  Италии 15 в. ранее и отчетливее, чем  где-либо, проявилось во Флоренции. Зодчие раннего Возрождения унаследовали от средневековых мастеров многие из приемов строительной техники. Таковы, в частности, кладка стен зданий из кирпича с последующей облицовкой камнем; применение крестовых, цилиндрических и сомкнутых сводов из кирпича; плоских деревянных, балочных и стропильных перекрытий.

Эволюция итальянской архитектуры  в 15 в. нередко протекала в сложных  и противоречивых формах. Часто давала себя знать незрелость и непоследовательность в применении классической ордерной системы, в смешении античных и средневековых  форм [7].

2.1.1.Филиппе Брунеллески

Быть может, ни в одной другой области художественной культуры Италии поворот к новому пониманию не был в такой степени связан с именем одного гениального мастера, как в архитектуре, где родоначальником  нового направления явился Филиппе Брунеллески (1377—1446) [8].

Наиболее ранним из крупнейших произведений Брунеллески был купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции (1420—1436). Трудность возведения купола заключалась не только в огромных размерах перекрываемого пролета (диаметр купола у основания составляет около 42 м), но и в необходимости возвести его без лесов на высоком восьмиугольном барабане с относительно небольшой толщиной стен. Жесткость конструкции обеспечивалась каркасной системой, основу которой составили восемь главных несущих ребер, расположенных по восьми углам восьмигранника и связанных между собой опоясывающими их каменными кольцами [Приложение 2].

Архитектурные и конструктивные приемы сакристии церкви Сан Лоренцо  нашли свое дальнейшее усовершенствование и развитие в капелле Пацци во Флоренции (начата в 1430 г.). Брунеллески скомпоновал здание капеллы так, что оно сочетает в себе поперечное развитие пространства интерьера с центрической композицией, а снаружи подчеркнуто фасадное решение здания с его купольным завершением. Основные пространственные элементы интерьера распределены по двум взаимно перпендикулярным осям, отчего возникает уравновешенная система здания с куполом на парусах в центре и тремя неравными по ширине ветвями креста по сторонам его. Высокий аттик, который был бы слишком тяжел для поддерживающих его стройных колонн, зрительно облегчен расчленяющими его спаренными пилястрами с легкими филенчатыми вставками между ними и венчающим антаблементом [Приложение 3].

2.1.2. Леон Баттиста Альберти

Вторым после Брунеллески великим итальянским зодчим раннего Ренессанса был Леон Баттиста Альберти (1404—1472). Палаццо Ручеллаи во Флоренции (1446—1451) — наиболее законченное творение Альберти в светской архитектуре, показывающее зрелость и остроту его композиционных замыслов. В фасаде палаццо впервые применена ставшая впоследствии одной из самых распространенных тема пилястр, поэтажно расчленяющих рустованную стену. Ордерная трактовка фасада здания уничтожила характерный для более ранних флорентийских палаццо резкий контраст между уличным фасадом и более легкой и нарядной архитектурой внутреннего двора, способствуя также правильному выражению масштаба здания при включении его в ансамбль неширокой улицы [Приложение 4].

В культовом зодчестве, стремясь к  величию и простоте, Альберти использовал в оформлении фасадов мотивы римских триумфальных арок и аркад (церковь Сант-Андреа в Мантуе, 1472—94[Приложение 5]). Имя Альберти по праву считается одним из первых среди великих творцов культуры итальянского Возрождения. Его теоретические сочинения, его художественная практика, его идеи и, наконец, сама его личность гуманиста сыграли исключительно важную роль в становлении и развитии искусства Раннего Возрождения.

2.1.3. Лучано да Лаурана

Особое место в истории итальянского зодчества 15 в. занимает архитектура городских центров на западном побережье Адриатического моря — Анконы и Урбино. Их прочные экономические и культурные связи с североитальянскими городами (Венеция) и славянскими городами восточного побережья Адриатики в немалой степени предопределили своеобразное развитие местной архитектуры и участие в создании лучших архитектурных памятников этого периода славянских мастеров — выходцев из Далмации. Но наиболее крупным архитектором из числа выходцев из Далмации был Лучано да Лаурана (1420/25 —1479).

Самое большое  и достоверное произведение Лучано да Лаурана — Палаццо Дукале в  Урбино (ок. 1468—1483). Лаурана кладет в  основу планировки урбинского дворца композицию флорентийского городского палаццо с большим внутренним парадным двором, вокруг которого группируются парадные, жилые и хозяйственные помещения. Это основное ядро композиции дополняется внутренним (висячим) садом и открытым в сторону города двором, образованным двумя выступающими южными корпусами.

Облик главного фасада дворца с его башнями, машикулями, крепостными Зубцами, с одной стороны, и многоярусной лоджией, как бы разорвавшей тяжелую оболочку средневековой крепости, с большими оконными проемами, украшенными ордерными наличниками,— с другой, отражает влияние двух тенденций — феодально-средневековой и ренессансной.

2.2. Высокий Ренессанс в Италии

Высокий Ренессанс — краткий  отрезок времени в три десятилетия, от начала XVI века и фактически до вторжения  в Рим войск германского императора Карла V, которое приостановило строительство и художественную деятельность «вечного города».

Этот период связан с повышением политической активности папства. При  папах Юлии II и Льве X в Риме работают крупнейшие мастера — Рафаэль, Микеланджело, Браманте и другие. Рим становится архитектурной столицей Италии, сохраняя эту роль на протяжений всех последующих столетий, фактически вплоть до нашей современности [5].

2.2.1. Собор Святого Петра в Риме

Основоположником Высокого Возрождения  в архитектуре был Донато Анжело Браманте (1444—1514), приглашенный в 1499 году из Милана в Рим папой Юлием II, который собрал в "Вечном городе" лучших художников Италии.  Самой большой задачей, которую пришлось решать Браманте, стал проект грандиозного сооружения эпохи Возрождения — собора Св. Петра в Риме, который должен был быть возведен на месте обветшалой раннехристианской базилики.

Информация о работе Архитектура эпохи Возрождения