Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 19:21, реферат
Архитектура эпохи Возрождения пришла на смену архитектуре мрачного готического Средневековья вместе с идеями раскрепощения, гуманизма и достоинства человеческой личности. В это время в обществе появляется сильное увлечение античностью, которое проникает во все сферы искусства.
Введение
Глава 1. Архитектура эпохи Возрождения
1.1. Новый характер архитектуры Возрождения
1.2. Строительные материалы в период Ренессанса
1.3. Своды и купола
Глава 2. Возрождение в Италии
2.1. Ранний ренессанс в Италии
2.1.1. Филиппе Брунеллески
2.1.2. Леон Баттиста Альберти
2.1.3. Лучано да Лаурана
2.2. Высокий Ренессанс в Италии
2.2.1. Собор Святого Петра в Риме
2.2.2. Архитектура Высокого Возрождения в Северной Италии
2.2.3. Итальянский интерьер XVI века
2.3. Поздний Ренессанс в Италии
2.3.1. Площадь Капитолия, Рим
2.3.2. Андреа Палладио
Вывод
Список литературы
Приложения
В плане собор, спроектированный Браманте, должен был представлять собой квадрат с наложенным на него греческим равноконечным крестом. Проект Браманте, однако, не отвечал техническим возможностям своего времени, и в процессе строительства было необходимо вносить в него изменения (строительство началось в 1506 г.) Основная идея центричного сооружения вместе с тем сохранилась и осталась преобладающей, несмотря на последующее развитие здания по продольной оси. При разработке проекта и ведении строительных работ приходилось считаться с ранее существовавшим сооружением. Работы шли медленно, и к моменту смерти Браманте была выложена лишь нижняя часть стен и подкупольных пилонов.
После смерти Браманте строительство возглавил его ученик, знаменитый художник Рафаэль Санти (1483—1520), который пытался решить проблему взаимного отношения живописи, скультуры и архитектуры. Строительство собора Cв. Петра после Рафаэля продолжил Антонио ди Сангалло, также спроектировавший палаццо Фарнезе. Наконец, в 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело. Он вернулся к идее центральнокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в античных храмах, вход находился с восточной, а не с западной стороны). Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство.
Высота фасада, построенного архитектором Мадерна, 45 м, ширина — 115 м Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65 м, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (кроме апостола Петра). Из портика пять порталов ведут в собор. Створки дверей центрального портала выполнены в середине XV в. и происходят из старой базилики. Внутри собор поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления — здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства. Общая длина базилики 211,6 м. На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с собором св. Петра. Купол, шедевр архитектуры, имеет внутри высоту 119 м и диаметр 42 м. Он опирается на четыре мощных столба. В нише одного из них стоит пятиметровая статуя св. Лонгина работы Бернини [Приложение 6].
2.2.2. Архитектура Высокого Возрождения в Северной Италии
В архитектуре Венеции Высокое
Возрождение может быть охарактеризовано
творчеством зодчего Якопо
Открытый ажурный характер архитектуры здания библиотеки Сан-Марко соответствует ритмическому решению двух первых этажей находящегося напротив дворца Дожей [6].
2.2.3. Итальянский интерьер XVI века
Развитие искусства итальянского интерьера XVI столетия шло в сторону большей сдержанности и «классицистичности» всех элементов, их формирующих. Постепенно уменьшается значение орнамента, он ограничивается обработкой деталей потолков, фризами в соответствующих частях ордерных построений. Сравнительно большую роль сохраняет орнамент в художественном оформлении мебели. На формы мебели, как и на архитектуру, особенно сильное влияние оказывают найденные в этот период в Италии, в частности в Риме, подлинные памятники античной эпохи.
В начале XVI века были раскопаны помещения
«Золотого дома» Нерона в Риме
с их изысканными и тонкими
орнаментальными композициями. Мелкие
и причудливые сплетения
Пример Рафаэля оказался заразительным,
и с этого времени — с 1519
года — гротесковые росписи
Полы в зданиях XVI века продолжали настилаться из каменных плиток и фаянсовых изразцов, применялись и мраморные мозаики. В это время появляются новые предметы в мебели — конторки, соединенные со шкафом (бюро), поставцы, мягкие кресла, разнообразятся формы стульев. Особенно характерны кресла с резными локотниками, обитые бархатом или кожей. Часто ножки столов и стульев заменяются двумя резными досками, соединяемыми связью — перемычкой. В мебели ведущая роль по-прежнему сохраняется за архитектурными мотивами — вводятся пилястры, антаблементы, кронштейны, фронтоны и соединенные с ними скульптурные темы — атланты, кариатиды, гермы, львиные маски и лапы, дельфины, картуши, розетки и другие. Широко применяются барельефы. Многое в богатой и насыщенной декорировке мебели напоминает отделку античных саркофагов. Использовались позолота, цветные фоны.
Повышенной декоративностью
В целом в прикладном искусстве Италии конца XVI века, в том числе и мебели, в соответствии с общим развитием архитектуры, отмечается усиление тенденций, в дальнейшем приведших к формированию стиля барокко [6].
2.3. Поздний Ренессанс в Италии
Позднее Возрождение (1530—1580 годы) — это не время упадка, это период дальнейшего продолжения традиций Высокого Возрождения, но в иной исторической обстановке, что повлияло на искусство и архитектуру.
Период позднего итальянского Ренессанса заложил основы для совершенно нового направления в искусстве. Архитектура этого времени сочетала две различные тенденции, которые, переплетаясь, дополняли друг друга. Первая связана с дальнейшим ростом классицистических, академических настроений (Виньола), вторая — с усилением признаков декоративизма, протобарочных настроений (Микеланджело).
Выдающимися зодчими этого времени были Микеланджело (1475—1564) Джакомо Бароцци да Виньола (1507—1573) и Андрее Палладио (1518—1580) [7].
2.3.1. Площадь Капитолия, Рим
Микеланджело разработал план пространственной организации площади Капитолия, на которой находится Сенат, а по сторонам — здание Капитолийского музея и Архив. И дворец, и вся площадь своим архитектурным решением задает направленность всему последующему этапу развития архитектуры.
Дворец представляет собой двухэтажное здание с открытой лоджией по первому этажу. Оба этажа объединены высоким ордером. Главный фасад, на котором главенствует ритм свободных членений большого ордера, завершается массивным антаблементом. Такое решение фасада провозглашает начало нового, уже барочного понимания искусства. К открытой стороне площади ведет широкая лестница Кордоната, спускающаяся к жилым кварталам города. У ее основания установлены два древнеегипетских мраморных льва. Завершается лестница величественными статуями Диоскуров, Кастора и Полидевка, появшиеся позже - в 1583 году, они обнаружены при раскопках в театре Помпея. Рядом, вдоль балюстрады, расположены Трофеи Марио, статуи Константина и Константина II и два верстовых столба с Аппиевой дороги [10].
2.3.2. Андреа Палладио
Андреа Палладио (1508—1580), творчеством которого завершается период позднего Ренессанса, ограничил свою деятельность родным городом — Виченцей, но его роль в развитии итальянской и мировой архитектуры выходит далеко за пределы Северной Италии.
В этом городе он создал легкое и воздушное здание базилики. В ее аркаде осуществлена комбинация архитрава и архивольта, чрезвычайно облегчившая впечатление от стены.
Работы Палладио характеризуют совершенство в построении ордера, прекрасная отработка деталей и особая пластичность, мягкость всех элементов архитектуры. Палладио построил в Виченце ряд палаццо, а в ее окрестностях — несколько вилл для местной знати.Палаццо, построенные Палладио, двухэтажные, что характерно для Северной Италии, фасады их оформлены с использованием ордеров, но в каждом они введены в особом варианте.
Свои принципы Палладио еще в большей степени реализовал в палаццо Кьерегати (строительство началось в 1551 г.), который позднее стал примером для многих сооружений раннего барокко. В палаццо Изеппо да Порто первый этаж, обработанный рустом, играет роль пьедестала, на котором установлены ионические полуколонны второго этажа. В палаццо Вальмарано применена уже другая система: здесь использован так называемый большой ордер в виде коринфских пилястр, охватывающих оба этажа [11].
В наиболее известном палаццо Капятаниато использован большой ордер в виде коринфских полуколонн, по первому этажу проходит лоджия. Другие палаццо Палладио дают иные, каждый раз особые варианты применения ордерных порядков. Ни у одного из архитекторов Возрождения ордера не получали столь широкого и разнообразного применения, не говоря уже о совершенстве воспроизведения в пропорциях и пластике.
Чрезвычайный интерес
Наиболее известная вилла
Одной из его значительных построек является театр Олимпико, строительство которого в Виченце было начато в 1555 г. и завершено архитектором Скамоцци в 1585 г. Творчество Палладио оказало огромное воздействие на мировую архитектуру, прежде всего на архитектуру классицизма второй половины XVIII и первой половины XIX века [Приложение 7]
Вывод
Возникнув в начале XV в. в Италии (в Тоскане), где наследие античности никогда полностью не исчезало, Ренессанс, в XV в. постепенно распространяется по всей Италии. Для него характерно наличие местных различий, поэтому во Франции он иной, чем в Венеции или в Риме. Еще в большей степени местные отличительные черты проявляются в XVI в., когда ренессанс распространяется по всей Европе.
Возрождение самоопределилось, прежде всего, в сфере художественного творчества. Однако первым его признаком, как казалось современникам, явился «расцвет искусств» после долгих веков средневекового «упадка», расцвет, «возродивший» античную художественную мудрость, именно в этом смысле впервые употребляет слово rinascita Дж. Вазари.
При этом художественное творчество и особенно изобразительное искусство понимается теперь как универсальный язык, позволяющий познать тайны «божественной Природы». Подражая природе, воспроизводя ее не по-средневековому условно, а именно натурально, художник вступает в соревнование с Верховным Творцом. Искусство предстает в равной мере и лабораторией, и храмом, где пути естественнонаучного познания и богопознания (равно как и впервые формирующееся в своей окончательной самоценности эстетическое чувство, «чувство прекрасного») постоянно пересекаются.
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Свод: 1 - цилиндрический с люнетом, 2 - монастырский. Схема: 1 - купол на парусах, 2 - купол на барабане.