Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2015 в 15:56, реферат
Цель данной работы: рассмотреть традиционную культуру и образ жизни австралийских аборигенов.
Задачи:
• подобрать и проанализировать необходимую литературу для рассмотрения данной темы;
• изложить материал в логической последовательности, а именно:
- рассмотреть традиционный образ жизни австралийских аборигенов;
- выяснить особенности искусства;
- проследить духовную традицию;
- рассмотреть особенности религии австралийских аборигенов;
• сделать соответствующие выводы по изложенному материалу.
Введение………………………………………………………………3
1. Традиционный образ жизни австралийских аборигенов…………..5
2. Особенности искусства аборигенов…………………………………9
3. Духовная традиция аборигенов……………………………………..15
4. Художественные легенды аборигенов……………………………...16
5. «Находка века»……………………………………………………….17
6. Религия австралийских аборигенов…………………………………18
7. Магия. «Время грез»…………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………22
Список источников литературы……………………………………...24
Тема: Австралийские аборигены: традиционная культура и образ жизни
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Традиционный образ жизни
2. Особенности искусства аборигенов…………………………………9
3. Духовная традиция аборигенов……
4. Художественные легенды
5. «Находка века»…………………………………………
6. Религия австралийских аборигенов…………………………………18
7. Магия. «Время грез»………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список источников литературы……………………………………...24
Введение
Культура аборигенов Австралии - старейшая на Земле, она сохранилась практически без изменений и существует не менее 30 тыс. лет. Отдельные племена имеют места своих священнодействий, которым, по мнению ученых-археологов, не менее 50-60 тыс. лет.
Согласно археологическим данным Австралия заселялась человеком примерно в период 30 - 12 тыс. лет до н.э. По антропологическим признакам аборигены относятся к австралийской ветви негро-австралоидной расы. По языковому признаку австралийские аборигены делятся на две большие группы: южную и северную.
Коренное население Австралии, уничтожаемое и притесняемое пришлым белым населением на протяжении последних 200 лет, не так давно получило некоторые права на земли, на которых аборигены обитали с незапамятных времен. Согласно Земельному Протоколу, допуск на исконные территории обитания аборигенных групп ограничен и контролируется старейшинами и воинами племен. Проникновение в сакральные и культовые места внутри континента возможны только в сопровождении старейшины или уполномоченного из племени.
«По последним статистическим данным в Австралии проживает около 400 тыс. аборигенов (примерно 2 % от общего населения континента). Сообщество аборигенов представляет собой более 500 отдельных групп, каждая из которых имеет свой язык и культуру»1.
Благодаря фильмам и книгам об австралийских аборигенах многие интересуются традиционной культурой аборигенских племен, бросанием бумеранга, ритуальными танцами у костра. Воображение рисует нам романтичный и загадочный образ аборигенов в Австралии.
Итак, цель данной работы: рассмотреть традиционную культуру и образ жизни австралийских аборигенов.
Задачи:
- рассмотреть традиционный образ жизни австралийских аборигенов;
- выяснить особенности искусства;
- проследить духовную традицию;
- рассмотреть особенности религии австралийских аборигенов;
1. Традиционный образ жизни австралийских аборигенов
Климат Австралии суров. 3начительную часть материка занимает каменистая пустыня, мало пригодная для жизни человека. Но местное население на протяжении тысячелетий вырабатывало навыки, позволявшие ему приспосабливаться к суровым природным условиям. Мужчины традиционно занимались охотой на кенгуру, валлаби, кускуса, опоссума, австралийского страуса, эму, птиц, черепах и змей. Они были опытными охотниками, способными ориентироваться среди дикой природы. Большую помощь им оказывала полудикая собака динго.
Австралийские аборигены передают по наследству своим детям уникальные способности находить воду в безжизненной каменистой пустыне, раскинувшейся на многие сотни километров. В качестве оружия во время охоты на млекопитающих использовали копье. «Копье посылали в цель с помощью копьеметалки, которая увеличивала дальность полета и силу удара. Копье, брошенное рукой, летит на 25-30 м, а при помощи копьеметалки на 100 - 150 м»2.
Для охоты на птиц использовали бумеранг. Его делали из твердых пород дерева - железного, эвкалипта, акации. Особенностью этого вида оружия было то, что в полете он описывал замкнутую линию, и не попав в цель, возвращался к ногам того, кто его метнул. Траектория полета этого вида охотничьего оружия определялась наличием неровных лопастей и небольших винтообразных шероховатостей на его поверхности. Изготовление бумеранга требовало навыков и особого мастерства. В качестве военного снаряжения для зашиты от ударов копий использовали щиты.
Женщины традиционно занимались собирательством. Во время перекочевок в поисках пищи женщины собирали съедобные корни и побеги растений, орехи, семена, яйца эму, различные виды насекомых, личинок и складывали их в специальные деревянные сосуды, которые носили на голове.
Изготовлением оружия и орудий труда, а также предметов домашнего обихода, занимались мужчины. Оружие, орудия труда и большинство предметов домашнего обихода австралийцы делали из камня, раковин, кости, дерева, растительных волокон, шкур, человеческих волос. Многие виды оружия и орудий труда напоминали те, которые наши далекие предки, охотники каменного века, делали из камня и кости. Например, наконечники копий «пирри» делались с зубчатыми краями и по способу изготовления были похожи на ранненеолитические.
Для приготовления пищи пользовались огнем костра. «Огонь разводили трением двух кусков дерева друг о друга. Работа по извлечению искры занимала от получаса до часа»3.
Пищу не варили, мясо и рыбу жарили на прямом огне или пекли в углях, завернув в листья. Для приготовления мяса, растительных продуктов использовали иногда земляную печь.
Жилищем австралийцам служили шалаши. Домашняя утварь не отличалась многообразием и была полностью приспособлена к кочевому быту. В качестве одежды использовались набедренные повязки из растительных волокон и шкур. Скудость одежды аборигенов восполнялась обилием украшений, изготовленных из различных материалов и отличавшихся разнообразием форм. Украшения, в основном, носили мужчины. Ожерелья делали из бобов, раковин, тростника, зубов животных. Перламутровые кулоны декорировали сложным геометрическим орнаментом. Их носили на шее или на лбу. Ноги и руки украшали браслетами из раковин, коры деревьев, перьев птиц яркой окраски, растительных волокон. Большое внимание уделялось раскраске тела.
Раскраска имела эстетическое (чтобы привлечь внимание представителей противоположного пола), гигиеническое (толстый слой краски, разведенной жиром, предохранял кожу), магическое (необычное сочетание красок могло напугать врага) и символическое (определенный узор позволял определить социальный статус владельца) значения.
В обществе аборигенов Австралии широкое распространение получили обряды перехода из одной возрастной или социальной категории в другую, или инициаций. Обрядом возрастных инициаций отмечался переход австралийских мальчиков в статус взрослых мужчин. В возрасте 9 лет мальчиков изолировали от жизни племени и в специальных уединенных местах - святилищах - взрослые мужчины подвергали их разнообразным испытаниям на мужество и выносливость. На гpyдь и спину острыми кремневыми ножами наносили рубцы, которые затем в гигиенических целях посыпали раскаленным пеплом. После такой процедуры рубцы приобретали объемный характер и сохранялись на всю оставшуюся жизнь. В носовую перегородку вставляли палочку, протыкали уши и вдевали в отверстия серьги из костей птиц.
Племя австралийцев делилось на родовые группы, каждый из которых имела своего собственного духа-хранителя или «тотем». Такой дух-хранитель мог иметь облик какого-то животного, растения, предмета неживой природы или явления природы: змеи, лягушки, муравья, кенгуру, радуги и т.п. Согласно мифологическим представлениям австралийцев, вместилищами тотемов или духов-покровителей - чуринги - служили специфические предметы овальной формы из дерева или плоские камни продолговатых очертаний. Старейшины родовых групп держали чуринги в особых священных местах, надежно спрятанных от глаз непосвященных.
2. Особенности искусства аборигенов
Искусство аборигенов продолжает самые древние в мире традиции. «В то время как Европейская цивилизация отмечает начало третьего тысячелетия своего существования, австралийские аборигены отмечают (по меньшей мере) начало пятидесятого»4.
Искусство аборигенов охватывает широкий спектр форм и материалов: от изображений на древних скальных породах до украшения рисунками человеческого тела, рисунков на земле и скульптур из песка; изображений на коре деревьев и скульптурных работ из дерева, до драгоценностей и тканых материалов.
Существует не одна, а несколько традиций в искусстве коренных жителей Австралии и каждая из них имеет свой ярко выраженный язык, словарь знаков и символов. Композиция строится из нескольких смысловых слоев, определяемых в контексте их использования – либо в церемониальном смысле для ограниченной группы посвященных, либо для широкой публики непосвященных. Художники проводят границу между разными уровнями значений: для посвященных одна, внутренняя история, для непосвященных – другая, внешняя интерпретация. Это позволяет им создавать священные изображения в произведениях, предназначенных для обозрения широкой публики, не умаляя при этом ни реальной культурной ценности работы, ни целостности изображения.
По традиции основной тематикой в творчестве аборигенов является мир предков, обычно известный как «Dreaming» (переводимый как «сновидения» или «видения» или даже «вечный период сновидений»). Мир предков соотносится с происхождением Вселенной и с сверхъестественными существами и мифологическими предками-героями, которые ее создали, их духовное воздействие продолжается, оно поддерживает жизнь многих поколений аборигенов. Эти сверхъестественные существа и предки-герои пересекали бесформенный мир в человеческом и нечеловеческом облике, создавая рельеф местности и устанавливая законы социального и религиозного поведения. Весь австралийский континент покрыт сложной сетью следов, оставленных первопредками. Некоторые из них располагаются в рамках одного региона, другие распространяются на несколько регионов, связывая те земли, которые они покрывают.
Влияние сверхъестественных существ и первопредков присутствует на земле, в животном и растительном мире и внутри индивидуумов. Оно активизируется во время церемоний, тем самым поддерживая своих человеческих потомков. Связь индивидуума с астральными существами и землей, с духовной и социальной сущностью выражается посредством тотемов, которые играют важную роль в ритуальных песнях, в танцах и в произведениях искусства.
До начала европейской колонизации аборигены разговаривали на более чем 200 различных языках и 600 диалектах. Соответственно существовали мириады различий в культуре, духовной сфере, традициях и стилях художественного творчества.
В простой классификации искусство коренного населения Австралии можно разделить на категории в соответствии со стилистическими районами, в которых художники пользуются одинаковыми образами и специфическими материалами. Среди таких районов можно указать «Верхний край» (Арнем-Ленд и окрестности), Кимберли, район пустыни и полуостров Кейп-Йорк.
Арнем-Ленд расположена в тропическом северном районе, это один из самых продуктивных в художественном плане районов страны. В этом районе площадью 114 000 кв. километров находятся сотни образцов наскальных рисунков, мощные реки, лагуны с пресной водой, джунгли, леса, мангровые болота и песчаные пляжи.
В Арнем-Ленд говорят примерно на 30 различных языках и диалектах, которые так же сильно отличаются друг от друга, как, например, русский и английский языки; более того, район делится на кланы (или объединенные семейные группы), у которых существует сходство в социальной организации, духовных верованиях и в обычаях проведения церемоний.
Основными формами художественного выражения являются плетение натуральных волокон, чем обычно занимаются женщины, скульптура и рисунки на коре дерева. Рисунки на кусках коры эвкалипта – это отличительная черта художественного творчества данного региона. Эта традиция берет начало от рисунков, наносимых на кору внутренних стен хижин, от церемониальных рисунков на скалах и человеческом теле (считается, что рисунки на коре - отражение человеческого тела). Эта традиция развивалась на протяжении двадцатого столетия, поскольку европейцы с удовольствием приобретали небольшие образцы местного творчества.
Кора легко сдирается с волокнистой древесины эвкалипта (Eucalyptus tetradonta) во влажный сезон, который продолжается с октября по март, когда поднимающиеся соки облегчают отделение коры. Затем кору обрабатывают над огнем и расправляют под прессом. Внешняя поверхность очищается путем отшелушивания, затем разглаживают внутреннюю поверхность, на которую наносится рисунок.
Информация о работе Австралийские аборигены: традиционная культура и образ жизни