Австралийские аборигены: традиционная культура и образ жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2015 в 15:56, реферат

Описание работы

Цель данной работы: рассмотреть традиционную культуру и образ жизни австралийских аборигенов.
Задачи:
• подобрать и проанализировать необходимую литературу для рассмотрения данной темы;
• изложить материал в логической последовательности, а именно:
- рассмотреть традиционный образ жизни австралийских аборигенов;
- выяснить особенности искусства;
- проследить духовную традицию;
- рассмотреть особенности религии австралийских аборигенов;
• сделать соответствующие выводы по изложенному материалу.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
1. Традиционный образ жизни австралийских аборигенов…………..5
2. Особенности искусства аборигенов…………………………………9
3. Духовная традиция аборигенов……………………………………..15
4. Художественные легенды аборигенов……………………………...16
5. «Находка века»……………………………………………………….17
6. Религия австралийских аборигенов…………………………………18
7. Магия. «Время грез»…………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………22
Список источников литературы……………………………………...24

Файлы: 1 файл

Австралийские аборигены традиционная культура и образ жизни.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

Чаще всего при рисовании на коре используются красная и желтая охра, белый каолин или глина, и черный древесный уголь. Эти пигменты, истолченные в порошок, смешиваются с грунтом для получения краски. Традиционно было принято использовать в этих целях яйца птиц или сок орхидеи,  но   в   последние   десятилетия   художники   приобретают удобные в употреблении готовые древесные клеи с аналогичными свойствами. Для нанесения тонких штриховых линий на коре обычно используется  короткая  кисть   с   несколькими   длинными волосками.  Другие кисти попросту изготовлены из палочек с размятыми в форме кисточки концами.

Для  узоров   Арнем-Ленд  характерна   тонкая штриховка в виде решетки,   называемая   rarrk или miny'tji. Этот узор получается при нанесении  линий  в   несколько   слоев    тончайшей   волосяной кисточкой. Такие узоры придают поверхности качество зрительной вибрации, что вызывает энергию предков.

Мемориал Аборигенов  - это инсталляция, состоящая из 200 традиционных  погребальных   вместилищ   для    костей,    того  же типа, что использовались во время вторичных погребальных церемоний в Арнем-Ленд для хранения останков умерших членов рода.

К   западу   от    Арнем-Ленд   и   Дарвина  лежит    территория   Вадэй (Порт-Китс)   в  долине   реки   Дали   и Фитцморис, где живут Мурринхпатха   и   родственные   племена.   Этот   район побережья отличают   песчаные   пляжи, мангровые леса, ручьи, реки и невысокие холмы.   Роспись  на   коре   из   района Вадэй отличается тем, что художники обычно делают картины овальной формы. Стиль рисунков подобен    наскальным   росписям   этого   же     района.    Характерной чертой также является расширенная палитра цветов, которая включала зеленые   тона   (смесь   желтой    и зеленой краски), пурпурные тона (красная охра и черная краска) и розовые тона (смесь красной охры и белой краски).   

Рельеф   района Кимберли, расположенного на северо-западе Австралии,   разнообразен:    от  огромных  скал  на    востоке до плоской пустыни, переходящей в океан на западе. Для этого района характерно множество   языковых    групп    и   разнообразие    художественных стилей.     В Кимберли – место происхождения предков Ванджина («продолжатели потомства»), первые наскальные росписи этого народа появились примерно 3 000 лет назад. 

Практика   изготовления головных уборов и других нарядов и украшений   для  церемониальных   танцев  в    Камберли   в последнее время вылилась в использование расписных досок, которые танцоры держат на своих плечах во время танца.

В   противоположность  пышной   тропической растительности на севере Австралии, огромные пространства в центре континента покрыты пустыней. Для этой территории характерны песчаные барханы, горные отроги, скальные выступы, равнины, соленые озера и сезонные водные потоки, редко можно встретить постоянные источники воды; здесь проживают    разобщенные, но родственные племена, которые связаны общим    географическим   положением   и   иконографией.  

Пустыня явилась местом рождения одного из наиболее важных движений в австралийском искусстве, известном как движение Папунья. Нововведение Папунья постепенно распространилось далее на другие племена, проживающие в пустыне, в том числе в районе Утопия, расположенном к северо-востоку от Алис-Спрингс.

Местность Кейп-Йорк на крайнем севере штата Квинсленда и острова Торресова пролива, представляющие своего рода мост в Новую Гвинею, являются родиной множества различных племенных групп.

Западная часть полуострова Кейп-Йорк – это страна, где живет племя Вик, их художественное творчество имеет некоторое сходство с тем, что характерно для района Арнем-Ленд по другую сторону залива Карпентария, на западе. Племена Вик намеренно ограничивают свое участие в общественном    художественном   мире   –    большинство художественных работ   изготавливаются    специально  для     церемоний   – хотя в последнее время более часто можно встретить плетение и скульптуру, сделанные для   открытого  пользования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Духовная традиция аборигенов

 

Аборигены Австралии имеют уникальную духовную традицию, свойственную практически всем культурно-этническим группам, - Сновидение. Невзирая на первые ассоциации, связанные с этим словом, Сновидение — это неизмеримо большее понятие, чем физический сон. Комплексная система, которая определяет и регулирует все аспекты аборигенной жизни, Сновидение - это сумма практических знаний обо всем вокруг, этики, верований, ритуальности и духовности. В некотором смысле реальность, в которой все мы живем, - есть Сновидение, согласно австралийским   аборигенам,   и   каждый   человек   активно участвует в процессе Сновидения, которое началось во Время Сновидения (аналог времени сотворения мира) и продолжается по сей день. «Согласно аборигенной  концепции о сотворении мира, Предки современных аборигенов  были  рождены   из   самой    земли    и   «сновидели»   (т.е. творили  силой  сознания)   все  вокруг,    включая     все   виды   животных на   суше,   в   воде    и   на  небе.   Предки    людей,    согласно   традиции, не   исчезли   после   Времени    Сновидения,   а  приобрели форму природных объектов (гор, рек, дюн, ущелий), мифических и реальных животных,   и    продолжают  сновидеть  вместе   с  ныне  живущими»5.

Частью системы знаний Сновидения является так называемая буш-медицина, или аборигенная медицина. Аборигены используют богатейший экспериментальный   опыт   сотен  поколений в лечении травами, животными и растительными вытяжками. Существуют многочисленные отчеты о  применении   аборигенами  исцеляющих   заговоров.

 

 

4. Художественные легенды аборигенов

 

Есть у аборигенов и художественные легенды. Одна из лучших повествует о том, как в Австралию попали животные.

«Во время своих разведывательных  полетов  птицы   открыли пятый континент   и  по   возвращении   восторженно   рассказывали другим зверям   о   большом  острове:   «Там есть обширные равнины, большие леса,   горы,   озера,   реки   и  каменистые   пустыни. В той земле найдется место для любого животного. Для опоссумов и коал есть деревья, для кенгуру   и   валлаби   есть    степи  и    луга,    для     вомбатов - мягкие земли, чтобы закапываться, для утконосов – реки». Тогда животные организовали собрание, на котором было решено перебраться в новую страну.   Была  только   одна   проблема  - как попасть туда? Ведь у животных   не   было  каноэ,   и   они  не  умели   летать   как    птицы.   Тут опоссум   вспомнил   о   ките,   у   которого  было   большое  каноэ, в котором  могли  бы   поместиться   все  звери. Но кит отказался. Он не любил других животных. Для того, чтобы вздохнуть, им не надо было каждый   раз  подниматься   на    поверхность  воды, как это было необходимо   ему.   Тогда   у   морской  звезды появилась идея. Она уговорила  кита  лечь,   чтобы  она  могла  соскоблить с его кожи моллюсков.   Киту  при этом стало так хорошо, что он заснул. Тогда животные   взяли  его каноэ и поплыли прочь. Когда кит проснулся и не увидел своего каноэ,   то очень рассердился. Он схватил морскую звезду и разорвал  ее (поэтому и сегодня она выглядит такой потрепанной). Затем он погнался за животными. Но коала стал грести быстрее, и каноэ успело прибыть в озеро Иллавара. Животные быстро разбежались по континенту. А кит и сегодня пытается поймать животных, постоянно плавая вдоль побережья»6

 

5. «Находка века»

Как уже отмечалось, особенностью культуры аборигенов являются своеобразные рисунки на коре эвкалипта и священных скалах. В сотнях мест в различных частях континента - в пещерах, на отвесных скалах, на отдельных камнях - предки аборигенов в течение тысячелетий запечатлевали свою повседневную жизнь. Это и охота, и танцы, и ритуальные церемонии, и представления об окружающем мире. Все рисунки выполнены в очень причудливой манере. 
      В 1995 году была найдена пещера с наскальными росписями австралийских аборигенов.

Пещера, стены которой австралийские аборигены украшали наскальными росписями последние четыре тысячи лет, была объявлена в Австралии самой важной находкой века. Пещера была найдена в удалённой и практически недоступной части Национального парка Уоллеми в Новом Южном Уэльсе. Среди рисунков, украшающих её стены – фантастические изображения полулюдей-полузверей, редкие рисунки вомбата и бесчисленных птиц, ящериц, сумчатых. Также встречаются трафаретные изображения бумерангов и разных видов оружия.

Хотя пещера была найдена в 1995 году, её удалённость и труднодоступность привела к тому, что полный анализ был закончен совсем недавно. Точно расположение находки хранится в секрете сотрудниками Австралийского музея – чтобы оградить пещеру от вандалов.



 

 

 

Всего в пещере найдено 203 изображения на двенадцати уровнях. Эксперты полагают, что изображения здесь появлялись постепенно – первые районе 2000 года до н.э., а последние - в XIX веке.

 

6. Религия австралийских аборигенов

 

Религия австралийских аборигенов — религиозная система современных потомков коренного населения Австралии, сохраняющаяся главным образом на севере континента, в   Арнемленде   и  в центральных областях, где аккультурация первобытных племен была сравнительно  минимальной.   Несмотря на    территориальную удаленность друг   от   друга,  у   племён  сохранилось   много   общих   черт.

У   аборигенов   есть  божество-демиург,   которое сотворило мироздание  и  удалилось  на   небо  туда,   где   люди  не могут его достать. Тем  не   менее,  он  или  кто-то   другой   из небожителей покидает свою обитель   для   участия  в   тайных   инициационных обрядах,   к   нему   же   взывают в своих молитвах верующие. Многие учёные считают, что «в повседневной жизни австралийцы  обращаются   не   к    небесному     «бездеятельному» божеству (deus otiosus),   а  к  культурному   герою   или  существам, самозародившимся в период, называемый как уже отмечалось выше, «временем сновидений» (альтьира,   альчера)»7. Эти существа тоже обитают на небесах и могут свободно   перемещаться  между   небом   и   землёй,   используя  лестницу или   дерево. Это демиурги «второго творения», сотворившие географический   рельеф  мира   и  населившие его. Сотворённый ими рельеф  имеет  сакральный   смысл -  по  местоположению дерева или скалы   человек   может  узнать   о   деяниях первосуществ, затем скрывшихся   под   землёй   или   на небе. По окончании творения эти существа позаботились забрать с собой лестницу, соединявшую небо и землю, чем окончательно закрепили разрыв между этими двумя онтологическими уровнями пространства.

Абориген   знакомится   с    сакральной   историей мира во время обрядов инициации, а также ритуалов тайных культов кунапипи и джангавуль, когда  неофитам  передается  в   неизменном   виде    основная сумма   религиозного  учения.

Обряды,  оформляющие   переход   к   половому созреванию у мальчиков,   более сложны   и   болезненны,  чем   у    девочек.   Обрезание не является обязательной процедурой, тем не менее мальчик должен пережить   символическую   смерть, сопровождаемую нанесением ритуальных   ран,   окроплением  кровью   и     погружением в гипнотический сон, во время которого он должен как бы «вспомнить» происхождение мира.

Аналогичная схема ритуальной смерти и рождения, только более отчётливо выраженная, присутствует в обряде инициации шамана. Претендента   на    эту    должность     «убивает»    и  «оперирует» сообщество мужчин-знахарей, которые «заменяют» ему естественные смертные    внутренние    органы     на   вечные     органы      из минералов. Во   время     этой      «операции»     душа    неофита совершает паломничество    на   небеса и   в   нижний      мир.      Заново родившийся, обновлённый     шаман     обладает    новыми,     особыми        способностями.

В   большинстве   представлений,   связанных   с    инициацией, большую роль   играет   Радужный   Змей.  Он    обитает   в прудах и источниках, охраняя   находящиеся   там   кварцевые   кристаллы,   которые    упали с небес в период   «времени   сновидений»   и   теперь  служат    для   создания  внутренних органов  нового  шамана.    Поскольку   путешествия с   неба  на   землю  совершаются  по  радуге,   был   наложен   запрет на купание   в   водоёмах,   над  которыми   стоит  радуга, чтобы непосвящённые   не  могли  завладеть   магическими    веществами. Во время   обрядов,   принятых  в   пустынях   на  западе   континента,  неофита убивает   водяная   змея   Вонамби.   В  Квинсленде   змей   втыкает  в   тело неофита   сук  или   обломок   кости,   который   мужчины-знахари    извлекут через несколько дней во время процедуры «реанимации» будущего шамана.

 

7. Магия. «Время грез»

 

Вынесенные из   каменного   века   обычаи    австралийских   аборигенов   часто  граничат   с  магией.   Состояние, которое они вызывают   своими   ритуалами,   называется   ими   «временем грез».      45000 ныне проживающих чистокровных туземцев южного континента знают, что   такое   «время грез».   15   миллионов  белых австралийцев также   знают   о   существовании    «времени грез».  Одни считают, что «время грез» - это   своего   рода   история     возникновения      туземцев, во всяком   случае,    это    что-то очень древнее.     Другие    видят    во «времени грез»   сосредоточение   древних    законов,     которые сложнее и разнообразнее    европейских,    а    «рационалисты»    рассматривают «время грез»    лишь   как   тайные    знания    врожденных колдунов, которые якобы мастерски умеют манипулировать самогипнотическими силами своих пациентов.

Австралийские туземцы, пытающиеся объяснить интересующимся белым   «время грез»,    с   гордостью  ведут   их    в   то     место, где якобы есть   приведения.   Это   может    быть  каменная глыба, старое дерево, изгиб реки или ложбина. «Силовое поле» «времени грез» существует внутри континента. Возможность аборигенов быть наедине с силами «времени грез» является для них обязательным условием выживания»8. Для европейского мышления  менталитет аборигенов не понятен, и запланированные с большим   энтузиазмом   еще  в   начале  века    программы    по ассимиляции белых среди австралийских аборигенов были утопической идеей. О неудавшихся попытках белых поселений свидетельствуют примерно   23   города-призрака.

Информация о работе Австралийские аборигены: традиционная культура и образ жизни