Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:39, реферат
Барокко (итал. barocco через исп. bar- ruecco от португ. barroco - причудливый, неправильный, дурной, испорченный) - один из самых трудных и многозначных терминов истории искусства. Словом «барокко» называют ряд историко- региональ- ных художественных стилей европейского искусства XVII- XVIII вв., последние, критические стадии развития других стилей, тенденцию беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, неуравновешенных формах.
Введение
Формирование стиля
Стиль Барокко в архитектуре и скульптуре
Барокко как мировозрение
Вывод
Использованная литература
Содержание
Введение
Вывод
Использованная
литература
Введение
Неправильный - не значит плохой
Барокко (итал. barocco через исп. bar- ruecco от португ. barroco - причудливый, неправильный, дурной, испорченный) - один из самых трудных и многозначных терминов истории искусства. Словом «барокко» называют ряд историко- региональ- ных художественных стилей европейского искусства XVII- XVIII вв., последние, критические стадии развития других стилей, тенденцию беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, неуравновешенных формах.
Слово «барокко» используется и как метафора в смелых историко- культурных обобщениях: «эпоха Барокко», «мир Барокко», «человек Барокко», «жизнь Барокко» (итал. La vita Barocca). В каждом историческом периоде развития искусства видят свое «барокко» -- пик творческого подъема, концентрации эмоций, напряжения форм. Исследователи говорят и пишут о качествах барочности как неотъемлемом свойстве отдельных национальных культур и исторических типов искусства. Наконец, известны стили Необарокко, «второго барокко», «ультрабарокко». Изначально жаргонное словечко «барокко» использовалось португальскими моряками для обозначения бракованных жемчужин неправильной, искаженной формы.
Но
уже в середине XVI в. это слово
появилось в разговорном
Первым сделал слово «барокко» типологической категорией X. Вёльфлин. В книге «Ренессанс и Барокко» (1888), написанной им в Риме, и последующих работах Вёльфлин определил барокко как наивысшую, критическую стадию развития любого художественного стиля: первой стадией является архаика, второй - классика, третьей - барокко. В своих знаменитых «парах» формальных понятий: линейность и живописность, плоскость и глубина, замкнутая и открытая форма, множественность и единство, ясность и неясность - первую часть Вёльфлин отнес к искусству классики, вторую - к барокко. Отсюда противопоставление Классицизма и Барокко не только как конкретно- исторических художественных стилей, но и как постоянно повторяющихся и обновляющихся в истории фаз развития способов формообразования.
Выдающийся
историк- философ искусства М. Дворжак,
оппонент Вёльфлина, считал стиль Барокко
порождением Маньеризма, но, одновременно,
- более высокой ступенью «развития духа»
в сравнении с Классицизмом. Немецкий
историк культуры Г. Вайзе «выводил» стиль
Барокко северных стран непосредственно
из Готики и считал его «истинным воплощением
германского духа» (Gemiit). Стиль Барокко
изучал X. Зедльмайр, ученик М. Дворжака,
он окончательно утвердил введенное Вёльфлином
разделение стиля на «раннее барокко»
XVI- XVII вв. (нем. Fruhbarock) и «позднее барокко»
XVII- XVIII вв. (Spat- barock). Э. Маль, французский
ученыйле- диевист, в 1920- х гг. определил
Барокко как «наивысшее воплощение идей
христианского искусства». Много позднее
были открыты труды К. Гурлитта, который
в книге «История стиля Барокко в Италии»
(1887) предвосхитил многие мысли X. Вёльфлина.
Особенности искусства «поздней готики»
(Spatgotik) Гурлитт мистически сближал с «духом
барокко» (Gemut Barock). Однако классической
страной Барокко все же принято считать
Италию
1. Формирование стиля
Формирование исторического стиля Барокко, прежде всего, связано с кризисом идеалое Итальянского Возрождения в середине XVI в. и стремительно меняющейся «картиной мира» на рубеже XVI- XVII вв. Вместе с тем, новое искусство стиля Барокко выросло на формах Классицизма эпохи Возрождения. Предыдущее столетие в Италии было в художественном отношении настолько сильным, что его идеи, несмотря на все трагические коллизии, не могли исчезнуть внезапно, они продолжали оказывать значительное влияние на умы людей. А шедевры искусства «Высокого Возрождения» - произведения Леонардо да Винчи, Микеланжело, Рафаэля - казались недосягаемыми. В этом - суть всех противоречий «эпохи Барокко». Это было время болезненных изменений мировоззрения, неожиданных поворотов человеческой мысли, отчасти вызванное великими географическими и естественно-научными открытиями.
Так, одним из главных теоретиков искусства Барокко стал живописец- маньерист Ф. Цуккаро, основатель в 1593 г. Академии Св. Луки в Риме и автор трактата «Идея живописцев, скульпторов и архитекторов» (1607), в котором изложены принципы «субъективного видения мира художником». Причем субъективность творчества трактовалась Цуккаро крайне религиозно, мистично, потому мы и относим его «Идею» к теории Барокко.
Самое замечательное в стиле Барокко, что, возникнув на основе художественных форм, в первую очередь архитектурных, эпохи Возрождения, это искусство вложило в них иное содержание. Впервые в истории в этом стиле соединились две, казалось бы, несоединимые тенденции художественного мышления: Классицизм и Романтизм. Именно с «эпохи Барокко» эти тенденции в дальнейшем тесно взаимодействуют, порождая широкий спектр историко-региональных художественных стилей XVII- XIX вв.
Своеобразие барокко - в художественном образе грандиозных городских и дворцово-парковых ансамблей, где представлены в синтезе разные искусства: архитектура, скульптура, живопись, декор. Почему в 17 веке предпочтение отдавалось архитектуре? Время абсолютизма требовало, чтобы архитектура запечатлела бы и время и правителя. Для построек в стиле барокко характерны сложная динамика обьемов, наслоение форм, обилие декоративных элементов, тяготение к изогнутой линии. В качестве декоративных элементов использовались завитки, скульптура. Большое значение имела лестница, она подчеркивала напряженную динамику архитектурных форм. Архитектура «барокко» властно «втягивает» человека в свое пространство. Должно быть, в этом стиле и в самом деле есть что-то причудливое и странное, если даже специалисты сильно расходятся в его оценки. Одни считают, что искусство барокко- неправильное, взвинченное, громоздкое. Другие видят в барокко грандиозность, пластичность, стремление к красоте.
В искусстве итальянского Барокко классицистические формы, сложившиеся еще в античности и «возрожденные» на рубеже XV- XVI вв., стали трактоваться по- новому, необычно, «неправильно» (соответственно названию стиля) - романтично. Поэтому и стиль Барокко с полным основанием может быть соотнесен с романтическим мироощущением. Эта новая духовная особенность искусства Барокко была усилена в Италии, а позднее и в Испании, религиозным католическим мироощущением, приобретавшим в XVI- XVII вв. необычайно мистический, экзальтированный оттенок. Именно здесь, а не в искусстве «Высокого Возрождения» мистика католицизма и изобразительное творчество «нашли друг друга». Поэтому и Барокко иногда называют «стилем католицизма», или «искусством иллюзии
2. Стиль Барокко в архитектуре и скульптуре
Стиль Барокко медленно вызревал (чтобы взорваться неожиданно) в архитектуре и скульптуре «Высокого Возрождения». Поразительно, но самая великая эпоха в истории изобразительного искусства была коротка, всего каких-нибудь десять- пятнадцать лет. В 1519 г. уже не было в живых Леонардо да Винчи, в 1520 г. скончался Рафаэль. Кроме того, в этой эпохе разрушительно действовало несколько противоположных стилистических течений, все они были неустойчивы и «несоответствовали реальности».
В этом обстоятельстве ключ к пониманию слов И. Грабаря: «Высокий Ренессанс уже на три четверти Барокко». Далее в статье «Дух Барокко» русский художник и историк искусства писал: «С каждым днем становилось яснее, что Альберти - "не совсем то, что нужно", что даже Браманте уже чуть- чуть педантичен и "суховат" и не так уже очаровывала абракадабра знаменитого «золотого разреза» и математика пропорций, данная в фасаде его "Cancelleria". И только когда неистовый Микеланжело открыл свой сикстинский потолсгк и занялся капитолийскими постройками, все поняли, чем каждый болел и что прятал в своем сердце... и новый стиль - Барокко - был создан». Добавим, что большую часть росписи плафона Сикстинской капеллы в Ватикане Микеланжело «приоткрыл», сняв леса в 1509 г. А это был самый пик «Высокого Возрождения» в Италии!
Великий
Микеланжело мощью и
Другие
произведения Микеланжело: архитектурный
ансамбль Капитолия в Риме, интерьер
Капеллы Медичи и вестибюль библиотеки
Сан- Лоренцо во Флоренции, - демонстрировали
классицистические формы, но все в них
было охвачено необычайным напряжением
и волнением. Старые элементы архитектуры
использовались по- новому, прежде всего,
не в соответствии с их конструктивной
функцией. Так в вестибюле библиотеки
Сан- Лоренцо Микеланжело сделал нечто
совершенно необъяснимое (рис. 485). Колонны
сдвоены, но запрятаны в углубления стен
и ничего не поддерживают, поэтому их капители
представляют собой какие- то странные
окончания. Висящие под ними волюты- консоли
вообще не выполняют никакой функции.
На стенах - мнимые, глухие окна. Но более
всего удивляет лестница вестибюля. По
остроумному замечанию Я. Буркхардта «она
пригодна только для тех, кто хочет сломать
себе шею». По сторонам, где это необходимо,
у лестницы нет перил. Зато они есть в середине,
но слишком низкие, чтобы на них можно
было опереться. Крайние ступени закруглены
с совершенно бесполезными завитками
на углах. Сама по себе лестница заполняет
почти все свободное пространство вестибюля,
что вообще противоречит здравому смыслу,
она не приглашает, а лишь загораживает
вход. В проекте собора Св. Петра (1546) Микеланжело
в противоречие начавшему строительство
Браманте, подчинил все архитектурное
пространство центральному куполу, сделав
сооружение динамичным. Пучки пилястров,
сдвоенные колонны, ребра купола изображают
согласованное, мощное движение ввысь.
В сравнении с эскизами Микеланжело, исполнитель
проекта Джакомо делла Порта в 1588- 1590 гг.
усилил эту динамику заострив купол; он
сделал его не полусферическим, как было
принято в искусстве Возрождения, а удлиненным,
параболическим. Тем самым был отменен
классицистический идеал равновесия,
в котором зрительная устремленность
снизу вверх как бы гасилась статичностью
полуциркульной формы. Новый силуэт подчеркнул
мощное движение ввысь, к небу.
3. Барокко как мировозрение
Мировоззрение Ренессанса строилось на безграничной вере в гармонию мира, в силу и волю человека - героя, в то, что человек - мера всех вещей. Возрождение дало примеры объединения науки и искусства в одной творческой индивидуальности.
Мировоззрение ХVII столетия пронизано ощущением трагического противоречия человека и мира, в котором он подчинен среде, обществу, государству. Наука и искусство уже не идут рука об руку, не объединяются в одном лице.
Мировоззрение эпохи барокко проявилось в литературе и музыке не менее ярко, чем в архитектуре, живописи и скульптуре. Но лучшее свое отражение оно нашло в изобразительном и прикладном искусстве. Во всех видах оно воплотилось в сочетании трех компонентов:
Искусству барокко в отличие от упорядоченности и сдержанности классицизма свойственны динамичность и бурное движение. Стремясь отойти от канонов ордерной архитектуры, заимствованных зодчими эпохи Возрождения у Древней Греции и Рима, мастера барокко часто использовали витые колонны (бронзовый киворий Л.Бернини в соборе св. Петра в Риме).
В
эпоху барокко своеобразный взгляд
на человека и пристрастие ко всему
театральному рождают всепроникающий
образ: - "весь мир - театр". Этот образ
связан с именем Шекспира. "Театральное"
видение жизни пронизывает
Рядом с Шекспиром и Кальдероном стоят другие великие западноевропейские драматурги XVII века: Корнель, Расин и Мольер во Франции, Лопе де Вега в Испании.
Дворцы эпохи барокко отражают представление их создателей о самих себе. Это панегирики в камне, превозносящие добродетели и победы тех, кто в них живет.
Люди эпохи барокко никогда не забывали того, что "жизнь случайна и коротка, особенно с неотвратимостью и бесконечностью смерти. Но не смерть была "роком" для писателей этой эпохи, а время, чья неумолимая поступь искушает и разрушает все живое. Изобретя маятник и часовой механизм, люди все глубже осознали бег времени (уже и минуты, и секунды, а не только годы, месяцы и дни). Это ощущение быстротечности жизни, столь привычное нам сегодня, стало знамением эпохи. Тема бренности пронизывает поэзию, рождая мистический страх. Однако ощущение несущегося времени, поглощающего все и вся, чувство тщетности всего земного - все это вело к необычному жизнелюбию и жизнеутверждению. Этот парадокс стал основной темой барочной поэзии".