Барокко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:39, реферат

Описание работы

Барокко (итал. barocco через исп. bar- ruecco от португ. barroco - причудливый, неправильный, дурной, испорченный) - один из самых трудных и многозначных терминов истории искусства. Словом «барокко» называют ряд историко- региональ- ных художественных стилей европейского искусства XVII- XVIII вв., последние, критические стадии развития других стилей, тенденцию беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, неуравновешенных формах.

Содержание работы

Введение
Формирование стиля
Стиль Барокко в архитектуре и скульптуре
Барокко как мировозрение

Вывод

Использованная литература

Файлы: 1 файл

Барокко.doc

— 60.50 Кб (Скачать файл)

     Барокко охватывает огромный отрезок времени - примерно с 1550 по 1750 гг., поэтому его  часто называют "Эпохой Барокко". В качестве примера барочного  мироощущения известный искусствовед И.Д.Чечот приводит музыку И.С.Баха с ее ":соединением остро субъективного духовного переживания, иногда мягчайшего, сентиментального, с укрупленностью чувственной подачи, пышной наглядностью".

     Как большой исторический художественный стиль Барокко было впервые рассмотрено в книге Г.Вельфлина "Ренессанс и Барокко" (1888 г.), а также в его книге "Основные понятия истории искусств" (1915 г.).

     Ренессанс и барокко у Вельфлина (вновь  возвращаемся к работам И.Д.Чечота) - ":не периоды, эпохи, стили, методы, направления, художественные принципы, а две исторические и типологические формы искусства. Это два типа искусства различного статуса. Ренессанс - это искусство бытия, барокко - искусство воздействия".

     В работе "Основные понятия истории искусств" (1915), анализируются классицизм и барокко. Г. Вельфлин, рассматривая этапы эволюции барочного стиля, выделяет пять особенностей, они заключаются в следующем:

  • классический стиль является линейным. Границы предмета подчеркнуты, он изолирован в пространстве. Барочный стиль живописен, изображенные предметы связаны со своим окружением;
  • для классического стиля характерна плоскостность, тогда как барокко - искусство пространственное;
  • классицизм - замкнутая система, барокко - открытая;
  • единство классического стиля достигается композицией четко выделенных элементов, в произведениях барокко, композиция представляет собой нерасторжимое целое;
  • классицизм всегда стремится к ясности, в то время как для барокко отдельные элементы представляют меньший интерес и на первый план выдвигается их соотношение.

     По  мнению И.Д.Чечота, названные работы Г.Вельфлина о сопоставлении стилей сохраняют "меткость и убедительность". Для Вельфлина барокко - это "явление  родственное современности..., сильное, совершенное, ставшее историческим наследием и ценностью".

     Одно  из выразительных средств барокко - неправдоподобие масштабов, нечеловеческие измерения чрезмерно увеличенных  деталей. А основополагающий принцип  классики - соразмерность человеку - был заменен несоответствием, иррациональностью, фантастичностью.

     Внутреннее  напряжение стиля барокко выражено в противоречии: с одной стороны, стремление художника сделать "тайну  и откровения осязаемыми", чтобы  можно было руками потрогать, отсюда часто отталкивающий натурализм, а с другой - общая иррациональная, мистическая атмосфера. Это фантастическое соединение стихийного материализма, чувственности и идеализма особенно ярко проявилось в творчестве живописца фламандского барокко Пауля Рубенса.

     Однако, символом "классического" итальянского барокко довелось стать - Лоренцо Бернини. 

     Вывод

     Художественный  стиль барокко (от ит. barocco – причудливый) зародился в конце XVI в. в Италии и просуществовал до середины XVIII в. Основополагающая черта барокко  – синтез архитектуры, скульптуры и  живописи. Этому стилю присущи слияние иллюзии и реальности, возвышенного и бытового, сочетание идеального и материального. Стиль барокко отличает богатство и зрелищность отделки, повсеместное применение пышного скульптурного декора. Пышность, аллегоричная замысловатость, патетика и театральность художественного стиля барокко, сочетание в нем иллюзии с реальностью получили развитие во многих памятниках культуры, и прежде всего в Италии (творчество скульптора и архитектора Бернини, архитектора Борромини и др.). Барокко распространилось также во Фландрии, Испании, Австрии, в некоторых областях Германии, в Польше. Менее заметно этот стиль проявился в Англии и Голландии, искусству которых жанровый и бытовой реализм был ближе, чем возвышенность, чрезмерность и условность барокко.

     Иного рода эстетика, противоположная художественным средствам барокко, была канонизирована в европейском искусстве и  литературе классицизмом.

     Мировоззрение Барокко в силу этой инфляции реального  времени в «естественной системе» стало мировоззрением вселенского хаоса, обнимающего собой локальные микрокосмы, мировоззрением вселенской пустоты и бессмыслицы, повергавшей в ужас Паскаля в XVII веке и «оскорблявшей» Канта в XVIII. Конечно, сознание спасалось от этой пустоты, как спасается от всего чуждого и чрезмерного. Оно спасалось в вере, в философском критицизме и релятивизме, в историческом сознании, обретающем в своем предмете – событии некий эквивалент метафизического «вечного» тела, наконец, в создании мифологических заменителей, неких квази-мифов, основным поставщиком которых стали политика и искусство. В эпоху барокко мировоззрение человека не только было расколото (как в эпоху Возрождения – самоутверждение и трагизм), но окончательно потеряло цельность и гармоничность. Мировоззрение, мироощущение человека постигло глубину, внутреннюю противоречивость бытия, человеческой жизни, мироздания.

 

      Использованная литература: 

  1. Герман  Вейс. История культуры народов мира. М.:Эксмо, 2005
  2. Новая российская энциклопедия, том 2, М., 2005
  3. Дасса, Ф. Барокко. Архитектура между 1600 и 1750 годами, Москва, 2004, ISBN 5-17-012360-4
  4. Барбье П. Венеция Вивальди: Музыка и праздники эпохи барокко = La Venise de Vivaldi: Musique et fêtes baroques — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2009. — С. 280.
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Барокко

Информация о работе Барокко