Belle Époque

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2015 в 01:27, реферат

Описание работы

Прекра́сная эпо́ха (фр. Belle Époque) — условное обозначение периода европейской (в первую очередь французской и бельгийской) истории между последними десятилетиями XIX века и 1914 годом. Для Франции это первые десятилетия Третьей республики. Литературный процесс конца XIX - начала XX в.

Содержание работы

Введение. 2
Живопись. 4
Литература 6
Кинематограф 8
Фотография. 9
Символы. 10
Список литературы 14

Файлы: 1 файл

kulturolog1.docx

— 191.56 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ И БИОТЕХНОЛОГИЙ имени К.И. СКРЯБИНА»


Кафедра информационных технологий, математики и физики.

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «Культорология»

На тему: «Belle Époque»

 

 

Выполнила: студентка 1 курса, 14 группы

 Факультета Ветеринарной  Медицины

Гусева Валерия Дмитриевна

Преподаватель:  доц. каф. Пепелина Наталья Игоревна

 

 

20.05.2015

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прекра́сная эпо́ха (фр. Belle Époque) — условное обозначение периода европейской (в первую очередь французской и бельгийской) истории между последними десятилетиями XIX века и 1914 годом. Для Франции это первые десятилетия Третьей республики.

Этот период характеризуется небывалым подъемом экономики, расцветом науки и техники, триумфом французской буржуазии. В 1900 году в Париже проходит Всемирная выставка, собравшая 50 миллионов посетителей. За 5 лет до открытия выставки состоялось кинематографическое чудо братьев Люмьер. А чуть позже в дома французов входит другое чудо – электричество, затем радио и телефон. Изобретены электрическая стиральная машина, пылесос и холодильник. По улицам города разъезжают автомобили «Renault» и «Peugeot», работающие на бензине. В Париже открыта первая линия метро. Женщины отказываются от корсета и носят свободный костюм. Становится модным загорать и отправляться на прогулку на велосипеде, а по вечерам заглядывать в открывшиеся «концертные кафе», где посетителям предлагается программа с участием поэтов, певцов и художников.

Огромное значение для дальнейшего развития фундаментальных представлений человека об окружающем мире имели открытия, сделанные в этот период в физике. Работы по частной и общей теории относительности Эйнштейна навсегда изменили наши представления о пространстве и времени и прежде всего в приложении к явлениям астрономического масштаба (аберрация света, аномальная прецессия и т.д.). В то же время в ином свете предстали и микроскопические объекты: открытие радиоактивности ирентгеновских лучей поставили вопрос о сложном строении атома. Это привело к созданию планетарной модели атома, а затем её дальнейшей доработке Бором. Разработка теории фотоэффекта и объяснениетеплового излучения с помощью квантов положили начало развитию принципиально новой физики. Расширение научных знаний физических явлениях потребовало отказа от прежних представлений и концепций и замены их на новые. Это значимое событие известно как Третья научная революция.

Живопись.

На этот период приходится и небывалый расцвет французского изобразительного искусства. Тогда каждый художник имел свое видение мира и стремился найти собственные средства его выражения. В 1874 г. состоялась выставка художников, входивших в кружок Э. Мане. На ней была представлена картина "Впечатление. Восход солнца" К. Моне, которая и дала название целому направлению - импрессионизму. Его блестящими представителями в живописи были также А. Сислей, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро и др.; в скульптуре - О. Роден.

Их художественные открытия стали отправной точкой дальнейших поисков постимпрессионистов П. Гогена, В. Ван Гога, П. Сезанна и пуантилистов П. Синьяка, Ж. Сера.

В 90е гг. получили развитие такие направления в живописи, как символизм О. Редона, Г. Моро, примитивизм А. Руссо, ориентализм А. Матисса, искусство А. Модильяни и др.

 

Ар-нуво и авангард

Если говорить о визуальных искусствах – живопись, графика, архитектура – то там правили два направления. Одно – само название которого включает слово "новый" на всех языках: ар-нуво (дословно – новое искусство), модерн, югендстиль. Второе – ещё более новое, вообще авангард.

Хотя, если быть справедливым, слово "авангард" в Прекрасную Эпоху было неизвестно. Его придумали гораздо позже, чтобы объединить в одном понятии множество стилей школ и течений, которые порой различались только названием, но при этом яростно спорили между собой, пытаясь доказать себе и всему обществу что они современнее, передовее. Было общее стремление делать что угодно, лишь бы не так. Не так как все, но главное – не так как раньше. Отказ от эстетики, сосредоточение на форме в ущерб содержанию, нарочитая плакатность. Всё это оказалось востребованным в Войну, во время последовавшей цепи революций и в послереволюционную эпоху. Может потому авангард и выжил, достигнув своего расцвета в 20 – 30-е годы. Произведения первых авангардистов хоть и вызывали скандал, однако ни у кого не возникало сомнения в их художественной принадлежности.

А.Тулуз-Лотрек

Для современников А. де Тулуз-Лотрек был прежде всего мастером психологического портрета и создателем театральных афиш.

Ранние работы художника, на которых изображены в основном его близкие друзья и родственники, написаны с использованием импрессионистической техники, но стремление мастера максимально правдиво, иногда даже беспощадно, передать индивидуальную характеристику каждой своей модели говорит о принципиально новом понимании им образа человека("Молодая женщина, сидящая за столом", 1889, Собрание Ван Гога, Ларен; "Прачка", 1889, Собрание Дортю, Париж).

 

В дальнейшем А. де Тулуз-Лотрек совершенствует способы и методы передачи психологического состояния моделей, сохраняя при этом интерес к воспроизведению их неповторимого облика ("В кафе", 1891, Музей изящных искусств, Бостон; "Ла Гулю, входящая в Мулен-Руж", 1891-1892, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Сатирический взгляд художника на мир театра, ночных кафе, артистической богемы Парижа и опустившихся завсегдатаев притонов находит свое выражение в гротесковом преувеличении, которым он пользуется при написании таких картин, как "Танец в Мулен-Руж" (1890, частное собрание), "Занятия Валентена с новыми девушками в Мулен-Руж" (1889-1890, Художественный музей, Филадельфия) и др.

Анри де Тулуз-Лотрек внес большой вклад в становление жанра афиши. Всего за свою жизнь он нарисовал около 30 афиш ( "Джейн Авриль в Жарден де Пари", 1893; "Divan japonais", 1893 - обе в Музее Тулуз-Лотрека, Альби). Особенную выразительность имеют большие одноцветные поля его картин.


 

Однако авангард в годы Прекрасной Эпохи прозябал на задворках культурной жизни, зато другой стиль – ар-нуво (в России более известный как модерн) стал визитной карточкой времени, сама Прекрасная Эпоха воспринимается ныне как время господства ар-нуво. И хотя сам модерн вызывал не меньше скандалов чем авангард, он действительно вошёл в плоть эпохи, ибо художники ар-нуво впервые выдвинули идею создания единой художественной среды для человека. Ар-нуво, как единый стиль, пропитывало всё: архитектуру, интерьер, костюм, мебель, украшения, не ограничиваясь только произведениями искусства. Раньше это тоже было, интерьеры стиля барокко не спутаешь с интерьерами ампир, но сейчас эта идея была высказана и сформулирована осознанно. И также осознанно воплощалась в жизнь.

Именно поэтому мы сегодня знаем искусство ар-нуво большей частью по рекламным буклетам, декоративным панно и архитектурным памятникам.

Альфонс Муха. Сигареты JOB

Как видно, ар-нуво обращается к утончённости, гедонизму, но он же наполнен символами, аллегориями. Этот стиль вырос из символизма, который не оставил заметных следов в изобразительном искусстве, зато ярко прозвучал в литературе.

Для живописи характерно парадоксальное сочетание декоративной условности, орнаментальных «ковровых фонов» и «вылепленных» со скульптурной чёткостью фигур и лиц первого плана (Г. Климт, Ф. Кнопф, М. А. Врубель), а также больших цветовых плоскостей (Л. С. Бакст , Э. Мунк) и тонких подчеркнутых нюансов (Врубель, Бенуа). Все это придавало картинам большую выразительность. Также символизм привнёс в живопись модерна символику линии и цвета; были широко представлены темы мировой скорби, смерти, эротики; распространённым стало обращение художников к миру тайны, сна, легенды, сказки и др. Ярким образцом живописи модерна являются полотна Густава Климта . Художники модерна творили во всех странах Европы и Америки: Австрии, Великобритании, Германии, Италии, Голландии, России, США и др.

Литература

В литературном процессе конца XIX - начала XX в. различают два этапа, каждый из которых имеет свои особенности: 70 - 90-е гг. и собственно XX в.

Натурализм.

Во французской литературе конца 60 - 90-х гг. видное место принадлежит натурализму. Возникнув в 60-е гг., он получил широкое распространение в 70 - 80-е, и уже в 90-е годы, исчерпав свои возможности, перестал существовать как направление. Решающее значение для его формирования имели естественнонаучные открытия этого периода, и в частности, теория экспериментальной медицины К. Бернара, философия позитивизма О. Конта, эстетика И. Тэна и Ф. Брюнетьера.

Первым по времени художественным манифестом французского натурализма стал роман бр. Гонкуров "Жермини Ласерте" (1864), названный авторами в предисловии к нему, "клиническим анализом любви". В этом произведении явственно проявились черты, которые впоследствии будут определять натуралистический метод: демократизация темы и героя; замена социального начала физиологическим, когда [27] человеческие характеры детерминировались (термин натуралистов) "природой" индивида, т.е. наследственностью, темпераментом, инстинктами; внимание к единичному факту и воспроизведение его во всех деталях; "бесстрастие" художника, его отказ от какой-либо оценки изображаемого им явления.

Крупнейшим художником и теоретиком натурализма был, бесспорно, Э. Золя. В 60 - 80-е гг. вышли его "экспериментальные романы" "Тереза Ракен", "Мадлен Фера", теоретические работы "Экспериментальный роман", "Романисты-натуралисты", "Натурализм в театре", окончательно закрепившие натуралистические принципы в литературе.

В конце 70-х - начале 80-х гг. вокруг Э. Золя объединились писатели, разделявшие его взгляды: А. Сеар (1851 - 1924), П. Алексис (1847 - 1901), Л. Энник (1851 - 1935), Ж.-К. Гюисманс (1848-1907). В 1880г. они издали сборник "Меданские вечера" (по названию пригорода Парижа, где находилась дача Золя), оцененный критикой как манифест новой натуралистической школы. В произведениях этих авторов отсутствует действие, сюжет - лишь бесстрастное изображение "куска жизни"; безраздельно господствует биологизм. В ряде случаев ("По течению" Гюисманса, "Прекрасный день" Сеара, "Преданная" Энника) наблюдается декадентское перерождение натурализма и импрессионизма.

Показательно и творчество Поля Бурже (1852 - 1935), который в 70-е гг. начинал как натуралист, поклонник Золя, в 80 -90-е гг. возглавил движение за роман "чистой психологии". В его произведениях присутствует изощренный психоанализ героя, изолированного от социальной действительности. Наибольшую известность писателю принес роман "Ученик" (1889), главный персонаж которого Робер Грелу лишен каких-либо нравственных устоев, разрушенных "современными идеями", и прежде всего материализмом. Спасение от аморализма и эгоизма личности Бурже видел в укреплении влияния церкви. Последние его произведения ("Давид", "Полуденный демон") отмечены религиозным мистицизмом.

Символизм

Реакцией на крайности натурализма стал символизм, сыгравший важную роль в истории французской культуры и затронувший разные ее сферы: поэзию, живопись, театр. В своем развитии он прошел два основных этапа: 70 - 80-е гг., в которые закладывались его художественные основы в творчестве П. Вердена, А. Рембо, С. Малларме, и конец 80 - 90-е гг., когда символизм превратился в литературное направление благодаря деятельности Ж. Мореаса (1850 - 1910), Г. Кана (1859 - 1936), А. Самена (1858 - 1900), П. Клоделя (1868 - 1955), Э. Дюжардена (1861 - 1950) и др.

Символисты утверждали, что цель искусства состоит не в изображении действительного мира, который они считали вторичным, а в передаче "высшей реальности", "тайны, которую в себе открывает реальность". Осуществить эту задачу они намеревались с помощью символа, выступающего в их эстетике выражением сверхчувственной интуиции поэта -"медиума". Символисты разработали и новый суггестивный поэтический язык, не называющий прямо предмет, но намекающий на некое содержание посредством иносказания, музыкальности, цветовой гаммы, свободного стиха.

Признанным главой французского символизма был Стефан Малларме (1842 - 1898). Его первые стихи, отмеченные влиянием парнасцев и Бодлера, появились в начале 60-х гг. Среди них особый интерес представляла эклога "Послеполуденный отдых фавна" (1865 -1866), на тему которой К. Дебюсси в 1892 г. написал симфоническую прелюдию под тем же названием.

А. Франс, характеризуя литературный процесс на рубеже веков, с горечью заметил: "Наша литература качается, как маятник, между животно грубым натурализмом и экзальтированным мистицизмом. Мы в грязи или в облаках. Середины нет". Однако с подобным утверждением трудно согласиться. Французская литература этого периода, как мы уже убедились, поражает многообразием направлении, стилей, жанров, выразительно-изобразительных средств.

Заметное место во французской культуре 70 - 90-х гг. принадлежит литературе Парижской Коммуны. Она включает в себя десятки имен поэтов и писателей, в чьих произведениях нашло отражение это политическое событие конца XIX в. Ее создавали и во время 72 дней существования Коммуны, и после ее гибели - в тюрьмах, ссылке и эмиграции.

Реализм.

В этот период продолжает развиваться реализм, который претерпевает существенные изменения в сравнении с реализмом первой половины XIX века. Так, в некоторой степени утрачивается бальзаковская масштабность в изображении эпохи, активность яркого и индивидуализированного героя, драматичность сюжета. И вместе с тем французский реализм второй половины Х1Х-начала XX в. значительно расширил сферу художественного отображения действительности, включив в нее новые темы и конфликты, поднял на качественно новый уровень психологический анализ, обогатил жанровую систему и изобразительные средства литературы. Как полагает Е. М. Евнина (Евнина Е. М. [36] Западноевропейский реализм на рубеже XIX - XX веков. М.: Наука. 1967), можно в нем выделить три ведущих направления: социально-психологическое, наиболее ярко представленное творчеством Гиде Мопассана; социально-философское, связанное прежде всего с именем А. Франса; и героическое, сформировавшееся в творчестве Р. Роллана. Однако этими направлениями не исчерпывается все многообразие французского реализма рубежа веков, объединяющего писателей разных творческих манер. 

Информация о работе Belle Époque