Belle Époque

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2015 в 01:27, реферат

Описание работы

Прекра́сная эпо́ха (фр. Belle Époque) — условное обозначение периода европейской (в первую очередь французской и бельгийской) истории между последними десятилетиями XIX века и 1914 годом. Для Франции это первые десятилетия Третьей республики. Литературный процесс конца XIX - начала XX в.

Содержание работы

Введение. 2
Живопись. 4
Литература 6
Кинематограф 8
Фотография. 9
Символы. 10
Список литературы 14

Файлы: 1 файл

kulturolog1.docx

— 191.56 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Кинематограф

28 декабря 1895 года в подвале  «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок, где обычно проходили спиритические  сеансы и заседания масонских  лож, братья Люмьер впервые продемонстрировали  почтеннейшей публике диковинный  аттракцион - «ожившие картинки». Если  выход рабочих с фабрики вызвал  у зрителей лишь возглас удивления, то завидев прибывающий поезд, они в ужасе бросились бежать  прочь из адского театра. Не пройдёт и двух десятков лет, как кинематограф завоюет весь мир – милая забава превратится в перспективный и доходный бизнес, а позже и вовсе станет «важнейшим из искусств».

Небольшая длина первых фильмов была обусловлена техническим несовершенством киноаппаратуры, тем не менее, уже к 1900-м годам длина кинокартин увеличилась до 200—300 метров (15-20 минут демонстрации). Совершенствование съёмочной и проекционной техники способствовало дальнейшему увеличению длины фильмов, качественному и количественному увеличению художественных приёмов съёмки, актёрской игры и режиссуры. А широкое распространение и популярность кинематографа обеспечили его экономическую выгодность, что, однако, не могло не сказаться на художественной ценности снимаемых кинокартин. В этот период с усложнением и удлинением сюжета фильмов начинают формироваться жанры кинематографа, оформляется их художественное своеобразие, создается специфический для каждого жанра набор изобразительных приёмов.

Фотография.

Получила повсеместное распространение фотография. К запечатлённому на века отображению реальности люди в ту пору относились крайне серьёзно. В английских домах даже существовал жутковатый обычай – если в семье умирал младенец, вся родня отправлялась фотографироваться. При этом мать держала на руках мёртвого ребёнка, облачённого в нарядное выходное платьице.

Во Франции, чьи жители более склонны к творческим изысканиям, фотография стала конкурировать с живописью. Одним из самых талантливых фотохудожников конца XIX века по праву считался писатель Эмиль Золя, основоположник натуралистического движения в мировой литературе. А на Пляс-Пигаль шла бойкая торговля фотопортретами дам полусвета, на которых были надеты лишь драгоценности да панталончики.

 

 

 

Символы.

Первое кабаре «Чёрный кот» (Le Chat noir ) было основано в 1881 году Родольфом Салисом на улице Монмартр в Париже. В некоторой мере к возникновению кабаре во Франции причастен и Луи Наполеон, который, став императором Франции в 1852 году, запретил распевать традиционные песни шансон в общественных местах, то есть на ярмарочных площадях и многолюдных улицах городов. Новым убежищем для шансонье стали кафе-шантан (фр. café-chantant) или кафе-кабаре (фр. cafe-cabaret). Родольф Салис приглашал для выступлений в своем кабаре профессиональных, талантливых поэтов и музыкантов, что сделало его кабаре чрезвычайно популярным. В последующие годы подобные кабаре возникли не только в Париже, но и по всей Франции. Следует особо отметить кабаре «Мирмильтон» (фр. Mirmilton) Аристида Брюана, в котором черпал свое вдохновение знаменитый художник Тулуз-Лотрек.

 

То время ознаменовалось раскрепощением слабого доселе пола. Женщины стали принимать всё более активное участие в политической, экономической и социальной сферах. Массовые выступления суфражисток вынудили патриархальные европейские правительства предоставить женщинам избирательные права. Софья Ковалевская стала первой в учёной среде женщиной-профессором, Мария Склодовская-Кюри получила недавно учреждённую Нобелевскую премию. Преобразились женщины и внешне. Помимо неуёмной тяги к мужской одежде, дамы пристрастились к папиросам, распустили подстриженные волосы и увлеклись диетами – столь любимые мужчинами пышные женские формы отныне считались признаком слабоволия и неумения следить за собой.

 

Лина Кавальери  — итальянская оперная певица (сопрано), звезда прекрасной эпохи.

Лина Кавальери входила в круг французских танцовщиц и певиц, более известных как куртизанки «Прекрасной эпохи», Belle Epoque: Клео де Мерод, Каролина Отеро, Лиана де Пужи, Эмильена д’Алансон. Современники отмечали, что вокальные данные Кавальери были скромными. Успех принесла ей исключительная красота; известная больше ею, нежели чем музыкальным дарованием, Кавальери стала одной из самых фотографируемых звёзд своего времени. Кавальери именовали «самой красивой женщиной мира»; для достижения тонкого силуэта она следовала традиции тугого шнурования, которая предписывала женщинам использовать корсеты, чтобы создать фигуру «песочные часы». Л. Кавальери широко снималась для рекламы, став самой популярной фотомоделью своего времени. Сотрудничала с фотографом Леопольдом — Эмилем Рутлингером, снимавшим также других популярных певиц и танцовщиц. Прежде всего, имели огромный коммерческий успех карточки (открытки) с её изображением; так, один из петербургских продавцов в начале 1900-х гг. утверждал, что продал около миллиона открыток с изображением Кавальери.

Клео де Мерод (фр. Cléo de Mérode, полное имя Клеопатра Диана де Мерод) - французская танцовщица, звезда Прекрасной эпохи.

Закончила балетную школу при Национальной опере в Париже. Выступала на сцене с 11 лет. На Парижской Всемирной выставке 1900 показала «камбоджийские танцы». Танцевала в Фоли-Бержер. Выступала в Гамбурге, Берлине, Петербурге, Будапеште, Нью-Йорке. Отличалась редкой красотой, сделавшей ее любимой моделью многих художников, скульпторов и фотографов эпохи.

Её писали Дега, Тулуз-Лотрек, Болдини, Фридрих Август фон Каульбах, Франц фон Ленбах, фотографировали Леопольд Ройтлингер, Феликс Надар и его сын Поль, почтовые открытки с её изображениями были чрезвычайно популярны в конце XIX — начале ХХ вв. Журнал «Иллюстрасьон» избрал её в 1896 году царицей красоты из 130 современных красавиц.

Скандал в обществе вызвала представленная в Парижском салоне в 1896 году скульптура Александра Фальгьера (1831—1900) «Танцовщица»[1], для которой позировала Клео: хотя она настаивала, что портретной в этой обнажённой скульптуре из белого мрамора была лишь её голова, многие современники считали, что автор использовал муляж тела танцовщицы (это мнение разделял, в частности, Гоген).

Среди многочисленных поклонников Клео де Мерод был бельгийский король Леопольд II, о чём рассказано в мемуарах танцовщицы (посвящённые в эту историю парижане за глаза дразнили короля Клеопольдом).

Похоронена на кладбище Пер-Лашез.

 

Каролина Отеро, или Прекрасная Отеро (фр. Caroline Otero, La Belle Otero, настоящее имя исп.  Agustina Otero Iglesias; 4 ноября 1868, Понте-де-Вальга, Понтеведра — 10 апреля 1965, Ницца) — французская певица и танцовщица испанского происхождения, звезда и символ прекрасной эпохи.

Выступала в парижском театре Фоли-Бержер, концертном зале Олимпия. Гастролировала в Австро-Венгрии, США, Аргентине, России (1898), познакомилась сРаспутиным. Среди её поклонников были Вильгельм II, Николай II, Леопольд II, Альфонс XIII, Эдуард VII, Аристид Бриан, Габриеле Д’Аннунцио и многие другие. Из-за неё стрелялись на дуэлях, её портреты писали многие художники, модные фотографы снимали её для почтовых открыток. Она дружила с Колетт, соперничала с известнейшими красавицами эпохи — Лианой де Пужи, Клео де Мерод, Эмильеной д’Алансон. Отличалась поразительной жизненной силой и болезненной страстью к азартным играм.

В 1910 ушла со сцены, переехала в Ниццу. Жила в одиночестве на пособие, которое ей выплачивало казино Монте-Карло в память о тех миллионах франков, что Каролина Отеро проигрывала здесь прежде.

 

 

Эмильена д’Алансон (фр. Émilienne d'Alençon, собственное имя Эмили Андре, фр. Émilie André, 18 июля 1869, Париж — 1946, Ницца) — французская актриса и танцовщица, звезда Прекрасной эпохи.

Красавица парижского полусвета, где появилась в 1885 году. Год проучилась в Консерватории драматического искусства. Дебютировала танцовщицей в «Летнем цирке» столицы (1889), затем выступала вКазино де Пари, Фоли-Бержер, парижском мюзик-холле «Ла Скала» на Страсбургском бульваре, в концертном зале Олимпия, театре Варьете и др. Гастролировала в Лондоне. Соперничала с Лианой де Пужи и Каролиной Отеро, их называли «тремя грациями Прекрасной эпохи».

В 1906 году покинула сцену. Похоронена в Париже на кладбище Батиньоль.

Среди её интимных друзей были герцог Жак д’Юзес, бельгийский король Леопольд II, офицер и игрок, любовник Коко Шанель Этьен Бальзан, жокей Перси Вудленд, у неё была связь с поэтессой Рене Вивьен. Её рисовали Тулуз-Лотрек, Жюль Шере. Ею восхищался Марсель Пруст. С ней был знаком князь Феликс Юсупов, о чём рассказано в его мемуарах.

Лиана де Пужи (фр. Liane de Pougy, собственно Анна-Мари де Шассень, 2 июля 1869, Ла-Флеш — 26 декабря 1950, Лозанна) — французская танцовщица, писательница и куртизанка, одна из парижских звё Брала уроки у Сары Бернар. Соперничала с Каролиной Отеро (их, вместе с Эмильеной д’Алансон, называли «тремя грациями прекрасной эпохи»). С успехом гастролировала в Великобритании. Дружила c Жаном Лорреном, Рейнальдо Аном, Максом Жакобом. Её писали известные художники, фотографировал Надар, к её поклонникам принадлежал Д’Аннунцио. Марсель Пруст написал с Лианы Одетту де Креси, героиню романа «В сторону Свана»[1].

Отличалась бисексуальностью, среди её романов известны близость с художницей, писательницей и актрисой Матильдой де Морни, маркизой де Бельбёф (Мисси) и недолгая связь с Натали Барни, описанная Пужи в романе «Сапфическая идиллия» (1901).

В 1910 вышла замуж за румынского князя Георгия Гика, после 16 лет счастливого брака князь бросил жену ради более молодой красавицы (но они не разводились).

В 1928 Лиана де Пужи подружилась с настоятельницей монастыря Святой Агнесы под Греноблем, много жертвовала обители и завещала похоронить себя здесь.

С началом Второй мировой войны переехала в Лозанну.

В 1945, после смерти мужа, вступила послушницей в доминиканский орден. Ухаживала за умственно неполноценными детьми в сиротском приюте.

Умерла, как и мечтала, в ночь Рождества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2008. Encyclopedie des jeunes. L’Histoire de France. Larousse, 1997. – Paris. Федоровский В., Сен-Бри Г. Русские избранницы : Пер. с фр. – М. : Республика, 1998.

on-the-other-side.ru/node/384

https://ru.wikipedia.org

http://www.roman-shirokov.ru

 

 

 


Информация о работе Belle Époque