Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 18:26, реферат
Буддизм - самая древняя из трех мировых религий. Он "старше" христианства на пять веков, а ислам "моложе" его на целых двенадцать столетий. В общественной жизни, культуре, искусстве многих азиатских стран буддизм сыграл роль не меньшую, чем христианство в странах Европы и Америки.
1. Где и когда возник Буддизм. Основатель Буддизма. Легенды, связанные с Буддой…………………………………………………………………………………...3
2. Распространение буддизма. Буддизм в нашей стране………………………………4
3. Буддизм в начале 20в. и борьба за его сохранение в конце 20-х- начале 30-х…….5
4. Восстановление ЦДУБ и буддизм в России в настоящее время…………………...8
5. Буддизм в современной России……………………………………………………….9
6. Список литературы……………………………………………………………………12
Содержание
1. Где и когда возник Буддизм. Основатель Буддизма. Легенды, связанные с Буддой.
Буддизм - самая древняя из трех мировых религий. Он "старше" христианства на пять веков, а ислам "моложе" его на целых двенадцать столетий. В общественной жизни, культуре, искусстве многих азиатских стран буддизм сыграл роль не меньшую, чем христианство в странах Европы и Америки.
Спросите буддиста о том, как возникла религия, которой он следует, и вы получите ответ, что более двух с половиной тысяч лет назад ее возвестил людям Шакьямуни (отшельник из племени шакьев). В любой посвященной буддизму книге вы найдете основанный на религиозной традиции рассказ о жизни странствующего проповедника Сиддхартхи, прозванного Шакьямуни и назвавшего себя Буддой, что означает "просветленный высшим знанием", "осененный истиной".
После бесконечного множества перерождений, накапливая в каждом из них добродетели, Будда явился на землю, для того чтобы выполнить спасительную миссию - указать живым существам избавление от страданий. Он избрал для своего воплощения образ царевича Сиддхартхи из знатного рода Готама (отсюда его родовое имя - Гаутама). Род этот входил в племя шакьев, жившее за 500 - 600 лет до н. э. в долине Ганга, в среднем его течении.Как и боги других религий, Будда не мог появиться на земле, подобно другим людям.
Еще мальчиком Сиддхартха любил предаваться смутным грезам и мечтам; отдыхая в тени деревьев, он погружался в глубокие созерцания, переживая моменты необыкновенных просветлений.
Легенда рассказывает, что однажды во время прогулки по городу вместе со своим возницей Чанной Гаутама встретил покрытого язвами больного, сгорбленного годами дряхлого старика, погребальную процессию и погруженного в раздумья аскета. Потрясённый, он стал расспрашивать слугу. Так он узнал о неизбежных для живых существ страданиях. Он был потрясен, узнав, что это общий удел всех людей.В ту же ночь он тайком покинул дворец, чтобы в отшельничестве искать путь, ведущий к избавлению от страданий.
Покинув своих наставников-йогов, Гаутама уединился в джунглях для того, чтобы самому бесстрашно ринуться по пути самоистязания. И вот в один прекрасный день, когда после многочасовой неподвижности он пытался подняться, ноги, к ужасу наблюдавших эту сцену друзей, отказались его держать, и Гаутама замертво свалился на землю. Все решили, что это конец, но подвижник был просто в глубоком обмороке от истощения.Отныне он решил отказаться от бесплодного самоистязания. Счастливый случай помог ему. Дочь одного пастуха, сжалившись над аскетом, принесла ему рисовой похлебки.
И тут произошло самое значительное событие в жизни Гаутамы. Годы раздумий и мук, искания и самоотречения, весь его внутренний опыт, чрезвычайно изощривший и утончивший душу, - все это как бы собралось воедино и дало плод. Явилось долгожданное "просветление". Внезапно Гаутама с необыкновенной ясностью увидел всю свою жизнь и почувствовал всеобщую связь между людьми, между человечеством и незримым миром. Вся Вселенная как бы предстала перед его взором. И всюду он видел быстротечность, текучесть, нигде не было покоя, все уносилось в неведомую даль, все в мире было сцеплено, одно происходило от другого. Таинственный сверхчеловеческий порыв уничтожал и вновь возрождал существа. Вот он - "строитель дома"! Это Тришна - жажда жизни, жажда бытия. Это она возмущает мировой покой. Сиддхарте казалось, что он как бы присутствует при том, как Тришна вновь и вновь ведет к бытию ушедшее от него. Теперь он знает с кем надо бороться, чтобы обрести избавление от этого страшного мира, полного плача, боли, скорби. Отныне он стал Буддой- Просветленным...".
Будда победил все, в том числе и свои сомнения, и вскоре произнес в "Оленьем парке", недалеко от Варанаси первую проповедь, ставшую основой вероучения буддизма. Её слушали пять его будущих учеников и два оленя. В ней он кратко сформулировал главнейшие положения новой религии. После провозглашения "четырех благородных истин", окруженный все умножающимися учениками - последователями, Будда ходил сорок лет по городам и деревням долины Ганга, творя чудеса и проповедуя свое учение. Умер Будда, согласно легенде, в 80 лет в Кушинагаре, который, как полагают, соответствует нынешней Касие, расположенной в восточной части штата Уттар Прадеш.
Уход Будды из жизни буддисты называют "mahaparinirvana" - великим переходом в нирвану. Эта дата почитается так же, как и момент рождения Будды и момент "прозрения", поэтому ее называют "трижды святым днем".Современная наука не дает однозначного ответа на вопрос об историчности Будды. Однако многие исследователи считают Шакьямуни исторической личностью. Но следовать при этом буддийской традиции, которая считает его единоличным "основателем буддизма", нет оснований. "Современное состояние изученности вопроса, - пишет известный советский ученый Г. Ф. Ильин, - позволяет считать, что Будда как единоличный создатель известного нам вероучения - личность неисторическая, ибо буддизм складывался в течение многих веков, но Шакьямуни - основатель буддийской монашеской общины (или один из первых ее основателей), проповедник, взгляды и практическая деятельность которого имели большое значение при возникновении буддийского вероучения, вполне мог существовать реально".
2.Распространение буддизма. Буддизм в нашей стране.
В VI - VII вв. н. э. начался упадок
Буддизма в Индии, обусловленный
упадком рабовладельческого строя и ростом
феодальной раздробленности, к XII
- XIII вв. он теряет свои прежние позиции
в стране своего возникновения,
переместившись в другие районы Азии,
где трансформировался с учетом местных
условий. Одной из таких разновидностей
Буддизма, утвердившийся в Тибете
и
Монголии, явился Ламаизм, сформировавшийся
в XII-XV вв. на базе Махаяны.
Название происходит от тибетского слова
лама (высший, небесный) - монах
в
ламаизм. Для ламаизма характерен
культ хубилганов (перерожденцев)
-
воплощений Будды, живых богов,
к которым причисляются главным
образом
высшие ламы. Ламаизму присуще массовое
распространение монашества, при этом
существенно упростился процесс общения
с Богом: верующему достаточно
было
прикрепить к шесту листок с молитвой,
чтобы его колебал ветер, или вложить
его в специальный барабан. Если в
классическом Буддизме не было
образа
верховного Бога - творца,
то здесь он появляется в
лице Адибузды,
представляющегося первичны эвеном всех
дальнейших воплощений Будды. Ламаизм
не отказался от учения о нирване, но место
нирваны в ламаизме занял
рай.
Если верующий будет выполнять все требования
ламаистской морали, то после
страданий и лишений сансары его ждут
успокоение и блаженная жизнь
в раю.
Для характеристики ламаистской
картины мира имеет известное
значение
верование в существование неведомого
идеального государства (Шамбалы),
которому предстоит сыграть когда-нибудь
решающую роль в истории Вселенной
и
Земли.
За многие годы своего существования
Буддизм распространился в азиатском
регионе, где во многих государствах
оказывает сильное влияние
на
общественную и политическую жизнь. В
Лаосе, Камбодже и Таиланде руководство
церковью принадлежит главам государств.
В странах, где сильно влияние
Буддизма, сохраняется множество монахов:
достаточно сказать, что в Камбодже
монахом является каждый двадцатый мужчина.
Буддийские монастыри выступают в
качестве крупных учебных заведений, которые
являются центрами просвещения и
искусства.
В нашей стране Буддизм представлен
в основном в качестве Ламаизма.
Буддийской религии придерживаются
многие народы, населяющие
Сибирь.
Деятельность ламаистского духовенства
возглавляется Центральным Духовным
Управление Буддистов, учрежденным собором
1946 г. Председатель управления
носит сан бандидо-хамболабы
и достаточно долгое время
находился в
Иволгинском дацане (монастыре), расположенным
невдалеке от г. Улан - Уде.
3. Буддизм в начале 20в. и борьба за его сохранение в конце 20-х- начало 30-х.
Буддизм в России в 20в., являясь организованной и сформированной конфессией, имеющей свою сложившуюся структуру- сангху, мощный штат духовенства- приблизительно 20тыс. лам, сеть буддийских монастырей- дацанов и хурулов (около 150) один из которых в начале века был построен в европейской части России- в Санкт- Петербурге. В традиционных буддийских регионах шел активный процесс национальной консолидации, происходило национально-освободительное движение, вызванное развитием капиталистических отношений и разрушением многих традиционных основ жизни бурят и калмыков; распространяется и развивается обновленческое движение в буддизме, направленное прежде всего на укрепление буддизма и его позиций в регионах традиционного распространения. Вместе с тем буддийски идеи стали распространяться и за их пределами- в кругах российской интеллигенции. В своем творчестве к буддизму обращались многие представители «серебряного века» русской культуры.
20 век принес буддизму короткий и яркий период расцвета. Он ознаменовался появлением Императорского манифеста от 17 апреля 1905г. « Об укреплении начал веротерпимости», который провозглашал право перехода из православия в другие христианские вероисповедания и даже нехристианские, что открывало возможности для возвращения к буддизму «крещенных иностранцев».
После февральской революции 1917г.
Временное правительство нашло
возможность обратиться к насущным
вероисповедным проблемам
Для буддийских регионов этот период являлся периодом наивысшего расцвета буддизма- строительства новых хурулов и дацанов, нового всплеска в развитии обновленческого движения, второй этап которого датируется 1917-1929гг.
Аналогичный процесс происходил в Бурятии: ремонтировались старые и строились новые дацаны. После Февральской революции и в первые годы советской власти там было основано 11 дуганов (молитвенных домов), на месте которых в дальнейшем планировалось строительство дацанов. Постепенно легализовали свою деятельность буддийские философские школы (цаннит).
Временное правительство готовило новый законопроект о положении буддизма в России вместо все еще формально действовавших правил и положений. В связи с этим была создана специальная комиссия. В комиссию были делегированны представители от буддистов, в том числе А. Доржиев. В законопроекте уже определенно звучало стремление реформировать буддизм, в ней говорилось о выборности и коллегиальности административной системы управления сангхой, об участии в управлении не только духовенства, но и мерян; об ограничении роскоши духовенства, чрезмерных поборов и т.д.
В июле 1917 г. в Астрахани прошел съезд представителей духовенства и мирян астраханских, енотаевских и терских калмыков. Съезд принял решение увеличить число харулов- вместо прежних 28 больших хурулов и 64 малых были определены 41 большой хурул и 78 малых, количество духовенства увеличилось до 2730 человек. Казалось, для расцвета калмыцкого буддизма наступили лучшие времена. Как и Бурятии, в Калмыкии в 20-х гг. 20 столетия наблюдалась активизация религиозной жизни. Вместе с тем Калмыкия, находясь в центральной части России, значительно пострадала от Октябрьской революции, гражданской войны и голода. Многие хурулы были разрушены, значительная часть представителей буддийского духовенства эмигрировала. К моменту образования Калмыцкой автономной области (1920г.) в ней насчитывалось всего 35 хурулов и 1 тыс. духовенства.
Более позднее принятие единого для России законодательства, регулировавшего взаимоотношения религий и государства (декрет 1918г.) в Бурятии и Калмыкии, позволило обновленцам увидеть на примере других конфессий (прежде всего православия) последствия вероисповедной политики нового правительства. Обновленцы сделали из этого соответствующие выводы и постарались использовать опыт Православной церкви- они сразу же объявили о своей лояльности советской власти, готовности к радикальным реформам сангхи (национализация земли и имущества монастырей, создание трудовых сельскохозяйственных коммун, отказ от излишней роскоши в быту и в одежде монахов и др.) Многие из них искренне увлекались поисками аналогии между буддийскими идеями и идеалами коммунизма. Это новое направление в буддизме было на первых порах положительно оценено представителями новой власти, которые некоторое время благосклонно относились к обновленцам и только приветствовали раскол в буддийском движении, объективно способствовавший его ослаблению.
Ориентации буддистов во многом определялись наличием консервативных или обновленческих лам в ближайших дацанах. Наиболее консервативными являлись Цонгольский и Цугольский дацаны, которые оказывали сопротивление не только обновленцам, но и всем мероприятиям советской власти.
Приведение в жизнь Декрета 1918г. в Бурятии и Калмыкии постоянно контролировались партийными органами, которыми обеспечивали свободу совести и свободу воспроизведения в определенных правовых рамках, не отказываясь от регламентации и надзора за деятельностью религиозных обществ в интересах государства. Используя законодательство, они стремились лишить буддийскую сангху политического и экономического могущества, а так же идеологического воздействия на массы. Момент для этого выбран удачный. Власти всячески старались поддержать и углубить раскол между традиционалистами и обновленцами.