Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 18:26, реферат
Буддизм - самая древняя из трех мировых религий. Он "старше" христианства на пять веков, а ислам "моложе" его на целых двенадцать столетий. В общественной жизни, культуре, искусстве многих азиатских стран буддизм сыграл роль не меньшую, чем христианство в странах Европы и Америки.
1. Где и когда возник Буддизм. Основатель Буддизма. Легенды, связанные с Буддой…………………………………………………………………………………...3
2. Распространение буддизма. Буддизм в нашей стране………………………………4
3. Буддизм в начале 20в. и борьба за его сохранение в конце 20-х- начале 30-х…….5
4. Восстановление ЦДУБ и буддизм в России в настоящее время…………………...8
5. Буддизм в современной России……………………………………………………….9
6. Список литературы……………………………………………………………………12
В начале 30-х гг. значился период подъема буддийского движения в России- период роста числа дацанов и хурулов, увеличения количества духовенства, усиление модернистских течений в буддизме. В 30-х гг. происходит массированное наступление на буддизм, ламы рассматриваются как «капиталистические элементы», с которыми начинается уже не просто идеологическая борьба, а борьба классовая, которая усиливается к концу 40-х гг. и приводит к полному краху как буддийской сангхи, так и сети монастырей, института монастырских учеников и буддизма как такового. Буддийское учение перестает передаваться новому поколению лам, уничтожается его преемственность, но оно продолжает существовать на бытовом уровне; нарастает волна гонений, арестов репрессий.
20-е годы 20в. в Бурятии и Калмыкии явились не долгим «золотым веком» буддизма в России. Были отменены все прежние регламентации и ограничения, началось бурное развитие религиозной жизни, строительство дацанов и т.д. если середина 20-х гг. характеризовалась главным образом двумя методами давления власти на буддизм- экономическим и идеологическим, то в 30-х гг. государство в отношение буддизма использовало методы политические.
Закрытие школ в дацанах и хурулах означало прерывание традиций, отсутствие надежд на бедующее у буддийского духовенства- некому было передавать свои знания, прекращалось восполнение социального слоя буддийских монахов за счет молодого поколения. Буддийская сангха была обречена.
В 30-х гг. борьба с буддизмом была
направлена как против консерваторов,
так и против обновленцев. Проблема
обновленческого течения в
В 30-х гг. на защиту буддийской системы образования и подготовки новых кадров духовенства пытались встать А. Доржиев, к тому времени являвшийся полномочным представителем Тибета в СССР и защищенный дипломатическим иммунитетом.
Религия была признана идеологически вредной, не соответствующей новой обстановке, ей не было места в новом, социалистическом обществе.
В 30-х гг. были уничтожены высшие философские школы в Калмыкии. На территории Бурятии и Калмыкии стали закрываться дацаны и хурулы, ламы выселялись, подвергались арестам, принуждались к мирской деятельности.
Буддизм существовал на бытовом уровне, религиозная жизнь теплилась вокруг не официальных религиозных центров, в которых собирались верующие. В начале 40-х гг. в России официально не существовало ни одного буддийского монастыря и храма, отсутствовал институт ламства.
4. Восстановление ЦДУБ и буддизм в России в настоящее время.
В годы Великой Отечественной войны среди буддийского духовенства Бурятии начинается движение за восстановление своей конфессиональной организации. Это движение, инспирированное сверху, безусловно, имело глубокие корни в Бурятии и нашло поддержку у населения. Военные годы способствовали возрождению религиозности. Появилось большое количество «бродячих» лам, которые по просьбе верующих отправляли религиозные обряды.
В 1946г. по инициативе верующих и групп лам состоялось совещание буддийских деятелей, на котором было принято Положение о буддийском духовенстве в СССР, содержащие основные принципы сотрудничества буддийской сангхи с Советским государством. В этом документе подчеркивались патриотические побуждения буддийского духовенства и их лояльность социалистическому строю. Он так же узаконивал иерархию сангхи, определял права и обязанности различных категорий духовных лиц, формулировал некоторые принципы, которыми должно руководствоваться буддийское духовенство в своей практической деятельности и т.д. было разрешено восстановить Иволгинский дацан в Бурятии, Агинский в Бурятском национальном округе Читинской области; возобновились международные связи буддистов, их участие в зарубежных буддийских организациях- во всемирном братстве буддистов в Азиатской буддийской конференции за мир.
В Иволгинском дацане было воссоздано Центральное духовное управление буддистов СССР. Российские буддисты вновь обрели свою конфессиональную организацию, которая в какой то степени могла удовлетворять религиозные потребности бурятского населения. Вместе с тем открытие дацанов не стало вехой в возрождение буддизма в Бурятии: многие верующие предпочитали отправлять религиозные обряды в домашних условиях, боясь попасть в немилость властям, будучи замеченными в посещение дацана.
Буддизм в Туве прошел приблизительно те же исторические этапы интеграции и приспособления к советской власти, что и в других буддийских республиках. В начале 20в. в Туве насчитывалось около 30 храмов, в конце 40-х гг.- уже не одного. Буддизм здесь сохранялся на уровне бытовой обрядности.
Сегодня буддизм начинает возрождаться.
В настоящее время на территории
России насчитывается около 1 мил
последователей буддизма, большинство
из которых проживает на территориях
его исторического распростране
В Калмыкии существует более 29 буддийских общин, восстанавливаются хурулы, строятся новые, действует Дхарма-центр. Все они составляют Объединение буддистов Калмыкии. Буддисты республики продолжают поддерживать традиционные связи с Тибетом, на ее территории действуют тибетские учителя и проповедники, многие из которых приезжают сюда с лекциями на определенный срок.
В европейской части России действует больше половины всех существующих общин и организаций. Картина буддийской жизни за пределами традиционного распространения буддизма крайне пестра и разнообразна. В Москве в настоящее время действуют 14 буддийских групп и организаций, примерно столько же – в Санкт-Петербурге. Все они принадлежат к различным школам и направлениям буддизма. На территории России действует Всероссийский центр дальневосточного буддизма махояны (ВЦДБМ), международная ассоциация буддизма Карма Кагью (штаб-квартира в Санкт-Петербурге), значительное количество независимых буддийских групп и общин, принадлежащих к самым разнообразным школам и направлениям буддизма (Белгород, Екатеринбург, Казань, Краснодар, Новосибирск, Омск, Пермь, Ростов-на-Дону и др.).
В общинах которые часто
Буддизм в России достаточно многообразен, его идеи распространены и популярны в среде молодежи и интеллигенции, которые не соотносят себя к какой-либо определенной школой или направлением и не состоят в конкретной буддийской общине.
5.Буддизм в современной России.
Буряты с древних времен были шаманистами.
Во всех случаях жизни они
видели вмешательство духов. Верховным
божеством считалось Вечно Синее
Небо
– Хухэ Мунхэ Тэнгри. Земля, по шаманистским
понятиям, является серединным
миром.
Чтобы стать шаманом,
человек должен обладать
прежде всего
наследственностью – утха, т. е. иметь
предка шамана. Шаманисты не
имели
специально построенных храмов. Шаманские
тайлаганы проводились на открытом
воздухе в особо почитаемых
местах. Считалось, что
человек может
воздействовать на богов и
духов путем жертвоприношений,
соблюдением
определенных правил и традиций. Некоторые
традиции сохранились до наших
дней. На западном берегу Байкала буряты
сохранили свою первоначальную веру,
оставаясь шаманистами, а на
восточном берегу под влиянием
монголов
обратились к буддизму.
В XVIII–XIX веках все Забайкалье
и часть Прибайкалья оказались
под
влиянием буддийской религии.
Вместе с буддизмом на территорию
Бурятии
проникают достижения культур народов
Тибета и Монголии. В 1723
году в
Забайкалье прибыли 100 монгольских
и 50 тибетских лам. В 1741
году
императрица Елизавета Петровна издала
указ, согласно которому в
Бурятии
признавалось существование ламаистской
веры и утверждалось 11 дацанов и 150
штатных лам. При дацанах открылись школы,
печатались книги. В 1916 г.
в
Бурятии насчитывалось 36 дацанов и свыше
16 тыс. лам. Проникновение буддизма в Бурятию,
способствовало распространению среди
народа тибетской медицины. Появились
медицинские школы (манба-дацпны), где
перепечатывались классические тракты,
а так же создавались новые труды, обогащающие
опыт бурятских эмчи-лам.
В медицинских трактатах "Чжуд-ши"
и "Вайдурья-онбо" описано
1300
лекарственных средств растительного
происхождения, 114 видов минералов
и
металлов, 150 видов животного
сырья. Тибетские лекарства
отличаются
многокомпонентностью (от 3
до 25 составляющих) и применяются
в виде
различных лекарственных форм: порошков,
отваров, сиропов, настоев, мазей.
После Октябрьской революции 1917 года
в стране началась борьба
как
против шаманистов, так и против буддистов.
В 1931 году старомонгольская
письменность была заменена латинской,
в 1939 г. – русской. С 1927 по 1938
гг. все 47 дацанов и дуганов,
существовавших ранее в Прибайкалье
и в
Бурятии, были закрыты и разрушены. С 1938
по 1946 год не действовал ни один
дацан. В 1947 г. в 40 километрах к югу от Улан-Удэ
был построен Иволгинский
дацан. Вскоре возобновил работу Агинский
дацан. В течение последующих
44
лет нужды верующих бурят обслуживали
лишь эти два храма. И только
в 1991 году к двум действующим добавились
еще 10.
С 1991 г. ведется строительство новых
дацанов во многих районах Бурятии.
Во время путешествий можно посетить действующие
дацаны в Тункинской долине,
Баргузинской долине, в Иволгинске, в Гусиноозерске,
в Орлике.
Изволгинский дацан.
В 40 километрах
от Улан-Удэ находится Иволгинский дацан,
построенный в
1947 году. На протяжении длительного
времени Иволгинский дацан был
резиденцией Центрального Духовного Управления
буддистов России и его главы
Хамбо-ламы. Прежде чем войти в храм, необходимо
обойти территорию дацана по
ходу солнца, вращая при этом хурдэ – молитвенные
барабаны. Каждый поворот
барабана равнозначен многократному повторению
молитвы. Основное культовое
здание, главный храм дацана, построен
и освящен в 1972 г. Внутри
храма
центральное положение занимает
наиболее почитаемая и священная
статуя
Будды, в позе призывающей Землю
в качестве свидетеля. В этот
момент,
предшествующий достижению нирваны,
Будда обращается к богине
Земли с
просьбой засвидетельствовать
его заслуги и помочь в
борьбе с Марой
(Сатаной). Вокруг статуи изображены 16
найданов (подвижников). Ниже статуи
Будды находится портрет и трон Далай-ламы
XIV, на котором никто больше не
имеет права сидеть. Религиозные церемонии
ведутся на тибетском языке.
На территории дацана находится
также малый храм, суборганы – ступы,
которые возводятся в местах нахождения
буддийских реликвий, оранжерея
со
священным деревом Ботхи, крупнейшая в
России библиотека буддийских текстов.
Большая часть старых книг на тибетском
языке, на бурятский и русский языки
они не переведены.
Ежегодно в дацане проводятся большие
осенний и зимний хуралы. В феврале
– марте празднуется Новый год по восточному
календарю. Главный хурал лета
–
это праздник Майдари.
На праздник Майдари-хурал (бодисатва
Майтрейя) собирается значительное
количество верующих. Церемония продолжается
несколько дней, кульминацией
становится шествие вокруг храма со
статуей Майдари под удары
барабанов,
звон бронзовых колокольчиков хонхо
и медных тарелок, звуки длинных
труб
ухэр-бурэ. Возглавляет процессию
символическая колесница Майдари
и его
статуя, которую несет на
руках один из лам.
Бодисатва Майтрейя
символизирует любовь, сострадание и особые
надежды на будущее. Считается
что, Майтрейя как преемник, избранный
самим Буддой, должен прийти на
землю
как бог грядущего.
Гусиноозерский дацан (Тамчинский).
Тамчинский дацан – третий по счету из
основанных в Бурятии доцанов. В 1741
г. он представлял собой большую юрту.
В 1750 г. был построен первый
деревянный храм, к 1848 г. в комплексе
насчитывалось уже 17 храмов.
В 1858–1870 гг. был выстроен главный трехэтажный
храм. Ежегодно проводился традиционный
Цам – грандиозное религиозное театрализованное
представление, на которое съезжались
тысячи верующих. С 1809 по 1937 год Тамчинский
дацан оставался главным дацаном
Бурят-Монголии (так называлась
республика до
1958 г.). Мирян обслуживало 900 лам, 500 из которых
проживали постоянно в
дацане. После закрытия дацана в конце
20-х – начале 30-х годов
храмовые
здания методично разрушались. С середины
30-х годов в зданиях бывших храмов
размещалась тюрьма для политических
заключенных.
В 1957 г.
Тамчинский дацан постановлением
правительства Бурятии был
объявлен историко-архитектурным памятником,
и на его территории начались
реставрационные работы. В октябре
1990 г. два отреставрированных
храма
вновь были открыты для верующих. В
декабре 1990 г. дацан освятили.
Тот
храм, в котором идет служба, называется
Чойра. Второй дуган - это
бывший
главный храм Цогчин. На территории дацана,
перед входом в Цогчин, находится
легендарный археологический памятник
– олений камень ("Алтан-сэргэ"
– золотая
коновязь), которому по определению археологов
3,5 тыс. лет. Оленный камень
получил свое название от
высеченных на нем
изображений оленей.
Первоначально "Алтан-сэргэ"
был установлен на погребальном
комплексе
святилища, а спустя сотни лет перевезен
ламами и установлен у портала
центрального дацана Цогчин. По легенде
каменная стела, стоящая у входа
в
главное здание монастыря, служила
коновязью для священных
лошадей
небожителей, когда те приезжали на
праздник Цам-хурал (Термен, 1912).
В
1931 г. "Алтан-сэргэ" с территории комплекса
исчез, и только в 1989 г. в
фундаменте одной из разрушенных построек
случайно были найдены фрагменты
оленьего камня. Из шести найденных обломков
был восстановлен первоначальный
вид. памятника.