Деловое совещание: сущность, типы совещаний, повестка совещаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 00:14, контрольная работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является подготовка руководителя к деловому совещанию и разработка мероприятий по ее совершенствованию.
Для достижения данной цели были поставлены задачи: рассмотреть понятие, сущность и типы деловых совещаний; разобрать процесс подготовки совещания: формирования повести дня, определения состава участников совещания.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………..3
1. Понятие, сущность и типы деловых совещаний…………………………………..4
2. Подготовка совещания…………………………………………………………………………6
3. Формирование повестки дня………………………………………………………………7
4. Определение состава участников совещания……………………………………….9
Заключение………………………………………………………………………………………..…..12
Список использованной литературы………………………………………………………13

Файлы: 1 файл

Мишина деловые коммуникации 1.docx

— 35.05 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО  «Сыктывкарский государственный университет»

Факультет управления

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По деловым коммуникациям

 «Деловое  совещание: сущность, типы совещаний,  повестка совещаний»

 

 

 

 

                                                                  

 

 

 

 

                                                          Исполнитель:  студентка 1 курса                                                          (ОЗО) гр. 4110, А.А. Мишина 

                                                             Преподаватель: к.ф.н., доцент

                                                                                               Л.В. Гудырева

 

 

 

 

Сыктывкар 2013

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………………………..3

1. Понятие, сущность и типы деловых совещаний…………………………………..4

2. Подготовка совещания…………………………………………………………………………6

3. Формирование повестки дня………………………………………………………………7

4. Определение состава участников совещания……………………………………….9

Заключение………………………………………………………………………………………..…..12

Список использованной литературы………………………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Кроме деловых бесед  и коммерческих переговоров в  предпринимательской практике широко распространены деловые совещания, которые представляют собой способ открытого коллективного обсуждения тех или иных вопросов. Формы такого обсуждения очень разнообразны. Это  съезды, конференции, симпозиумы, собрания, заседания, семинары. Решения, принимаемые  на этих мероприятиях, обычно эффективнее  тех, что принимаются узким кругом управленцев. Суть делового совещания  заключается в том, чтобы обеспечить свободную дискуссию и выработать общее решение на основе учета  самых разных мнений.

Во многих организациях одной из наиболее обсуждаемых проблем  является проблема подготовки и проведения совещаний. Отсутствие должной подготовки руководителя к совещанию приводит к бесполезной трате ресурсов и может стать причиной демотивации сотрудников, что, в свою очередь, отрицательно скажется на эффективности их труда (1; с.90) поэтому эта темя очень актуальна.

Недостаточно хорошо подготовленные и плохо проведенные  совещания, созываемые по каждому поводу, наносят большой вред, так как  на них затрачивается дорогостоящее  время, отрывая людей от основной работы (2; с.97)

Целью данной курсовой работы является подготовка руководителя к деловому совещанию и разработка мероприятий по ее совершенствованию.

Для достижения данной цели были поставлены задачи: рассмотреть понятие, сущность и типы деловых совещаний; разобрать процесс подготовки совещания: формирования повести дня, определения состава участников совещания.

 

 

  1.  Понятие, сущность и типы деловых совещаний

Деловые встречи (совещания) — одна из важнейших форм управленческой деятельности. Во время совещания  происходит обмен информацией между  подчиненными и руководителем, принимаются  управленческие решения.

Как свидетельствует  опыт, деловые совещания далеко не всегда приносят должный эффект из-за того, что многие руководители неясно представляют себе технологию их организации  и проведения.

Деловое совещание  — способ привлечения коллективного  разума к выработке оптимальных  решений по актуальным и наиболее сложным вопросам, возникающим на предприятии. Процесс управления в  этом отношении сводится к трем основным стадиям:

  • сбор и переработка информации;
  • координация деятельности всех служб фирмы и всех сотрудников;
  • принятие решения (3; с.53)

Кроме своего прямого  назначения, каждое рационально организованное совещание решает и важную учебно-воспитательную задачу. На совещании сотрудники учатся работать в коллективе, комплексно подходить к решению общих  задач, Достигать компромиссов, приобретают  культуру общения и т.п.

Для некоторых сотрудников  пребывание на деловом совещании  — единственная возможность видеть и слышать руководителей высших уровней управления. Кроме того, на деловом совещании руководителю предоставляется возможность показать свой талант менеджера.

Таким образом, управленческие действия руководителя дополняются  коллективными заседаниями (совещаниями), на которых решаются повседневные деловые  вопросы и проблемы (4; с.67).

Разновидностями совещания  являются:

  • симпозиум — расширенное совещание по специальному научному вопросу;
  • конференция — расширенное совещание, например, в среде ученых, политических деятелей;
  • конгресс, съезд — совещание широкого состава, как правило, регионального, общероссийского или международного масштаба.

В рамках конкретного  предприятия в зависимости от основной задачи выделяют следующие  виды совещаний:

  • оперативное;
  • инструктивное;
  • проблемное.

В основу классификации  совещаний могут быть положены и  другие критерии, например, периодичность: плановые, внеплановые.

Кроме того, по характеру  проведения совещания разделяются  на следующие типы:

  • диктаторское — свойственно авторитарному типу управления, когда совещание ведет и обладает фактическим правом голоса только руководитель, остальным участникам предоставляется лишь возможность задавать вопросы, но никак не высказывать собственное мнение;
  • автократическое — основывается на вопросах руководителя к участникам и их ответах на них, как правило, отсутствуют дискуссии, возможен лишь диалог;
  • сегрегативное — доклад обсуждают лишь выбранные руководителем участники, остальные слушают и принимают к сведению представленную информацию;
  • дискуссионное — свободный обмен мнениями и выработка общего решения; право принимать решение в окончательной формулировке остается за руководителем;
  • свободное — на нем не принимается четкая повестка дня, иногда отсутствует и председатель, иногда заканчивается принятием решения, но в основном сводится к обмену мнениями (5; с143).

Собираясь вместе, участники совещания имеют возможность  высказать свою точку зрения по обсуждаемым  темам, довести информацию, которой  они владеют, до всех участников совещания, обсудить спорные вопросы, рассмотреть  альтернативные варианты решений. Ведь не зря говорят, что в споре  рождается истина.

Но совещание  является дорогостоящим мероприятием. Следует помнить, что если в организации  ежедневно проходит часовое совещание  с восемью участниками, это означает, что один сотрудник получает зарплату только за участие в совещаниях. Совещание нельзя рассматривать  как способ информирования сотрудников, оно является оптимальным средством  оценки и принятия решений. Коллективно  принятое решение имеет больший  вес, чем единоличное. Поэтому совещание  идеально там, где необходимо участие  команды в обсуждении проблемы и  поиске решений, где необходимо рассмотрение разных точек зрения (6; с. 96).

 

2. Подготовка совещания

Успех совещания  на 90% зависит от качества его подготовки. Любое, даже самое короткое совещание, от предварительной проработки только выиграет.

Руководитель, ответственный  за подготовку мероприятия, прежде всего, должен определить: цель совещания, основные вопросы для обсуждения, состав участников, место, время и форму проведения.

Отметим, что в  ряде организаций существует определенный порядок проведения совещаний, который  может быть закреплен в специальном  Регламенте. В этом случае задача значительно  упрощается.

Если в подготовке совещания участвует несколько  человек, то, как правило, на предприятии  издается приказ о проведении совещания, в котором определяется состав рабочей  группы и план его подготовки (7; с. 200).

 
3. Формирование повестки дня

Составление повестки дня является задачей руководителя, но ее документальное оформление ложится  на плечи секретаря.

Повестка дня  составляется только после определения  цели совещания. При этом цель должна быть четко сформулирована, иметь  логическую завершенность и однозначное  толкование. В повестку дня следует  включать небольшое количество вопросов, чтобы можно было обстоятельно обсудить их на совещании. Но, к сожалению, это  требование не всегда выполняется и повестку дня перегружают, что лишает возможности подготовить и обсудить все вопросы досконально. Здесь действует принцип «лучше меньше, да лучше». Поэтому всегда необходимо стараться избавиться от второстепенных вопросов, которые можно решить вне совещания.

Повестка дня  обычно составляется в письменной (печатной) форме. Конечно, совещания могут  проводиться и без заранее  заготовленного списка вопросов, но в  этом случае они должны хотя бы в  устной форме доводиться до сведения участников встречи. Думаю, никто не станет спорить с тем, что написанная повестка дня является более эффективной  формой и позволяет каждому сосредоточиться  на том, что необходимо сделать: до совещания, во время совещания и после  него. Она является планом проведения мероприятия. Совещания без нее  очень часто превращаются в обсуждения общего характера, участники которых  не сосредотачиваются на ключевых вопросах. Многим свидетелям неподготовленных совещаний  не раз приходилось сталкиваться с такой ситуацией, когда кто-либо срочно запрашивал информацию у своих подчиненных, а остальные были вынуждены терять время на ожидание. Такие недочеты отрицательно влияют на ритм проведения обсуждения, а следовательно, и на его эффективность.

По поводу того, как следует располагать вопросы  в повестке дня, существуют два диаметрально противоположных мнения.

В соответствии с  первой точкой зрения вопросы следует  располагать в порядке их важности и сложности. Аргументы здесь  следующие: в начале совещания сотрудники являются более активными, они еще  не устали и, следовательно, самые важные и сложные вопросы лучше обсуждать  в начале.

Приверженцы второй точки зрения считают, что вопросы, которые требуют расширенного обсуждения и проработки, лучше всего рассматривать  во второй трети собрания, когда  физическая и умственная работоспособность  участников достигает пика. Текущие  вопросы, не требующие много времени, можно решить в первую очередь, а  на конец оставить наиболее легкие вопросы, интересные и приятные дела.

Когда основная работа выполнена и внимание аудитории ослабевает, можно перейти к обсуждению более интересных вопросов, не требующих напряжения (в последней трети совещания), например, об организации корпоративного мероприятия в честь юбилея фирмы или о результатах участия в выставке.

За время подготовки совещания в результате получения  более достоверной и оперативной  информации приоритеты могут меняться неоднократно. То, что было актуально  всего несколько часов назад, может стать совершенно неинтересным. Поэтому никогда не следует рассматривать  утвержденную повестку дня рабочего совещания как нечто незыблемое. На этот случай можно рекомендовать  разработать процедуру корректировки повестки после ее утверждения, что должно найти свое отражение в Регламенте по проведению совещаний.

Составленная повестка дня утверждается руководителем. Но на практике довольно часто используется и упрощенная форма. Она не имеет  грифа утверждения (встречаются  даже варианты оформления без подписи  ответственного исполнителя), но именно такие формы повесток являются самыми распространенными. Первая форма более  информативна, содержит сведения о  месте, дате проведения и участниках совещания, имеет гриф утверждения. Поэтому можно рекомендовать  использовать ее для наиболее важных совещаний, а для проведения рабочих  и оперативных повестку дня может  подписать и секретарь после  предварительного устного обсуждения с председателем. Порядок оформления повестки дня закрепляется в Регламенте по проведению совещаний, если таковой  на предприятии имеется (8; с327).

 

4. Определение состава участников совещания

После определения  цели совещания и круга вопросов, которые будут на нем обсуждаться, можно перейти к выбору кандидатур участников. На совещание следует  приглашать сотрудников:

  • которые принимают ключевые решения по вопросам, вынесенным на обсуждение (их мнение может быть решающим);
  • которые в соответствии со своими служебными обязанностями обладают определенной информацией по рассматриваемым вопросам;
  • которые по роду своей деятельности должны быть ознакомлены с информацией, представленной на совещании;
  • которые будут организовывать выполнение решений совещания (9; с. 139).

Информация о работе Деловое совещание: сущность, типы совещаний, повестка совещаний