Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 11:44, реферат
Изучению дискурса посвящено множество исследований, авторы которых трактуют это явление в столь различных научных системах, что само понятие «дискурс» стало шире понятия «язык».
М. Стаббс выделяет три основные характеристики дискурса: 1) в формальном отношении это – единица языка, превосходящая по объему предложение, 2) в содержательном плане дискурс связан с использованием языка в социальном контексте, 3) по своей организации дискурс интерактивен, т.е. диалогичен.
Глава 1 Определение дискурса 3
Глава 2 Типы дискурса 6
2.1. Персональный дискурс 6
2.2. Институциональный дискурс 8
Заключение 14
Список литературы 16
Содержание
Глава 1
Определение дискурса
Глава 2 Типы дискурса 6
2.1. Персональный дискурс 6
2.2. Институциональный дискурс 8
Заключение 14
Список литературы 16
Глава 1. Определение дискурса
Речевая деятельность находится в фокусе интересов современного языкознания и смежных с лингвистикой областей знания, прежде всего – психологии, социологии, культурологии. Многие термины, используемые в лингвистике речи, прагмалингвистике, психолингвистике, социолингвистике и лингвокультурологии, трактуются неоднозначно. К их числу, несомненно, относится такое понятие как дискурс. Изучению дискурса посвящено множество исследований, авторы которых трактуют это явление в столь различных научных системах, что само понятие «дискурс» стало шире понятия «язык».
М. Стаббс выделяет
три основные характеристики
дискурса: 1) в формальном отношении
это – единица языка,
П. Серио выделяет
восемь значений термина «
В.Е. Чернявская, обобщив различные понимания дискурса в отечественном и зарубежном языкознании, сводит их к двум основным типам:
1) «конкретное коммуникативное
событие, фиксируемое в
В «Лингвистическом
Дискурс является центральным
моментом человеческой жизни
«в языке», того, что Б.М. Гаспаров
называет языковым
Анализ дискурса –
междисциплинарная область
Дискурс представляет
собой явление промежуточного
порядка между речью,
С позиций социолингвистики
дискурс – это общение людей,
рассматриваемое с позиций их
принадлежности к той или иной
социальной группе или
Представляется возможным
выделить применительно с
С позиций участников
общения (социолингвистический
Глава 2. Типы дискурса
С позиций социолингвистики можно
выделить два основных типа дискурса:
персональный (личностно-ориентированный)
и институциональный. В первом случае
говорящий выступает как
2.1. Персональный дискурс.
Персональный дискурс существует в двух основных разновидностях: бытовое и бытийное общение.
Бытовое общение происходит между хорошо знакомыми людьми, оно сводится к поддержанию контакта и решению обиходных проблем. Его особенность состоит в том, что это общение диалогично по своей сути, протекает пунктирно, участники общения хорошо знают друг друга и поэтому общаются на сокращенной дистанции, не проговаривая детально того, о чем идет речь. Это разговор об очевидном и легко понимаемом. Именно для этого типа дискурса справедливо замечание И.Н.Горелова о том, что вербальное общение лишь дополняет невербальное, а основная информация передается мимикой, жестикуляцией, сопровождающими речь действиями и т.д. Специфика бытового общения детально отражена в исследованиях разговорной речи. Бытовое общение является естественным исходным типом дискурса, органически усваиваемым с детства. Этот тип дискурса характеризуется спонтанностью, сильной ситуативной зависимостью, ярко выраженной субъективностью, нарушениями логики и структурной оформленности высказываний. Фонетически здесь является нормой нечеткое беглое произношение. Общаясь на бытовом уровне, люди прибегают к сниженной и жаргонной лексике, хотя статистически разговорные слова составляют не более 10% лексического фонда высказываний в разговорной речи. Важнейшей характеристикой единиц разговорной речи является их конкретная денотативная направленность, эти слова указательны по своему назначению (именно потому они и легко заменяются невербальными знаками), кроме того, в узком кругу хорошо знакомых людей реализуется лимитивная (ограничивающая, парольная) функция общения, коммуниканты используют те знаки, которые подчеркивают их принадлежность к соответствующему коллективу (семейные, групповые слова) и непонятны посторонним. Нечеткость произношения коррелирует с семантической нечеткостью единиц: значения слов весьма подвижны, слова легко заменяются на приблизительные субституты, это речь, в которой главенствуют местоимения и междометия: "Ну, ты что?" - "Да я вот, тут..." - "А, ну ладно".
Бытовой дискурс отличается тем, что адресат должен понимать говорящего с полуслова. Активная роль адресата в этом типе дискурса предоставляет отправителю речи большие возможности для оперативного переключения тематики, а также для легкого перевода информации в подтекст (ирония, языковая игра, намеки и т.д.).
В отличие от бытового в бытийном дискурсе предпринимаются попытки раскрыть свой внутренний мир во всем его богатстве, общение носит развернутый, предельно насыщенный смыслами характер, используются все формы речи на базе литературного языка; бытийное общение преимущественно монологично и представлено произведениями художественной литературы и философскими и психологическими интроспективными текстами.
Бытийный дискурс может быть прямым и опосредованным. Прямой бытийный дискурс представлен двумя противоположными видами: смысловой переход и смысловой прорыв.
Опосредованный бытийный дискурс
- это аналогическое (переносное) и
аллегорическое (символическое) развитие
идеи через повествование и
Бытийный дискурс во многих отношениях диаметрально противоположен бытовому, но сходен с ним в одном очень важном качестве: это опора на активное осмысление содержания речи со стороны адресата. Личностно-ориентированное общение строится на широком смысловом поле в сознании адресата, хотя природа расширения смыслов в бытовом и бытийном общении различна. В первом случае осознание смысла зависит от конкретной ситуации общения, во втором - от формы знака и личностной концептосферы адресата.
2.2. Институциональный дискурс.
Институциональный дискурс представляет
собой общение в заданных рамках
статусно-ролевых отношений. Применительно
к современному обществу, по-видимому,
можно выделить следующие виды институционального
дискурса: политический, дипломатический,
административный, юридический, военный,
педагогический, религиозный, мистический,
медицинский, деловой, рекламный, спортивный,
научный, сценический и массово-
Институциональный дискурс выделяется
на основании двух системообразующих
признаков: цели и участники общения.
Цель политического дискурса - завоевание
и удержание власти, педагогического
дискурса - социализация нового члена
общества, медицинского дискурса - оказание
квалифицированной помощи больному
и т.д. Основными участниками
Моделируя институциональный дискурс, можно выделить четыре группы признаков: 1) конститутивные признаки дискурса, 2) признаки институциональности, 3) признаки типа институционального дискурса, 4) нейтральные признаки.
Для описания конкретного типа институционального дискурса целесообразно рассмотреть его следующие компоненты: 1) участники, 2) хронотоп, 3) цели, 4) ценности (в том числе и ключевой концепт), 5) стратегии, 6) материал (тематика), 7) разновидности и жанры, 8) прецедентные (культурогенные) тексты, 9) дискурсивные формулы.
Научный дискурс традиционно привлекает
к себе внимание лингвистов. Участниками
научного дискурса являются исследователи
как представители научной
Хронотопом научного дискурса является обстановка, типичная для научного диалога. Диалог этот может быть устным и письменным, поэтому для устного дискурса подходят зал заседаний, лаборатория, кафедра, кабинет ученого, а для письменного прототипным местом является библиотека.
В одном из новейших исследованиях подчеркивается, что целью научного общения является процесс вывода нового знания о предмете, явлении, их свойствах и качествах, представленный в вербальной форме и обусловленный коммуникативными канонами научного общения - логичностью изложения, доказательством истинности и ложности тех или иных положений, предельной абстрактизацией предмета речи. Автор ведет речь не о научном дискурсе, а о научном функциональном стиле. Это означает, что акцент делается не на характеристиках участников и обстоятельств общения, а на текстуальных особенностях, которые вытекают из специфики языковых единиц, используемых в соответствующих текстах. В рамках научного стиля автор выделяет собственно научный (академический), научно-учебный, научно-технический, научно-публицистический, научно-информационный и научно-разговорный подстили.