Досуг в древней Греции и древнем Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 00:46, курсовая работа

Описание работы

К настоящему моменту в области культуры Древней Греции и Рима изучено практически все. Во всяком случае, вряд ли какое-нибудь будущее открытие в этой области сможет коренным образом изменить наше представление об этих цивилизациях. Основная задача курсовой работы – описать основные особенности древнегреческой и древнеримской культур, досуга и быта, показать взаимосвязь, выделить основные черты сходства и различия. Культура как сфера свободного творчества дает возможность человеку реализовывать свою тягу к самореализации, проявлению своей индивидуальности, свободной «игре» творческих сил. В этом смысле культура выступает как сфера сверхутилитарности.

Файлы: 1 файл

курсовая Досуг.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

Наряду с поэзией делает первые шаги и римская проза. Велись коллегией понтификов погодные записи наиболее крупных событий, летописи, заключались договоры, тексты которых записывались на латинском языке. В IV в. до н. э. некоторые политические деятели стали записывать свои произнесенные речи и издавать их для чтения публики3.

На становление и развитие римской литературы оказало большое влияние не только народное творчество, народная поэзия, распространение письменности, но особенно греческая литература.

Первые собственно литературные произведения были произведениями подражательными. Да и трудно было первым римским поэтам и писателям создать оригинальные произведения на латинском языке, на скромном фундаменте маловыразительной народной римской поэзии, когда рядом существовала богатейшая греческая литература, прекрасный эпос Гомера, разработанная эллинская мифология.

Не удивительно, что первыми римскими писателями были греки, а первые произведения на латыни были переводами с греческого. Первым римским поэтом был Ливии Андроник, грек из города Тарента. При взятии Тарента римлянами он попал плен, был рабом и обучал грамоте детей своего господина. Впоследствии он был отпущен на свободу и занялся литературой.

Римская комедия и трагедия развивались в значительной степени под влиянием греческих образцов и считались жанрами не исконно римскими. Исконно римским литературным жанром был жанр так называемой сатуры. Словом сатура обозначалось блюдо, наполненное разными плодами. Затем сатурой стали называть смесь разных стихов — длинных и коротких, написанных сатурническим и другим размером.

Драма и поэзия были главными, но не единственными видами латинской литературы. Параллельно развивалась и проза. Долгое время, вплоть до II в. до н. э., сочинения в прозе были немногочисленными и представляли собой, главным образом, краткие записи исторических событий и норм права. Как и ранняя поэзия, ранняя римская проза была подражательной. Первые литературные произведения и писались по-гречески, хотя и них излагалась римская история.

   V век до н. э.—время расцвета  драматического искусства в Греции. Важнейшими драматическими жанрами были трагедия, сюжетами которой служили мифы о богах и героях, и комедия, чаще всего политическая. В отличие от современного театра в Греции не было постоянных трупп, да и профессиональные актеры появились не сразу. Первоначально играли, пели и танцевали сами граждане. Для каждой постановки готовились костюмы, маски и очень простые декорации. Финансирование и организация театрального представления были одной из обязанностей (литургий) наиболее богатых граждан (так называемая хорегия): театр был государственным институтом. Древнегреческий театр, особенно афинский, был тесно связан с жизнью полиса, будучи по существу вторым народным собранием, где обсуждались самые животрепещущие вопросы.

Высокий уровень римской драматургии обеспечивал интерес римской публики к театральным представлениям, появлялись хорошие пьесы Плавта, Теренция, Пакувия и Акция, но несмотря на это, в Риме долгое время не было постоянного театрального здания. Обычно временное театральное сооружение возводилось на площади и было деревянным. Только в 55 г. до н.э. Помпей построил постоянное каменное здание театра. В отличии от  греческого театра, римский театр не имел орхестры, она была отведена под кресла сенаторов (позднейший портер),сцена была ниже, но шире греческой и соединялась боковыми проходами с орхестрой. Места для зрителей возвышались над орхестрой полукругом – амфитеатром. Римский театр был оснащен различными механическими приспособлениями и механизмами, необходимыми для подъема и опускания тяжестей, смены декорации.

    Конец римского искусства  формально и условно может  быть определен падением Империи. Вопрос же о времени возникновения римского искусства - весьма спорный. Распространение на территории Апеннинского полуострова в I тысячелетии до н.э. высокохудожественных произведений этрусков и греков способствовало тому, что только начинавшее формироваться римское искусство оказывалось незаметным. Ведь долгое время, c VIII до VI в.в. до н.э., Рим был небольшим поселением среди множества других италийских, этрусских и греческих городов и поселений. Однако даже из этого отдаленного прошлого, куда уходят истоки римского искусства, сохраняются фибулы с латинскими именами, цисты и такие монументальные бронзовые изваяния, как Капитолийская волчица.

Периодизация римского искусства -- одна из самых сложных проблем его истории. В отличие от принятой и широко распространенной периодизации древнегреческого искусства, обозначающей годы становления архаикой, время расцвета - классикой и кризисные века -- эллинизмом, историки древнеримского искусства, как правило, связывали его развитие лишь со сменами императорских династий.

Если наметить основные этапы истории древнеримского искусства, то в общих чертах их можно представить так. Древнейшая (VII - V вв. до н.э.) и республиканская эпохи (V в. до н.э. - I в. до н.э.) -- период становления римского искусства В VIII - V вв. до н.э. римское искусство еще не могло соперничать не только с развитым художественным творчеством этруссков и греков, но, очевидно, и с достаточно отчетливо заявлявшей о себе художественной деятельностью италиков.

Расцвет римского искусства приходится на I -II вв. н.э. В рамках этого этапа стилистические особенности памятников позволяют различить: ранний период - время Августа, первый период - годы правления Юлиев - Клавдиев и Флавиев, второй - время Траяна, поздний период - время позднего Адриана и последних Антонионов.   

Письменность и язык

Величайшим достижением греческой культуры архаической эпохи стало создание алфавитного письма. Преобразовав финикийскую слоговую систему, греки создали простой способ фиксации информации. Для того чтобы научиться писать и считать, теперь не нужны были годы упорного труда, произошла «демократизация» системы обучения, позволившая постепенно сделать практически всех свободных жителей Греции грамотными.

Римляне были частью латинского племени, населявшего область Лациум, и говорили на латинском языке. Латинский язык принадлежал к индоевропейской семье языков и был родственен греческому, иранскому, санскриту, германским и славянским языкам. Из всех языков только греческий язык оказал упорное сопротивление латинскому языку и в конце Республики был равноправным с латинским и довольно употребительным во многих итальянских и сицилийских городах. Особенно большое влияние на развитие латинского языка оказал родственный ему греческий язык и, вероятно, этрусский язык.

По предположениям некоторых ученых римляне заимствовали алфавит от греков из г. Кумы в Кампании. Однако существует мнение, что римляне приняли этрусский алфавит, который, в свою очередь, был составлен на основе греческого. Заимствовав алфавит от греков или этрусков, римляне приспособили его к звуковым особенностям своего языка и несколько изменили. Они, например, не употребляли ряд букв необходимых для изображения звуков, существующих в греческом или этрусском языках, но отсутствующих в латинском. После долгих преобразований латинский алфавит насчитывал 21 букву, к которым присоединили в конце республиканского периода еще две буквы (у, z) для передачи звуков в словах, заимствованных у греков.

Наука

Важнейшей чертой развития науки являлось происходившее в V в. до н. э. выделение из натурфилософии отдельных наук. Показателен прогресс в медицине, связанный в первую очередь с деятельностью Гиппократа. Для Гиппократовой медицины характерен строгий рационализм. По мнению Гиппократа, все болезни вызываются естественными причинами. Он требовал от врача индивидуального подхода к больному, учета особенностей как самого пациента, так и естественной среды обитания его.

Математика развилась прежде всего под влиянием пифагорейских ученых. В V в. до н. э. она превращается в самостоятельную научную дисциплину, перестает быть прерогативой. Прогресс математического знания особенно заметен в арифметике, геометрии, стереометрии. К V в. до н. э. относятся также значительные успехи в астрономии.

Характерной чертой мышления римлян был практицизм, любовь не к теоретическим, а к прикладным наукам. Так, например, высокого уровня развития достигла в Риме агрономия. Римский архитектор Витрувий написал специальный трактат «Об архитектуре» в 10 книгах. Этот трактат свидетельствует о высоком уровне римской архитектурной мысли.

Бурные события последнего столетия Республики, ожесточенная политическая борьба, которая велась в народном собрании и сенате, способствовали развитию ораторского искусства и риторики. Несмотря па сильную зависимость от греческих образцов, римская риторика смогла преодолеть их и сказать здесь новое слово. Большое развитие получила наука о праве; правоведение, или юриспруденция. Первые исследования появились еще во II в. до н. э. , а в 1 в. до н. э. существовала уже солидная юридическая литература.

В 1 в. до н.э. зародилась и римская филология. Появились специальные исследования по грамматике, об употреблении букв, возникновении латинского языка.

Быт

              “Наш город далек от скуки и серости говорил известный государственный деятель Афин Перикл в 5 в. до н.э.- Никакой другой город не дает столько пищи для ума и сердца. Мы поклоняемся красоте, но не теряем при этом меры; поклоняемся мудрости, но не теряем при этом мужественности. Наши граждане исполняют свой долг и в общественной, и в частной жизни; как бы их не поглощали личные заботы, они не забывают о городских делах. Любой из нас никому не уступит в неукротимости духа, многогранности достоинств и непоколебимой уверенности в своих умственных и физических силах ”. Если отбросить риторические преувеличения, то в целом речь Перикла отражает реальное положение вещей. Для гражданина Афин считались обязательными участие в политике, публичные выступления, воинская служба на суше или на море, занятия спортом, пением, танцами, игра на музыкальных инструментах, вступление в брак и рождение детей, владение каким-либо ремеслом, умение оценить красоту искусств и посещение религиозных церемоний.

              С другой стороны, розовая картина, нарисованная Периклом и поддерживаемая целыми поколениями историков, - всего лишь романтическая иллюзия. Все население Афин насчитывало примерно 300 000 человек, но лишь 30 000 из них относились к категории взрослых мужчин-граждан, голоса которых принимались во внимание в только еще нарождающейся демократической системе. Никто из прочего населения- женщины, дети, постоянно проживающего в городе иностранцы и рабы - не имел права голоса. И видимо в так называемый  ”золотой век” жилье у рядового грека оставалось скромным, питание – скудным, а работа - долгой и изнурительной. Немногим из афинян была доступна роскошь, которой наслаждается женщина, которая моется у себя в спальне.

              Самым трудным из занятий считалось изготовление керамики. Греческая идиома для обозначения тяжкого труда читается буквально так: ”работать, как гончар”. По иронии судьбы, именно эти ремесленники - частично рабы и те, кто, как правило, не имел статуса гражданина, - оставили нам наибольшее количество сведений об афинской одежде, обстановке жилищ, общественных традициях, религиозных обрядах и спортивных состязаниях.

На основе находок крито-микенского  периода мы вправе предполагать, что женщины пользовались тогда большой свободой и играли более значительную роль в обществе и в семье, чем  в более позднее время греческих и римских полисов. Об этом говорят сцены из жизни женщин, представленные на фресках дворцов на Крите, а также особенности религии древних критян. Среди местных богов немало женских образов, в которых учёные склонны видеть своего рода предшественниц позднейших греческих богинь. Это подтверждают и литературные памятники, и скульптура и росписи на стенах. Несмотря на то, что между разными греческими городами – государствами существовало немало различий, были явления, общие для всей Эллады. Практически повсюду утвердился патриархат. За отцом признавалась неограниченная власть на детьми. Они же были обязаны ему беспрекословным повиновением. Греки намного раньше римлян стали соблюдать принцип единобрачия, полагая, что вводить в свой дом множество жён – обычай варварский и недостойный благородного человека. Кровное родство не являлось препятствием для супружества. Помолвка у граждан древних Афин начиналась словами будущего супруга:   ”Я женюсь, чтобы иметь детей”. Дети, особенно мальчики, являлись свидетельством реализации некого мандата на продолжение рода и выполнение гражданского долга. Раннее детство и мальчиков, и девочек проходило в семье, под присмотром матери и домашних слуг. Греческие философы, к советам которых прибегали во многих делах, среди прочего использовали свой вес и в разработке теории правильного воспитания детей. Платон предлагал для лучшей подготовки мальчика к будущей профессии давать ему играть с миниатюрными инструментами.

    Когда мальчику исполнялось 6-7 лет, начиналось его официальное школьное обучение. Независимо от имущественного положения все дети мужского пола получали определенный объем знаний и навыков по 3 основным дисциплинам: музыке, письму, гимнастике. 2 первых предмета часто объединялись, поскольку классическая поэзия изначально развивалась в форме песен. Для девочек формальное образование полагали излишеством и учили дома, прививая им хозяйственные навыки, исключение составляли те молодые женщины, которые посещали школу пренебрегшей традициями поэтессы Сапфо на острове Лесбос.              История традиционно описывала достойных афинянок как малообразованных затворниц-домохозяек, чья жизнь была посвящена домашнему очагу, пряденью, ткачеству, разным семейным заботам. Женщины появлялись в обществе только по поводу определенных религиозных церемоний. Однако внимательное изучение вазописи 5 века открыло перед историками несколько другую картину повседневной жизни афинянских жен в классическую эпоху.

Информация о работе Досуг в древней Греции и древнем Риме