Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 00:46, курсовая работа
К настоящему моменту в области культуры Древней Греции и Рима изучено практически все. Во всяком случае, вряд ли какое-нибудь будущее открытие в этой области сможет коренным образом изменить наше представление об этих цивилизациях. Основная задача курсовой работы – описать основные особенности древнегреческой и древнеримской культур, досуга и быта, показать взаимосвязь, выделить основные черты сходства и различия. Культура как сфера свободного творчества дает возможность человеку реализовывать свою тягу к самореализации, проявлению своей индивидуальности, свободной «игре» творческих сил. В этом смысле культура выступает как сфера сверхутилитарности.
Картина культурной жизни греческого города будет неполной, если не сказать о праздниках. Так, в Афинах отмечалось около 60 праздников, некоторые из них продолжались по несколько дней. Самые важные—Дионисии, Леней и Большие Панафинеи. Именно в праздниках наглядно проявлялся всенародный характер греческой культуры, ее демократизм и свойственный жизни древних греков дух соревнования, стремление превзойти других и тем самым достичь наивысшего совершенства. Праздники включали всякого рода состязания, массовые пляски, костюмированные процессии, драматические представления.
Среди общегреческих праздников самыми известными были Олимпийские игры, которые проходили каждые четыре года на юге Греции, в Олимпии. Заранее назначались судьи, внимательно изучавшие их правила. Из Олимпии отправлялись специальные вестники, они шли из города в город, приглашая принять участие в состязаниях и возглашая священное перемирие. Хотя физические упражнения и спортивные игры изобрели не греки, именно они первыми подняли спорт на уровень серьезного соревнования, выставив противниками представителей разных городов-государств. Само слово атлет происходит от греческого атлос, или состязание. Для эллинов атлетическое совершенство было так тесно связано с военной подготовкой и духом борьбы, что им не требовалось ни каких наград, кроме победы в яростной до полного изнеможения борьбе. На главном спортивном празднике, Олимпийских играх, сильнейший не получал никаких призов – лишь оливковый венок и славу победителя.
Начинавшиеся с обычного бега, олимпийские соревнования постепенно начали также включать метание диска и копья, скачки и гонки колесниц, борьбу и кулачный бой, прыжки в длину; большинство упражнений спортсмены выполняли обнаженными. К 5 веку до н.э. атлеты стали специализироваться на отдельных дисциплинах и нанимать профессиональных тренеров, которые следили за их подготовкой. Это встревожило драматурга Еврипида: он утверждал, что ”оливковые венки должны принадлежать настоящим мужчинам – тем, кто заключает мирные соглашения, прекращает войны и подавляет перевороты”.
Не политические соображения побуждали и чемпионов и их родные города умножать число соревнований. Среди последних оказались и афинские Панафинеи. Отчасти религиозное празднество, отчасти спортивное состязание, Панафинеи стали ярким зрелищем, призванным поддержать и усилить представление об Афинах как о самом сильном, богатом и прекрасном городе.
Греки любили театр страстно и современным театралам могли бы во многом позавидовать. Ведь в античном театре пьеса ставилась только один раз — повтор её был величайшей редкостью, а сами представления давались всего три раза в год — во время праздников в честь бога Диониса.
Посещение театра было обязанностью афинских граждан. Самым бедным даже выплачивали деньги, чтобы восполнить убытки. Такое почтение к драматическому искусству объясняется тем, что театральными представлениями афиняне чтили бога Диониса.
Сооружение театра в Древней Греции имело форму открытой каменной постройки в виде «орхестры» (центрального круга), обрамленной ярусами зрительных рядов длиной несколько больше полуокружности. Напротив них располагалась узкая продолговатая площадка, ограниченная сзади зданием, которое называлось скена (отсюда – «сцена») и использовалось для переодевания актеров. Выходом из скены на сценическую площадку служили двери в ее передней стене – большая центральная и две боковые поменьше. С боков площадка ограничивалась пристройками скены, параскениями, откуда также могли выходить актеры. Вдобавок крыша скены давала возможность постановки и на верхнем ярусе. Подобный тип сооружений (яркий пример – частично сохранившийся театр Диониса в Афинах) стал итогом долгой эволюции, которая началась, по-видимому, с деревянных построек, и, в свою очередь, послужил прообразом западноевропейского театра.
Как правило, роль декорации выполняла передняя стена скены, хотя, по-видимому, уже во времена Софокла (495–406 до н.э.) иногда использовались и раскрашенные панели (pinakes), если нужно было показать, что события разворачиваются, например, на открытой местности. Вскоре были введены и несколько «машин», наиболее важными, из которых были приспособление для поднятия актеров на верхний уровень или их спуска, используемое главным образом для сошествия божеств (отсюда латинская поговорка «deus ex machina» – «бог из машины»), и подобие поворотного круга, эккиклема, которая, вероятно, устанавливалась у центральной двери и служила для обозначения интерьера или для того, чтобы открывать взору трупы «убитых за сценой».
Поначалу в античном театре, по-видимому, доминировала условность. Как в трагедии, так и в комедии основным элементом являлся хор на орхестре. Непременными составляющими фривольных, пикантных и лиричных феерий Аристофана (ок. 450 – ок. 385 до н.э.), как и трагедии, были танец и поэтическая декламация. Исполнители главных трагических ролей носили стилизованные маски и высокие головные уборы (onkoi), соответствующие типажу; на ногах у них были котурны, обувь на очень толстой подошве, придававшая актерам неестественную высоту (и ставшая символом трагедии, в противоположность сандалиям комедии), а их костюмы отличались как формализованностью, так и богатством отделки. Нелепо искаженные маски и смешные, вульгарные наряды комических актеров придавали представлению фантастический вид.
Тем не менее, прослеживается постепенное движение в сторону большего реализма. Трагедии Эврипида (ок. 484–406 до н.э.) много ближе к реальности, чем творения его предшественников Софокла и Эсхила (525–456 до н.э.); древний хор стал утрачивать центральное положение. В конце своей жизни Аристофан, мастер древней комедии, стал свидетелем появления менее фантастической «среднеаттической комедии» (ок. 375–325 до н.э.), которую, в свою очередь, сменила еще более близкая к правде жизни «новая аттическая комедия» Менандра (ок. 342 – ок. 291 до н.э.). С развитием этих поздних жанров орхестра, площадка для хора, начала терять первоначальное значение, и в эпоху эллинизма появляется театральное сооружение нового вида, в котором высокие подмостки резко отделяют актеров от уровня орхестры. В более поздний период эллинистический театр легко трансформировался в т.н. греко-римский театр, где сцена начала вторгаться в некогда монолитный круг орхестры, а скена приобрела еще более пышный и господствующий вид.
С раннего времени различные празднества и представления играли важную роль в общественной жизни Рима. На первых порах общественные представления были вместе с тем и религиозными церемониями, они были непременной частью религиозных праздников. В VI в. до н. э. стали устраивать представления светского (не религиозного) характера, а за их проведение стали отвечать не жрецы, а должностные лица. Местом их проведения стал не алтарь того или иного бога, а цирк, расположенный в низине между Палатинским и Авентинским холмами.
Самым ранним римским гражданским праздником был праздник Римских игр. В течение нескольких столетий это был единственный гражданский праздник римлян. С III в. до н. э. учреждаются новые представления. Большое значение приобретают плебейские игры. В конце III — начале II в. до п. э. были учреждены также аполлоновы игры, игры в честь Великой матери богов — мегаленские игры и флоралии в честь богини Флоры. Эти игры были ежегодными и регулярными, но кроме них могли устраиваться также и экстраординарные игры, в зависимости от удачной войны, избавления от нашествия, данного обета или просто желания магистрата.
Каждое празднество состояло из нескольких отделении: 1) торжественное шествие во главе с магистратом — устроителем игр, называвшееся помпой. 2) непосредственно состязания в цирке, ристания колесниц, конские скачки и т.д.. 3) сценические представления в театре пьес греческих и римских авторов. Заканчивались представления обычно пиром, массовым угощением на несколько тысяч столов.
Из 76 праздничных дней около 50 дней отводилось на театральные представления. Некоторые из празднеств, например флоралии, аполлоновы игры, почти целиком состояли из сценических представлений. Большое число сценических дней в системе публичных представлений говорит о значительной роли театра в общественной жизни Рима II—1 вв. до II. э. Видимо, это объясняется влиянием прекрасного греческого театра и греческой литературы, общим культурным ростом римской публики, увеличением городского населения, которое обычно посещало театральные представления.
Необычайное развитие получают в Риме гладиаторские бои. Гладиаторские бои устраивались в этрусских городах еще с VI в. до н. э. От этрусков они проникли в Рим. Впервые в 264 г. в Риме был устроен бой трех пар гладиаторов. В течение последующих полутора столетий гладиаторские игры устраивались на поминках знатных лиц, назывались погребальными играми и носили характер частного представления. Постепенно популярность гладиаторских боев растет. В 105 г. до н. э. гладиаторские бои были объявлены частью публичных зрелищ и об их устройстве стали заботиться магистраты, Наряду с магистратами имели право давать бои и частные лица, Дать представление гладиаторского боя — значило приобрести популярность у римских граждан и быть избранным на государственную должность. А так как желающих получить магистратскую должность было много, то число гладиаторских боев растет. На арену уже выходят по несколько десятков, по несколько сотен пар гладиаторов. Гладиаторские бои становятся излюбленным зрелищем не только в городе Риме, но и во всех итальянских городах. Они стали настолько популярны, что был создан специальный тип здания – амфитеатр, где устраивались гладиаторские бои.
Таким образом, можно сделать вывод, что древнеримская и древнегреческая цивилизации очень сходны друг с другом. В некоторых случаях их культуры даже можно рассматривать как одну общую греко-римскую культуру. Развиваясь под влиянием ранней цивилизации культура античности внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи, керамика, предметы быта являются свидетельством высокого уровня развития цивилизаций. Они имеют значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение.
Скорее всего, греческий образ жизни, традиции, праздники и способы проведения досуга оказали большее влияние на Древний Рим за счет того, что она развивалась в более ранний период времени, а римская цивилизация как бы наследовала её черты, она являлась их логическим развитием и конечно добавляла к ней множество новых признаков и особенностей. Поэтому рассматривая досуг в Древнем Риме можно часто говорить, что описанные его особенности присущи и Древней Греции.
Конечно, невозможно полностью описать богатейшее культурное наследие Греции и Рима, можно только говорить об основных чертах этих двух цивилизаций.
Список использованной литературы:
3. Куманецкий К.
История культуры древней
6. Моммзен Т. История Рима С.-Пб, Лениздат, 1993
7. История и культура античного мира. Под ред.Кобылина М.М.
М., Наука, 1977 (Васильченко С.Н.)
8. Сергеенко М.Е. Жизнь древнего Рима, М, 1987
9. Герман Н.Ю. И ДР. Очерки культуры Древнего Рима, М., 1990
10. Коптев А.В. Античное гражданское общество.
11. История Древнего Рима под редакцией Бокщанина А.Г., М., «Высшая школа», 1971
12. «История Европы», изд. «Наука», 1988, т.1 «Древняя Европа»
13. Энциклопедия «Исчезнувшие
1 Любимов Л. История древнего мира М. «Просвещение», 1980, с.288
2 Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М. М., «Мысль», 1989, с. 304
3 История древнего Рима. Под ред. Бокщанина А.Г. М. «Высшая школа», 1971, с. 359