Древнегреческая архитектура архаического и классического периодов (ордерная система, Афинский акрополь)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 19:40, реферат

Описание работы

Можно считать неоспоримо доказанным, что классовое общество и государство, а вместе с ним и цивилизация зарождались на греческой почве дважды с большим разрывом во времени: сначала в первой половине II тыс. до н.э. и вторично в первой половине I тыс. до н.
Архитектура Древней Греции тесно связана с философией, ибо в ее основе и в основе древнегреческого искусства лежали представления о силе и красоте человека, находившегося в тесном единстве и гармоническом равновесии с окружающей природной и социальной средой, а поскольку в античной Греции получила большое развитие общественная жизнь, то архитектура и искусство носили ярко выраженный социальный характер.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Этапы развития Древнегреческой архитектуры………………….4
Архитектура архаического периода………………………………5
Архитектура классического периода……………………………..7
Ордерная система………………………………………………….12
Афинский акрополь………………………………………………..18
Заключение………………………………………………………………..21
Список литературы………………………………………………………..22
Приложения………………………………………………………………..23

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 500.86 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования  
«Тверской государственный технический университет»

(ТвГТУ) 

Кафедра социологии

 

 

Реферат по

Культурологии

Тема:

Древнегреческая архитектура архаического и классического  периодов (ордерная система, Афинский акрополь).

 

 

 

Выполнила:

Бушмарева Валерия Сергеевна

студентка 1 курса группы РСО 1212

Проверила:

Плетнёва Елена Олеговна

 

 

 

г. Тверь

2013 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

  1. Этапы развития Древнегреческой архитектуры………………….4
  2. Архитектура архаического периода………………………………5
  3. Архитектура классического периода……………………………..7
  4. Ордерная система………………………………………………….12
  5. Афинский акрополь………………………………………………..18

Заключение………………………………………………………………..21

Список литературы………………………………………………………..22

Приложения………………………………………………………………..23

 

Введение

Искусство Древней Греции, хоть оно появилось много позднее  искусства Междуречья и Египта, принято  считать фундаментом всего современного искусства. Возможно, это не заметно  на первый взгляд, но мы каждый день встречаемся  с великим наследием греческой  культуры: выйдя летним днем на улицу  в греческих сандалиях проходим возле здания с ионическими колоннами, зайдя в магазин, покупаем рубашку  с геометрическим узором. В отличие  от многих древних культур культура Греции никуда не делась и остается актуальной до сих пор.

Можно считать неоспоримо доказанным, что классовое общество и государство, а вместе с ним  и цивилизация зарождались на греческой почве дважды с большим  разрывом во времени: сначала в первой половине II тыс. до н.э. и вторично в первой половине I тыс. до н.

Архитектура Древней Греции тесно связана с философией, ибо  в ее основе и в основе древнегреческого искусства лежали представления  о силе и красоте человека, находившегося  в тесном единстве и гармоническом  равновесии с окружающей природной  и социальной средой, а поскольку  в античной Греции получила большое  развитие общественная жизнь, то архитектура  и искусство носили ярко выраженный социальный характер.

Именно это непревзойденное  совершенство и органичность сделали  памятники древнегреческой архитектуры  образцами для последующих эпох.

 

  1. Этапы развития древнегреческой архитектуры

XIII—XII вв. до н. э. — Гомеровский период, живо и красочно описанный поэмами Гомера;

VII—VI вв. до н.э. — архаический период (борьба рабовладельческой демократиии против родовой знати, становление городов-полисов);

V—IV вв. до н. э. — классический период (греко-персидские войны, эпоха расцвета культуры, разложение союза полисов);

IV в. до н.э.—I в. н.э. — эллинистический период (создание империи Александра Македонского, распространение греческой культуры и ее расцвет в колониях Малой Азии).

 

  1. Архитектура архаического периода

С ростом городов и формированием полиса складывается рабовладельческая тирания, опиравшаяся на поддержку свободного населения. Возникают различные формы общественных учреждений: симпосии, булевтерии, театры, стадионы.

Наряду с городскими храмами  и священными участками строятся общеэллинские святилища. Планировочная  композиция святилищ учитывала сложные  условия рельефа и сам характер религиозных церемоний, которые были прежде всего жизнерадостными праздниками с торжественными процессиями. Поэтому храмы размещались с учетом их визуального восприятия участниками шествий.

Одной из форм укрепления единства эллинских городов были Олимпийские  игры, впервые проведенные в 776 г. до н. э. у священной горы Крон на полуострове Пелопонесс и устраивавшиеся регулярно каждые четыре года до 393 г. до н. э.

В архаический период происходит переход от сырцовой кладки к каменной, складываются типы греческих храмов (рис. 1).

Храм в антах развивает формы мегарона. Он состоит из прямоугольного в плане помещения целлы и портика. Свое название храм получил от выступающих вперед стен портика—антов.

Простиль имеет один открытый портик, опирающийся на колонны, заменившие анты.

Периптер — тип храма с колоннадой по всему периметру, получил наибольшее распространение в греческой архитектуре, поскольку наилучшим образом отвечал идее кругового обзора сооружения.

Культовые здания устанавливали  на ступенчатое основание из камня — стереобат; его верхняя площадка называлась стилобат.

С применением железных орудий, облегчивших обработку камня, сначала  стены храмов, затем и остальные  элементы здания — деревянные колонны  и перекрытия — заменяются каменными. При этом сложившиеся формы деревянных конструкций переносятся в камень,

Тектоника стоечно-балочной системы портиков становится основным средством для достижения художественной выразительности зданий. Художественно переработанная логика стоечно-балочной конструкции заложена в основу древнегреческого архитектурного ордера. Пропорциональными соотношениями основных элементов ордера: колонн и балочного перекрытия —антаблемента—архитекторы Древней Греции умели создать образ легкого, изящного здания или монументального сооружения, в котором подчеркивалась напряженная работа колонн, несущих тяжелое строение крыши.

В эпоху архаики складываются дорический и ионический ордера.

 

  1. Архитектура классического периода

В начале V в. до н. э. греко-персидские войны заканчиваются победой  Греции, закрепившей преимущества прогрессивного экономического уклада греков, более передового по сравнению с восточными деспотиями общественного устройства. Военно-политические и экономические успехи способствовали возвышению и расцвету Афин, Спарты, Сиракуз.

В Греции получает развитие новая форма государственного устройства — рабовладельческая демократия. Начинается новый подъем искусства, науки, философии, архитектуры. Идеалом греческой культуры этого периода становится образ воина—гражданина, всесторонне развитого  человека.

Города-колонии Малой  Азии были ослаблены войнами и  поэтому первая половина V в. до н. э. отмечена преобладанием в греческой  архитектуре дорического ордера.

Периптер остается ведущей  формой храма. Совершенствуются его  планировочные решения, пропорциональные соотношения, отрабатываются наиболее выразительные сочетания пластики всего объема и декоративных деталей. Эффект величия достигался за счет соразмерности и уравновешенности частей здания.

Прекрасный пример раннеклассической архитектуры представляет небольшой храм Афины Афайи на о. Эгина, в ясных и гармоничных пропорциях которого воплотились патриотические идеи греков (храм был сооружен в честь победы над троянцами). Храм Зевса в Олимпии, несмотря на крупные размеры, также не вызывает ощущения тяжеловесности. Его пропорции доведены до классического совершенства. Масштабный строй этого храма и даже размеры его колонн приобрели значение нормы при возведении храмов последующего времени. В его интерьере была установлена статуя Зевса — главного бога греческого пантеона, — изваянная великим греческим скульптором Фидием. Фронтоны и фризы целлы были украшены рельефами и скульптурой.

В период классики утверждается канонический тип храма: по числу  колонн, пропорциям, архитектурной  образности. Отношение количества колонн на торцовом и боковом фасадах, определяющее, по существу, габариты плана, устанавливалось  по формуле: nx(2n+1), где n — число колонн торцового фасада, причем число это всегда принималось четным.

Модульная система размерностей — важнейшее достижение греческой  архитектуры — была выработана для  решения задач художественной выразительности  и удобства заготовки элементов  здания.

Но стандартизация элементов  зданий не привела греческую архитектуру к сухости и однообразию.

Греки умели корректировать зрительные иллюзии, порождаемые четкой ортогональностью зданий. Кроме энтазиса колонн, легкие выпуклости (курватуры) придавались горизонтальным частям—антаблементу и стилобату, регулировались наклон колонн и расстояния между ними, что, кстати, повышало сейсмостойкость здания. Своего высшего расцвета греческая архитектура достигла в «Золотой век» Перикла — вождя афинской демократии. Афины становятся центром греческой культуры.

Расположенные недалеко от моря, Афины были связаны дорогой  с Пиреем — гаванью города. Дорога и сам город были окружены крепостными стенами. В Афинах действовали водопровод, система канализации.

Расцвет Греции нашел отражение  в быстром росте городов метрополии (Балканского полуострова) и особенно колоний. Ускоренные темпы планомерного создания городов пробудили интерес  к теории градостроительства, вызвали необходимость в разработке принципов регулярной планировки. Изобретение регулярного города приписывается Гипподаму — архитектору из Милета, хотя элементы «гипподамовой» системы греческого градостроительства сформировались уже в эпоху стихийной колонизации УШ-УИ вв. до н. э.

Один из ранних примеров гипподамовой системы в .греческом градостроительстве дает планировкаОлинфа (V—IV вв. до н. э.) — города в Македонии. Стандартные по размерам кварталы Олинфа (100 Х 40 м) разделялись пополам проходом, в котором были устроены перекрытые плитами траншеи канализации. Обе части квартала делились каждая на пять дворов, застроенных по периметру. Перистильная схема планировки жилых домов, когда все помещения раскрываются во внутренний дворик через окружающие его галереи, типична для Олинфа. Жилища возводились из недолговечных материалов: стены—из сырца на каменном фундаменте; перекрытия, лестницы, опоры террас и входного портика были деревянными. Кровля выстилалась черепицей, полы в основном оставались земляными. В богатых домах иногда мостили полы каменными плитами, украшали мозаикой. Стены штукатурились и расписывались фресками. Перистильный тип дома, естественно сформировавшийся в соответствии с климатическими условиями Средиземноморья, народными бытовыми и строительными традициями, получил широкое распространение во всем эллинском мире.

Городская площадь—агора, имевшая  первоначально торговое назначение, приобретает с развитием общественной жизни греческого полиса многообразные функции, становится политическим центром города. К площади примыкали культовые и общественные сооружения: святилища и алтари, залы общественных собраний, театры, пинакотеки, гимнасии, палестры (спортивные школы). Ближе к окраинам города размещались стадионы и ипподромы. Крупнейшим общественным зданием V в. до н. э. был Телестерион в Элевсине, построенный Иктином. Огромный зал его размером 50Х45 м перекрывался деревянными конструкциями, что позволило широко расставить колонны интерьера и создать нормальные условия видимости.

Греческие театры зарождаются как праздничные игры, посвященные богу Дионису. Представления разворачивались на площадке у подножия холма, на склоне которого располагались зрители. Традиционные места представлений впоследствии благоустраивались.

Основные планировочные  элементы театра: орхестра — круглая  площадка для выступлений хора; скена —помещение для переодевания актеров; театрон — места для зрителей, окружавшие орхестру. Крупнейшие театры вмещали до 50 тыс. зрителей, а диаметр театрона достигал 140 м. Для улучшения эвакуации зрителей ряды мест разделялись радиальными и кольцевыми проходами.

С развитием греческой  драматургии наиболее частым реформам подвергалось устройство скены, которая из легкой палатки превращается в двухэтажное здание, служившее фоном действию, его постоянной декорацией. С выделением основной сюжетной линии в представлении игра главных действующих лиц переносится на проскениум — пристройку перед скеной в виде высокой площадки (рис. 2).

Каждый греческий город  имел театральные сооружения. Наиболее известны театр в Эпидавре и театр Диониса в Афинах.

К концу V в. до н. э. углубляются противоречия в рабовладельческом обществе Греции. Ожесточенная классовая борьба, восстания рабов, войны между отдельными полисами расшатывают основы экономического и политического союза греков. Греческая архитектура IV в. до н. э. утрачивает высокие гражданские идеалы, единство стиля, присущее централизованной державе. Экономические возможности отдельных полисов не позволяют возводить крупные, значительные сооружения. Тем не менее предпринимается реконструкция сгоревшего храма Артемиды в Эфесе. Еще сохраняется общеэллинское значение святилищ в Дельфах, Олимпии, Эпидавре, которые продолжают застраиваться мелкими храмами, алтарями, памятниками.

Усиливаются декоративные тенденции, проявляются значительные отклонения в трактовке ордеров, В архитектуре мемориальных памятников используется коринфский ордер. Художественный образ пышной капители этого ордера заимствован, по легенде, от корзины, сквозь которую проросли листья кустарника аканта.

Устранение афинской гегемонии  на Средиземном море благоприятствует процветанию рабовладельческих монархий Малой Азии. Здесь в IV в. до н. э. создаются оригинальные образцы архитектуры, отразившей и угасающие греческие традиции, и стремление воспользоваться приемами восточных строителей.

В Галикарнасе в середине IV в. до н. э. для карийского правителя Мавсола строится гробница, названная его именем — Мавсолей. От него сохранились лишь архитектурные детали и статуя самого Мавсола, по которым разработано несколько вариантов реконструкции. По одному из них на высоком цокольном этаже здания располагался ионический храм, завершенный ступенчатой пирамидой и скульптурной группой, изображающей Мавсола и его жену Артемисию, стоящих в парадной колеснице (рис. 3). Здание было облицовано мрамором, богато украшено скульптурой, рельефными фризами.

Информация о работе Древнегреческая архитектура архаического и классического периодов (ордерная система, Афинский акрополь)