Древнекитайская культурная традиция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 10:35, контрольная работа

Описание работы

Культура Китая одна из древнейших в мире. Еще за три тысячи лет до н.э. здесь существовало земледелие, а во втором тысячелетии возникло первое государство, и появилась письменность. Образовались первые города, в которых широкое развитие получили торговля и ремесло. Результаты археологических раскопок свидетельствуют о высоком уровне искусства керамики, достигнутом в этот период. Огромное влияние на культуру Древнего Китая оказали религиозно-философские учения конфуцианства и даосизма, возникшие в VI в. до н.э. и, особенно, буддизм, проникший из Индии в первые века новой эры.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Литература Древнего Китая……………………………………………………..4
2 Музыка Древнего Китая…………………………………………………………5
3 Архитектура Древнего Китая……………………………………………………6
4 История веера…………………………………………………………………….7
5 Китайский фарфор………………………………………………………………..8
6 Китайский дракон………………………………………………………………9
7 Китайский шелк…………………………………………………………………10
8 Традиции чаепития……………………………………………………………...12
Заключение………………………………………………………………………..14
Список использованных источников……………………………………………15

Файлы: 1 файл

Культурология(готов).docx

— 42.53 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Волгоградский государственный  технический университет»

Факультет подготовки инженерных кадров

Кафедра истории, культуры и  социологии

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по культурологи №1 по теме №4.14

«Древнекитайская  культурная традиция»

 

 

 

 

 

 

 

 

№ зачетной книжки 20132664

Выполнил: студент гр. ЭАЗ-121

Карпухина М.А.

Проверил: Естрина О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград 2013

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1 Литература Древнего Китая……………………………………………………..4

2 Музыка Древнего Китая…………………………………………………………5

3 Архитектура Древнего Китая……………………………………………………6

4 История веера…………………………………………………………………….7

5 Китайский фарфор………………………………………………………………..8

6 Китайский дракон………………………………………………………………9

7 Китайский шелк…………………………………………………………………10

8 Традиции чаепития……………………………………………………………...12

Заключение………………………………………………………………………..14

Список использованных источников……………………………………………15

 

Введение

 

Культура Китая одна из древнейших в мире. Еще за три  тысячи лет до н.э. здесь существовало земледелие, а во втором тысячелетии возникло первое государство, и появилась письменность. Образовались первые города, в которых широкое развитие получили торговля и ремесло. Результаты археологических раскопок свидетельствуют о высоком уровне искусства керамики, достигнутом в этот период. Огромное влияние на культуру Древнего Китая оказали религиозно-философские учения конфуцианства и даосизма, возникшие в VI в. до н.э. и, особенно, буддизм, проникший из Индии в первые века новой эры. Наряду с буддизмом Китай заимствовал ряд композиционных приемов и художественных средств, использовавшихся в индийском зодчестве.

Тема культуры и традиций Древнего Китая заинтересовала меня, так как в повседневности мы часто встречаемся с тем, что пришло к нам из древнекитайской культуры. Обмахиваемся веером в жару, любуемся красными шелковыми тканями, украшенными вышитыми золотыми драконами, пьем чай из фарфоровой посуды. Мало кто знает, что родиной бумаги и книгопечатания также является Древний Китай.

Традиция – то, что сложилось исторически и передается из поколения в поколение путем преданий, устно или письменно (идеи, знания, взгляды, образ действий и т.п.), укоренившийся порядок в чем-либо. С древности и до сегодняшнего дня в Китае очень велика сила разнообразных традиций и обычаев во всех областях человеческой жизни.

В данном реферате мне хотелось бы рассмотреть специфические черты и проследить традиционность в литературе, музыке, архитектуре Древнего Китая, рассказать об истории возникновения веера, шелка и фарфора, описать традиции чаепития и рассказать о китайском драконе

 

    1. Литература Древнего Китая

Знакомство с китайскими книгами  помогает ощутить мудрость, глубину  и неповторимое своеобразие традиций древней восточной культуры. Китай  – родина книгопечатания, поэтому  роль книги в жизни китайского народа всегда была особой.

По традиции, для китайцев написанное слово значит намного больше, чем  сказанное. Ведь на огромной территории Китая до сих пор существует множество  устных диалектов, поэтому написанное слово в разных областях может  быть произнесено по-разному, но понято будет везде одинаково.

Возникновению иероглифической письменности предшествовала так называемая иньская письменность. Одним из самых интересных древних письменных источников является «Архив оракула», или «Иньский оракул». Недалеко от города Анияна были извлечены из земли черепашьи панцири и кости, на которых было обнаружено более 100 000 надписей. Желая узнать, например, будет ли удачной охота, правитель приказывал нанести свой вопрос на панцирь и потом положить панцирь на огонь. Специальный гадатель истолковывал «ответ божества» в соответствии с характером трещин, появившихся от огня. Впоследствии материалом для надписей стала служить бронза (на огромных ритуальных сосудах по поручению древних царей делались дарственные или иные надписи). Из этих записей постепенно выросли первые исторические хроники.[1, 48]

В древнем Китае была заложена идеологическая основа, на которой развивались средневековое  искусство и словесность не только в самом Китае, но и в сопредельных странах Дальнего Востока - Японии, Корее, Вьетнаме. Тогда же сложились  и многие темы китайской поэзии, тот богатый арсенал символов и образов, без знания которого нельзя правильно понять классическую литературу дальневосточных народов.

 

 

 

 

 

 

2 Музыка Древнего Китая

 

Первые упоминания о китайской  музыке встречаются в легендах и  мифах, документальные свидетельства  относятся к XVI-XI вв. до н. э. В китайской музыке была принята система люй-люй (буквально "строй", "мера"), в основе которой лежали двенадцать звуков. Каждый имел магический смысл: нечётные звуки воплощали светлые, активные силы Неба, чётные - тёмные, пассивные силы Земли. Все вместе они выражали смену месяцев в году и часов в сутках.

Примерно в VII в. до н. э. из этого звукоряда было выделено пять важнейших звуков, получивших названия: первый - "дворец", второй - "беседа", "совет", третий - "рог", четвёртый - "собрание", пятый - "крылья". Эти пять звуков отождествлялись с пятью первоэлементами (огонь, вода, земля, воздух, дерево) и пятью основными цветами (белый, чёрный, красный, синий, жёлтый). Они имели и социальное значение ("правитель", "чиновники", "народ", "деяния", "вещи").

Считалось, что с помощью  музыки можно вызывать дождь, воздействовать на рост растений, а нарушение веками установленной музыкальной традиции способно привести к различным бедствиям. Не случайно в текстах XI-VI вв. до н. э. слово "музыка" обозначало также и более широкое понятие - "искусство" (включающее поэзию, танец, живопись, архитектуру и даже сервировку стола). Причём в правилах, по которым создавались произведения живописи или архитектуры, видели сходство с ритмом в музыке. Прекрасная музыка обладает строго определённой структурой, которую нельзя нарушать, как нельзя преступать закон.[3, 435]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Архитектура Древнего Китая

 

Источником для изучения древней архитектуры являются изображения  на костях и черепах животных периода  Шань (XVI–XI вв. до н.э.), а также живописные и литературные свидетельства. Для китайской архитектуры характерна устойчивость строительных и художественных традиций, незначительно менявшихся в различные периоды.

Климатические условия, отличающиеся большим разнообразием на огромной территории Китая, непосредственно  отразились на характере его архитектуры: северные постройки, в основном, относительно более замкнуты, а южные – более  легкие, ажурные и нарядные.

Структура культовых, жилых  и дворцовых построек в Китае  довольно близка. На протяжении столетий сложились такие устойчивые виды строений, как одноэтажный (обычно трехнефный) павильон – «дянь», имеющий портик со стороны главного фасада; многоэтажное здание с обходными галереями на каждом этаже – «лоу» или «гэ»; небольшая деревянная беседка на каменном цоколе – «тай»; галерея – «лан» и беседка, служившая для украшения сада, «тин». Общим в этих пяти видах построек является сама система их формообразования. В основе каждого вида лежала ячейка каркаса из четырех деревянных столбов и балок перекрытия. При соединении этих ячеек в различные композиционные системы формировались соответствующие типы зданий: дворцы, храмы, беседки, галереи, жилые дома. Стены, в том числе и внешние, не были несущими. Большой вынос изогнутых кровель (так называемая «летящая кровля») достигался при помощи выступающих друг над другом подбалок-кронштейнов – «доу-гунов», накладываемых подобно капителям на столбы. По правилам, доу-гуны могли применяться только во дворцах и в храмах.

При наличии ряда общих  строительно-конструктивных признаков  в Китае всегда отмечались значительные различия между богатыми домами со сложным планировочным решением, сложным сочетанием помещений и  соединяющих их галерей, дворов, двориков и садов с изысканными архитектурными украшениями, и обычными, более чем  скромными, жилищами городской бедноты. [2, 148]

С распространением буддизма в период Вэй (386–534 гг.) в Китае возникли пещерные храмы и пагоды («бао-та» – башня сокровищ). Все пагоды имели башнеобразную вертикальную композицию с уменьшающимися кверху ярусами и заканчиваются символическим изображением ступа. Кроме пагод в комплексы храмов и монастырей входили одно-двухэтажные павильоны, выполненные из деревянных каркасных конструкций с большим выносом кровель за счет системы «доу-гунов». Эти павильоны предназначались для молений и для экспозиции храмовой скульптуры. [1, 273]

Наиболее распространенным видом отделки мебели была лаковая техника – красный, коричневый или, чаще всего, черный фон с золотой отделкой. Обычно на поверхность мебели наносили много слоев лака, которые полировались и красились золотой краской. В парадной мебели использовались интарсия и инкрустация слоновой костью, панцирем черепахи, перламутром, металлами и полудрагоценными камнями.[1, 365]

 

4 История веера

 

Веер в Китае имеет давнюю историю.

Согласно археологическим данным, можно предположить, что веера  появились не раньше периода неолита. Однако изображение вееров и самые  древние из найденных вееров относятся  к гораздо более позднему периоду. Древнейшие найденные веера и их изображения относятся к эпохе Восточной Чжоу (770 гг. – 256 гг. до н. э) и периоду Воюющих царств – «Чжаньго» (475 гг. – 221 гг. до н. э.). Это вырезанные на бронзовых изделиях изображения вееров с длинными ручками, а также обнаруженные при раскопках могилы княжества Чу в Цзянлине провинции Хубэй фрагменты вееров из перьев с деревянной ручкой. Веера в то время служили признаком достатка и авторитетности их владельца.

В последние годы периода Воюющих  царств большинство вееров приобрело  полукруглую форму. Такие веера  были сделаны из тонких бамбуковых пластинок. Ими пользовались и императоры, и простолюдины: императоры отдыхали под веерами от жары, а рабам  и служанкам веера помогали в  работе – готовить пищу, варить соль.

Первые складные веера появились  в эпоху династии Северная Сун, а период настоящего расцвета складных вееров – это династии Мин и Цин (1368 – 1911 гг.). Со времени династии Мин складные веера начинают широко использоваться сначала в императорском дворце, а затем и во всем обществе. Искусство вееров непрерывно развивается: появились изящные веера с золотой фольгой, их император дарил своим наложницам и отличившимся чиновникам.

Так, в силу того, что веера пользовались популярностью в императорском  дворце, а также благодаря искусству  литераторов и художников они  стали превращаться в изящные  художественные изделия. В качестве материала для костяков вееров начали использовать золото, нефрит, слоновую кость, оправы из черепашьего панциря, рога зверей, сандал и бамбук.

Литераторам очень полюбились веера  с резными бамбуковыми костяками. Со времени династии Мин до сегодняшнего дня многие знаменитые мастера занимались резьбой именно на костяках вееров. Изображались горы, реки, цветы, птицы  и звери, а также портреты. Искусная каллиграфия тоже стала непременной  спутницей изящного веера.[3, 536]

 

5 Китайский фарфор

 

Китай - родина фарфора. Китай по-английски - China -Чайна - что означает также и фарфор. Начало производства фарфора в Китае относится примерно к VI-VII веку, когда путем совершенствования технологий и подбора исходных компонентов стали получать изделия, отличающиеся белизной и тонкостью черепка. Помимо таланта и упорного труда китайских гончаров этому открытию способствовали богатые месторождения каолина (китайской глины).

Производство фарфора — трудоемкий процесс. Чтобы из необработанной глины  получилось изделие, над ним трудились  до 80 древних мастеров. Тайна производства фарфора в Китае заключалась  в использовании чистой китайской глины, каолина. Высокая температура при обжиге изменяет физический состав глины, и та становится прозрачной и водонепроницаемой.

При Династии Сун (960-1279гг.), китайский фарфор достиг высочайшего совершенства. Изготовлением фарфора к этому времени занимались сотни тысяч людей. В печи этого периода, найденной археологами, могло помещаться 25 000 изделий из фарфора за один обжиг.

Первыми известными изделиями из китайского фарфора были стройные вытянутые  сосуды с полированной поверхностью, голубые и особенно ценные бледно-зеленые  вазы с рельефным орнаментом, которые  в Европе получили название селадон. Эти изделия относятся к эпохам Тан (VII-XX века) и Сун (XX-XIII века). Затем появились молочно-белые сосуды «бэй-дин» из Динчжоу, голубые изделия «жу-яо», украшенные глазурью сосуды «цзинь-яо» из провинции Хэнань.[1, 370]

Современные высококачественные фарфоровые изделия свидетельствуют о продолжении  лучших традиций прошлого и значительных новых достижениях.

 

    1. Китайский дракон

 

В Китае часто говорят, что китайцы - потомки Дракона. Дракон стал символом китайской нации. Китайский народ очень преклоняется перед драконом и всевозможными способами почитает его. В народе дракон считается предводителем всех земных существ.

Информация о работе Древнекитайская культурная традиция