Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 10:35, контрольная работа
Культура Китая одна из древнейших в мире. Еще за три тысячи лет до н.э. здесь существовало земледелие, а во втором тысячелетии возникло первое государство, и появилась письменность. Образовались первые города, в которых широкое развитие получили торговля и ремесло. Результаты археологических раскопок свидетельствуют о высоком уровне искусства керамики, достигнутом в этот период. Огромное влияние на культуру Древнего Китая оказали религиозно-философские учения конфуцианства и даосизма, возникшие в VI в. до н.э. и, особенно, буддизм, проникший из Индии в первые века новой эры.
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Литература Древнего Китая……………………………………………………..4
2 Музыка Древнего Китая…………………………………………………………5
3 Архитектура Древнего Китая……………………………………………………6
4 История веера…………………………………………………………………….7
5 Китайский фарфор………………………………………………………………..8
6 Китайский дракон………………………………………………………………9
7 Китайский шелк…………………………………………………………………10
8 Традиции чаепития……………………………………………………………...12
Заключение………………………………………………………………………..14
Список использованных источников……………………………………………15
Как явствует из древних записей династии Южная Сун - «У дракона рога оленя, голова верблюда, глаза черта, шея змеи, живот напоминает раковину, когти орлиные, лапы тигра, уши быка». Нынешний облик дракона примерно такой же. Придав дракону такие черты, люди явно стремились наделить его правами первого среди всех земных обитаемых.
Дракон являлся божеством, защищавшим людей от зла и нечисти. В праздники дракон поднимает голову, а люди, согласно обычаю, сыпали перед домом и вокруг него золу в целях изгнания ядовитых тварей. Золу насыпали так, чтобы она напоминала очертания дракона. Таким образом, ядовитые твари не могли проникнуть в дом и жилые помещения. Такой обычай является одним из древних. На раскопках древней стоянки Чахай был обнаружен дракон, выложенный из камней длиной в 19,7 метра. Он находился как раз перед главным домом и, понятно, играл роль духа- защитника людей. И до сих пор китайский народ почитает дракона, как бога-хранителя. В праздники китайский народ танцует танцы с драконами и львами, которые символизируют счастье и благоденствие, олицетворяют силу отражения зла и недобрых духов.
Дракон в Китае еще почитается, как бог водной стихии. Китайцы строят заградительные валы, посыпают золу от дома до колодца. В Китае дурной приметой считается утром носить воду из колодца или вообще качать воду. Это делается для того, чтобы не помешать дракону поднять голову. В противном случае можно вызвать наводнение или засуху.
У китайского народа есть одно крылатое выражение – «желаю, чтобы дети ваши стали драконами», то есть стали умными, способными людьми. Китайские императоры называли себя сынами небесного дракона. [3, 339]
Со времен глубокой древности Китай считался страной шелка. Одни из стариннейших образцов найденных шелковых тканей относят к последним векам 1 тыс. до н.э. Эти находки представлены самыми разными видами шелка: тончайший газ, нежнейший атлас, тяжелая и плотная парча. Уже в те незапамятные времена существовали традиционные виды художественного ткачества и различные технологии окрашивания тканей.
Ранние описания производства шелка известны в эпоху правления Инь. С далекой древности существовали станки для размотки шелковых коконов (они помещались в котлы с горячей водой). Первые станки были снабжены ножным приводом и барабаном для наматывания нитей. Производительность таких станков достигала 1,5 кг шелковой пряжи в день. Для перемотки нитей на бамбуковые катушки предназначались ткацкие станки. О первых примитивных станках в шелковом производстве известно с конца 1 тыс.до н.э. Народная молва присвоила их изобретение искуснейшей пряхе Хуан Даопо, которая впоследствии стала божественной покровительницей шелкоткачества. К концу средних веков китайцы пользовались сложными станками для производства уже многоцветных узорных шелков. [1, 367]
Шелка с древнейших времен расшивались изображениями мифических животных и сказочных существ, растительными и геометрическими узорами. Разнообразная цветовая гамма тканей и рисунки готовых форм способом батика в полной мере раскрывают философские измышления и подчеркивают единый художественный стиль, общепринятый в Китае. Во времена правления династии Тан древние ремесла по ткачеству и обработке шелковых тканей получили мощнейший толчок развития.
Мотивы рисунков на ткани нередко повторяли пейзажи известных художников или каллиграфические записи. В парадных нарядах обязательно присутствовали искусно выполненные художественные произведения с использованием золотых и серебряных нитей. Каждую девочку в Китае обучали вышиванию. Знатные мастерицы использовали в работе дорогие ткани, золотые и серебряные нити, нередко вставляя между узорами вышивания драгоценные камни. Простолюдинки вышивали методом перекрестных стежков простыми, но плотными и яркими нитями на хлопчатобумажных тканях. Основными сюжетами для них служили благопожелательные символы:
Любимые в народе узоры вышивались
синей нитью на белом фоне. Такими
традиционными вышивками
Особое значение имела вышивка театральных костюмов актеров. Яркие шелковые наряды богато украшались вышивкой благопожелательных символов. Такие костюмы были идеалом образа одежды для простых китайцев. Одеяние даосских священников несло в себе ту же идею сверхидеалистического образа. На таких одеждах в обилии разноцветными нитями вышивали пару фазанов, по краям ножны, мечи, разящие нечистую силу. Со спины наряд украшал круг даосской триады верховных божеств и изображения небесного дворца в облаках. Обувь священнослужителя расшивалась облачным узором, так как при молитвах он «возносился на небеса».
На сегодняшний день шелковой продукции в Китае не меньше, чем в далекой древности. Ручную вышивку заменили суперсовременные станки и оттого она очень дорого ценится. Настоящих мастериц вышивки по шелку высоко ценят и очень почитают. Готовые шелковые ткани (как вышитые, так и нет) поражают обилием цветов, фактур, рисунков и узоров. Из этих прекраснейших материалов шьют практически все классические костюмы и шикарные вечерние наряды, свадебные платья и театральные костюмы, различные аксессуары и вещи для украшения дома.
Традиции чаепития так или иначе связаны со страной, давшей чаю путевку в большую жизнь — с Древним Китаем.
В Китае формирование чайного ритуала прошло несколько этапов. По мере того как этот удивительный напиток открывал людям свои секреты, формировалось отношение к чаю не просто как к напитку, утоляющему жажду, а как к чему-то большему, помогающему человеку уйти от мелких бытовых проблем повседневной жизни, сосредоточиться и поразмышлять о высоком, увидеть неожиданное в привычном, понять неизвестное в известном.
Поэтому постепенно усложнялась процедура чаепития, где каждое движение, кроме прямого значения, несло в себе глубокий философский смысл.
В Древнем Китае чайная церемония начиналась с того, что человек должен был внутренне психологически подготовиться: освободиться от всего неприятного, раздражающего, болезненного и второстепенного. Только когда покой и тишина снисходили в душу человека, и он настраивался на одну волну с природой и мирозданием, только тогда, считали жители Древнего Китая, он был готов к чайному ритуалу. Когда-то чай пили лишь в императорских дворцах и в домах аристократов, потом его полюбили и бедняки.
Специально для проведения чайных церемоний стали строить чайные павильоны: необыкновенно красивые, легкие, полные света и воздуха изысканные сооружения. Как правило, они располагались на лоне живописной природы: пышная растительность, масса ароматных цветов, журчание ручья и пение птиц были своеобразной рамой для чудесной картины — чайного павильона. Внешнюю пышность и красоту подчеркивала простота внутреннего убранства — в павильонах стояли небольшие диванчики, стулья, столики, отдельно находились чайные принадлежности. По вечерам здесь зажигали красочные бумажные фонарики, приглашали музыкантов — все должно было настроить на восторженное восприятие окружающего мира. Сюда приходили поразмышлять, пообщаться, отдохнуть за спокойной и неторопливой беседой или просто утолить жажду.
Китайский способ приготовления чая, конечно же, не был одинаковым во все долгие времена присутствия чая в культуре Китая: изменялись условия жизни, формировался чайный ритуал, совершенствовались способы приготовления экстракта бодрости. Но всегда знатоки считали, что этот процесс должен быть творческим, хотя и с соблюдением определенных правил. Главное в приготовлении чая — раскрыть весь букет его вкуса и аромата и наслаждаться напитком, получая при этом отдохновение от суеты.
Прежде всего, следовало правильно выбрать чай, соответствующий желанию и настроению. Это мог быть черный, зеленый, красный или очень редкий и дорогой «императорский» желтый чай. Каждому виду соответствовала своя технология заваривания. Второе, не менее важное,— вода, которую используют для приготовления чая. Она должна быть свежей, взятой из родника, ручья или реки.
Третье — посуда для приготовления
и употребления чайного напитка.
По китайским традициям чайная посуда
должна храниться вне кухни, заваривание
чая тоже происходит в другом месте,
чтобы никакие посторонние
Интересный отрывок из китайского трактата XII века, описывающий процесс заваривания чая, приводит в своей книге «Приглашение к чаю» В.М. Семенов. В пересказе В.М. Семенова автор трактата император Хун Цунгом пишет, что прежде всего необходимо острым инструментом отрезать от чайной лепешки нужное количество чая, тщательно его размельчить, просеять через ситечко, довести до кипения чистую воду из родника, положить порошок чая в «чьен» — мисочку — блюдце для настоя чая, вылить немного воды на этот чай, размешать настой бамбуковой палочкой, расщепленной на пряди с одного конца, медленно и маленькими глотками выпить чай из чьена, налить еще раз воду в чьен и выпить, съесть полученный осадок.
Позже этот способ видоизменился, стал более рациональным и в общих чертах остается неизменным до наших дней.
Китайцы считают возможным заливать, как мы говорим, «заварку» до четырех раз. Используют в Китае и заварные чайники. Они всегда маленькие — емкостью до 0,5 литра. Но есть любители чайного напитка, имеющие свой персональный чайник, и чай они пьют прямо из носика.[3, 43]
Заключение
В Древнем Китае сложилась своя уникальная и неповторимая культура, отражающаяся в одежде, жилище, искусстве, обычаях и т.п., на которую наложили отпечаток природные, социальные, экономические и другие факторы. На основе древнекитайской идеологии впоследствии развивалось средневековое искусство и словесность не только в самом Китае, но и в сопредельных странах Дальнего Востока.
Сохранившиеся материальные и литературные источники позволяют проследить процесс развития китайской архитектуры, искусства, создания сокровищницы поэзии и прозы, музыки. А красота китайского фарфора, вышивок, изделий из камня, дерева, слоновой кости по своему изяществу и художественной ценности претендуют на одно из ведущих мест среди подобных изделий в мире. Значительными были и естественно - научные достижения. Значительную лепту китайская культура внесла и в развитие мировой культуры. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одаренности и глубоких корнях китайского народа.
В данном реферате я рассмотрела некоторые из древнекитайских культурных традиций, которые позволяют глубже и лучше понять особенности мировоззрения и мировосприятия жителей Древнего Китая, помогают проследить историю возникновения и развития отдельных предметов и явлений, продолжающих существовать и в наши дни.
Список использованных источников