Древний Элам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 13:40, контрольная работа

Описание работы

Современное общество довольно хорошо знакомо с историей Шумера и Вавилонии, знает о хеттах и ассирийцах, о мидянах и персах. Элам же остается окутанным неизвестностью, и это несмотря на то, что среди народов древнего Ближнего Востока эламиты имели более чем двухтысячелетнюю историю и очень своеобразную культуру. Правда, история Элама, нынешнего юго-запада Ирана, раскрывается перед исследователем с большим трудом.

Файлы: 1 файл

Древний Элам.doc

— 280.00 Кб (Скачать файл)

В порядке ответной услуги бывший управитель, став верховным  царем, отказывался даже от мысли  об отстранении своего племянника от места правителя Суз, чтобы заменить его своим собственным сыном. Правда, трижды случалось, что представитель  династии Эпар-тидов в качестве верховного правителя управлял совместно с двумя (следующими друг за другом) правителями Суз, а однажды даже с тремя правителями подряд. Было бы, однако, неправильно сделать из этого вывод, что верховный правитель якобы велел насильно устранить одного правителя Суз, чтобы заменить его другим. Скорее можно предположить, что должность эта освобождалась в связи со смертью предыдущего правителя, ибо совершенно очевидно, что среди эламских правящих династий имела место высокая смертность.

Именно такая большая смертность препятствовала в большинстве случаев восхождению я а трон строго по закону наследования. Так, например, в Эламе был один-единственный случай, и то лишь в VII в. до н. э., когда верховными правителями в стране стали подряд три брата (Это объясняется кратковременностью их правления, а не существованием соответствующего престолонаследия.) Чаще всего мы встречаемся не более чем с двумя братьями одного поколения, и довольно часто место отсутствующего брата доставалось двоюродному брату.

Если же поколение родных и двоюродных братьев переставало существовать, то доживший до тех пор правитель Суз мог стать управителем, а верховный правитель мог назначить собственного сына (правителем Суз. Однако часто, как выяснится, у него не было сыновей. Тогда ничего другого не оставалось, как назначить племянника.

Большая смертность: среди  представителей эламских правящих династий была, по всей видимости, следствием кровнородственных  браков. А это явление проистекало  из двух отличительных черт в эламском праве наследования: из обычая левирата и женитьбы на сестре. После смерти верховного правителя брат-наследник, как правило, женился на его вдове О существовании в Эламе браков между сестрами и братьями ученые догадывались уже давно. Косвенно это также подтвердилось найденными источниками.. Однако прямое доказательство было обнаружено лишь тогда, когда был расшифрован термин сестра шуту. Таким образом, стало понятным одно место в надписи правителя Ханни периода около 710 г. В ней он называет Ху-хия своей любимой супругой-сестрой.

Последствия подобного  кровосмесительства не могли не сказаться. Оно приводило к постоянному  нарушению правил наследования, так  что на деле сын нередко наследовал отцу просто, но той причине, что  после смерти правителя могло  не оказаться в живых, ни одного из его братьев или племянников, а, возможно, потому, что у него никогда не было брата.

Браки между братьями и сестрами, левират и разделение власти между тремя правителями  определяли, таким образом, государственный, строй Элама. Ничего аналогичного никогда и нигде на земле больше не встречалось.

 

Характеристика правовых отношений

 

Почти все источники по этому вопросу относятся именно к этой эпохe. Кроме почти 500 правовых табличек периода верховных правителей до настоящего времени дополнительно обнаружены лишь семь документов, а именно из позднего периода истории Элама. Скорее, документы эпохи господства династии Эпартидов свидетельствуют о том, что в то время в ходе аккадизации Сузианы в Эламе вообще впервые начали письменно фиксировать юридические материалы, ибо эламский правопорядок осуществлялся испокон веков исключительно устно. Древнейшая устная правовая практика отстаивала себя наряду с письменной, ввезенной из Вавилонии. Взаимопроникновение и взаимовлияние этих двух форм и составляют особенность эламского правопорядка.

Один судебный документ эпохи последних Эпартидов подводит нас своей наглядностью вплотную к эламскому гражданскому праву.

В памятнике речь идет о так называемых правовых нормах бога Иншушинака и богини Ишмекараб. В других табличках творцом таких правовых норм называют одного лишь Иншушинака. Другие божества не выступают как законодатели. Население под правовыми нормами божества всегда понимало законодательство, разработанное жречеством. Это подтверждается неоднократно встречающимся оборотом о правовых нормах, разработанных храмом Иншушинака.

Однако в древнем  Эламе наряду с божественным правом храмов существовало и светское право. Его создателями в документах выступают правящие в тот или  иной период цари. Было бы, однако, неправильно провести четкое разграничение между божественным и светским правом Элама. Хотя некоторые правовые нормы считались у эламитов творениями богов, особенно бога Иншушинака (по меньшей мере в Сузах), а иногда совместно с богиней Ишмекараб, однако речь в них шла не только о сакральном праве: правовые нормы божеств рассматривали и чисто светские дела, как, например, дела усыновления, наследства, покупки земельных участков, снятия урожая, договоров о ссудах, уплаты штрафа в случае нарушения договора и многие другие.

Разумеется, эламские правители  не только поддерживали уже действующие  правовые нормы, но и добавляли к  существующему своду законов  новые законодательные акты. Это  засвидетельствовано как у правителя  Суз Аттахушу (около 1810 г.), так и  у верховного правителя Палаишшана и правителя Суз при нем (около 1560 г.). Было ли эламское право когда-либо целиком записано, нам неизвестно, однако это все же маловероятно.

Но похоже, что отдельные  части правового законодательства были кодифицированы. Так, текст на найденном в Сузах обломке  таблички может быть отнесен к  эламскому земельному праву.

Можно предположить, что  правовые нормы якобы божественного  происхождения и относятся к древнейшему эламскому праву. К нему было присоединено обычное право и издаваемые время от времени законы. Однако никогда не имело места противоречие между божественным и светским правом. Скорее всего, для эламита право в целом, в том числе и светское, было тесно связано с божественным правом. Как законодатель правитель выступает в тесном союзе с божеством. Об этом свидетельствует позднеэламская надпись, в которой говорится: «Право, которое дали бог Иншушинак и царь Шутрук-Наххунте II.

Таким образом, божественное и светское право составляли в Эламе всегда единое целое.

Во времена господства Двуречья над Эламом чужеземное право, вероятно, также получило силу закона, по крайней мере в Сузиане. В нескольких табличках периода между 1670 и 1650 г. говорятся о правопорядке в царстве Вавилона. По всей вероятности, в Эламе имели силу и знаменитые законы Хаммурали, возможно как дополнение к собственному обычному праву. Эламская базальтовая стела, на которой изображен неизвестный верховный правитель перед сидящим на троне богом Солнца Наххунте, производит впечатление подражания стеле Хаммурали.

Существенной составной  частью эламского правопорядка было его переплетение с божественным началом. В то время как китен  бота Хумпана в первую очередь  гарантировал божественную защиту царю, китен бота Иншушинака особенно проявлялся в юрисдикции, преимущественно в Сузах. В Хух-нури же эти прерогативы принадлежали местному богу Рухуратиру. В сузской табличке нарушителю договора грозили, что он будет лишен защиты китен Иншушинака. Тем самым провинившийся объявляется вне закона.

В Эламе в гражданских  процессах второй инстанции председательствовали писцы правителей отдельных областей царства. Каждому из них помогал  судья.

В процессах первой инстанции  судьи сами выносили приговор. Следовательно, тепиры принимали участие лишь во время слушания дела в апелляционной инстанции. Наряду с этим существовала, однако, возможность как и во все времена на Востоке обратиться непосредственно к самому правителю. Это мот быть вопрос престижа (и подкупа). Знаменательно, что в Эламе гражданское судопроизводство было всецело доверено светским судьям. Жрецы выступали в суде, в крайнем случае, как свидетели.

Согласно древнеэламскому  правопорядку, свидетели всегда ссылались  на богов Наххунте и Иншушинака, и именно в такой последовательности; в крайне редких случаях в обратной. Оба божества как властелины мира земного и царства теней рассматривались эламитами и как реально существующие свидетели и поэтому в документах при перечислении свидетелей всегда завершали список. В Хухнури вместо бога-свидетеля Иншушинака соответственно фигурировал местный бог Рухуратир.

Эламское право в  ходе судебного разбирательства  огромное значение придавало свидетелям. Одним из подтверждений этого  может служить их количество иногда оно доходило до 42 человек. Лишь одна-единственная табличка ограничивается двумя свидетелями-богами Наххунте и Иншушинаком, не упоминая людей. Обычно же кроме обоих богов следовали по меньшей мере два свидетеля-человека. Большинство памятников приводит от 5 до 20 свидетелей.

Памятники из Суз и  Хухнури приводят, как правило, статьи права в различной редакции и  позволяют, таким образом, взглянуть  со стороны на эламское судопроизводство.

Специфически эламскими, т. е. не вавилонскими, являются:

а) угроза нанесения тяжелых увечий и б) особые проклятия, призванные ниспослать на правонарушителя несчастья. За лжесвидетельство отрубали руку и отрезали язык. К этому часто добавлялась уплата большого штрафа: от полуфунта серебра и сверх этого около 8 ц зерна до 60 фунтов серебра. Но и этим наказание не ограничивалось. Лжесвидетель лишался также китен бога Иншушинака, даже тогда, когда он приносил клятву лишь царю. Это означало, что он становился беззащитным и, следовательно, должен был умереть. Таким образом, нарушение клятвы, данной земному правителю, приводило не только к светскому наказанию, но вызывало также и сакральные воздействия. Единство светского и божественного правопорядка вряд ли может быть сформулировано более отчетливо.

 

Заключение

Элам, будучи одним из древнейших государств Передней Азии, имел весьма продолжительную историю. Он просуществовал почти два с половиной тысячелетия. Не все вопросы многовековой истории этого государства изучены в одинаковой степени. Язык же эламитов до сих пор недостаточно понятен, хотя изучение его началось более ста лет тому назад.

Примерно с середины XIX столетия составленные на эламском языке клинообразные надписи, ставшие  известными благодаря письменным источникам ахеменид-ских царей, привлекали внимание научного мира. Первые предварительные шаги в изучении эламской письменности были сделаны Н. Вестергардом и Э. Хинксом. Тем временем будущий расшифровщик клинописи X. Рау-линсон обнаружил Бехистунскую надпись Дария I, составленную на древнеперсидском, эламском и аккадском языках. Настоящее изучение эламского языка началось после опубликования в 1853 г. Э. Норрисом второго столбца Бехистунской надписи. Этот непонятный язык второго столбца тогда принимали то за скифский, то за мидийский. Лишь в конце XIX в., когда были обнаружены другие эламские надписи, принадлежность языка второго столбца была установлена окончательно.

Эламское государство  было прародителем современного Ирана, Персии зародившиеся там основы права  и государственного устройства оказали  большое влияние на последующие государственные формирования и образования.

 

Список литературы

 

  • В.Хинц Государство Элам, Наука.: М.- 1997.-200с.
  • И. М. Дьяконов ЭЛАМ Т. III. — М., 1979. — С. 450
  • Сайт http://historic.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РФ

 

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

 

 

Государство Элам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2012

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Древний Элам