Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 13:40, контрольная работа
Современное общество довольно хорошо знакомо с историей Шумера и Вавилонии, знает о хеттах и ассирийцах, о мидянах и персах. Элам же остается окутанным неизвестностью, и это несмотря на то, что среди народов древнего Ближнего Востока эламиты имели более чем двухтысячелетнюю историю и очень своеобразную культуру. Правда, история Элама, нынешнего юго-запада Ирана, раскрывается перед исследователем с большим трудом.
Все дошедшие до нас надписи на камне, сделанные при помощи эламского линейного письма, относятся к царю Кутик-Иншушинаком правившему около 2250 г.
К сожалению, эламское линейное письмо закончило свое существование вместе с упомянутым правителем — царем около 2220 г. до н. э. Оно было полностью заменено шумеро-вавилонской (аккадской) письменностью, которая в конечном счете превратилась в хорошо известную нам клинопись. Заимствование этой письменности Эламом началось уже в XXIV или даже в XXV в. до н. э.
Однако эламские писцы обращались весьма своевольно с позаимствованной у аккадцев письменностью и во все времена изменяли ее по своему усмотрению.
Эта свобода проявлялась прежде всего в том, как поступали эламские школы писцов с заимствованиями из Месопотамии. Так как вымершее эламское линейное письмо представляло собой почти полностью слоговое письмо, то аккадское письмо должно было стать по возможности также слоговым. Поэтому эламские писцы отказались от словесных знаков (логограмм) и прочих многозначностей слов, которые их коллеги из Двуречья благоговейно сохраняли как шумерское наследие. С холодной рассудительностью, что вообще типично для эламского характера, писцы из Суз извлекали все возможное из чуждой им клинописи, упростили ее и довели до порога алфавитного письма. Правда, они не преодолели этого порога даже тогда, когда их обязали в 520 г. до н. э. совместно с арамейскими писцами разработать для царя Дария древнеперсидскую клинопись, которая стала чем-то средним между слоговым и алфавитным письмом. Дарий Великий приказал составлять надписи на трех главных языках своей империи: на древнеперсидском, эламском и вавилонском. Только благодаря этому исследователям был открыт путь к расшифровке клинописи.
4. История Элама
Аванская династия.
Первые сведения о государстве Элам относятся примерно к концу XXVII — первой половине XXVI века до н. э., когда в Северном Двуречье властвовали цари Авана. Около 2500 г. до н. э. правители шумерского города Киш сумели избавиться от эламского господства. В это время в Аване утвердилась новая династия, основателем которой был, вероятно, Пели. Впрочем, история этого времени известна очень плохо. Около 2300 г. до н. э. Элам был покорён Аккадским государством, но аккадцы не сумели удержать страну в своей власти и вынуждены были на несколько лет её оставить. Новый аккадский царь Римуш смог вновь захватить Элам и полностью опустошить страну. Тем не менее, царям Аккада, несмотря на ряд походов, вероятно, не удалось по-настоящему покорить Элам, и племянник Маништушу, царь Нарам-Суэн, в конечном счете, заключил с эламитами письменный договор, по которому Элам обязался согласовывать свою внешнюю политику с Аккадским царством, но сохранил внутреннюю независимость. Это первый известный нам в мировой истории международный договор. Он написан по-эламски, но аккадской клинописью, которая с этого времени начала распространяться и в Эламе. При последнем представителе Аванской династии, Кутике-Иншушинаке, когда Аккад сам пал под натиском племен гутиев, Элам вернул себе независимость. Но кутии напали и на Элам, в результате чего государство распалось на несколько отдельных областей. Только через сто лет страна сумела воссоединиться, и началось новое возвышение Элама под властью царей династии Симашки.
Династия Симашки.
Вскоре после полного распада Аванского царства Элам был завоёван урским царём Шульги. В течение нескольких десятилетий страна управлялась шумерскими чиновниками. Только при урском царе Шу-Суэне появились сведения, что в эламском городе Симашки правит некий царь Гирнамме. Преемник Гирнамме — Энпилухан — смог отделиться от Ура и захватил города Аван и Сузы. Хотя сам Энпилухан был вскоре пленён шумерским войском, Элам к тому времени полностью сбросил с себя власть шумеров. Урские гарнизоны повсюду изгонялись, а самим шумерам пришлось вскоре бежать из страны. Под властью царя Хутрантемпти эламиты начали совершать набеги на территорию Междуречья и вскоре смогли отомстить Уру за их владычество в Эламе. Последний царь III династии Ура Ибби Суэн был низложен при помощи эламских войск, после чего эламские гарнизоны были размещены в Уре и других крупных городах Шумера. Тем не менее, им пришлось уйти оттуда через несколько лет. При царе Идатту I правители Симашки подчинили своей власти весь Элам. Однако процветание эламского государства продолжалось менее полувека. Вскоре цари Симашки стали терять свое могущество, и примерно в первой половине XIX века до н. э. власть над Эламом перешла к новой династии Суккаль-махов.
Суккаль-махи
Основатель династии — некий Эпарти — был выходцем из низов, получившим власть над страной не по наследству, а в результате борьбы. Потомки Эпарти, особенно царица Шильхаха, сумели существенно укрепить царскую власть и усилить Эламское государство. Структура власти в Эламе представляла тогда своего рода триумвират. В стране существовало одновременно три правителя: 1) суккаль Суз, 2) суккаль Элама и Симашки, 3) суккаль-мах. Царем страны фактически считался суккаль-мах, его резиденция находилась в Сузах. После его смерти на эламской престол обычно вступал суккаль Элама и Симашки. Обычно это был брат покойного. А суккалем Суз (правителем столицы) суккаль-мах ставил своего старшего сына. Таким образом, власть в Эламе переходила не от отца к сыну, как это было принято тогда в остальных государствах, а от старшего брата к младшему. О политической истории династии Суккаль-махов до нас дошли только отрывочные сведения. Элам тогда вел войны с Вавилонией и Аккадским царством, с переменным успехом. В начале XV века до н. э. династия Суккаль-махов внезапно пресеклась. Неизвестно почему, но можно предположить, что Элам был завоеван касситами. Только через столетие Элам смог вновь вернуть себе независимость под властью царей Аншана и Суз.
Цари Аншана и Суз.
Это, несомненно, наиболее славный период эламской истории, оставивший также наибольшее количество археологических памятников, в частности знаменитый зиккурат Дур-Унташ (ныне Чога-Замбиль), построенный при царе Унташ-Напирише.
Новой эламской династии, видимо, удалось в это время сломить сепаратизм местной знати и укрепить центральную власть. С начала XIII в. до н. э. начинается новая серия эламских завоеваний. Эламитам удалось захватить обширную область на реке Дияле, в том число и город Эшнунну (При царе Унташ Напирише (вступил на царство в 1275 г.до .н.э). Через эту область проходили караванные пути из Двуречья на нагорья Ирана. Эти победы эламитов содействовали кризису касситской династии в Вавилонии и полному освобождению Элама из-под вавилонской власти.
При царе Китен-Хутране (начал царствовать в 1235 г. до н.э) было совершено два завоевательных похода на Вавилонию, взят Ниппур, а затем Исин. Но все попытки эламского правителя укрепиться в Вавилонии были сорваны ассирийским царем Тукульти-Нинуртой I, который сам был заинтересован в гегемонии над Вавилоном, в чём преуспел намного больше эламского царя. Вскоре после смерти Китен-Хутрана в Эламе к власти приходит новая династия — Шутрукидов, названная по имени царя Шутрук-Наххунте. Этот царь в 1160 году совершил победоносный поход на Вавилон, полностью разорив город, взяв с Вавилонии огромную дань. Среди военной добычи была взята знаменитая стела с законами Хамураппи, найденная потом в Сузах археологами. В 1157 году до н. э. касситская династия в Вавилоне окончила свое существование, но Эламу не удалось полностью покорить Вавилонию.
Наивысшего развития Эламская держава достигла при царе Шилхак-Иншушинаке, который значительно расширил эламские владения, особенно в горах Загра и восточнее их. Ему удалось вторгнуться и в Ассирию, где он занял южноассирийский город Экаллате.
После поражения Элама,
нанесенного ему
Характеристика государственной власти
Эламское государство было по своей структуре во все времена федеративным государством. Для того чтобы объединить столь различные области, входящие в государство, цари как верховные правители стремились привязать к себе правителей отдельных областей узами кровного родства. В результате появилось государственное объединение, в высшей степени своеобразное, сложное, не имеющее аналогий в истории. Все наиболее справившиеся с решением этой задачи династии происходили, видимо, из горных областей, а не из Сузианы, хотя Сузы уже очень рано возвысились до уровня столицы государства.
Об отношениях, которые поддерживались Эламом со своими соседями по Иранскому нагорью, мы почти ничего не знаем. Судя по некоторым данным, между ними существовала оживленная торговля, т. е. преимущественно мирные взаимоотношения. Напротив, отношения Элама к Двуречью в общих чертах достаточно освещены, хотя и толкуются чужеземными и местными источниками по-разному. Самое древнее сообщение восходит приблизительно к 2680 г.
Бесчисленные военные
походы шумеров, вавилонян и ассирийцев
против Элама объясняются
В течение первого тысячелетия эламской истории, т. е. приблизительно между 2500 и 1500 г., мы встречаемся в основном с тремя господствующими династиями: с царями Авана, с царями Симашки и условно называемыми верховными правителями, которые, вероятно, также были родом из Симашки.
Уже с самых древних
времен мы обнаруживаем в главе эламского
федеративного государства
Наряду с верховным правителем в Эламе правил управитель. Согласно закону, он старший из братьев верховного царя и одновременно его будущий наследник. Эламский государственный строй основывался, таким образом, на праве брата (фратриархате); наследниками трона являлись не сыновья, а братья царя. Так как управители почти никогда не оставляли после себя надписей, их титул по-эламски неизвестен. В эпоху верховных правителей они на правовых документах именуются титулом (наполовину по-шумерски, наполовину по-аккадски) управитель Элама и Симашки. Очевидно, управители имели резиденцию в местности, откуда происходила данная династия, но, ни в коем случае не в Сузах. Эта резиденция находилась, в древнейший период в Аване, затем в Симашки, вероятно еще во времена суккаль-махов, позднее, по-видимому, в Аншане юго-восточнее Сузианы.
Третьим лицом в Эламском государстве был правитель, или царь Суз, который носил также шумерский тутул суккаль, но чаще аккадский: шаррум царь Суз. По-эламски его должность обозначалась как хальменик правитель. Он должен был быть в принципе старшим сыном верховного правителя.
Отец, следующий по возрасту брат отца и старший сын такова тройка, правившая Эламом. Она проистекала из древнеэламского права наследования, с одной стороны, и из слабой связи между отдельными областями с другой. Благодаря этому триединству руководящая верхушка государства стала более подвижной, так как управитель (и будущий наследник трона) не засиживался в постоянной резиденции династии, а, по-видимому, регулярно объезжал отдельные земли, входящие в государство.
Отец и сын, т. е. верховный царь и правитель Суз, напротив, находились постоянно в столице царства Сузах. Поневоле задаешь себе вопрос: не могло ли.такое близкое сосуществование вызвать между отцом и сыном опасную напряженность в их отношениях? Разве не было в Эламе царей, которые убивали своих сыновей?
Ответ гласит: вероятно, нет. Царь великодушно предоставлял своему сыну в пределах Сузианы свободу действий. Так, например, распоряжения верховного правителя-отца, чтобы получить законную силу в Сузиане, должны были быть лично подтверждены сыном правителем Суз. Далее, надписи свидетельствуют, что отец и сын при строительстве столицы царства также действовали в полном согласии. При всей скудости сведений правовые таблички все же доказывают, что в Эламе были чрезвычайно сильны семейно-родственные связи, и не только среди господствующей династии, но и среди простого народа. В заключение следует еще иметь в виду, что сын как правитель Суз являлся лишь условно наследником трона,? ведь в первую очередь им становились братья царя. Это обстоятельство, вероятно, явилось решающим в отсутствии напряженности в отношениях между отцом и сыном. Иначе они все же имели бы место и в Эламе невзирая на силу родственных чувств.
Как же действовало право наследования трона внутри правящей тройки?
В случае смерти верховного правителя ему наследовал, согласно государственному закону, старший по возрасту брат, бывший до этого управителем. Такое право наследования со стороны брата действовало с древнейших времен в Эламе, так что матриархальные и фратриархальные представления переплетались здесь самым причудливым образом. Однако во II тысячелетии до н. э. среди простого народа право наследования братом постепенно уступило место требованию наследования сыном и в конце концов было почти полностью вытеснено последним. Но это не затронуло правящую династию: здесь право престолояаследования братом оставалось в силе до самой гибели царства, хотя оно под конец неоднократно осуществлялось насильно.
Новым управителем становился не правитель Суз (как старший сын умершего верховного царя), а следующий по старшинству брат бывшего управителя и теперешнего верховного правителя. Таким образом, правитель Суз оставался в подчинении обоих своих дядей. В промежутке между 1850 и 1500 г. таких ситуаций, когда правитель Суз находился под началом двух сменивших друг друга верховных правителей, было не менее пяти. Это также свидетельствует о крепости уз, которые связывали членов правящей династии. Ибо после смерти верховного правителя среди его сыновей, естественно, возникал соблазн занять его место, и можно не сомневаться в том, что не было недостатков в поводах к раздорам в царской семье. Источники, однако, об этом умалчивают, и поэтому создается впечатление, что исконное право братьев на наследование не было, никогда серьезно оспорено ни одним из царских сыновей.