Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 09:43, контрольная работа
Греки придумали пантеон богов, чтобы объяснить многие явления природы, и поселили их на горе Олимп на севере Древней Греции. Зевс-громовержец был самым могущественным богом, его жена Гера была покровительницей семьи и брака, Аид – царем мира мертвых, Аполлон – богом солнечного света и врачевания, Артемида – богиней лесов и гор, Афина – богиней мудрости, справедливой войны и ремесел. Афродита была богиней любви, Арес – богом войны, Дионис – богом виноделия.
Большое влияние на жизнь древних греков оказывали их верования и обряды. По воле богов, как считали греки, начинаются и заканчиваются войны, встает каждый день солнце, пробуждается природа после зимы, созревает урожай и многое другое. Религиозное мировоззрение было нераздельно связано с их образом жизни.
Греки придумали пантеон богов, чтобы объяснить многие явления природы, и поселили их на горе Олимп на севере Древней Греции. Зевс-громовержец был самым могущественным богом, его жена Гера была покровительницей семьи и брака, Аид – царем мира мертвых, Аполлон – богом солнечного света и врачевания, Артемида – богиней лесов и гор, Афина – богиней мудрости, справедливой войны и ремесел. Афродита была богиней любви, Арес – богом войны, Дионис – богом виноделия.
Боги для древних греков были могущественными существами. Они обладали большой физической силой, могли превращаться в людей и животных, становиться каким-то предметом, ветром, дождем или быть невидимыми, но даже боги не были всемогущими. Они не знали собственной судьбы, но могли повлиять на судьбу человека, они жили на светлом Олимпе и не знали никаких забот, но могли испытывать страх, горе, боль, злость и другие человеческие чувства.
Греки считали, что боги очень похожи на людей, и придумывали про них легенды, в которых высмеивали хитрость, зависть и вероломство богов. Они верили, что боги всегда находятся где-то рядом и следят за жизнью людей. У богов были даже свои любимые города. Например, Аполлон предпочитал города Делос и Дельфы, Деметра – Элевсин, Гера – Аргос. В этих городах строили соответствующие храмы и святилища.
Высмеивая богов в мифах, греки в то же время боялись прогневать их, поэтому любое более или менее знаменательное событие предварялось жертвоприношениями. Перед началом войны приносили жертвы богу войны Аресу, в честь богини плодородия Деметры и ее дочери Персефоны каждую осень устраивали костюмированные представления, в честь Аполлона на острове Делос и в Дельфах проводили игры, юные девушки приносили жертвы Афродите, прося у нее любви и счастливого брака, богине Гестии приносили небольшие жертвы перед тем, как начать какое-нибудь важное дело. Греки верили, что жертвоприношения, костюмированные представления и игры помогут смягчить гнев богов и искупить любую вину.
Древнегреческая цивилизация развивалась на юге
Балканского полуострова, островах Эгейского
и Ионического морей и в прибрежных регионах
Малой Азии. На ее развитие оказали влияние
два географических фактора:
• выход к морю;
• территория, разбитая горами
на многочисленные долины, что затрудняло
политическую общность и как следствие
привело к образованию городов-государств
(полисов).
Греция на протяжении многих
веков не представляла собой единого географического
пространства. Каждая область Греции имела
свою особенность ландшафта, свои индивидуальные
особенности культуры.
Не представляла собой единства
античная Греция и в социально-политическом
плане: она cуществовала в рамках особой
государственной системы — независимых
городов-государств, полисов, чьи рубежи
чаще всего определялись природными границами.
Различие в культуре полисов проявлялись
в языковых диалектах, собственных календарях,
монетах, почитаемых богах и уважаемых
героях.
Города-полисы не только соперничали,
но и воевали друг с другом, как Афины и
Спарта.
Несмотря на региональные и
культурные различия античная культура
обладала определенной целостностью.
Единство выражалось не только в общности
интересов и необходимости объединения
против общего врага, но и в едином мировосприятии,
в характерных особенностях всей античной
культуры.
Во-первых, античная культура
отличается космологичностью. Космос
противостоит Хаосу своим совершенством
и упорядоченностью, своей красотой. Сама
по себе красота заключена в природе, поэтому
подражать ей следовало всем без исключения
художникам. Так складывались эстетические
категории, тесно связанные между собой,
исходящие из космологичности мышления
н пронизывающие всю античную культуру,
все искусство: красота, гармония, мера.
Красота, согласно Аристотелю,
объективно существует в настоящем мире.
Красота в понимании древних греков есть
соразмерность, органичность, гармоничность.
Мера — исходный принцип существования
чего-либо определенного. По словам Демокрита,
«прекрасное есть надлежащая мера во всем».
Понятие меры должно быть присуще не только
людям, занимающимся искусством, но и политикам
и философам.
Как основная черта бытия особо
выделялось понятие гармонии как выражения
чувства меры, единства в многообразии,
как «внутренняя природа вещей». Мера
есть наивысшее выражение гармонии. Образцом
для произведений искусства является
гармония в космосе, природе, гармония
общества и человека.
Во-вторых, античную культуру
объединял антропоцентризм. Лучшее определение
антропоцентризма заключено в словах
Протагора: «Человек есть центр всей Вселенной
и мера всех вещей». Космологизм греческой
культуры предполагал антропоцентризм.
Космос постоянно соотносится с человеком.
Сопоставление макрокосма — Вселенной
и микрокосма — человека предполагало
гармонию существования. Поэтому для древнегреческой
культуры был свойственен поиск «пропорции
связи вещей», математических законов
красоты и гармонии, поиск идеала человеческого
тела и духа. Тело человека подверглось
тщательному геометрическому изучению,
в результате чего выявились идеальные
пропорции гармоничной человеческой фигуры,
установлены правила пропорционального
соотношения его частей. Предполагается,
что теоретиком пропорций является скульптор
Поликлет. Тело, прекрасное само по себе,
было лишь частью гармонической личности.
Идеал, к которому должен был стремиться
каждый гражданин полиса, — калокагатия.
Прекрасный и хороший человек соединяет
в себе красоту безупречного тела и нравственное
совершенство. Это положение определяет
«телесный» характер культуры Древней
Греции. Красота телосложения почиталась
высоко и достигалась физическими упражнениями
и гимнастикой, т. е. достигнуть идеала
можно было упражнениями, образованием,
воспитанием.
Культ тела определялся и более
прагматическими причинами: ловкость,
сила были необходимы для защитника отечества,
т. е. для военных целей.
Соотнесение природных объектов
с человеческим телом определило отношение
греков к земной жизни: любовь к повседневным
радостям утверждалась в качестве своеобразного
идеала, преимущество жизни над смертью
огромно, понимание его составляет смысл
античного мировоззрения. Культ тела повлиял
на совершенно особенное отношение к наготе,
а само тело стало мерилом всех форм греческой
культуры: философия, математика, скульптура
и архитектура, поэзия и драма, даже риторика
определяли человека своим критерием.
В-третьих, общим в культуре
античной Греции была состязательность.
Эта черта была порождена полисным характером
культуры. Состязательность характеризует
все сферы жизни. Главную роль играли состязания
спортивные, конные, художественные —
поэтические и музыкальные, состязания
философов и т. п.
Агон (состязание, борьба) олицетворял
характерную черту свободного грека, гражданина
полиса: его личные заслуги и качества
проявлялись только тогда, когда выражали
идеи и ценности городского коллектива.
Состязательный характер античной
культуры проявляется и в таких ее чертах,
как праздничность, зрелищность, красочность.
Праздники сопровождали все состязания
и сельскохозяйственные работы и являлись
неотъемлемой частью социальной жизни
древних греков.
Расцвет эллинской культуры и формирование античной цивилизации I тыс. до н.э. были подготовлены предшествующим двухтысячелетним развитием протогреческих и раннегреческих племен в эпоху бронзы и, возможно, неолита. Наиболее глубокие корни древнегреческой культуры уходят в духовный мир индоевропейской культурно-исторической общности. Греки не являлись автохтонным населением нынешней Греции. Древнегреческие племена несколькими волнами пришли и осели на территории нынешней Греции в результате длительного и активно-наступательного переселенческого движения, «великого переселения» индоевропейских племен.
Первые классовые общества, ростки цивилизаций сложились на островах Эгейского моря в конце III тыс. до н.э. К этому времени цивилизации Месопотамии и Египта насчитывали уже тысячу лет. Древнейшим очагом цивилизации в Европе был остров Крит — центр большого государства, объединявшего острова в южной части Эгейского моря и восточные прибрежные области Балканского полуострова (крито-минойская цивилизация эпохи бронзы). Экономической основной этой цивилизации являлось земледелие, ориентированное одновременное выращивание трех сельскохозяйственных культур— злаковых (главным образом, ячменя), винограда, олив. Увеличение массы избыточного продукта, отделение ремесла от сельскохозяйственного производства создали благоприятные условия для развития торговли и мореплавания — эффективного средства межобщинного и межплеменного обмена.
Если цивилизации Древнего Востока возникали на основе орошаемого и ирригационного земледелия в речных долинах с плодородной почвой, то развитие народов Эгейского бассейна и Балканского полуострова определялось иными природными условиями. Каменистая, трудная для обработки и возделывания почва, многочисленные горные хребты, наличие лишь изолированных пригодных для земледелия долин, развитая береговая линия — все это обусловило особенности экономического и общественного развития древнегреческой цивилизации. Образу жизни древних греков свойственна ориентированность на море — на получение морских продуктов питания, на морскую торговлю, морские контакты с другими народами, на политику колонизации.
С В середине XV в. до н.э. крито-минойская цивилизация была разрушена племенами ахейцев, вторгшимися на Крит из материковой Греции. В регионе Балканского полуострова греческие племена снимались с насиженных мест и направляли свои завоевательные усилия на юг, осваивая острова Эгейского моря. Такие миграционные движения осуществлялись не постоянно, а периодически, волнами. Одну из первых известных нам волн греческих завоеваний устремили на юг греческие племена ахейцев. Продвигаясь все дальше на юг, ахейцы разгромили крито-минойскую цивилизацию, ассимилировали коренное население, усваивая его культуру. На остатках крито-минойской цивилизации сложилась новая раннеклассовая микенская цивилизация, которая, по-видимому, представляла собой не единое государство, а множество непрерывно враждующих между собой государств. Греки-ахейцы вели активную колонизаторскую политику, их политическая и военная экспансия была нацелена на Малую Азию и Восточное Средиземноморье. Одним из событий той эпохи была знаменитая Троянская война, о которой повествует Гомер в своей бессмертной поэме «Илиада».
В силу пока не вполне выясненных причин в конце XIII в. до н.э. народы северобалканского региона (не только греки-дорийцы, но и фракийцы, иллирийцы) пришли в движение. Множество племен, тысячи людей устремились на юг, в богатые, процветающие области Греции, в Малую Азию. На рубеже XIII—XII вв. до, н.э. микенская цивилизация испытала страшный удар. Истощенная внутренними войнами, потерей огромных людских и материальных ресурсов микенская цивилизация не смогла противостоять натиску варварских племен. Ей был нанесен непоправимый ущерб, от которого она уже не смогла оправиться.
Дорийское завоевание отбросило Грецию на несколько столетий, почти к тому состоянию, в котором она находилась до зарождения микенской цивилизации. Материальная и духовная культура этого времени несет на себе печать полного упадка и опустошения. На всей территории Греции вновь утвердился первобытно-общинный строй. Началась эпоха «темных веков» (с XII по IX в. до н.э.), для которой характерны разложение родовых отношений и создание предпосылок полисного строя.
В истории Древней Греции XI—IX вв. до н.э. — так называемый гомеровский период, поскольку поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» являются главным источником информации об этом времени. Важнейшее достижение данного периода — освоение греками техники выплавки и обработки железа. Появились первые орудия труда, изготовленные из железа, развивались земледелие (хлебопашество, садоводство и виноградарство) и скотоводство. Основным критерием богатства считался скот, который использовался и как меновая единица, как деньги. Сельское хозяйство носило в основном общинный и натуральный характер. Торговля и ремесло играли незначительную роль, но был широко распространен морской разбой. Пиратство рассматривалось как занятие, достойное настоящего героя и аристократа. Хотя имущественное неравенство уже довольно четко обозначилось, тем не менее образ жизни всех слоев общества, в том числе и высших, носил простой, патриархальный характер. Гомеровские цари еще не окружены придворными, не чураются грубой физической работы. Хотя рабство и развивалось, но еще не получило большого распространения и носило преимущественно домашний характер. Рядовые члены общины сами обрабатывали свои земельные наделы, а в хозяйствах общинно-племенной знати использовался труд нанятых на время поденщиков.
В поэмах Гомера Греция предстает раздробленной на множество мелких самоуправляемых общин. Сельская община (демос) занимала, как правило, очень незначительную территорию и была мало связана с соседними общинами. Политическим и экономическим центром общины был полис (небольшое укрепленное поселение, в гомеровскую эпоху заселенное крестьянами — земледельцами и скотоводами. Между отдельными общинами существовали обычно «прохладные», а часто и вовсе враждебные отношения. Конфликты происходили постоянно, обычно на почве похищения скота, раздела земельных и пахотных угодий. Экономической ячейкой гомеровской общины выступала патриархальная семья.
Имущественная и социальная дифференциация в общине зашла довольно далеко. Родовой наследственной знати противостоят рядовые общинники. У Гомера понятия «знатность» и «богатство» — синонимы. Однако военно-демократические традиции были сильны, и народные собрания регулярно собирались для обсуждения и решения важнейших вопросов общественной жизни. Правда, на этих собраниях решающую роль уже играет наследственная, родовая аристократия. Знать претендовала на господствующее положение в политической жизни общины, и воля народа не имела для аристократии силы закона. Гомеровская эпоха — это время интенсивной ломки традиций родового строя и развития классовых отношений, становления политической организации общества. В этот период накапливались решающие предпосылки для нового стремительного подъема греческой материальной и духовной культуры.
Такой подъем произошел в VIII—VI вв. до н.э. Наиболее характерной его чертой явилась Великая греческая колонизация — переселение части греческого населения из района Эгейского бассейна в многочисленные колонии по побережью Средиземного и Черного морей. Причины древней греческой колонизации состояли в наличии избыточного населения, обусловленном демографическим взрывом, использовании экстенсивных методов ведения хозяйства, ограниченности естественных ресурсов (земли, пастбищ, леса и др.) и их весьма неравномерном распределении. В этих условиях процесс классообразования и социальной дифференциации общества приводил к весьма быстрому образованию слоя обезземеленных, попавших в цепкие лапы ростовщиков или закабаленных соседями, крестьян. Они и составляли основной контингент колонистов, искавших на чужбине счастья, удачи, земли, благосостояния. Наряду с обезземеленными крестьянами в колонизационном процессе участвовали и политические изгнанники, а также люди с умеренным достатком, стремившиеся разбогатеть.
Великая греческая колонизация осуществлялась в трех различных направлениях: в западном (Южная Италия, Сицилия, Сардиния, Корсика, южное побережье Франции и восточное побережье Испании), северо-восточном (черноморские проливы, побережье нынешней Болгарии и Румынии, берега Черного моря), юго-восточном (восточное побережье Средиземного моря, Малая Азия, Северная Африка). Колония основывалась как самостоятельный полис, но сохраняла тесные экономические и культурные связи с метрополией. Одни колонии имели преимущественно земледельческую ориентацию, а другие — торговую. В колониях складывалась система землевладения, сочетавшая коллективное владение землей и частнособственническое присвоение участков. Колония выступала как посредник между местным населением и метрополией. Все это определило историческое становление ареала древнегреческой цивилизации, целого мира древнегреческой культуры в районе Средиземного и Черного морей.
Колонизация стимулировала экономическое, политическое и духовное развитие архаической Греции. Интенсивно развивается торговля, совершенствуется ремесленное и сельскохозяйственное производство, происходит отделение ремесла от сельского хозяйства, возникают товарно-денежные отношения, ростовщичество, работорговля. Резко возрастает роль труда рабов, благодаря чему у незанятых производительным трудом граждан создается избыток свободного времени. Появившийся досуг посвящается духовной деятельности — занятиям наукой, искусством, философией, политикой, спортом и др. Полис постепенно превращается из деревенского поселения в город и становится политическим (административным), торговым, ремесленным, военным и духовным (религиозным) центром сельской общины. (В настоящее время известно около 200 независимых античных полисов, с населением от сотни-другой человек до 50 тыс. в Сиракузах в IV в. до н.э.)
Колонизационное движение окончательно разорвало узы родовых, патриархальных связей. Освоение новых земель на окраинах ойкумены стимулировало развитие таких качеств личности, как инициативность, предприимчивость, энергичность, динамичность, демократичность, рациональность, здравомыслие, высвобождение из рамок старой родовой морали и др. Социально-политические изменения в эту эпоху были направлены от аристократического строя к ранним демократиям и олигархиями. В этих условиях формируется духовная индивидуальность личности. Так в архаичной Греции подлавливались условия для качественного скачка, рационалистического переворота в духовной культуре, суть которого — окончательный разрыв с мифологическим сознанием и возникновение рационалистических форм культуры, прежде всего науки и философии.
В сложном комплексе материальных и духовных исторических предпосылок рационализации древнегреческой культуры следует выделить:
· развитие производительных сил, техники (освоение железа и производство железных орудий труда);
· развитие экономических отношений, переход от раннеклассового общества к развитому рабовладельческому обществу, которое характеризуется абстрактными общественными отношениями (отношения господин — раб, развитие системы товарно-денежных отношений), сложившимися представлениями меновой стоимости и абстрактного труда;
· территориальная экспансия, которая приводила к культурным контактам с самыми разнообразными странами и народами;
· множественность полисов (городов-государств), каждый из которых имел свои традиции, причем это не только не разрушало, но даже усиливало сознание общегреческого культурного единства;