Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 09:43, контрольная работа
Греки придумали пантеон богов, чтобы объяснить многие явления природы, и поселили их на горе Олимп на севере Древней Греции. Зевс-громовержец был самым могущественным богом, его жена Гера была покровительницей семьи и брака, Аид – царем мира мертвых, Аполлон – богом солнечного света и врачевания, Артемида – богиней лесов и гор, Афина – богиней мудрости, справедливой войны и ремесел. Афродита была богиней любви, Арес – богом войны, Дионис – богом виноделия.
· социальная организация полиса, демократический характер многих из них;
· относительное политическое равенство свободных граждан, наличие политических прав и личных свобод;
· развитое чувство гражданской ответственности и критического мышления, когда каждый грек считает себя ответственным не только за свою судьбу, но и за судьбу всего государства, всего полиса;
· наличие совершенной системы письменности (фонетическое, буквенное письмо), т.е. самой совершенной по тем временам системы средств фиксации, хранения и передачи информации;
· распространение публичных дискуссий, что требовало умения убедительно, логично, обоснованно защищать свою точку зрения; разрабатываются приемы логического доказательства; система обучения и образования приобретает характер социального института;
· индивидуализация духовного мира личности, формирование самосознания и самооценки;
· формирование общественного мнения, поощрявшего творческие личные достижения (дух «агона», соревновательности во всех сферах деятельности — в производстве, спорте, политической жизни, культуре).
Все эти факторы в тесном единстве, во взаимодействии между собой определили окончательное разложение основ мифологического сознания, деантропоморфизацию природы, рационализацию форм культуры, категоризацию мыслительной деятельности, возможность теоретического противопоставления в сознании человека субъекта и объекта, мира и человека, предмета и его образа, вещи и ее имени и т.д.
В конечном счете кардинально изменяется характер отношения человека к миру: мир предстает, с одной стороны, как некий объект, обладающий своими собственными, не зависящими от человека закономерностями, а с другой — как некая универсальная целостность (макрокосм), находящаяся в определенной связи со своей неотъемлемой частью — человеком (микрокосмом). На этом уровне универсальные отношения Человека и Мира, т.е. те отношения, которые придают Миру и Человеку внутреннее единство и целостность, выделяются сознанием и осознаются человеком. Именно в этих условиях становится возможным появление важнейших мировоззренческих установок и представлений:
· установки на получение нового знания;
· представления о том, что познание есть некоторая самостоятельная ценность;
· установки на выявление некоторых естественных, а не сверхъестественных причин различных явлений;
· представления о систематичности знания, последовательности его накопления;
· установки на обосновываемость, доказательность знания, идеи о необходимости обоснования истинности нового знания.
Именно эти установки способствуют окончательному разрыву с мифологией и созданию оснований качественно нового, рационалистического, научно-познавательного способа мышления.
Античная культура Древней Греции |
|
Древним грекам
принадлежит приоритет создания философии
как науки о всеобщих законах развития
природы, общества и мышления, системы
идей, взглядов на мир и места в нем человека;
исследующей познавательное, ценностное,
этическое и эстетическое отношение человека
к миру. Философия — любовь к Мудрости
— сформировала метод, который мог использоваться
в различных сферах жизни.
Знания имели
практический смысл, они создали почву
для искусства-мастерства — «техне», но
они приобретали и значимость теории,
знания ради знания, знания ради истины
Греческая философия
не может быть понята без эстетики — теории
красоты и гармонии.
Древнегреческая
эстетика была частью нерасчлененного
знания. Зачатки многих наук еще не отпочковались
в самостоятельные отрасли от единого
древа человеческого познания.
Идея красоты
мира проходит через всю античную эстетику.
В мировоззрении древнегреческих натурфилософов
нет ни тени сомнения в объективном существовании
мира и реальности его красоты. Для первых
натурфилософов прекрасное — это всеобщая
гармония и красота Вселенной. В их учении
эстетическое и космологическое выступают
в единстве. Вселенная для древнегреческих
натурфилософов — космос (Вселенная, мир,
гармония, украшение, красота, .наряд, порядок).
Во всеобщую картину мира включается представление
о его гармонии, красоте. Поэтому сначала
все науки в Древней Греции были объединены
в рдну — космологию.
В отличие от
древних египтян, развивающих науки в
практическом аспекте, древние греки отдавали
предпочтение теории.
Философия и философские
подходы к решению любой научной проблемы
лежат в основе древнегреческой науки.
Поэтому выделить ученых, занимавшихся
«чистыми» научными проблемами, нельзя.
В Древней Греции все ученые были философами,
мыслителями и обладали знанием основных
философских категорий.
Величайшими
философами Древней Греции являются: Сократ,
Платон и Аристотель. Сократ — один из
родоначальников диалектики как метода
поиска и познания истины. Главный принцип
— «Познай самого себя и ты познаешь весь
мир», т. е. убеждение в том, что самопознание
— путь к постижению истинного блага.
В этике добродетель равна знанию, следовательно,
разум толкает человека на добрые поступки.
Человек знающий не станет поступать дурно.
Сократ излагал свое учение устно, передавая
знания в виде диалогов своим ученикам,
из сочинений которых мы иузнали о Сократе.
Так, из сочинений Платона «Диалоги с Сократом»
мир узнал о существовании легендарной
Атлантиды.
Учение Платона
— первая классическая форма объективного
идеализма. Идеи (среди них высшая — идея
блага) — вечные и неизменные прообразы
вещей, всего преходящего и изменчивого
бытия. Вещи — подобие и отражение идей.
Эти положения изложены в сочинениях Платона
«Пир», «Федр», «Государство» и др. В диалогах
Платона мы находим многогранную характеристику
прекрасного. При ответе на вопрос: «Что
есть прекрасное?» он пытался охарактеризовать
саму сущность красоты. В конечном счете,
красота для Платона есть эстетически
своеобразная идея. Познать ее человек
может, только находясь в состоянии особого
вдохновения. Концепция красоты у Платона
идеалистична. Рациональна в его учении
мысль о специфичности эстетического
переживания.
Ученик Платона
— Аристотель, был воспитателем Александра
Македонского. Он является основоположником
научной философии, лотки, учения об основных
принципах бытия (возможности и осуществления,
форме и материи, причине и цели). Основные
области его интересов — человек, этика,
политика, искусство. Аристотель — автор
книг «Метафизика», «Физика», «О душе»,
«Поэтика». В отличие от Платона для Аристотеля
прекрасное не объективная идея, а объективное
качество вещей. Величина, пропорции, порядок,
симметрия — свойства прекрасного. Красота,
по Аристотелю, заключена в математических
пропорциях вещей « поэтому для ее постижения
следует заниматься математикой. Аристотель
выдвинул принцип соразмерности человека
и прекрасного предмета. Красота у Аристотеля
выступает как мера, а мерой всего является
сам человек. В сравнении с ним прекрасный
предмет не должен быть «чрезмерным».
В этих рассуждениях Аристотеля о подлинно
прекрасном содержится тот же гуманистически
и принцип, который выражен и в самом античном
искусстве.
Философия отвечала
потребности человеческой ориентации
человека, порвавшего с традиционными
ценностями и обратившегося к разуму как
к способу уяснения проблем, нахождения
нового, неожиданного решения.
В математике
выделяется фигура Пифагора, создавшего
таблицу умножения и теорему, носящую
его имя, изучавшего свойства целых чисел
и пропорций. Пифагорейцы развивали учение
о «гармонии сфер». Для них мир — это стройный
космос. Они связывают понятие прекрасного
не только еобщей картиной мира, но и в
соответствии с морально-религиозной
направленностью своей философии с понятием
блага. Разрабатывая вопросы музыкальной
акустики, пифагорейцы поставили проблему
соотношения тонов и попытались дать его
математическое выражение: отношение
октавы к основному тону равно 1:2, квинты
— 2:3, кварты — 3:4 и т.д. Отсюда следует
вывод, что красота гармонична. Там, где
противоположности находятся в «соразмерной
смеси», там благо, здоровье человека.
Равное и непротиворечивое в гармонии
не нуждается. Гармония выступает там,
где есть неравенство, единство многообразного.
Музыкальная гармония — частный случай
гармонии мировой, ее звуковое выражение.
«Все небо — гармония и число», планеты
окружены воздухом и прикреплены к прозрачным
сферам. Интервалы между сферами строго
гармонически соотносятся между Собой
как интервалы тонов октавы. Планеты движутся,
издавая звуки, и высота звука зависит
от скорости их движения. Однако наше ухо
не способно уловить мировую гармонию
сфер. Эти представления пифагорейцев
важны как свидетельство их уверенности
в том, что Вселенная гармонична.
В области физики
можно назвать труды Архимеда, который
явился не только автором всемирно известного
закона, но » автором многочисленных изобретений.
Демокрит, открывший
существование атомов, тоже уделял внимание
поискам ответа на вопрос: «Что есть красота?»
У него эстетика прекрасного сочеталась
е его этическими взглядами и с принципом
утилитаризма. Он считал, что человек должен
стремиться к блаженству и благодушию.
По его мнению, «не следует стремиться
ко всякому наслаждению, но только к такому,
которое связано с прекрасным». В определения
красоты Демокрит подчеркивает такое
свойство, как мера, соразмерность. Тому,
кто их преступает, «самое приятное может
стать неприятным».
У Гераклита понимание
красоты пронизано диалектикой. Для него
гармония не статичное равновесие, как
для пифагорейцев, а движущееся, динамичное
состояние. Противоречие — созидатель
гармонии и условие существования прекрасного:
расходящееся сходится, и прекраснейшее
согласие происходит из противоположности,
и все происходит в силу раздора. В этом
единстве борющихся противоположностей
Гераклит видит образец гармонии и сущность
прекрасного. Впервые Гераклит поставил
вопрос о характере восприятия прекрасного:
оно непостижимо с помощью вычисления
или отвлеченного мышления, оно познается
интуитивно, путем созерцания.
Известны труды
Гиппократа в области медицины и этики.
Он — основатель научной медицины, автор
учения о целостности организма человека,
теории индивидуального подхода к больному,
традиции ведения истории болезни, трудов
по врачебной этике, в которых особое внимание
обращал на высокий моральный облик врача,
автор знаменитой профессиональной клятвы,
которую дают все, получающие врачебный
диплом. До наших дней дошло его бессмертное
правило для врачей: не навреди пациенту.
С медициной Гиппократа завершился переход
от религиозно-мистических представлений
о всех процессах, связанных со здоровьем
и болезнями человека, к начатому ионийскими
натурфилософами их рациональному объяснению..
Медицина жрецов сменилась медициной
врачей, основанной на точных наблюдениях.
Врачи школы Гиппократа также были философами.
Геродот и Ксенофонт
являются авторами трудов по истории.
Геродот положил начало собственно греческой
историографии, так как он обращался к
центральным, политически значительным
событиям современной ему истории, пережитых
им самим. «Отец истории» стремился к достоверному
изложению исторических событий, исследовал
их в совокупности, однако его труды характеризуют
вера в действие религиозно-этических
сил в истории.
Геродот — великий
путешественник. Благодаря ему мы имеем
многочисленные сведения о народах —
современниках Геродота, их обычаях, образе
жизни и о странах, а которых они проживали.
Описывая географическое положение той
или иной страны, Геродот осуществлял
повествование как настоящий географ.
Но больше в области
географии все же известен Птолемей —
автор знаменитой «Географии», ставшей
сводом античных знаний о мире, и долгое
время (вплоть до средних веков) пользовавшейся
огромной популярностью.
ГРЕЦИЯ |
РИМ | |
Философия |
Греция считается родоначальником философии. Античная философия-царица всех наук. Специфическое свойство древнегреческой философии – космологизм. Философские школы – свободные объединения вокруг учителей –Фалеса, Гераклита, Аристотеля. Высший этап развития философской культуры связан с деятельностью Сократа, Платона иАристотеля. |
Римская философия не достигла такого размаха До завоевания Греции не имели собственной философской школы. А после в основном постигали и комментировали греческих ученых. Главное – идея морального совершенствования и мистические настроения. Наиболее известные философы – Цицерон, Лукреций Кар, Сенека. |
Литература |
Является одним из самых значительных явлений древне- греческой культуры. К особо важным достижениям относятся: создание большинства литературных жанров, создание художественных произведений и образов, ставших классическими для последующей европейской литературы. Величайшие греческие трагики Эсхил, Софокл, Эврипид, поэты Гомер, Сафо, БаснописецЭзоп. |
Римская литература была подражанием эллинской. В жанре поэзии блестяще проявили себя Вергилий, Овидий, Гораций. К литературным заслугам римлян относят создание эпистолярного жанра и биографического жанров - письма Цицерона, Сенеки, биографииСветония, Варрона. |
Скульптура |
Скульптура занимала самый высокий статус в культуре. Скульптура прежде всего показывала красоту и гармонию человеческого тела, практически обожествляя его. Ваялись в основном статуи героев, спортсменов, богов и богинь. Высшие достижения эллинской художественной культуры связаны с именамиФидия, Мирона, Скопаса, Лисиппа. |
Уделялось главное внимание индивидуальным качествам личности. Главное изображать не идеальную красоту человеческого тела или лица, а индивидуальные характеристики. Таким образом, главное развитие получил римский реалистический портрет. Значительные произведения римского скульптурного творчества – бюст Брута,статуи Августа, Марка Аврелия. |
Архитектура |
Греки создали классическую архитектуру, привнеся множество новаций: создание архитектурных ордеров (ионический, дорический, коринфский), формирование архитектурных стилей (простиль, амфипростиль, диптер, периптер). К шедеврам древнегреческой культуры относят Парфенон (архитекторы Иктин и Калликрат), Александрийский маяк (арх. Сострат), храм Артемиды. |
Практичность и утилитарность сказывались в архитектуре. Строили прежде всего дороги, акведуки, термы, амфитеатры. Стремление к пышности и грандиозности породили такие громады как Колизей и Пантеон. |
Театр |
Греческая драма и театр возникли из сельских празднеств В честь бога Диониса. Первая театральная постановка состоялась 27 мая 534 г. до н.э. в Афинах, ее осуществил афинский трагик Феспид. Театральные действия имели большой размах, проводились целый день и представляли собой состязание авторов трагиков и комедиографов. |
Римский театр был более прозаичен. Создаваемые на сцене образы были лишены величия, монументальности, психологизма. На передний план выступала чисто событийная сторона, живость действий, остроумные шутки. Отсутствие состязательности между авторами и актерами снижало стимулы к совершенству. |
Праздники и зрелища |
Народные торжества в честь Диониса и Деметры. Олимпийские игры, соревнования, философские споры, т.е. праздники более или менее спокойные и гармоничные. |
Грандиозные празднования триумфа победителя, когда весь город встречал героя-захватщика. Особенной популярностью пользовались жестокие зрелища – гладиаторские бои. |