Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 20:50, контрольная работа
Эта контрольная работа поможет мне лучше узнать историю моей страны, меня всегда интересовало , как же жили наши предки. Но никак не находилось времени, что бы прочитать про это и вот попался случай совместить приятное с полезным. В своей работе я считаю главной целью выявление роль культуры в жизни людей, исследование ее свойств и функций. Мы не можем представить свою жизнь без культуры, но в то же время мы мало, что знаем о ней. Поэтому моя цель найти ответы на мои вопросы, а может даже и что-то новое. Задача изучить представленный мной материал
Введение………………………………………………………..........................3
Глава 1.Уровень и многообразие духовных проявлений в культуре до христианской Руси.
1.1.Язычество древних русичей………………………………………………3
1.2. Языческие боги ………...…………………………………………………4
1.3.Культура захоронения умерших ,в Древней Руси………………………5
1.4. Языческие святилища…………………………………………………….7
1.5.Магия……………………………………………………………………….7
1.6.Простота нравов Восточных славян, понятие добра и зла……………..8
Глава 2. Принятие христианства и трансформация языческой культуры восточных славян.
2.1. Христианство……………………………………………………………...9
2.2.Обряды захоронений……………………………………………………..11
2.3.Разрушение языческого строения мира………………………………....11
2.4. Возникновения древнерусской литературы……………………………12
2.5.Церкви и храмы…………………………………………………………...14
Заключение…………………………………………………………………....14
Литература…………………………………………………………………….15
Федеральное
государственное бюджетное
Факультет экономики управления
Кафедра «Истории, культуры и социологии»
Содержание
Введение……………………………………………………….
Глава 1.Уровень и многообразие духовных проявлений в культуре до христианской Руси.
1.1.Язычество древних русичей………………………………………………3
1.2. Языческие боги ………...………………………
1.3.Культура захоронения умерших ,в Древней Руси………………………5
1.4. Языческие святилища…………………………………………………….
1.5.Магия………………………………………………………
1.6.Простота нравов Восточных славян, понятие добра и зла……………..8
Глава 2. Принятие христианства и трансформация языческой культуры восточных славян.
2.1. Христианство………………………………………………
2.2.Обряды захоронений…………………………………………………
2.3.Разрушение языческого строения мира………………………………....11
2.4. Возникновения древнерусской литературы……………………………12
2.5.Церкви и храмы………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение Я выбрал эту тему не случайно так как считаю её наиболее актуальной и интересной .Каждому обществу присуща определенная культура, а вместе с ней и определенные религиозные взгляды. Также я собираюсь проследить изменения культуры на разных этапах развития человеческого общества. Культура является неотъемлемой частью человеческого общества с древнейших времен. Также любому древнейшему человеческому обществу соответствуют определенные религиозные взгляды, первоначально их роль играли мифы. Меня интересует, что изменилось в религиозном сознании людей, чем древнейшие религиозные верования отличаются от современных. Мне хотелось бы найти ответы на вопрос. Почему мы приняли христианство, а не другую веру, а когда собственно была Древняя Русь? Эта контрольная работа поможет мне лучше узнать историю моей страны, меня всегда интересовало , как же жили наши предки. Но никак не находилось времени, что бы прочитать про это и вот попался случай совместить приятное с полезным. В своей работе я считаю главной целью выявление роль культуры в жизни людей, исследование ее свойств и функций. Мы не можем представить свою жизнь без культуры, но в то же время мы мало, что знаем о ней. Поэтому моя цель найти ответы на мои вопросы, а может даже и что-то новое. Задача изучить представленный мной материал. Уровень и многообразие духовных проявлений в культуре до христианской Руси. 1.1.Язычество древних русичей представляло собой не только совокупность религиозных верований, но и систему духовно-нравственных ценностей.Как мировоззренческая система дохристианской Руси язычество отражало зависимость людей от окружающих природных условий. Таким образом, природа являлась своего рода первоистоком духовности русов, а одним из главных факторов формирования духовно-нравственных начал у древних славян явилось именно отношение «человек - природа». Древним русичам была присуща уверенность в одушевленности всего окружающего мира - Вселенной, природы, земли, животных, проявлявшаяся в виде анимизма, фетишизма и других форм первобытных верований. |
Восточные славяне поклонялись
рекам, озерам, колодцам, рощам, отдельным
деревьям, камням необычной формы, которые
наделялись сверхъестественными
Но культ природы не освобождал древних славян от страха перед ней, перед ее таинственными силами. И потому быт и духовно-нравственные начала наших далеких предков отражают одновременно любовь к природе, ощущение красоты окружающего мира и страх перед природой, силам которой они противопоставляли не раскрепощенную человеческую личность, а заговоры, заклинания, сугубо мистическую обрядность, веру в различных божеств и духов.
Особым почитанием пользовалась земля, которая олицетворялась в образе женского божества плодородия. Ее называли «кормилицей», «матерью» («мать сыра земля»). Земледельцы, прежде чем начать пахоту, кланялись земле, обращались к ней, как к живому существу, с просьбой об урожае. Запрещалось бить землю палкой или чем-нибудь иным, плевать на нее. Считалось, что земля не терпит неправды, наказывая засухой, неурожаем за клятвопреступления, за ложь и обман. Совершивший убийство должен был просить прощения у земли, т.к. она, как мать убитого, может простить убийцу. Широкое распространение имел обычай клятвы землей, целование земли. Вполне логичен переход в более позднем народном сознании мифологического образа «матери-земли» в образ Богородицы-Заступницы. [3, history/00070600_0.html]
1.2.О высоком уровне религиозного сознания древних русичей свидетельствует и тот факт, что все языческие боги Древней Руси были связаны только с небесно-неземным бытием. Еще одним аргументом в пользу высказанного положения является наличие нескольких уровней (своего рода иерархии) мифологических персонажей.
Высший уровень
Более низкий, средний, человеческий мир представляли божества, связанные с хозяйственными циклами и сезонными обрядами - Род, Чур и др. К этому уровню могли относиться и большинство женских божеств, например, Мокошь, а также духи предков - добрые (деды) и злые (упыри).
К низшему уровню относились разные классы неиндивидуализированной нечисти, духов, животных: домовые, лешие, русалки, водяные и т.д. Сказочные персонажи - баба-яга, кащей, чудо-юдо, лесной царь, морской царь - являлись, по-видимому, предводителями тех классов существ, которые сами принадлежали к низшему уровню.
Попытка зафиксировать на общегосударственном уровне высший круг языческих божеств была впервые предпринята князем Владимиром в 980 г. «... И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь». Главными божествами пантеона были громовержец Перун и «скотий бог» Велес (Волос), противостоящие друг другу топографически (идол Перуна возвышался на холме, идол Велеса находился внизу - на киевском Подоле.) и по социальной функции (Перун - бог княжеской дружины, Велес - бог всей остальной Руси.). Единственный женский персонаж киевского пантеона - Мокошь - был связан с характерными женскими занятиями (особенно с прядением). Другие боги этого пантеона имели отношение к наиболее общим природным функциям: Стрибог был связан с ветрами, Даждьбог и Хоре - с солнцем. Не совсем ясны функции последнего бога, имеется в виду Симаргла. Некоторые исследователи считают этот персонаж заимствованным из иранской мифологии (Симург в иранской мифологии - вещая птица.); другие трактуют его как персонаж, объединяющий всех богов пантеона.
Связи между богами внутри пантеона и их иерархия выявляются при анализе закономерностей перечисления богов в летописных списках: обнаруживается связь Перуна с Велесом, Стрибога с Даждьбогом и Сварогом, периферийное место Симаргла и Мокоши.
В глубокой древности на Руси
возник культ предков. Он строился на
убеждении, что жизнь человека продолжается
и после физической смерти, но в
несколько ином качестве. Важность
тех проблем, которые были связаны
со смертью сородича, по мнению В.Я.
Петрухина, подтверждают физические усилия,
которые затрачивало
1.3.Восточные славяне делили умерших на две категории: «чистых» покойников, умерших естественной смертью, которые получили название «родителей», и «нечистых», погибших неестественной смертью. К последней категории относились самоубийцы, опойцы, колдуны. Отношение к тем и другим было различным. «Нечистые» покойники вызывали суеверный страх, им приписывались опасные, вредоносные свойства. «Родителей» почитали как добрых покровителей семьи. Судьба потомков ставилась в прямую зависимость от благосклонности «дедов». Считалось, что предки постоянно осуществляют нравственную опеку над живущими.
Почитание умерших предков было распространено в языческой Руси повсеместно. Им устраивались обильные поминки, чествовали их в особые дни года. С утверждением христианства поминальные дни были закреплены церковью за определенными датами православного календаря и получили название «родительские» дни.
Элементом культа предков была вера в домовых. Нередко «домовой» мыслился как умерший предок. Да и по сей день «домового» называют «хозяином», что восходит к очень глубокой древности.
С культом предков было тесно связано представление о потустороннем мире. В сознании древних русичей он находился в границах пространственно-временного бытия. Жизнь за «гробом» представлялась как бы продолжением или параллелью земному существованию.
Русичи имели представление и о рае, который назывался «ирий» или «вырий». Он мыслился как «вечное блаженное бытие умерших людей», как «прекрасный сад на видимом небе или где-то в неведомых, теплых восточных странах (землях), из которого к людям каждую весну прилетают птицы». Подтверждение тому мы встречаем в «Поучении» Владимира Мономаха: «И тому подивимся, как птицы небесные из ирья идут...». «Отправляя» человека в рай, русские язычники снабжали его всем тем, что необходимо в земной жизни: клали в гроб одежду, обувь, утварь. Несмотря на то, что обычай сожжения покойников в славянстве сохранялся довольно долго, как о том говорит Нестор, описывая погребальные обряды радимичей, вятичей, кривичей, северян («И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах при дорогах»), тем не менее данные археологии свидетельствуют и о широком распространении в те времена на Руси обычая погребения в земле. Здесь следует отметить то, что правильному соблюдению погребального обряда уделялось особое внимание, т.к. это охраняло разделение живых и мертвых. Предметы, служившие покойнику, оставлялись его сородичами на рубеже, на границе селения. Это объясняется тем, что смерть отождествлялась язычниками с границей, она располагалась на границе мира живых и мира мертвых. Ее боялись, остерегаясь действия злых сил. В то же время в древнеславянском языческом культе смерть не входила в круг познаваемых явлений. Вяч.В. Иванов и В.В. Топоров отмечают у славян «обилие загадок о смерти».
Если погребальные обряды нарушались, то души умерших начинали навещать живых. Отсюда многочисленные предания, легенды, сказки, поверья в оборотней и т.д. Мир живых от этого вторжения защищался. Восточнославянские язычники всегда стремились оградить себя от смерти. Вот как об этом пишет А.Н. Афанасьев: «На Руси, кто прикасался к трупу покойника, тот не должен сеять, потому что семена, брошенные его рукою, омертвеют и не принесут плода; если умрет кто-нибудь во время посева, то в некоторых деревнях до тех пор не решаются сеять, пока не совершатся похороны... С другой стороны, т.к. зерно, семя есть символ жизни, то по выносе мертвого лавку, где он лежал, и всю избу посыпают рожью. Тогда же запирают и завязывают ворота, чтобы отстранить губительные удары смерти и закрыть ей вход в знакомое жилье. Горшок, из которого омывали покойника, солому, которая была под ним постлана, и гребень, которым расчесывали ему голову, везут из дому и оставляют на рубеже с другим селением или кидают в реку, веря, что таким образом смерть удаляется за пределы родового (сельского) владения или спускается вниз по воде. Все присутствующие при погребении обязаны, по возврате домой, посмотреть в квашню или приложить свои руки к очагу, чтобы очиститься от зловредного влияния смерти».[1, /22/623/2/]
1.4.Древняя Русь не имела идольских храмов, однако языческие святилища занимали почетное место в поселениях восточных славян. Капище (жертвенник) окружали идолы - изваяния языческих богов, сделанные из дерева, камня и металла.
Известны археологические данные об остатках языческих святилищ. Самое знаменитое из таких святилищ обнаружено в урочище Перынь под Новгородом и было посвящено, видимо, богу Перуну.
«Центральную часть святилища составляла приподнятая над окружающей поверхностью горизонтальная площадка в виде правильного круга диаметром 21м, окруженная кольцевым рвом шириной до 7м и глубиной более 1 м. Точно в центре круга раскопками выявлена яма от столба диаметром 0,6м. Здесь стоял деревянный идол Перуна, который, как сообщает летопись, в 988 г. был срублен и сброшен в Волхов.
Археологи находили и древнеславянских
идолов. Традиционно они представляли
собой деревянные или каменные столбы,
верхняя часть которых
К святилищам стекались жители
окрестных мест для совершения треб
- религиозных обрядов, молений, торжественных
поминальных тризн. Важнейшую и
серьезную часть треб составляли
жертвоприношения. Письменные памятники
сохранили свидетельства
Обычай приносить в
жертву скот и птицу долго держался
в разных местах Руси даже после
принятия христианства. Еще в середине
XVI в. архиепископ Новгородский и
Псковский жаловался Ивану
1.5.На Руси была развита языческая магия. Она охватывала почти все стороны семейной и общественной жизни и оказалась впоследствии (после принятия христианства.) особенно живучей. В основе народной магии лежали представления о том, что с помощью образов - словесных, живописных, скульптурных, предметных - можно установить реальную связь с первообразами, т.е. с теми природными и космическими силами разного порядка (от физических до духовных), которые человек хочет использовать в своих интересах. И в обиходе, и в повседневной жизни древние славяне обращались к природным стихиям, заговаривали с ними. Язычник знал, что если сказать слово - «заговорить», - то силы природы откликнутся, помогут. Однако заговоры имели и другую сторону. В них нуждался не только человек, но и весь мир в целом, ибо через заговоры укреплялась «установленность» этого мира. «Заговорить» - подтвердить словом, уберечь делом каждую половину мира в ее чистоте, чтобы добро оставалось с добром, зло со злом, живые с живыми, а мертвые с мертвыми. К примеру, если вдруг в летнюю пору случались заморозки, а в зиму дожди, то и здесь заговоры должны были уберечь, сохранить, вернуть мир в его уже размеренное состояние.