Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 12:16, контрольная работа
Культура — область духовной деятельности человека, объективируемая в материальных действиях, знаках и символах; ее сущность выявляется в противопоставлении с природой (как совокупностью естественных условий существования человека) и цивилизацией (уровнем материального развития того или иного общества).
Первичная сфера духовной деятельности человека — мифология, которая включала в себя знания из различных областей, проявления художественного освоения мира, моральные регулятивы, религиозные и мировоззренческие представления. В теологической традиции актуализируется связь культуры и культа, религия выступает как основа культуры.
Введение
1. Понятие духовной культуры. Критерии духовности
2. Право и наука в системе духовной культуры
3. Религия в системе духовной культуры
4. Заключение
5. Список литературы
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
КУЛЬТуРОЛОГИЯ
Проверил: Поносов Ф.Н.
Выполнил: Ижболдин П.А.
Курс: 2 ЭАСХ
Шифр: 11078
Ижевск 2012
Тема: ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
Содержание
Введение
1. Понятие духовной культуры. Критерии духовности
2. Право и наука в системе духовной культуры
3. Религия в системе духовной культуры
4. Заключение
5. Список литературы
Введение
Культура — область духовной
деятельности человека, объективируемая
в материальных действиях,
Первичная сфера духовной
деятельности человека —
В теологической традиции
актуализируется связь
Религия выполняет
1. Понятие духовной культуры. Критерии духовности
Понятие духовной культуры:
· содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.),
· показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).
Древние греки сформировали
классическую триаду духовной
культуры человечества: истину —
добро — красоту.
· теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни;
· этим, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления;
· эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание.
Обозначенные выше стороны
духовной культуры нашли свое
воплощение в различных сферах
деятельности людей: в науке,
философии, политике, искусстве,
праве и т. д. Они во многом
и сегодня определяют уровень
интеллектуального,
Духовная культура – это совокупность нематериальных элементов культуры: нормы поведения, нравственность, ценности, ритуалы, символы, знания, мифы, идеи, обычаи, традиции, язык.
Духовная культура возникает
из потребности осмысления и
образно-чувственного освоения
Все эти формы человеческой
жизни взаимосвязаны и влияют
друг на друга. В морали
Искусство включает в себя
эстетические ценности (прекрасное,
возвышенное, безобразное) и
Религия обслуживает запросы
духа, человек обращает свой взор
к Богу. Наука демонстрирует успехи
познающего ума человека. Философия
удовлетворяет потребности
Духовная культура
Понятие «духовная культура»
имеет сложную и запутанную
историю. В начале 19 века духовная
культура рассматривалась как
церковно-религиозное понятие.
В советский период понятие
«духовная культура»
В ХХI в. «духовная культура» понимается по-разному:
. как нечто священное (религиозное);
· как нечто положительное, которое не требует пояснения;
. как мистически-эзотерическое.
В настоящее время, по-
Актуальность проблемы
Истинная духовность есть "триединство
истины, добра и красоты"[1] и
основными критериями такой
· интенциональность, то есть "направленность вовне, на что-то или кого-то, на дело или человека, на идею или на личность"[2]. Человек нуждается в цели, возвышающей его над индивидуальным бытием; так он преодолевает изолированность и ограниченность своего существования, и эта способность ставить перед собой идеальные цели является показателем духовно развитой личности;
· рефлексия над основными жизненными ценностями, составляющими смысл бытия личности и выступающими ориентирами в ситуации экзистенциального выбора. Именно способность к рефлексии, с точки зрения Тейяра де Шардена, является главной причиной превосходства человека над животным. У человека духовного эта способность приобретает характер проявления "вкуса к рефлексии", к познанию специфики индивидуального бытия. Одним из условий формирования способности к рефлексии является затворничество, изгнанничество, добровольное или вынужденное одиночество. "Изгнания и заключения, всегда столь страшные и роковые для человека, не так уже страшны и смертельны для духа. Он любит добровольное затворничество, одиночество келий и уход от мирской суеты, но столь же успешно пользуется вынужденным одиночеством ссыльного, заключенного... Без выбора себя, поворота вовнутрь, в свое одиночество, разговор человека с духом не начинается"[3]. Все величайшие представители Духа - Иисус, Сократ - были изгнанники. И это изгнание есть кара, постигающая того, кто вступил в мир Духа, трагическая кара за смелость быть не таким, "как все";
· свобода, понимаемая как самоопределение, то есть способность действовать в соответствии со своим целями и ценностями, а не под гнетом внешних обстоятельств, как "обретение внутренней силы, сопротивляемость власти мира и власти общества над человеком"[4], "экзистенциальная несвязанность, свобода, отрешенность его - или его центра существования - от принуждения, от давления, от зависимости от органического[5]
. творчество, понимаемое не только как деятельность, порождающая что-то новое, ранее не существовавшее, но и как самотворение - творчество, направленное на поиск самого себя, на реализацию своего смысла жизни;
·развитая совесть, которая согласует "вечный, всеобщий моральный закон с конкретной ситуацией конкретного индивида"[6], ибо сознанию открыто сущее; совести - то, что должно существовать; это то, перед чем человек несет ответственность за реализацию своего смысла жизни;
. ответственность личности за осуществление своего смысла жизни и реализацию ценностей, а также за все, что происходит в мире.
Таковы основные критерии
духовности личности в
2. Право и наука в системе духовной культуры
Наука и право являются
частью культуры, поэтому любая
научная картина отражает
Культура – это система
средств человеческой
Материальная культура –
это система вещественно-
Социальная культура – это
система правил поведения
Духовная культура – это
система знаний, состояний эмоционально-
Наука – это система сознания
и деятельности людей,
Гуманитарные науки – это
системы знаний, предметом которых
выступают ценности общества. К
ним относятся: общественные
Антропологические науки –
это совокупность наук о
Технические науки – это
система знаний и деятельности
по практическому
Обществознание – это система
наук об обществе как части
бытия, постоянно
Анализ приведенных
Цельность христианского
В основе христианского