Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 12:16, контрольная работа
Культура — область духовной деятельности человека, объективируемая в материальных действиях, знаках и символах; ее сущность выявляется в противопоставлении с природой (как совокупностью естественных условий существования человека) и цивилизацией (уровнем материального развития того или иного общества).
Первичная сфера духовной деятельности человека — мифология, которая включала в себя знания из различных областей, проявления художественного освоения мира, моральные регулятивы, религиозные и мировоззренческие представления. В теологической традиции актуализируется связь культуры и культа, религия выступает как основа культуры.
Введение
1. Понятие духовной культуры. Критерии духовности
2. Право и наука в системе духовной культуры
3. Религия в системе духовной культуры
4. Заключение
5. Список литературы
Основой изучения окружающего
мира учеными с любым
3. Религия в системе духовной культуры
Роль религии в истории
человечества, в целом весьма
значительная, не может быть оценена
однозначно. Выделяются два вектора
влияния религии на
Анализ роли религии в
системе культуры должен
· влияние религии может осуществляться только в опосредованном виде (через деятельность религиозных индивидов, групп, сообществ);
· характер и степень воздействия различны для той или иной религии, для той или иной исторической эпохи.
Статус религии на различных этапах развития общества:
· религиозное сознание "является доминирующим, происходит сращение религиозной и этнической общности. Религиозные институты наделены светской властью;
· религиозное сознание существует наряду со светским, происходит выделение и дифференциация других сфер и институтов общественной жизни;
· религиозное сознание отодвинуто на второй план; этническая общность уже не совпадает с религиозной; осуществляется и закрепляется разделение светской и духовной властей.[8]
Культура Беларуси не была
монолитной; в ней содержались
различные мировоззренческие
Под светской культурой как правило разумеют нецерковную, мирскую (секулярную) культуру, нередко – внерелигиозное состояние духа, девальвацию священных понятий, культуру, освободившуюся от религиозного влияния. Эти определения в принципе можно принять, имея в виду, что в светской культуре можно выделить по крайней мере три направления: безразличная к религии культура, претендующая на автономное внерелигиозное развитие; вольнодумная культура, направленная на критику религии и ее институтов; продукты светской культуры, содержащие религиозно-мистические настроения и идеи. Религиозные культурологи неоднозначно решают вопрос о соотношении светской культуры и религиозной культуры, чаще всего рассматривая его в плане соотношения религии и культуры: одни отождествляют религию и культуру, придавая религиозный смысл продуктам культурного творчества; другие считают религию и культуру разными планами бытия (сакральное и профанное); третьи воспринимают религию как «закваску» культуры, долженствующую внутренне преобразовать человека.
В действительности между
автономной светской культурой
и культурой сакральной, церковной,
существует множество
В Беларуси, как и в других
странах, уже в древности
Элементы светской и
Заключение
· Духовная культура – это совокупность нематериальных элементов культуры: нормы поведения, нравственность, ценности, ритуалы, символы, знания, мифы, идеи, обычаи, традиции, язык.
. Духовная культура возникает из потребности осмысления и образно-чувственного освоения действительности. В реальной жизни реализуется в ряде специализированных форм: морали, искусстве, религии, философии, науке.
· Истинная духовность есть "триединство истины, добра и красоты".
· Наука и право являются частью культуры, поэтому любая научная картина отражает взаимное влияние всех элементов культуры в ту или иную эпоху. В системе культуры человечества, состоящей из материальной, социальной и духовной культуры, наука включена в систему духовной культуры человечества. Ниже приводятся определения системы культуры и ее элементов.
. Наука – это система сознания и деятельности людей, направленная на достижение объективно истинных знаний и систематизацию доступной человеку и обществу информации. Науку можно подразделить на несколько основных видов наук: гуманитарные, антропологические, технические, обществознание и естествознание.
· Роль религии в истории человечества, в целом весьма значительная, не может быть оценена однозначно. Выделяются два вектора влияния религии на общественное развитие: религия в качестве стабилизирующего фактора и религия как фактор перемен.
·Под светской культурой как правило разумеют нецерковную, мирскую (секулярную) культуру, нередко – внерелигиозное состояние духа, девальвацию священных понятий, культуру, освободившуюся от религиозного влияния.
·Религиозные культурологи неоднозначно решают вопрос о соотношении светской культуры и религиозной культуры, чаще всего рассматривая его в плане соотношения религии и культуры: одни отождествляют религию и культуру, придавая религиозный смысл продуктам культурного творчества; другие считают религию и культуру разными планами бытия (сакральное и профанное); третьи воспринимают религию как «закваску» культуры, долженствующую внутренне преобразовать человека.
Список литературы:
1. Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого //Бердяев Н.А. О назначении человека. - М: Республика, 1993. – 458с.
2. Рогалевич Н. Религиоведение. – Мн.: Новое знание, 2005. – 207 с.
3. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах.- М.: Центр, 2001. – 368 с.
4. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. - М: Наука, 1992. – 384с.
5.Франкл В. Человек в поисках смысла. - М: Прогресс, 1990. – 486с.
6. Шелер М. Положение человека в космосе// Шелер М. Избранные произведения. - М.: Гнозис, 1994. – 394с.
[1] Федотова В.Г. Практическое
и духовное освоение
[2] Франкл В. Человек в поисках смысла. - М:, 1990. – С.100
[3] Федотова В.Г. Практическое
и духовное освоение
[4] Бердяев Н.А. Экзистенциальная
диалектика божественного и
[5] Шелер М. Положение человека в космосе// Шелер М. Избранные произведения. - М.:, 1994. – С.153
[6] Франкл В. Человек в поисках смысла. - М:, 1990. – С.97-98
[7] Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах.- М.:, 2001. – С. 124
[8] Рогалевич Н. Религиоведение. – Мн.:, 2005. – С.27
[9] Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах.- М.:, 2001. – С. 127