Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 20:05, контрольная работа
Становление культуры Россйского государства есть заслуга отдельных лиц, без исторических деятелей нет и истории. Патриарх Иов (1589 – 1605). Максим Грек (в миру Михаил Триволис). Митрополи́т Пе́тр (Пётр Симео́нович Моги́ла). Восстановление патриаршества в России.
До сих пор мы
не знаем в подробностях, как
произошло охлаждение царя
Положение патриарха
изменилось внезапно. 6 мая 1658 г. царь
не пригласил Никона на ритуал
встречи грузинского царевича
Теймураза, а 10 июля, в день Положения
ризы Господней, не явился на
утреню. В этот же день патриарх
публично объявил в Успенском
соборе, что оставляет патриаршество.
Алексей Михайлович прислал
В январе 1665
г. Никон написал царю о своем
отречении и готовности
После смерти
Алексея Михайловича новый
Митрополит Димитрий Ростовский (Даниил Саввич Туптало) российский церковный деятель, епископ Русской Церкви; духовный писатель, оратор.
Говоря о важных русских исторических деятелях XVII века, нельзя умолчать о духовном лице, действовавшем преимущественно в конце XVII столетия; оно имеет важное значение не только для своего времени, но и для последующих времен по тому благочестивому уважению, какое к его памяти оказывает русский народ.
Родился в декабре 1651 года в сотенном местечке Макарове Киевского полка Украинского гетманата. Учился в Киево-Братской коллегии, ставшей впоследствии Киево-Могилянской академией. В 1668 году принял постриг в Киевском Кирилловском монастыре где потом прожил семь лет. Несмотря на молодость, он скоро обратил на себя внимание своим необыкновенным даром слова; 25-ти лет от роду, в 1675 году, он был посвящен в Густынском монастыре Лазарем Барановичем в иеромонахи. Архиепископ Лазарь Баранович перевел его из Густынского монастыря к себе в Чернигов, и Димитрий пробыл около двух лет проповедником при Лазаре Барановиче.
10 августа 1681 года возведён в сан игумена и назначен в Свято-Спасский монастырь в Чернигове. Позже был игуменом в Батуринском Николаевском монастыре. 23 апреля 1684 года переехал в Киево-Печерскую Лавру где получил послушание составлять жития святых.
Петр Великий искал достойное духовное лицо для замещения кафедры сибирского митрополита и приказал киевскому митрополиту Варлааму прислать к нему в Москву такого архимандрита, который бы годился на это место. Варлаам указал на Димитрия. В феврале 1701 года Димитрий, по царскому приказанию, приехал в Москву, а марта 23-го был рукоположен в архиерейский сан.
В январе 1702 года, по смерти ростовского митрополита Иосафа, Петр назначил Димитрия в Ростов. Это было последнее местопребывание Димитрия. Приехавши в свою епархию, он тотчас же указал в соборной церкви место для своего погребения и сказал: "Се покой мой, зде вселюся во век века".
Здесь окончил он свой многолетний труд "Жития Святых", которые были напечатаны вполне в 1705 году в типографии Киево-Печерской Лавры. По своему обыкновению, Димитрий и в Ростове говорил постоянно проповеди: в Ростове, как и в Малороссии, полюбили его и стекались к нему слушатели. Но в великорусском крае потребовалась от него еще иного рода деятельность. Димитрий, познакомившись с великорусским духовенством, ужаснулся крайнего невежества и отсутствия внутреннего благочестия.
Чтобы пресечь такие злоупотребления, Димитрий писал несколько увещаний духовным с наставлением, как вести себя, и видел необходимость положить начало книжному просвещению. Он завел в Ростове духовное училище или семинарию, которая разделялась на три класса и имела при Димитрие до 200 учеников. Он содержал это училище из собственных доходов, занимался им с большой любовью, сам поверял успехи учеников, наблюдал за их нравственностью и благочестием, а летом собирал их у себя в загородной своей даче, объяснял им сам лично места из Св. Писания, обращался с ними чрезвычайно кротко, по-отечески, и был очень любим ими. Это был первый образчик великорусских семинарий. Кроме общего невежества, над великорусским краем тяготело еще другое зло - раскол; и против этого зла счел обязанностию выступить Димитрий. Он написал большое сочинение против раскола - "Розыск о раскольничьей брынской вере", а когда от Петра последовал указ о том, чтобы все обрили бороды, то Димитрий написал сочинение о брадобритии, в котором доказывал, что бритье бород не составляет греха. Петр нашел в ростовском митрополите поддержку своим преобразовательным планам в этом отношении.
В 1709 году Димитрий стал страдать удушливым кашлем и 27-го ноября скончался. Его нашли в келье мертвым, стоящим на коленях для молитвы. Друг Димитрия, Стефан Яворский, похоронил его в месте, указанном самим Димитрием по приезде в Ростов. После покойного Стефан взял его многочисленные книги, перешедшие в библиотеку московской синодальной типографии.
Литературные труды Димитрия имеют важное значение именно потому, что были сильно распространены в русском обществе до последнего времени. Едва ли какой другой духовный писатель имел такой обширный круг читателей.
АДРИАН (Андрей)(1690—1700 гг.)
Из митрополитов Казанских и Свияжских. Был возведен в патриархи по воле царицы Наталии Кирилловны.
Адриан написал
несколько поучений, посланий, грамот,
значительное число проповедей
и обличений. При нем прошло
два собора: один (в 1697 г.) против дьячка
Михеева, предлагавшего принять
новые догматы относительно
Адриан был
приверженцем старины и
Патриарх умер 16 октября 1700 г. С его смертью завершился патриарший (досинодальный) период истории Русской православной церкви.
Упразднение патриаршества.
После смерти Адриана
царь своей волей поставил
во главе управления церковью
рязанского митрополита
Восстановление патриаршества в России.
Новая эпоха в истории
русского патриаршества
Тихон (1917–1925)
31 октября 1917 были проведены выборы трех кандидатов на патриарший престол: архиепископа Харьковского Антония (Храповицкого), архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого) и митрополита Московского Тихона (Белавина). 5 ноября 1917 в храме Христа Спасителя после Божественной литургии и молебна старец Зосимовской пустыни Алексий вынул жребий, и было оглашено имя нового патриарха, которым стал митрополит Московский Тихон.
В соответствии с
церковными канонами Поместный
собор 1917–1918 предоставил патриарху
право созывать церковные
Патриарх Тихон занимал
святительскую кафедру в
Несмотря на все усилия патриарха, на церковную иерархию и верующий народ обрушилась невиданная волна репрессий. К началу Второй мировой войны церковная структура по всей стране была почти уничтожена. После смерти Тихона не могло быть и речи о созыве собора для избрания нового патриарха, поскольку церковь существовала на полулегальном положении, а большинство иерархов находилось в ссылках и заключениях.
Пимен (1970–1990)
Митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен. В первый период государство проявляло терпимость к Русской Православной Церкви при сохранении жёсткого контроля над её деятельностью. В частности, Патриарх Пимен был лишён возможности совершать Первосвятительские визиты в епархии. В тех условиях Патриарх проводил лояльную и конформистскую политику в сфере общественной жизни страны: например, не ответил на «Великопостное письмо» Александра Солженицынас призывом открыто противостоять государственной политике атеизма. В сфере, прямо касавшейся церковной жизни, нередко твёрдо обозначал свою позицию: например, он поддержал епископа Феодосия (Дикуна), обратившегося к Леониду Брежневу с письмом о вопиющем бесправии Церкви, демонстративно возведя его в 1978 году в архиепископский сан. В патриаршество Пимена в 1988 в условиях «перестройки» состоялось празднование 1000-летия крещения Руси.
23 декабря 1980 года Священный
Синод постановил «начать
3 мая 1990 г. на 80-м году жизни Святейший Патриарх Пимен скончался.
Патриарх Пимен похоронен в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры.
«Завещание» патриарха Пимена
Алексий II (1990–2009)
С 1990 предстоятелем РПЦ являлся патриарх Алексий II – пятнадцатый патриарх с начала патриаршества, деятельность которого была направлена на возрождение и упрочение традиций церковной жизни в условиях начавшегося процесса демократизации общества.