Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 00:42, реферат
Ежи Гротовский (1933 - 1999) известный польский театральный режиссер, реформатор, педагог, создатель теории бедного театра. Его ставят на одну доску со знаменитыми теоретиками театра - К. Станиславским, М. Чеховым, В. Мейерхольдом, А. Арто. Но при этом многие считают его таинственным экспериментатором и мистиком, потому что даже в подверженной влиянию авангарда Польше, его система была воспринята как посягательство на весь институт театра.
Введение 3
Глава 1 Биография Ежи Гротовского 4
Глава 2 Искусство театра Ежи Гротовского 5
2.1. Творческие поиски Ежи Гротовского 5
2.2. «Бедный театр» Ежи Гротовского 7
2.3. Проблема актера театра Гротовского 9
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«Пермская государственная академия искусства и культуры»
Факультет культурологии
Кафедра режиссуры театрализованных представлений
Реферат
«Ежи Гротовский»
Выполнил:
Курочкин Олег
студент гр. РТП 12/1б
Проверил:
Козлова Руфина Павловна
доцент, канд. псих. наук
2013 г.
Оглавление
Введение 3
Глава 1 Биография Ежи Гротовского 4
Глава 2 Искусство театра Ежи Гротовского 5
2.1.
Творческие поиски Ежи
2.2.
«Бедный театр» Ежи Гротовского
2.3.
Проблема актера театра
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Ежи Гротовский (1933 - 1999) известный польский театральный режиссер, реформатор, педагог, создатель теории бедного театра. Его ставят на одну доску со знаменитыми теоретиками театра - К. Станиславским, М. Чеховым, В. Мейерхольдом, А. Арто. Но при этом многие считают его таинственным экспериментатором и мистиком, потому что даже в подверженной влиянию авангарда Польше, его система была воспринята как посягательство на весь институт театра.
Актуальность исследования заключается в том, что закономерен интерес к человеку, о котором не без оснований говорится, что современный театр после Гротовского уже не тот, каким был до него; к человеку, чью практику и исследования называют иногда Второй Театральной Реформой; к человеку, награжденному в 1991 году специально учрежденной для него премией гению.
Театральному революционеру сам Бог велел быть недовольным современным театром. Ежи Гротовский, начиная свой путь в Польше конца пятидесятых, не был в восхищении от того, что видел на сцене. Говорил, что все к чертям развалено, что театр стал «учреждением культуры», что зритель посещает театр, как сауну или ресторан. В том смысле, что театр не выпадает из этого славного ряда.
В своем поиске театральной правды, идя вслед за Станиславским, Гротовский сталкивается с элементарной проблемой, которая, как все проблемы подобного рода, почти неразрешима. Актер - лжец, его стремление - уйти от себя как можно дальше, он хочет славы и денег за самоупоение, за наслаждение своими эмоциями. Театральная ситуация изначально лжива.
«Биография Ежи Гротовского
- одно из самых поразительных, небывалых
явлений, какие могли приключиться
в Польской Народной Республике. В
свете официальной истории
Ежи Гротовский родился в Польше 11 августа 1933 года. Во время II мировой войны ему пришлось прятаться от нацистов вместе с матерью и братом. В 1950 - 55 годы учебы в Высшей театральной школе в Кракове.
1955-56 стажировка в ГИТИСе,
изучение системы
«Bcя мeтoдa Cтaниcлaвcкoгo и
вce eгo пoиcки в этoй oблacти были бeзнaдeжнoй
бopьбoй c oтcyтcтвиeм тaлaнта…Рeдкий cлyчaй
в иcтopии, cлyчaй, кoтopый пoдтвepждaeт
мыcль Toмaca Maннa, чтo гeний чacтo пpeвoзмoгaeт
бoлeзнь или нexвaткy чeгo-либo, кaк
Дocтoeвcкий пpeвoзмoг
Здесь следовало бы сделать одно уточнение: вопреки распространенному мнению, молодой Гротовский интересовался в Москве не только Станиславским, которого уже неплохо знал, но также опытом Вахтангова и «композиционными» секретами Мейерхольда, в особенности тем, что тогда было для него наиболее привлекательным и что он называл «партитуральным» построением спектакля. (Позже он познакомился с английскими переводами работ Михаила Чехова.)[2]
В 1958-59 годах Гротовский был
педагогом Государственной
Теперь, после смерти Гротовского,
многие озабоченно подыскивают ему
место в мировой театральной
истории. Одни - в ряду великих экспериментаторов-
Гротовский принадлежит
и тем и другим, потому что он
успел и поучаствовать в
Самым знаменитым его созданием
считается спектакль «
Никакого метода у Гротовского вообще не было. Создатель теории и практики «бедного театра», он вошел в историю прежде всего потому, что последовательно разрушал все театральные привычки, все атрибуты театра как буржуазного искусства, как одного из востребованных обществом культурных институтов. Свое изолированное от мира игровое пространство он последовательно расчищал от всей бутафорско-закулисной пошлости, от всех иллюзий восприятия, от мнимых признаков крепкого профессионализма и, в конце концов, от святая святых театрального дела - от зрителя. Превыше всего он ставил не выразительное зрелище для купивших билеты посетителей, а индивидуальный поиск одинокого человека среди себе подобных.
Театр был для Гротовского способом самораскрытия личности и способом познания мира [5]
Гротовский всю свою жизнь занимался одним - человеком. Феноменом человека.
Он побывал практически во всех точках земного шара как исследователь, путешественник, творец, режиссер, учитель. Он изучил театральный опыт Крэга и Арто, Брехта и американских мастеров балета, французов Дюллена и Декру, он увлекался Пекинской оперой и японским театром «Но», а также индийской йогой. Он начал с постановки чеховского «Дяди Вани» на сцене Старого краковского театра, там же поставил еще один спектакль, не имевший успеха. Назвав его «Неудачники», перекраивает его еще на один раз и показывает в городском театре Ополе.
А на следующий сезон Гротовский становится руководителем театра «13 рядов». В 1960 году Гротовский ставит сразу несколько спектаклей в сезон. Это были «Орфей» Ж. Кокто, «Каин» Байрона, «Мистерия-буфф» Маяковского, «Сакунтала» Калидасы. С этого самого времени Гротовский быстро завоевывает мировое признание. Он формирует свою легендарную молодежную труппу. В нее входят: Рена Мирецкая, Антони Яхолковский, позже Збигнев Цинкутис, Рышард Чесляк. А когда в 1965 году театр становится уже Лабораторией и переезжает во Вроцлав, в его труппу входят Станислав Сцерский, Элизабет Альбахака.
Разъяснять и доказывать свои взгляды Ежи Гротовский умел и любил. Слышавшие его свидетельствуют, что не поддаться силе его убеждения было невозможно. А статьи выдают в нем настоящего философа: их не поймешь с первого раза, но они одаривают терпеливого читателя особым удовольствием, когда в сгущающемся тумане долгих и иногда путаных рассуждений вдруг сверкает блестящая, провидческая мысль.[6]
Это понятие, разработанное Ежи Гротовским и касается оно того, каким был бы театр, если убрать из него все «излишества». По мнению Гротовского актеры лишь благодаря своему мастерству, без помощи костюмов и декораций, должны создавать атмосферу пьесы.
Главная идея «бедного театра» состоит в том, что театр не должен фокусироваться на деталях, таких как декорации, реквизит и костюмы. Акцент должен быть на основе театра, то есть на актерах и их мастерстве. Когда актеру незачем прятаться, он может контактировать со зрителем и создавать вместе с ним представление. Гротовский сравнивает это с отношениями между влюбленными. [7]
Гротовский свой театр
называл «бедным театром». В нем
действительно не было никаких театральных
«украшений», как не было в привычном
смысле сцены и кулис, декораций
и реквизита. Даже количество предметов
на сцене у него было всегда ограничено.
Каждый предмет не сам по себе был
некоей ценностью, но тоже играл в
пьесе, входил в ее динамику. Каждый
предмет использовался в
Например, в «Акрополисе»
ванна - самый обыкновенный предмет.
Она использовалась в своем прямом
качестве ванны, но вырастала до символа,
ибо это была ванна, где человеческие
тела перерабатывались на мыло и кожу.
Если ее перевертывали вверх дном,
то она становилась «алтарем», перед
которым заключенные читали свою
молитву. Если ее ставили на возвышении,
то она превращалась в брачное
ложе Иакова. А одна из труб спектакля,
украшенная, становится гротескной невестой
Иакова. Этот мир предметов, их превращений,
сопровождался и
В «Акрополисе» «музыкальным оформлением» служили скрежет по металлу, стук молотков, забиваемые гвозди, которые кому-то напоминали отзвук колокольного звона. И только один действительно музыкальный инструмент использовался - это скрипка. Ее лейтмотив звучит и в моментах лирических, и как эхо свистков и команд охраны.
Но в этом спектакле, как всегда и во всех других, в центре стоял, конечно же, живой актер. В бедном театре именно он должен взять на себя все мастерство выражения страдания, отчаяния, горя, радости. Актер Гротовского умел играть «частями тела» в том смысле, что разные части тела выражали разные состояния, часто друг другу противоречащие. Актеры использовали жесты и позы в стиле пантомимы. Каждый актер имел свой собственный силуэт - и это тем более интересно и трудно, если само «задание спектакля» связано с повествованием о «кладбище племен», о людях, лишенных индивидуальной жизни. Актеры в спектакле то лепетали как дети, то произносили мудреные монологи. Они говорили нечленораздельно и стонали, ревели как животные; они исполняли нежные народные песни и литургические песнопения, они использовали говор и поэтическую декламацию. Все эти звуки переплетались между собой в сложную звуковую партитуру спектакля. Все здесь построено на контрастах и на совмещении несовместимого.
Идея «бедного театра» очень важна тем, что она заставляет задуматься над тем, каким целям служит театр. Какие функции он исполняет? Гротовский утверждает, что «бедный театр» - это прототип истоков театра. По его мнению, театр нельзя сравнивать с кино, так как у них разные задачи. Показ костюмов, декораций и реквизита нужно оставить кино, а театр - это совсем другое.
Гротовский избавлялся
от всего, что могло хоть
каким-то образом отвлечь
В его актерских мастерских, которые он называл лабораториями, все внимание было на актера. Эта система, хоть и похожа, но имеет существенные различия, с системой Станиславского, который учил актеров играть. Гротовский восхищался трудами и опытом Станиславского, но не пытался научить актера «парочке трюков», как он их называл. Он пытался подвигнуть актера раскрыться. Те техники и упражнения, которые практиковались в лаборатории Гротовского, требовали сильной концентрации и самоотдачи. Актеру требовалось найти в своем теле силу. Во время представления актер вызывал благоговение у публики благодаря тому, как раскрывался без помощи театральных приспособлений.
Актер в концепции Гротовского занимает уникальное место фактически равное самому театру потому, что он воплощение всех возможных выразительных средств театрального искусства.
Первым этапом творчества
(1959 - 1961) становится стремление к созданию
новой театральной эстетики. Результатом
этого этапа становится движение
от использования принципов
Гротовский в спектаклях первого периода совершенствует модель конца 50-х гг., он ставит задачу вовлечь зрителя в постановку, как участника, как одну из важнейших частей сценического действия. [10]
Гротовский понимает окружающий мир, как несовершенную модель, главной червоточенной, которого является человек. Его герой ищет, но не может найти ответы на вопросы бытия или изменить мир. Единственной силой способной изменить абсурдный ход жизни способен стать только обыкновенный человек, если в нем возникнет потенциал к совершенствованию себя. Желание Гротовского «влиять на людей» проявляется в его концепции мира. Каждый зритель должен уйти из театра, поняв, что в его силах изменить судьбу. [11]
Во второй период творчества (1962 - 1964), названный «На пути к бедному театру», Гротовский обращается к проблеме ритуала в театре. Режиссер вводит понятие архетип - это способ воздействия на чувства зрителей - установление нового языка, иных способов общения.