Фанатские движения как пример массовой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Фанаты - организованы, и организованы жестко. Одинаковость - вот принцип фанатства. Одинаковые стрижки. Одинаковые шарфы одинакового цвета. Одинаковая степень подпития. Кричалки, одинаковые слова для всех. Проявления фанатства унифицированы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Футбольные фанаты как проблема России.
1.1 История возникновения фанатского движения………………… 5
1.2 Символика и атрибутика фан – движения………………………. 7
1.3 Сленг фанатов……………………………………………………...10
1.4 Выезды……………………………………………………………...12
1.5 Коллективные практики…………………………………………...13
1.6 Фанатство, как социальный процесс……………………………...15
1.7 Фанатские войны…………………………………………………...18
Глава 2. Ultras = Hooligans???
2.1 Кто такие Ultras?................................................................................21
2.2 «Хуллз» по-русски …………………………………………………24
2.3 Сравнение Ultras и Hooligans………………………………………26
Заключение………………………………………………………………28
Список литературы……………………………………………………...30
Приложение А …………………………………………………………..31
Приложение Б …………………………………………………………...34

Файлы: 1 файл

курсовая работа по к-ии.doc

— 239.00 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский  государственный технологический  институт

(Технический  университет) 
 
 

Кафедра истории Отечества, науки и культуры                         Факультет II

                                                                                                          Курс I

                                                                                                          Группа №209 

Курсовая  работа

Тема: «Фанатские движения как пример массовой культуры». 
 

Студентка         Олещенко Виталий Сергеевич

Руководитель   Потехина Ирина Павловна 

Оценка  за

курсовую работу                                (личная подпись руководителя) 
 
 

Санкт-Петербург

2010

Содержание

                                                                                                               Стр.

Введение……………………………………………………………….3

Глава 1. Футбольные фанаты как проблема России.

    1. История возникновения фанатского движения………………… 5
    2. Символика и атрибутика фан – движения………………………. 7
    3. Сленг фанатов……………………………………………………...10
    4. Выезды……………………………………………………………...12
    5. Коллективные практики…………………………………………...13
    6. Фанатство, как социальный процесс……………………………...15
    7. Фанатские войны…………………………………………………...18

Глава 2. Ultras = Hooligans???

    1. Кто такие Ultras?................................................................................21
    2. «Хуллз» по-русски …………………………………………………24
    3. Сравнение Ultras и Hooligans………………………………………26

Заключение………………………………………………………………28

Список литературы……………………………………………………...30

Приложение А  …………………………………………………………..31

Приложение Б …………………………………………………………...34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

                                                        «Пять дней ты  будешь трудиться, 

                                  как говорит Библия.       

Седьмой день принадлежит  Господу.

                                              Шестой день для футбола».

Энтони  Берджесс  

     Футбол  в Росси по популярности занимает первое место1, в любом уголке нашей страны мы сможем найти хотя бы одного любителя этого вида спорта. Несомненно, в связи с этим и возникают объединения любителей футбола - социальные группы, называемые «Фан-движения».

     Я занимаюсь футболом на протяжении 11-ти лет и, несомненно, сталкивался с  таким явлением, как фанатизм, сам  состоял в одной из немногочисленных фанатских группировок одноименного клуба.

     Тема  данной курсовой работы меня очень  заинтересовала, так как в настоящее  время существование фанатских  объединений не достаточно исследовано, но в то же время их количество неумолимо  растет, и с каждым днем на «просторах интернета» появляется всё больше и больше очередных видеороликов, в которых фан- группы объявляют о своем появлении в «мире большого спорта».

     В данной курсовой работе я постараюсь осветить вопрос возникновения фанатского движения и его развитии, как проблемы современной России, так как, на мой взгляд, ничего хорошего в этом нет!

Так же стоит  осветить вопрос о структуре и  основных видах деятельности «Фан - движения». Нельзя оставить без внимания факт того, что в последнее время число фанатов неуклонно растет, а вот «почему?» я и постараюсь Вам рассказать. Во второй части курсовой работы я постараюсь рассказать кто такие Ultras и hools, а так же сравнить их.

     Социальное  явление, которое можно назвать  футбольным фанатизмом, вполне возможно и даже необходимо изучать с разных позиций. На мой взгляд, целесообразно рассмотреть футбольных фанатов как минимум с трех позиций: как общественное движение, как социальную группу и как носителей специфической субкультуры – что я и попытаюсь сделать в этой работе.

  В данном вступлении стоит определить некоторый круг понятий, используемый в работе, для того, чтобы в дальнейшем читатель моей курсовой работы знал, что имеется в виду в том или ином случае.

      Прежде  всего, стоит прояснить вопрос о  том, кто есть футбольный фанат, а кто просто болельщик.

     Болельщик индивидуален и свободен. Фанат олицетворяет коллективное стремление к несвободе, к растворению своего «я» в группе.

     «Индивид и в толпе, и в массе плотно прижатых друг к другу людей на трибуне остается индивидом: один сидит, курит, и желваки ходят на скулах, другой вскакивает и кричит. Третий благодушно тянет пивко, четвертый матюгается и свистит в два пальца...»2

     Фанаты - организованы, и организованы жестко. Одинаковость - вот принцип фанатства. Одинаковые стрижки. Одинаковые шарфы  одинакового цвета. Одинаковая степень подпития. Кричалки, одинаковые слова для всех. Проявления фанатства унифицированы.

     «Болельщик доброжелателен; он, конечно, переживает за своих, но при том он - ценитель игры. Фанат агрессивен. Превыше всего он ставит принадлежность к группе, чувство локтя и особенно кулака и не очень-то обращает внимание на эстетику игры и мастерство игроков, во всяком случае, чужих. Каждую минуту своего существования он ищет возможность возвысить «наших», уязвить «не наших» и довести этот конфликт до предела, то есть до драки, до побоища. Драка эта далека от национальной традиции «стенка на стенку», ибо в ней приличным считается использовать все, вплоть до камней («булыжник - оружие пролетариата»), металлических прутьев и ножей.»3

      Ещё одно немаловажное отличие фаната от болельщика – атрибутика и сленг (см. Приложение А), баннеры, развернутые на свободных местах и легкоатлетических дорожках, различного рода файеры и фейерверки.

     Неорганизованные  фанаты ни в каких группировках внутри движения не состоят, но тем не менее, оказываются охваченными социальными сетями, участвуют в  коллективных действиях и, таким образом, не выпадают из движения.

      Термин  «фан-движение» будет употребляться мною в 2 смыслах. Во-первых, при обозначении общественного движения, поддерживающего какой-либо конкретный футбольный клуб. А, во-вторых, при обозначении общероссийского фан-движения,  объединяющего в себе всех фанатов, вне зависимости от того, какой клуб они поддерживают и в каких отношениях с фанатами остальных клубов находятся.

      Итак, дав некий импульс моей работе, заинтересовав определенный круг лиц, я считаю, что следует перейти  к основной части моей работы, а  именно погрузиться вглубь выбранной  мною темы, рассмотреть проблему с  разных точек зрения и расставить все точки над «и». Что ж, приступим…! 
 

Глава 1.

Футбольные  фанаты как проблема России. 

                                                  "Не могу смотреть,

когда играют другие..."

Д. Колодин 

1.1 История возникновения  фанатского движения

 

      Коль  скоро слово «фанат» употреблять применительно к человеку той среды футбольных болельщиков, которые, являясь носителями определённой специфической субкультуры, действуют исключительно в соответствии с установленными ею нормами и принципами, то существование фан-движения в России, в таком случае, можно смело приурочивать уже к 70-м годам прошлого столетия. «Именно в это время имели место первые выезды на матчи (передовиками в этом деле считают немногочисленных в ту пору поклонников столичных динамовцев), концентрация сообща на определённых секторах (до 100 человек), употребление клубных символов и прочих знаков отличия, свойственных только зародившейся культуре.»4 

Начало своей  истории футбольные хулиганы страны отсчитывают от 1972 года, когда на трибунах столичных стадионов появились первые «розы» (фанатские шарфы, обозначающие клубную принадлежность).   

     Владимир  Козлов в своей книге пишет: «дистанцию от первой «розы» до первого серьезного фан-клуба российские болельщики одолели за семь лет: первое в стране образование болельщиков («Спартака») появилось в 1979-м.»5 Далее началось активное развитие фан - клубов различных команд: ЦСКА, Динамо, Локомотив, Зенит и др.

      «Наиболее масштабная международная акция во времена СССР произошла за год до развала страны. В 1990-м фанаты «Спартака» учинили беспорядки на улицах Праги во время выезда в столицу Чехии, однако в итоге были биты «бандами» местной «Спарты». Девять лет спустя, когда московский и пражский клубы с созвучными названиями вновь сошлись друг с другом в еврокубках, более сотни спартаковских «хуллз» десантировались в Прагу с целью свести счеты со старыми обидчиками, однако полноценной мести не получилось.»6

      После развала Союза фан-движение уцелело, несмотря на то, что с середины 90-х  правоохранительные органы заняли довольно жесткую позицию по отношению к его членам.

     Одной из крупнейших стычек того времени, которая  уже успела обрасти легендами, стала  так называемая «Щелковская битва». На железнодорожной станции Щелково  около двухсот человек из различных  спартаковских «фирм» напали на представителей «Невского фронта», численность которого, по некоторым оценкам, доходила до 500 бойцов.7

      Первый  случай, когда матч чемпионата России по футболу был прерван из-за фанатских  беспорядков на трибунах, случился в Раменском во время встречи местного «Сатурна» со «Спартаком» 19 июля 1999 года. Тогда приезжим хулиганам удалось вытеснить из своего сектора милицию, а сам матч был задержан на 20 минут.8

     Наконец, самым крупным хулиганским противостоянием  в российской истории, видимо, остается сшибка спартаковских и армейских «фирм» в марте 2001 года, когда день матча был отмечен массовыми стычками как на стадионе, так и вне него. Апогеем стала драка в районе метро «Китай-город», в которой участвовало около 600 человек с обеих сторон.9

     На  мой взгляд, углубившись в историю  развития фан – движения, уже  можно сделать определенные выводы. За многие годы развития фан – клубов ничего не изменилось – те же драки, конфликты и противостояние различных  «фирм». В итоге российский футбол превращается в самый что ни на есть цирк. Стало страшно ходить на матчи любимой команды, возникает чувство страха за своё здоровье, опасения за то, что могут избить после матча фанаты другой команды.

     Раньше  я очень часто посещал матчи  своей любимой команды, позже я попал в фан - клуб и тут то началось что – то необъяснимое: меня начали «вызывать» на драки и массовые выступления после матчей, не забывали и про обидные кричалки фанатам другой команды, тем самым вызывая у них агрессию.

     После нескольких месяцев пребывания в данной группировке, я благополучно ушёл из неё, но интерес к тому, что же будет дальше всё таки остался.  

      Ещё одим немаловажным критерием развития фанатского движения является появление, так называемого, кодекса части  хулигана.

     Где-то с конца 90-х гг. российские футбольные хулиганы в основном остаются верны своеобразному кодексу «фэйр-плей», по которому драка ведется приблизительно одинаковым числом участников с обеих сторон без применения дополнительных средств типа арматур, бейсбольных бит или бутылок. К тому же, уважающие себя «фирмы» обычно выясняют отношения в кулачном бою между собой, стараясь не вовлекать в разборки случайных граждан. Такие правила характерны и для британских хулиганов, чья философия является ориентиром для российских «хуллз». Именно поэтому массовые драки практически никогда не случаются рядом со стадионами, накануне игр буквально нашпигованными представителями сил правопорядка.

Информация о работе Фанатские движения как пример массовой культуры