Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 15:04, курсовая работа
Фанаты - организованы, и организованы жестко. Одинаковость - вот принцип фанатства. Одинаковые стрижки. Одинаковые шарфы одинакового цвета. Одинаковая степень подпития. Кричалки, одинаковые слова для всех. Проявления фанатства унифицированы.
Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Футбольные фанаты как проблема России.
1.1 История возникновения фанатского движения………………… 5
1.2 Символика и атрибутика фан – движения………………………. 7
1.3 Сленг фанатов……………………………………………………...10
1.4 Выезды……………………………………………………………...12
1.5 Коллективные практики…………………………………………...13
1.6 Фанатство, как социальный процесс……………………………...15
1.7 Фанатские войны…………………………………………………...18
Глава 2. Ultras = Hooligans???
2.1 Кто такие Ultras?................................................................................21
2.2 «Хуллз» по-русски …………………………………………………24
2.3 Сравнение Ultras и Hooligans………………………………………26
Заключение………………………………………………………………28
Список литературы……………………………………………………...30
Приложение А …………………………………………………………..31
Приложение Б …………………………………………………………...34
«Фаны московских команд, не входящие в «большую хулиганскую тройку столицы», в свою очередь конфликтуют друг с другом. Так, в последние годы практически не обходится без стычек поклонников «Локомотива» и «Торпедо», которые пока не в состоянии бросить вызов более мощным «бандам» Москвы. Последняя стычка «хуллз» железнодорожников и лужниковцев датирована ноябрем 2006-го, когда на железнодорожной станции «Выхино» в стычке участвовало около 140 человек с обеих сторон. Но и после этого было очень много малочисленных «точечных» стычек между фанатами этих непримиримых фан – групп.»39
В свою очередь, «хуллзы» команд из провинции обычно не рискуют противостоять «фирмам» обеих столиц в силу худшей организации и сравнительной малочисленности. Что не мешает им периодически сходиться «стенка на стенку» друг с другом. Фанатские страсти кипят не только в городах, где базируются команды российской премьер-лиги. Так, своим размахом достойно упоминания противостояние футбольных хулиганов Орла и Тулы, чьи команды никак не отнести к элите отечественного футбола.
К
слову, наиболее многочисленная схватка
немосковских фанатов, по полторы сотни
человек с каждой стороны, имела
место между футбольными
А вот фанаты «Спартака», ЦСКА, «Динамо» и «Зенита» готовы выяснять отношения в различных форматах: от нескольких человек до нескольких сотен. «Так, самым масштабным побоищем 2005 года, попавшим даже на газетные полосы, стала массовая драка «спартачей» и «зенитовцев» по соседству с питерским Ледовым дворцом на Проспекте Большевиков, в которой с обеих сторон участие приняли около 400 фанатов.»40
Между тем, московские «хуллз» пытаются выйти на международный уровень, они охотно идут на контакт с собратьями из Восточной Европы. Например, в той или иной степени наметилось фанатское братство Москвы и Белграда, основанное, в первую очередь, на сходных цветах любимых команд: «Спартак»/«Црвена Звезда» (при том, что «ЦЗ» - армейский клуб), ЦСКА/«Партизан», «Динамо»/ОФК.
Особняком в этом ряду стоят «завязки» спартаковского «Union» с одной из самых авторитетных фанатских группировок Европы - познаньского «Леха».41 Также отмечается тенденция «старения» фанатского движения в России. Если несколько лет назад его ядро составляли 17-19-летние, то сейчас возраст наиболее активных «хуллз» колеблется в пределах 20-25 лет.42
Что же будет дальше? Как пойдёт ход развития «хуллз» в России?
Что мы увидим на стадионах через 5-10 лет?? На эти вопросы ответов пока нет. Но я думаю, что далее обстановка может пойти по двум направлениям:
1) Фан- группы постепенно вольются в волну Ultras, растворятся там и обстановка нормализуется.
2) В связи с растущим числом «фирм» в провинциальных городах страны, мы можем уже через 3-4 года заметить первые истоки «войны фан - группировок». От одной этой мысли меня бросает в дрожь, так как эти столкновения могут и задеть обыкновенных жителей страны.
Но это только
мои представления, а что будет
на самом деле – покажет время.
Остаётся только надеяться на лучшее…
В предыдущих параграфах Вы уже ознакомились с тем, кто такие ультрас и «хуллз» или hooligans как их ещё называют в Британии. Сейчас я постараюсь подвести небольшой итог моего исследования и сравнения этих абсолютно разных фан – движений. Напомню, что основные характеристики были приведены в предыдущих разделах, поэтому постараюсь не повторяться и вкратце разъяснить всю ситуацию.
Немного о наиболее устоявшемся заблуждении - ultras и hooligans - это абсолютно две разные вещи. Хулиганские группировки, в первую очередь, направлены на вычисление и физическое устранение таких же фирм другого клуба, а потом уже поддержка клуба на стадионе и т.д. То есть если выбор будет поехать на футбол или поехать подраться с заклятыми врагами, то ответ очевиден - второй вариант.
Перед ультрас такой вопрос даже возникнуть не может. Если такой вопрос возникает, это значит только одно - это уже не ультрас, а хулиган. Ultras это не насилие! Это поддержка и созидание - поддержка клуба и созидание той неповторимой атмосферы на стадионе, ради которой футболисты готовы отдавать своё здоровье, а люди любые деньги, чтобы это увидеть и окунуться в эту атмосферу.
«Бывает, особенно в той же Италии, когда ультрас втягиваются в драки и беспорядки, но эти беспорядки всегда носят стихийный характер, а не организованный как в хулиганской среде.
Пример - Польша, где есть чёткая градация на ультрас и хулиганов. Ультрас - это море флагов, цветов и другой атрибутики. Хулиганы же- это горы мышц и минимум атрибутики. Каждый занят своим делом - одни мутят шизу и организовывают всё на стадионе, рисуя баннеры, приготавливая пиротехнику, модули и т.д., другие же вычисляют оппонентов и устраивают с ними спаринги, при этом обе группы прекрасно сживаются вместе и на трибуне всегда вместе. Каждый сам волен выбирать, что ему ближе.»43
Хочу заметить, что в России, на данный момент, ультрасов практически нет! Господствующее положение занимают хулиганы.
Могу это объяснить только исходя из менталитета российских людей:
«какая пьянка без драки?», ну а выпить в России всегда любили, ну а если перед матчем любимой команды – вообще «святое дело», как говориться «чтоб «болелось» веселее». Могу сказать только одно – нужно воспитанием заниматься с детства, потому что сейчас уже ничего не исправить, а бить их резиновыми дубинками – не имеет смысла…
Хочется
того, чтобы через 10 лет на стадионе
я видел обратно
Заключение
Во-первых, фанатское движение в России стало культурной инсценировкой. Возникшая на Западе субкультура была скопирована, подведена под российскую действительность и перенесена на российскую почву, где она, впрочем, с успехом приживается. Происходит успешная мобилизация ресурсов: людских, финансовых, организационных, информационных и т.д.
Во-вторых, в субкультуре фанатского движения центральную роль играют специфические коллективные практики, которые создают то, что можно назвать стилем жизни фаната. Именно это и привлекает большинство участников. Сленг, символика и атрибутика выполняют вспомогательную роль.
В-третьих,
субкультура фанатов
В-четвертых, субкультура фанатов довольно легко уживается с рядом других субкультур, в основном музыкальных, что облегчает вербовку ресурсов. Фанатская субкультура не пытается их ассимилировать, что не создает ей конфликтов с этими субкультурами. Субкультура футбольных фанатов более универсальна и позволяет одновременно сохранить старые ценности и войти в новый социум.
В-пятых, фан-движение уже представляет собой значимое социальное явление, с которым вынуждены считаться, и которое может оказать значительное влияние на социальную жизнь общества. Фанаты уже оказывают определенное внимание, например, на политические выборы. Многие политики уже сейчас обращают внимание на футбольных фанатов, включают в свои политические программы специфические лозунги.
Хотя
околофутбольное безумие
Ответ на вопрос, что же движет хулиганами, прост. Когда молодежь не знает, куда направить энергию, она направляет ее на разрушение. Наша страна не знала такого явления, как бессмысленный молодежный бунт, только потому, что весь ХХ век направляла новые поколения то на великую войну, то на великую стройку. Сейчас выросло поколение, не охваченное заботой государства.
Несмотря на близость к скинхедам, однозначно причислять фанатов к крайне правым нельзя - они руководствуются не политическими убеждениями, а поиском острых ощущений.
«При этом есть силы, готовые использовать этих людей в своих интересах. Попытка штурма американского посольства в апреле 99-го года (по случаю начала бомбардировок Югославии), кавказский погром в Царицыне, разгром Манежной площади - это происшествия разного рода, но во всех главную роль играли фанаты.»44
Начальник ГУВД Москвы Владимир Пронин на заседании столичного правительства сообщил, что на учете в московской милиции стоят примерно 400 спортивных болельщиков. «А с учетом тех «отморозков», которые приезжают в Москву на различные спортивные мероприятия из Подмосковья, можно представить, сколько сил милиции приходится на них тратить», - отметил он.
В
последние годы в фанатском мире
России становится все меньше «отмороженных».
В каждом клубе появились группировки,
принципиально отказавшиеся от насилия.
Они ведут «баннерные войны», устраивают
красочные шоу и скандируют кричалки
многотысячным хором. Тем не менее «боевые
фирмы», как себя называют группировки
наиболее ожесточенных фанатов, остаются...
Список
используемой литературы
В своей работе,
я использовал журналы о футболе,
электронные статьи, словарь футбольного
сленга и книги. Конечное же не обошлось
без интернет сайтов, но я старался прибегать
к ним как можно реже.
Книги:
Российская фанатская пресса:
7) Фанатский журнал "Знамя Зенита" ("Зенит")
8)Фанатский журнал "ULTRAS NEWS" ("Спартак" Москва)
Интернет – сайты:
9) http://moscowlegion.clan.su
10) http://fcspartak.ru
Приложение А
Сленг фанатов
(Наиболее
часто употребляемые слова и
выражения)45
А
Абориген - местный житель какого-либо населенного пункта
Акция - операция, проводимая одной (несколькими) фанатской группировкой против другой (других)
Аргументы - камни,
бутылки, палки, пряги и прочее...
Б
Банда - группировка фанатов
Баннер - транспарант с эмблемой клуба или фананатской группировки
Берцы - армейские боты
Бомбардировка
- закидывание камнями и
Бомжевать - ночевать во время выезда на вокзале или скамейке
Бомжпакет - пакет с сухой лапшой, популярная еда на выезде
Информация о работе Фанатские движения как пример массовой культуры