Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 15:35, реферат
Философы и литераторы этого периода впервые осмысливали состояние личной свободы и искали ответ на вопрос: «Как реализовать свободу человека для его личного и общественного развития?» После революции 1917 и гражданской войны большинство философов «серебряного века» оказались в эмиграции, где их интересы все более и более сосредоточивались на религиозной стороне жизни русской православной общины за рубежом. В результате этого возникает такой феномен духовной культуры 20 века, как русская религиозная философия.
Философия Серебряного века.
Условно начало «серебряного века» в философии можно связать со временем между двумя русскими революциями. Если до первой революции 1905 российская интеллигенция была более или менее едина в вопросе о необходимости политических реформ (считая форму государственного правления главной причиной неудовлетворительного положения дел в стране и обществе), то после введения основных конституционных свобод в 1905 общественные умы направляются на поиск новых форм воззрений на мир и жизнь.
Философы и литераторы этого периода впервые осмысливали состояние личной свободы и искали ответ на вопрос: «Как реализовать свободу человека для его личного и общественного развития?» После революции 1917 и гражданской войны большинство философов «серебряного века» оказались в эмиграции, где их интересы все более и более сосредоточивались на религиозной стороне жизни русской православной общины за рубежом. В результате этого возникает такой феномен духовной культуры 20 века, как русская религиозная философия.
К философам серебряного
века традиционно относят Н.А.
Помимо общего для философов «серебряного века» места, времени и проблематики, их сочинения характеризуются еще и общим стилем философствования, и это не менее важное ее отличие, как от широкого понимания «русской религиозной философии», так и от еще более широкого – «философии в России». Этот стиль органического сочетания философской проблематики и литературной публицистики был с самого начала задан в 1906 созданием в Москве Религиозно-философского общества имени Вл.Соловьева (Бердяев, А.Белый, Вяч. Иванов, Е.Н.Трубецкой, Эрн, Флоренский, Булгаков и др.).
В 1907 было создано
Петербургское религиозно-
Основной трибуной
философов «серебряного века» становится
участие в литературно-
У философов Серебряного века были различные судьбы: кто-то из них вместе с «белым движением» покинул родину, кто-то был выслан из Советской России и жил в эмиграции, кто-то подвергся репрессиям и погиб в сталинские годы. Были и такие, кто смог вписаться в университетскую и академическую философскую жизнь в СССР. Но, несмотря на это, правомерно условное объединение этих мыслителей под названием «философы Серебряного века» на основании сочетания широкой эрудиции, базирующейся на европейской культурной традиции, и литературно-публицистического таланта.
РУССКАЯ КУЛЬТУРА В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Религиозные течения в философии.
Конец XIX - начало XX века ознаменовался глубоким кризисом,
охватившем всю европейскую культуру, явившемся следствием разочарования в
прежних идеалах и ощущением приближения гибели существующего общественно-
политического строя.
Но этот же кризис породил великую эпоху - эпоху русского культурного
ренессанса начала века - одну «из самых утонченных эпох в истории русской
культуры. Это была эпоха творческого подъема поэзии и философии после
периода упадка. Это была вместе с тем эпоха появления новых душ, новой
чувствительности. Души раскрывались для всякого рода мистических веяний, и
положительных и отрицательных. Никогда еще не были так сильны у нас всякого
рода прельщения и смешания. Вместе с тем русскими душами овладели
предчувствия надвигающихся катастроф. Поэты видели не только грядущие зори,
но что-то страшное, надвигающееся на Россию и мир... Религиозные философы
проникались апокалиптическими настроениями. Пророчества о близящемся конце
мира, может быть, реально означали не приближение конца мира, а приближение
конца старой, императорской России. Наш культурный ренессанс произошел в
предреволюционную эпоху, в атмосфере надвигающейся огромной войны и
огромной революции. Ничего устойчивого более не было. Исторические тела
расплавились. Не только Россия, но и весь мир переходил в жидкое
состояние... В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха
пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и
обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и
искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были
открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли
чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение
жизни»[1].
В эпоху культурного
областях культуры: не только в поэзии, но и в музыке; не только в
изобразительном искусстве, но и в театре... Россия того времени дала миру
огромное количество новых имен, идей, шедевров. Выходили журналы,
создавались различные кружки и Общества, устраивались диспуты и обсуждения,
возникали новые направления во всех областях культуры.
Для русских литературных
ренессанса к религии и христианству. Русские поэты не могли удержаться на
эстетизме, разными путями они пытались преодолеть индивидуализм. Первым в
этом направлении был Мережковский, затем ведущие представители русского
символизма начали противополагать соборность индивидуализму, мистику
эстетизму. Вяч.Иванов и А.Белый были теоретиками мистически окрашенного
символизма. Произошло сближение с течением, вышедшим из марксизма и
идеализма.
Вячеслав Иванов был один из самых замечательных людей той эпохи:
лучший русский эллинист, поэт, ученый филолог, специалист по греческой
религии, мыслитель, теолог и философ, публицист. Его «среды» на «башне»
(так называли квартиру Иванова) посещали наиболее одаренные и
примечательные люди той эпохи: поэты, философы, ученые, художники, актеры и
даже политики. Происходили самые утонченные беседы на темы литературные,
философские, мистические, оккультные, религиозные, а также и общественные в
перспективе борьбы миросозерцаний. На «башне» велись утонченные разговоры
самой одаренной культурной элиты, а внизу бушевала революция. Это было два
разобщенных мира.
Наряду с течениями в
Начался поиск традиций для русской философской мысли у славянофилов, у
Вл.Соловьева, у Достоевского. В салоне Мережковского в Петербурге были
организованы Религиозно-философские собрания, в которых участвовали как
представители литературы, заболевшей религиозным беспокойством, так и
представители традиционно-православной церковной иерархии. Вот как описывал
эти собрания Н.Бердяев: «Преобладала проблематика В.Розанова. Большое
значение имел также В.Тернавцев, хилиаст, писавший книгу об Апокалипсисе.
Говорили об отношении христианства к культуре. В центре была тема о плоти,
о поле... В атмосфере салона Мережковских было что-то сверхличное, разлитое
в воздухе, какая-то нездоровая магия, которая, вероятно, бывает в
сектантской кружковщине, в сектах не рационалистического и не евангельского
типа... Мережковские всегда претендовали говорить от некоего "мы" и хотели
вовлечь в это "мы" людей, которые с ними близко соприкасались. К этому "мы"
принадлежал Д.Философов, одно время почти вошел в него А.Белый. Это "мы"
они называли тайной трех. Так должна была сложиться новая церковь Святого
Духа, в которой раскроется тайна плоти".
В философии Василия Розанова "плоть" и "пол" означали возврат к
дохристианству, к юдаизму и язычеству. Его религиозное умонастроение
сочеталось с критикой христианского аскетизма, апофеозом семьи и пола, в
стихии которого Розанов видел основу жизни. Жизнь у него торжествует не
через воскресение к вечной жизни, а через деторождение, то есть распадение
личности на множество новых рожденных личностей, в которых продолжается
жизнь рода. Розанов проповедовал религию вечного рождения. Христианство для
него религия смерти.
В учении Владимира Соловьева об универсуме как "всеединстве"
христианский платонизм переплетается с идеями новоевропейского идеализма,
особенно Ф.В.Шеллинга, естественнонаучном эволюционизмом и неортодоксальной
мистикой (учение о "мировой душе" и др.). Крах утопического идеала
всемирной теократии привел к усилению эсхатологических (о конечности мира и
человека) настроений. Вл.Соловьев оказал большое влияние на русскую
религиозную философию и символизм.
Павел Флоренский разрабатывал учение о Софии (Премудрости божией) как
основе осмысленности и целостности мироздания. Он был инициатором нового
типа православного богословствования, богословствования не схоластического,
а опытного. Флоренский был платоником и по-своему интерпретировал Платона,
в последствии стал священником.
Сергей Булгаков - один из главных деятелей Религиозно-философского
общества «памяти Владимира Соловьева». От легального марксизма, который он
пытался соединить с неокантианством, перешел к религиозной философии, затем
к православному богословию, стал священником.
И, конечно же, величиной мирового значения является Николай Бердяев.
Человек, стремившийся к критике и преодолению любых форм догматизма, где бы
они ни появлялись, христианский гуманист, называвший себя «верующим
вольнодумцем». Человек трагической судьбы, изгнанный с Родины, и всю жизнь
болевший за нее душой. Человек, чье наследие, до последнего времени,
изучалось во всем мире, но только не в России. Великий философ, которого
ждет возвращение на Родину.
Остановимся более подробно на двух течениях, связанных с мистическими
и религиозными исканиями.
«Одно течение представляла
впрочем приемлемая для официальной церковности. Это прежде всего
С.Булгаков, П.Флоренский и группирующиеся вокруг них. Другое течение
представляла
религиозная мистика и
даже А.Блок, несмотря на то, что он не склонен был ни к каким идеологиям,
молодежь, группировавшаяся вокруг издательства «Мусагет», антропософы*.
Одно течение вводило софийность в систему православной догматики. Другое
течение было пленено софийностью алогической. Космическое прельщение,
характерное для всей эпохи, было и там и здесь. За исключением С.Булгакова,
для этих течений совсем не стоял в центре Христос и Евангелие.
П.Флоренский, несмотря на все его желание быть ультраправославным, был весь
в космическом прельщении. Религиозное возрождение было христианообразным,
обсуждались христианские темы и употреблялась христианская терминология. Но
был сильный элемент языческого возрождения, дух эллинский был сильнее
библейского мессианского духа. В известный момент произошло смешение разных
духовных течений. Эпоха была синкретической, она напоминала искание
мистерий и неоплатонизм эпохи эллинистической и немецкий романтизм начала
XIX века. Настоящего религиозного возрождения не было, но была духовная
напряженность, религиозная взволнованность и искание. Была новая
проблематика религиозного сознания, связанная еще с течениями XIX века
(Хомяков, Достоевский, Вл.Соловьев). Но официальная церковность оставалась
вне этой проблематики. Религиозной реформы в церкви не произошло»[7].
Многое из творческого подъема
того времени вошло в
русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. Но
тогда было опьянение творчеством, новизна, напряженность, борьба, вызов.
В заключении словами Н.Бердяева хочется описать весь ужас, весь
трагизм положения, в котором оказались творцы духовной культуры, цвет
нации, лучшие умы не только России, но и мира.
«Несчастье культурного