Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 10:46, контрольная работа
Культура – исключительно важное и многообразное явление, поскольку в ней отображаются все стороны жизни общества. О сложности понятия культуры свидетельствует хотя бы тот факт, что в мировой научной литературе существует более 250 определений культуры.
В термин «культура» на разных этапах развития общества вкладывалось различное содержание. Само слово «cultura» имеет латинское происхождение и переводится как «возделывание», «воспитание», «образование», «развитие», «почитание».
Введение. ………………………………………………………………..................3
1.Элементы духовной культуры…………………………………...………….......5
2. Формы и уровни культуры……………………………………….…………......7
Заключение………………………………………………………………….….…...9
Список литературы…………………………………………...……………...……10
Содержание
Введение. ………………………………………………………………......
1.Элементы духовной культуры……
2. Формы и уровни культуры……………………………………….…………..
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Культура – исключительно важное и многообразное явление, поскольку в ней отображаются все стороны жизни общества. О сложности понятия культуры свидетельствует хотя бы тот факт, что в мировой научной литературе существует более 250 определений культуры.
В термин «культура» на разных этапах развития общества вкладывалось различное содержание. Само слово «cultura» имеет латинское происхождение и переводится как «возделывание», «воспитание», «образование», «развитие», «почитание».
В Древнем Риме под культурой понимали все изменения в природе, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. И прежде всего относили этот термин к возделыванию земли. «Культура земледелия», «сельскохозяйственная культура» – подобные выражения сохраняются и в современном языке.
Со временем слово «культура» утратило первоначальный смысл и стало обозначать самые разные виды и стороны человеческой деятельности и поведения. Так, в эпоху Возрождения культура стала связываться с признаками личного совершенства, воспитанием и обучением человека. В XVIII в. формируется несколько концепций культуры. Французские просветители XVIII в. сводили содержание культурного процесса к развитию человеческого разума и измеряли .культурность. нации или страны совокупностью достижений в области науки и искусства. Эвдемоническая концепция культуры видит предназначение культуры в том, чтобы сделать всех людей счастливыми. Согласно натуралистической концепции культура призвана научить людей жить в согласии с запросами и потребностями своей .естественной. природы. Идеалистическая концепция цель культуры видит в нравственном развитии человека, в достижении им морального состояния.
Немецкая классическая философия второй половины XVIII в. сводила все культурные процессы к духовному производству, и высшим из них считалось творчество в сфере искусства.
В конце XIX – первой половине ХХ в. под культурой стали понимать прежде всего специфическую систему ценностей, норм и идей, различающихся по их роли в организации и жизни общества.
Современные исследователи, определяя содержание понятия«культура», как правило, видят в ней специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в совокупности социальных норм и институтов, в духовных ценностях. Культура рассматривается как система отношений между человеком и природой, человеком и обществом, человеком и человеком. Таким образом, культура – совокупность материальных и духовных ценностей,
созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики, а также деятельность по производству этих ценностей, их хранению, применению и передаче. Понятие «культура». отражает социальную, а не биологическую сущность человеческого общества. Культура ориентирует людей в конкретном обществе, обеспечивает упорядоченность социального опыта и взаимопонимание индивидов в различных социальных ситуациях. Роль культуры заключается в передаче социального опыта от поколения к поколению.
Культура – исключительно сложная, многогранная социальная система. Она охватывает практически все, что создается людьми, признается или усваивается обществом или его частью.
Культура подразделяется на материальную и духовную. Материальная культура включает физические элементы (предметы), созданные человеческими руками: жилые и производственные здания, орудия труда, технику, предметы искусства, книги – то есть все, в чем материализуются знания и умения людей.
Духовная культура объединяет несколько обширных областей: образование и воспитание, идеологию, науку, литературу, искусство. Элементы духовной культуры созданы разумом и чувствами, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением. Это – ценности, нормы, знания, идеи, правила, законы, образцы поведения, обычаи, традиции, обряды, языки.
Подчеркнем, что деление культуры на материальную и духовную условно, в реальности эти формы культуры неразрывны. Так, книга – предмет материальной культуры, а знания, идеи, которые в ней материализованы, принадлежат духовной культуре. Материальная культура – всегда результат духовной культуры и не может быть создана без нее. С другой стороны, духовная культура нуждается в материальных носителях: знания, чувства выражаются в книгах, обычай приветствия – через рукопожатие или произнесение слов и т. д.
Итак, культура включает все результаты человеческой деятельности как в материальной, так и в духовной сферах жизни. Однако материальная культура интересует социологию лишь в том случае, когда изучаются различные аспекты взаимодействия человека с окружающей средой. Основное внимание в социологии уделяется проблемам, закономерностям и механизмам функционирования духовной культуры и составляющих ее элементов.
Существуют определенные закономерности (особенности)
функционирования культуры как сложной социальной системы:
1. В процессах культуры
раскрываются ее главные сферы:
2. Любой акт культуры
представляет единство материального
и идеального, так как
материальная культура всегда
является результатом духовной,
а духовная культура может
сохраниться, только получив
3. Культурный процесс связывает воедино все сферы жизнедеятельности любого общества – экономическую, социальную, политическую, материальное и духовное производство.
4. Культурный процесс имеет общечеловеческое содержание, общечеловеческую направленность, способствует сплоченности общества, взаимопониманию народов.
5. Развитие культуры
происходит главным образом
эволюционно и связано
с преемственностью, что
предполагает ее сохранение
и трансляцию от старших
поколений к младшим. Таким
образом, процесс трансляции
6. Процесс функционирования
культуры неотделим от
7. Культуры разных народов самобытны, неповторимы, уникальны, несравнимы.
8. Культура имеет свою логику развития, не зависит напрямую от материальных, социальных, политических и иных условий жизни людей. Расцвет и упадок культуры не совпадает с эпохами расцвета и упадка в других сферах общественной жизни, например в экономике.
9. Виды культуры развиваются неравномерно. Так, в настоящее время мы наблюдаем достойный уровень развития художественной культуры и плачевное состояние культуры политической, экономической и экологической.
Структура духовной культуры.
Духовная культура с точки зрения составляющих ее элементов включает знаково-символическую систему, ценностно-нормативную систему и систему образцов поведения.
Знаково-символическая система – это знания, идеи, сформулированные в определенных понятиях и представлениях и зафиксированные в языке, то есть в системе знаков и символов, наделенных конкретным значением. Язык используется для получения, хранения, преобразования и передачи информации.
Языки культуры многообразны, каждая область культуры имеет свои языки: речь, формулы, рисунки, графики, ноты, цвет, жесты, схемы и т. д.
Языки и культура неразделимы. С помощью языков культуры происходит социализация личности, ее адаптация к окружающей среде, передача социального опыта от поколения к поколению.
Общество – целостное, упорядоченное и организованное образование. Эта упорядоченность и организованность во многом обусловлены наличием в обществе утвердившейся системы социальных ценностей и норм.
Каждое общество имеет свои представления о том, что полезно, важно, разрешено, а что вредно, неважно, запрещено; каким традициям и обычаям следовать, каким – нет; какие образцы поведения должны быть поддержаны, какие – отвергнуты и т. д. Во всем этом и находит выражение ценностно-нормативная система культуры.
Социальные ценности – основа, фундамент культуры. Они представляют собой социально одобряемые и поддерживаемые обществом или социальной группой представления (понятия) о том, что является правильным или важным. Это убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. Ценность как феномен культуры относится ко всему, что составляет мир человека: ценностью может обладать справедливость, порядочность, счастье, семья,
власть, образование, карьера и т. п.
На базе социальных ценностей складываются социальные нормы. Социальные нормы – образцы, принципы, правила, стандарты, регулирующие поведение людей, всю общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры. Можно сказать, что социальные нормы – это предписания к деятельности, которые сближают ценностно-значимое, должное с жизнью, с практикой. Норма предполагает разрешение, запрещение, обязательность, допустимость, желательность, нежелательность тех или иных действий.
Социальные нормы обеспечивают упорядоченность взаимодействия индивидов и групп. Соблюдение норм в обществе достигается путем применения социальных поощрений и наказаний, то есть позитивными и негативными санкциями, различными формами принуждения, начиная с общественных и заканчивая государственными.
Социальные нормы подразделяются по способу фиксации на формальные и неформальные, устные и письменные, явные и латентные; по универсальности действия – на специфические привилегии и общезначимые правила; по степени жесткости требований –на обязательные, рекомендуемые, одобряемые, допускаемые. Социальные нормы бывают также юридическими и нравственными.
Юридические нормы проявляются в форме закона, иного государстве-нного или административного нормативного акта, содержат четкие диспо-зиции, определяющие условия применения данной юридической нормы, а также санкции, осуществляемые соответствующими органами. Соблюдение нравственных норм обеспечивается силой общественного мнения и морального долга личности.
Ценности и нормы ориентируют индивида в различных социальных ситуациях, стимулируют и направляют его деятельность. Они проявляются через предпочтения – приоритеты социальных благ, потребности и интересы, формируют определенную мотивацию поведения. Важным компонентом культуры выступает система образцов поведения, которая включает обычаи, традиции, обряды. Обычаи –это повседневная, обыденная культура, неписаные, привычные, нормальные, наиболее удобные, работоспособные и широко распространенные способы групповой деятельности. Обычай основан на привычке, но подразумевает не индивидуальные, а коллективные привычки. Обычаи позволяют людям наилучшим образом взаимодействовать друг с другом и окружающей средой. К нарушителям обычаев применяются чаще всего неформальные санкции – неодобрение, порицание, изоляция, осуждение.
Число обычаев в обществе велико: ездить по правой стороне дороги, есть вилкой или ложкой, пить чай или кофе на завтрак, приветствовать знакомого при встрече и т. д. Новые поколения людей воспринимают обычаи либо путем бессознательного подражания, либо путем сознательного обучения.
Элементы культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются в обществе, социальной группе в течение длительного времени, называются традициями. Традиции существуют во всех социальных системах, они окружены почетом и уважением, выступают объединительным началом. Примерами традиций являются встречи выпускников, посвящение в студенты, подъем национального флага и т. д.
Обряд представляет собой совокупность символических стереотипных действий, которые воплощают какие-либо социальные идеи, представления, ценности и нормы и вызывают определенные чувства. В обряде происходит не только рациональное усвоение некоторых идей, ценностей и норм, но и их сопереживание участниками обряда, поэтому сила обряда – в его эмоционально-психологическом воздействии на людей. Обряд установлен обычаем или традицией. Как правило, обряды не ограничиваются определенной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения.