Формы и уровни культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 10:46, контрольная работа

Описание работы

Культура – исключительно важное и многообразное явление, поскольку в ней отображаются все стороны жизни общества. О сложности понятия культуры свидетельствует хотя бы тот факт, что в мировой научной литературе существует более 250 определений культуры.
В термин «культура» на разных этапах развития общества вкладывалось различное содержание. Само слово «cultura» имеет латинское происхождение и переводится как «возделывание», «воспитание», «образование», «развитие», «почитание».

Содержание работы

Введение. ………………………………………………………………..................3
1.Элементы духовной культуры…………………………………...………….......5
2. Формы и уровни культуры……………………………………….…………......7
Заключение………………………………………………………………….….…...9
Список литературы…………………………………………...……………...……10

Файлы: 1 файл

социология чистовик.docx

— 31.66 Кб (Скачать файл)

    С обрядами связаны многие важные этапы жизни человека: рождение – с крещением, наречением именем; вступление в брак – со сватовством, помолвкой, свадьбой; вступление в новую сферу деятельности – с посвящением в студенты, рабочие и т. д.

 

 

 

 

Формы и уровни культуры.

 

    Культура  проявляется  в  определенных  конкретных  формах  и функционирует  на  различных  уровнях общественных связей.  В  зависимости от целей и ценностей, а также от того, кто создает и потребляет культуру и на каком уровне общества она функционирует, в  социологии  различают формы культуры – элитарную,  массовую, народную  и  уровни  – доминирующую  культуру,  субкультуру  и контркультуру.  Элитарная культура – специфическая  форма  культуры,  создаваемая профессиональными творцами в расчете на то, что она будет понятна лишь небольшой части общества, высокообразованной, эстетически  развитой,  обладающей  особой  художественной  восприимчивостью. Элитарная культура включает, например, так называемую  серьезную  и  салонную  музыку,  высокоинтеллектуальную  литературу,  светское  и  изящное  искусство.  Образцы  этой  культуры трудны  для  понимания  неподготовленного  человека,  они  опережают уровень его восприятия на несколько десятилетий.

     Современная  трактовка  элитарной  культуры  отличается  от первоначальной. Авторы концепции элитарной культуры – Ф. Ницше, А. Шопенгауэр – выдвинули тезис о принципиальной недоступности элитарной культуры подавляющему большинству людей, что обусловлено  их  генетическими,  биологическими  особенностями.

    В  современной  концепции  элитарной  культуры  снят  тезис  о  ее принципиальной недоступности. Считается, что с ростом образования и  интеллектуального  уровня  людей  круг  потребителей  элитарной культуры расширяется. Кроме того, нередко образцы культуры, в  момент  своего  появления  считавшиеся  непонятными  (например, авангардизм или модернизм), со временем начинают восприниматься широкой  публикой  как  вполне  нормальные,  естественные  атрибуты современной культуры.

    Понятие .массовая культура. характеризует особенности производства и потребления культурных ценностей в современном обществе.  Массовой  культура  является  как  по  месту,  то  есть  охвату аудитории, так и по времени (она производится постоянно, изо дня в день, по аналогии с поточно-конвейерной индустрией).

     Сама  идея  массовой  культуры  возникла  в  рамках  доктрины массового общества, которая исходит из того, что в ХХ в. ключевую роль  в  истории  начинает  играть .масса. – большинство  общества. Это  большинство  отличает  обезличенность,  преобладание  чувств, снижение  интеллекта  и  утрата  личной  ответственности  за свои решения и действия.

   Таким  образом,  основные  параметры  массовой  культуры распространенность культурного образца в массах, его воспроизводимость массами. Она связана с развитием массового сознания, которое формируется с помощью средств массовой информации. Массовая культура – закономерное явление любого общества. Она может быть национальной и интернациональной. В любом случае массовая культура доступна всем слоям населения, независимо от возраста и образования.

    Диапазон массовой культуры широк: от популярной и эстрадной музыки, цирка, телесериалов до достаточно сложных, содержательно  насыщенных  образцов  (так  называемый  интеллектуальный детектив,  некоторые  виды  рок-музыки,  перфоманс).  Отметим,  что часто массовая и элитарная культуры не имеют четко выраженных границ.

   Массовая  культура  создана  для  целей  потребления.  Она  подчинена законам рынка, ориентируется на моду, быстрый успех, поэтому  быстро  теряет  актуальность,  устаревает.  Одна  из  главных функций массовой культуры – развлекательно-компенсаторная. Эта культура  удовлетворяет  потребности  в  досуге,  развлечении,  эмоциональной разгрузке, общении.

    В  социологии  существуют  различные  взгляды  на  роль  массовой  культуры.  В  апологетических  концепциях  массовая  культура оценивается как форма и показатель демократизации современного общества. В пессимистических концепциях массовая культура рассматривается  как выражение  духовной  несвободы,  стандартизации личности, как средство ее угнетения и манипулирования ею со стороны правящих элит, как показатель кризиса традиционных ценностей.

      Народная  культура  (фольклор)  создается,  как  правило,  анонимными  авторами,  не  имеющими  профессиональной  подготовки.

     Народная культура включает мифы, легенды, сказки, песни, танцы, карнавалы и т. п. Она локализована, то есть связана с особенностями  и  традициями  определенной  местности,  демократична  и  носит коллективный характер. Образцы народной культуры (как и элитарной),  в  отличие  от  массовой,  не  теряют  актуальность  и  не  устаревают.

    В  любом  обществе  имеется  совокупность  культурных  образцов – ценностей, норм, традиций, обычаев, языков, которые принимаются  и  воспроизводятся  большинством  членов  общества.  Такая культура  называется  доминирующей  (господствующей).  Вместе  с тем, общество состоит из множества различных социальных общностей  и  групп,  которые формируют  собственную  культуру,  имеющую свои специфические черты.             Подобного рода культура называется субкультурой. Таким образом, субкультура принадлежит социальной  общности,  группе,  институту  и  отличается  от  доминирующей  культуры  некоторыми  особенностями ценностей  и  норм,  образцами  поведения,  образом  жизни,  манерой  поведения,  стилем одежды и т. д. Эти отличия связаны со спецификой жизнедеятельности тех или иных общностей и групп. Они могут быть значительными,  однако  субкультура,  как  правило,  не  противостоит 

доминирующей культуре. Напротив, она тесно с ней связана.

   Жизнь  каждого  индивида  протекает  в  рамках  определенной субкультуры.  Существуют,  например,  этнические,  конфессиональные, профессиональные, демографические, территориальные, поселенческие субкультуры, субкультуры организаций и т. д.

    Субкультура, которая не просто отличается от доминирующей, а  находится  с  ней  в  состоянии  конфликта  и  противостоит  господствующим в обществе ценностям и нормам, называется контркультурой. Криминальная культура, культура наркоманов, хиппи – примеры контркультуры. Таким образом, контркультура означает отказ от базисных ценностей и образцов культуры общества.

   Существуют также функциональные культуры: экономическая культура, политическая культура, экологическая культура, культура труда,  культура  быта  и  т.  д. Функциональная  культура  отражает особенности сознания и поведения индивидов в конкретных сферах

общественной жизни.

    Различные виды, формы и уровни культуры соотносятся не по принципу субординации, а по принципу дополнительности. Единая культура  общества  складывается  из  множества  составляющих частей, которые взаимонезаменяемы.

                                                                 Заключение                                                                                                                                             

   Таким образом,  обобщая изложенный материал, следует  отметить, что культура реально  существует как исторически сложившаяся  система, имеющая свою структуру  и функции, обладающая своей  символикой, традициями, идеалами, установками,  ценностными ориентациями и, наконец,  образом мысли и жизни.  Субъектом  культуры выступает человечество, нация, социальная группа и  человек. Предметные формы бытия  культуры - это плоды творческой  активности народа, шедевры гениев, талантов. Но сами по себе предметные  и знаково-символические формы  культуры имеют лишь относительно  самостоятельный характер: они мертвы вне человека и его творческой деятельности.                                                                                                                    

   Некогда культуры  отличались большей замкнутостью. В ходе своего многопланового  развития они становятся все  более открытыми для всевозможных  влияний: происходит процесс взаимодействия  компонентов культур и жизнь  вырабатывает все более гибкие  механизмы этого взаимодействия, что способствует общему подъему  культуры на более высокий  уровень. Взаимодействие различных  видов и форм культуры является  основой происходящего на наших  глазах процесса формирования  общечеловеческой цивилизации. В  этом смысле культура предстает  как социальное явление и выступает  как фактор возникновения и  становления социальных отношений.  А это значит, что культура  может быть рассмотрена и с  позиций выявлений тех функций,  которые она выполняет в обществе. Функцией в общественных науках  обычно называют предназначение, роль какого-либо элемента в  социальной системе. Под понятием  «функции культуры» подразумевается  характер и направление воздействия  культуры на индивидов и общество, совокупность ролей, которые выполняет  культура по отношению к сообществу  людей, порождающих и использующих  ее в своих интересах. Ценностями  культуры выступают различные  материальные и нематериальные  объекты окружающей действительности: природа, мораль (внешние регулятивы  поведения, нравственность (внутренние  регулятивы поведения), знание (способы  достижения истины), стиль мышления, логика изложения, область творчества, характер деятельности и т.д.  Что говорит о культуре как  многоуровневой, многоплановой и  многофункциональной системе, созданной  человеком и не существующей  вне человеческого бытия.                                                  

    Подводя итог  всему вышесказанному, можно говорить  о том, что культура включает  в себя, не только созданное  человеком и характеризующее  его жизнь в определенных исторических  условиях, но и средства, способы  и результаты человеческой деятельности, изменения, которые он производит  в самом себе, в своем теле, в своей душе, в физическом  и духовном облике. Такое расширительное  содержание понятия культуры, делает  ее объектом изучения целого  комплекса наук об обществе: философии,  политологии, религии, истории,  социологии и т.п.

 

Список литературы.

1. Социология  / Ю. Г.  Волков, В.  И. Добреньков, В.  Н.  Нечипуренко, А. В. Попов. –  М. : Гардарики, 2007. – 512 с.

2. Гофман А. Б. Дилеммы  подлинные и мнимые, или о культуре  массовой и немассовой // Социол. исследования. – 1990. – № 8.

3. Добреньков В. И. Фундаментальная  социология: Общество: статика  и   динамика  /  В.  И.  Добреньков,  А.  И.  Кравченко.  – М.  :Юнити-Дана, 2004. – 1 120 с.

4. Ионин  Л.  Г.  Социология  культуры  /  Л.  Г.  Ионин.  – М.  : ГУ ВШЭ, 2004. – 428с.

5. Ирхин Ю. В. Социология  культуры / Ю. В. Ирхин. – М. : Экзамен, 2005. – 526 с.

6. Кравченко А. И. Общая  социология / А. И. Кравченко. –  М. : Юнити-Дана, 2005. – 479 с.

 


Информация о работе Формы и уровни культуры