Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 17:29, курсовая работа
Современная цивилизация достигла той степени развития, когда дальнейшее ее движение вперед стало полностью зависеть от проблемы совершенствования человека. Сейчас наступил период, когда всестороннее развитие личности, всех ее сущностных сил становится не только ее гуманным идеалом, но и приобретает характер необходимости закономерного развития общества. Трудовая деятельность - естественное состояние людей. Труд является главным средством подъема творческих сил человека. В этих условиях материальная потребность самовыражения побуждает личность активно включаться в трудовую деятельность и деятельность в сфере досуга.
Введение 3 стр
Глава 1. Теоретические аспекты социально-культурной деятельности 4 стр
1.1 Социально-культурная деятельность 4 стр
1.2 Сущность культурно-досуговой деятельности 7 стр
1.3 Функции культурно-досуговой деятельности 9 стр
Глава 2. Формы социально-культурной деятельности 11 стр
2.1 Понятие формы социально-культурной деятельности 11 стр
2.2 Классификация форм СКД 13 стр
2.3 Услуги предприятий социальной сферы 15 стр
2.4 Основные недостатки использования форм и услуг СКД 17 стр
2.5 Организация культурно-досуговой программы 19 стр
Заключение 24 стр
Список используемых источников
[Введите название организации] |
Курсовая работа |
По специальности Социально культурная деятельность |
user [Выберите дату] |
Содержание:
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты социально-культурной деятельности 4 стр
1.1 Социально-культурная
деятельность
1.2 Сущность культурно-досуговой
деятельности
1.3 Функции культурно-досуговой
деятельности
Глава 2. Формы социально-культурной
деятельности
2.1 Понятие формы социально-
2.2 Классификация форм
СКД
2.3 Услуги предприятий
социальной сферы
2.4 Основные недостатки использования форм и услуг СКД 17 стр
2.5 Организация культурно-
Заключение
Список используемых источников
Приложение
Введение
Тема курсовой работы «Формы социально-культурной деятельности».
Современная цивилизация достигла той степени развития, когда дальнейшее ее движение вперед стало полностью зависеть от проблемы совершенствования человека. Сейчас наступил период, когда всестороннее развитие личности, всех ее сущностных сил становится не только ее гуманным идеалом, но и приобретает характер необходимости закономерного развития общества. Трудовая деятельность - естественное состояние людей. Труд является главным средством подъема творческих сил человека. В этих условиях материальная потребность самовыражения побуждает личность активно включаться в трудовую деятельность и деятельность в сфере досуга.
Культурная деятельность - это создание, потребление и сохранение созданного трудом народа материального и духовного. Всякая культурная деятельность имеет социальный аспект. Провести различия между социальным и культурным очень не просто, все дело в акцентах, дозировке. В социальной деятельности доминирующим является организационно-управленческий аспект, материальное обеспечение культуры. В культурной деятельности определяющим является содержание идей, символов веры, социальных теорий, норм, ценностей, образцов, примеров, т. е. всего того, что входит в понятие культура. Целью курсовой работы является исследование форм социально-культурной деятельности.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические
аспекты социально-культурной
2. Раскрыть основные формы
социально-культурной
3. Рассмотреть праздник
как одну из форм социально-
Объектом курсовой работы является социально-культурная деятельность.
Предметом - формы социально-культурной деятельности.
Глава 1. Теоретические аспекты социально-культурной деятельности
1.1 Социально-культурная деятельность
Культура как результат представляет собой совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для социальной общности (в широком смысле этого слова - включая этнос, нацию, общество) и выполняющих функции социальной ориентации, обеспечивающих принадлежность, консолидацию человеческих сообществ, индивидуальное самоопределение личности.
В процессуальном плане культура есть деятельность (личностей, социальных групп, институтов, общества) в различных сферах бытия и сознания, представляющая собой специфически человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей, она есть единство опредмечивания (производства) и распредмечивания (потребления) -- создания традиций, норм, ценностей, идей и их освоения, хранения, трансляции, превращения их во внутренние качества личности.
Деятельностью обычно называют целенаправленные действия человека в материальной или духовной сфере, связанные с внесением в эти сферы необходимых человеку изменений. Другими словами, деятельность понимается как активность человека, направленная на получение определенного результата.
В понятие «социально-культурная сфера», которое принято использовать в российской экономической литературе, включаются отрасли здравоохранения, образования, культуры. Социально-культурная сфера представляет собой достаточно обширный сектор российской экономики.
Социально-культурная сфера (СКС) - сложное, неоднозначное понятие.
Одни авторы определяют социально-культурную сферу как совокупность предприятий, выпускающих продукт, связанный с жизнедеятельностью людей, и в этом случае к социально-культурной сфере относятся очень многие отрасли экономики, такие как автомобилестроение, производство бытовой техники и пр. другие вкладывают в понятие социально-культурная сфера совокупность предприятий, выполняющих социально-культурные функции, имеющие значение для культурного уровня всего общества в этом случае в социально-культурную сферу попадает достаточно узкий перечень предприятий - театры, библиотеки, клубы, музеи.
По мнению Морозовой Е. Я. под социально-культурной сферой надо понимать: «совокупность отраслей, предприятия которых производят товары и услуги, необходимые для удовлетворения социально-культурных потребностей человека».
Социокультурная деятельность - это процесс, осуществляемый в образовательной среде, все компоненты которого наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к творческому самовыражению в мире культурных ценностей.
Социокультурная деятельность подразумевает социокультурный подход к процессу образования, как единства культуры и социума, образуемых деятельностью человека.
Его специфика заключается в том, что он интегрирует тип измерения человеческого бытия: соотношения человека и общества, характер культуры, тип социальности.
В этом случае под культурой понимается совокупность способов и результатов деятельности человека как материальных, так и духовных, а под социальностью совокупность отношений каждого человека или иного социального субъекта с другими субъектами, формируемых в процессе деятельности
Процесс социокультурной деятельности включает в себя культурную трансмиссию, которая представляет собой механизм, с помощью которого идет передача накопленного опыта и знаний новым субъектам образования, и включает процессы инкультурации и социализации, т. е. интеграция индивида в человеческое общество, приобретение им опыта, который требуется для исполнения социальной роли. Инкультурация - это вхождение субъекта образования в культуру своего народа, а социализация - это процесс вхождения индивида в общество, в его социальную структуру и структуру личности.
Функции социально-культурной деятельности.
Функция - это своеобразный социальный заказ, который выполняют учреждения культуры и предприятия туризма. Реализация функций есть процесс удовлетворения духовных потребностей личности и общества.
Потребности общества - Функции СКД - Потребности личности.
Несовпадение духовных потребностей общества и личности: - противоречия между официальной государственной политикой и интересами личности в просветительной работе СКС (1920-80 г.г.); - нарушения отдельными гражданами законов государства в сфере СКС;
Общие характеристики функций СКД:
1. Функции СКД есть
отражение интересов
2. Функции изменяются
параллельно изменениям
3. Функции в соответствии
с приоритетами
1.2 Сущность культурно-досуговой деятельности
Досуговое время - часть свободного времени, используемая для общения, потребления ценностей духовной культуры, развлечений, различных видов нерегламентированной деятельности, обеспечивающих отдых.
Досуг выступает как сфера профессиональных интересов менеджеров культуры и туристских организаций; пространство их профессиональной деятельности; активная часть свободного времени, позволяющая удовлетворять духовные интересы и развивать творческие способности человека.
Культурно-досуговая деятельность -- это определенный способ выявления общественных отношений, форма функционирования и развития общества, способа жизнедеятельности самого человека, его индивидуального самоутверждения и общения, осмысления своего бытия во временном континууме -- прошлом, настоящем и будущем.
Сущность культурно-досуговой деятельности определяется состоянием всего комплекса социально-экономических, политических и культурных факторов, обеспечивающих жизнь общества.
Деятельность учреждений культуры сегодня обретает особую актуальность и выдвигает их на ответственные рубежи организации досуга населения. Учреждение культуры может обеспечить широкий диапазон и универсальность содержания этой деятельности, создает условия развития личности, коллективных форм организации, обуславливающих взаимодействие различных социальных, профессиональных, культурных, возрастных групп населения и т.д. Гуманистическая направленность культурно- досуговой деятельности, воспитание потребности индивида во всестороннем развитии вступает в противоречие с рыночными отношениями, особенно в выборе форм проведения досуга и его содержании.
Основное назначение учреждений культуры - создание условий для удовлетворения растущих духовно-культурных потребностей и формирование мотивов поведения, что требует значительных организационно-педагогических усилий.
В рамках культурно-досуговых учреждений создаются условия для снятия определенного психологического напряжения, раскрываются интеллектуальные, психолого-педагогические, образовательно-развивающие качества личности, раскрепощаются инициатива и самодеятельность.
Специфической особенностью, предопределяющей цели, содержание и методы культурно-досуговой деятельности, является заполнение «вакуума», который постоянно образуется в системе досуга вследствие разреженности сети учреждений культуры и неспособности их принять всех желающих и слабой материально-технической базы домашнего досуга. В результате этого продолжает оставаться и даже усугубляться проблема духовного роста людей, развития эмоциональной и художественно-эстетической сферы каждой конкретной личности. Это снижает социально-культурную инициативу, порождает апатию, делает человека «придатком» телевизора или выводит его на улицу с ее отрицательным влиянием и возможностями для негативных антисоциальных проявлений.
1.3 Функции культурно-досуговой деятельности
Одной из главных функций культурно-досуговой деятельности является создание культурной пространственно-временной развивающей среды, организованной особым образом и предназначенной для включения личности в реальную, а не выдуманную жизнь.
Каждое государственное, негосударственное, общественное или частное учреждение культуры, призванное обеспечить использование развивающего потенциала культурно-досуговой деятельности, необходимо рассматривать как многоуровневую систему взаимодействия личности с окружающим миром. Только такой подход поставит в центр системы деятельности учреждений культуры личность, ее потребности и интересы, мотивы поведения.
Естественно, что социальные функции культурно-досуговой деятельности определяются учеными по-разному. Большинство ученых трактуют социальные функции культурно-досуговой деятельности таким образом:
а) производство новых знаний, норм, ценностей, ориентации и значений;
б) накопление, хранение и распространение (трансляция) знаний, норм, ценностей и значений;
в) воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности;
г) коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство;