Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 17:29, курсовая работа
Современная цивилизация достигла той степени развития, когда дальнейшее ее движение вперед стало полностью зависеть от проблемы совершенствования человека. Сейчас наступил период, когда всестороннее развитие личности, всех ее сущностных сил становится не только ее гуманным идеалом, но и приобретает характер необходимости закономерного развития общества. Трудовая деятельность - естественное состояние людей. Труд является главным средством подъема творческих сил человека. В этих условиях материальная потребность самовыражения побуждает личность активно включаться в трудовую деятельность и деятельность в сфере досуга.
Введение 3 стр
Глава 1. Теоретические аспекты социально-культурной деятельности 4 стр
1.1 Социально-культурная деятельность 4 стр
1.2 Сущность культурно-досуговой деятельности 7 стр
1.3 Функции культурно-досуговой деятельности 9 стр
Глава 2. Формы социально-культурной деятельности 11 стр
2.1 Понятие формы социально-культурной деятельности 11 стр
2.2 Классификация форм СКД 13 стр
2.3 Услуги предприятий социальной сферы 15 стр
2.4 Основные недостатки использования форм и услуг СКД 17 стр
2.5 Организация культурно-досуговой программы 19 стр
Заключение 24 стр
Список используемых источников
д) социализирующая, обеспечивающая через создание структуры отношений, опосредованных культурными компонентами, социализацию общества;
е) рекреационная, или игровая, культура, действующая в отведенной для нее сфере.
Одной из ведущих функций культурно-досуговой деятельности является рекреационная.
Рекреационная деятельность - это деятельность людей, занимающихся созиданием и персональным использованием свободного времени. Рекреация может включать пассивное и активное участие в индивидуальных или групповых спортивных мероприятиях, в интеллектуальном совершенствовании, развлечениях и т.д. Рекреационная деятельность способна снять производственное утомление, восстановить утраченные силы. Здесь решается главная задача -психологическая разрядка и отдых.
Следующая функция, тесно переплетающаяся с предыдущей, гедонистическая (наслаждение, удовольствие). Если занятия будут полезными, но не будут приятными, они потеряют значительную долю привлекательности для посетителей, а вместе с этим и долю самой полезности.
Отвечая нормам культуры, человек включается в общественную жизнь, постепенно поднимаясь к высшим формам поведения, а культурно-досуговая деятельность как раз и выполняет функцию регулятора социальных отношений между людьми. Усваивая культуру, идя от норм к образцу, человек готовит себя для творческого самоутверждения.
Культурно-досуговая деятельность обладает функцией разрядки напряжения. Она формирует и обеспечивает условия для проведения досуга, для отдыха и развлечения людей. Названные функции культурно-досуговой деятельности не оторваны одна от другой, а, наоборот, тесно связаны между собой. Многие формы культурно-досуговой деятельности выполняют одновременно насколько функций. Так, например, художественный фильм может иметь и познавательную, и нормативную функции.
Потребность в совместном переживании значимых событий общественной (отчасти - и личной) жизни, в публичном и ярком проявлении социальных чувств обеспечивают праздники, которые призваны стимулировать их формирование, актуализировать, облагораживать и эстетизировать внешние формы их проявления.
Социальные функции культурно-досуговой деятельности таковы, что для их осуществления вовлекаются значительные группы людей: организаторы культурно-досуговых программ, активисты, члены различных кружков, любительских объединений и клубов по интересам, сами зрители. Оказывая влияние на внутренний мир и образ действий большого количества людей, культурно-досуговая деятельность влияет тем самым и на окружающую действительность, становится важным звеном социальной жизни.
Таким образом, социокультурная деятельность - это процесс, осуществляемый в образовательной среде, все компоненты которого наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к творческому самовыражению в мире культурных ценностей. Культурно-досуговая деятельность - это определенный способ выявления общественных отношений, форма функционирования и развития общества, способа жизнедеятельности самого человека, его индивидуального самоутверждения и общения, осмысления своего бытия во временном континууме - прошлом, настоящем и будущем.
Глава 2. Формы социально-культурной деятельности
2.1 Понятие формы
социально-культурной
Форма социально-культурной деятельности (СКД) - внутренняя структура содержания воспитательной и рекреативной деятельности социальных институтов свободного времени, опредмеченная системой специальных методов и средств, событийно-художественной и организационно-методической основой.
Форма - внешняя и внутренняя структура содержания деятельности. Варианты определения форм СКД:
Форма СКД - это досуговое мероприятие.
Форма СКД - способ организации деятельности учреждений культуры и предприятий туризма.
Форма СКД - внешнее выражение содержания СКД.
Форма СКД включает в понятие двоякий смысл:
- с одной стороны это способ организации досуговой деятельности;
- с другой стороны способ отбора и подачи театрально художественного материала.
Поэтому в специальной литературе под формой СКД понимаются: дискуссия, лекция, праздник города, Дворец культуры, библиотечный каталог, музейная экспозиция, кинотеатр, клуб любителей музыки, шоу-группа, городской Дом культуры, экскурсия, туристический поход, клуб, диалог, монолог и т.д.
Однако не все эти явления относятся к формам, поскольку в данном перечне:
1) присутствуют субъекты - Дом культуры, кинотеатр, клуб любителей музыки, шоу-группа;
2) присутствуют средства СКД - библиотечный каталог;
3) присутствуют объекты - шоу-группа, клуб любителей музыки и т.д.
В понимании формы СКД существует ряд негативных тенденций:
- расширение границ в понимании форм СКД, когда включаются нехарактерные для СКД явления. Например: формой СКД называют политические выборы, митинги, Дни политических партий и т.п.
- сужение границ понятия форм СКД;
- подмена понятия форм
СКД другими категориями. Например,
учреждения культуры и
К формам СКД можно отнести: собеседование, тематический вечер, утренник, афиша, обзор, кинопросмотр, фестиваль народного творчества, концерт, конкурс, День города, световая газета, дискотека, вечер отдыха, обряд, выставка. Данные явления объединяют следующее:
- наличие специальных методов;
- наличие средств СКД;
- использование литературно-
- применение документального материала.
Таким образом, форма СКД - структура содержания профессиональной деятельности, учреждений культуры и предприятий туризма, опредмеченная системой специальных методов и средств, событийно-художественной и организационно-методической основой.
Праздник - самая крупная форма СКД. В нем задействованы все методы и средства СКД, обширный художественный и документальный материал. Набор методов и средств определяет характер форм СКД: живое слово, как ведущее средство определяет отбор форм устной рекламы. Печатное слово - наоборот. Методы театрализации - формы художественной рекламы.
2.2 Классификация форм СКД
Структура форм СКД может стать основой для их классификации. В основу классификации форм СКД могут быть положены следующие признаки:
I. Субъект СКД
- формы работы библиотеки (читательские конференции, книжные выставки, обзор литературы);
- формы работы клубных учреждений (тематический вечер, вечер отдыха, дискотека);
- формы работы парков культуры и отдыха (праздник, карнавал, день отдыха, театрализованные спортивные турниры);
- формы работы музея (экскурсия, выставка, экспозиция);
- формы работы предприятий туризма (туристическая поездка, экскурсия, туристический поход);
- формы работы клубных формирований (встречи, обсуждения, учебные занятия);
- формы работы учреждений искусства: театр, филармония, концертный зал (концерт, спектакль, кинодемонстрация, репетиция).
II. Комплексные показатели объектов СКД
- формы индивидуальной работы (консультация, собеседование, индивидуальное прослушивание, просмотр материала);
- формы групповой работы (вечер встречи, диспут, лекция, доклад);
- формы массовой работы (праздник, фестиваль, культурно-спортивная олимпиада).
III. Социально-демографические характеристики СКД
1. По возрасту:
- формы работы с детьми и подростками (праздники детских книг, утренник, демонстрация мультфильмов);
- формы работы с молодежью (дискотека, обряд совершеннолетия, обряд посвящения);
- формы работы с людьми среднего возраста (30-40 лет) (вечер «Для тех, кому за…», Дни профессий);
- формы работы с людьми старшего поколения (60 и более лет) (вечер чествования ветеранов, обряд проводов на пенсию, серебряная, золотая свадьбы).
2. По полу:
- формы работы с женщинами (конкурс красоты, конкурс моды, кулинарии, Клуб де6ловых женщин);
- формы работы с мужчинами (конкурсы, спортивно-военные эстафеты, проводы в армию);
3. По семейному положению:
- формы работы с молодыми семьями (консультации психологов, врачей, педагогов, экономиста);
- формы работы с семейными людьми ( дни семьи, семейные юбилеи, семейные вечера, Клуб выходного дня, эстафета «Мама, папа и я - спортивная семья»);
- формы работы с многодетными
семьями (чествование трудовых династий,
вечер-портрет, Клуб многодетных семей).
2.3 Услуги предприятий социальной сферы
Культурно-зрелищные предприятия и учреждения: музеи, выставки, панорамы, театры, концертные залы, цирки, парки аттракционов и др. Услуги зрелищных предприятий:
- Демонстрация кинофильмов
- Показ спектаклей
- Показ концертов
- Показ цирковых представлений
- Экспозиция музеев и организация выставок.
Услуги специализированных школ: обучение в музыкальных, художественных школах и школах искусства.
Услуги ПКиО:
- Посещение ПКиО
- Проведение танцевальных вечеров
- Проведение театрализованных праздников, гуляний, карнавалов, концертов и других массовых досуговых мероприятий.
Клубные учреждения.
Клуб - общественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанного с различными интересами, а так же для отдыха и развлечения.
Клубные учреждения - массовые культурно - просветительские учреждения, организующие досуг и способствующие развитию творческих способностей населения.
Услуги клубных учреждений:
- Обучение в кружках и на курсах
- Проведение культурно-
- Организация коллективного самодеятельного творчества.
Услуги библиотек:
- Индивидуальная работа с читателями
- Организация библиотечных каталогов
- Тиражирование библиотечных материалов
Прочие услуги культуры:
- Услуги планетариев
- Проведение лекций и докладов
- Занятия в институтах культуры
- Показ животных в зоопарках
- Другие услуги
Туристско-экскурсионные услуги - услуги различных видов (размещение, питание, транспортные услуги, проведение экскурсий и т. д.).
2.4 Основные недостатки использования форм и услуг СКД
Издержки теоретических исследований форм и услуг СКС:
1) неосмысленна историческая преемственность;
2) не исследованы механизмы формирования форм и услуг СКС;
3) не изучен в полном объеме арсенал форм и услуг;
4) не изучены перспективы
развития форм и услуг СКС.
Не выявлены механизмы, соотношение
спроса и предложения (потребности
населения и реально-
5) недостаточно оперативное исследование новых форм и услуг СКС;
6) недостаточно изучен опыт западных стран развитых, рыночных по применению форм и услуг;
7) на практике зарубежный
опыт механически переносится
на российские учреждения
8) наметился резкий крен
на эксплуатацию платных форм
и услуг учреждений культуры
и предприятий туризма. В данном
случае складывается ситуация, когда
продукция предприятий
9) нарушается пропорция
между различными группами
Пути преодоления издержек в развитии форм и услуг СКС:
1. Приведение в соответствие
основных видов досуговой
2. Необходимо расширить диапазон применяемых форм и услуг. Небольшие учреждения культуры и предприятия туризма освоили 15-20 форм и услуг, средние - 25-30, крупные - 35-50, отдельные крупнейшие до 100 различных видов форм и услуг.