Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:12, контрольная работа
Геометрические символы - самые ранние знаки, по форме идентичные геометрическим элементам и широко использующиеся в мифологической и религиозной символике. Самыми распространенными геометрическими символами являются круг, квадрат, треугольник, а также крестообразные геометрические символы.
1. Введение. История, мифология
2. Круг
3. Крест
4. Свастика
Геометрические символы. Круг. Крест. Свастика.
1.
В течение многих тысячелетий жизнь человека была тесно связана с силами природы. С помощью знаков и символов человек издревле общался с окружающим миром. На многих памятниках древности встречаются схематичные рисунки, которые не являются изображением реальных предметов или существ.
Эти рисунки появились еще в древности, и бытуют в народном декоративном искусстве и до сих пор. Повторяясь в течение тысячелетий, переходя от одного народа к другому, они не исчезают и не меняются, создавая орнаментальный декор. Это – символы, т.е. графическая фиксация религиозных понятий и представлений еще до возникновения письменности.
Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость, семантическую функцию. Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. В зависимости от смен культовых представлений менялось значение символов, терялся их вторичный смысл, однако они дошли и до наших дней, как условные знаки, обозначающие общую идею.
Геометрические символы - самые ранние знаки, по форме идентичные геометрическим элементам и широко использующиеся в мифологической и религиозной символике. Самыми распространенными геометрическими символами являются круг, квадрат, треугольник, а также крестообразные геометрические символы.
2. Круг.
Любому народу во все времена необходимо было божественное начало, религия, объект веры. Таким объектом во всех древних религиях стало Солнце. Солнце- это небесный огонь, который разные народы в разные времена представляли по-разному. Его представляли как отверстие, через которое видно настоящее яркое небо, как всевидящий глаз Божий, как сверкающее божество, которое несется по небу в колеснице, запряженной лошадьми, в виде колеса, в форме круга с исходящими от него лучами, феникса, сжигающего себя вечером и восстающего из пепла на рассвете, и т.д. Солнце ежедневно совершает свой путь по небу, рождаясь на востоке и умирая на западе. В многочисленных мифологических сюжетах и мотивах, в бытовых представлениях и соответствующих обычаях в самом языке нашла отражение циклическая концепция времени. Суточное и годовое круговое движение солнца соединяло цикличность времени с цикличностью пространства, что уже в более позднее время нашло отражение в структуре мегалитических сооружений, связанных с астрономическим счётом времени (кромлехи), или т. н. «круглых» календарей, в иероглифических и других символических способах обозначения времени или отдельных его элементов через фигуру круга. Все эти представления мотивируют не только типологически частый образ космоса в виде круга (или шара), но и метонимический образ основного божества в той же форме. Естественно, что в качестве такого божества чаще всего выступает солнце, символизируемое кругом и на основании его формы, и в силу кругового характера его суточного и годового движения.
Круг символизирует бесконечность, совершенство и законченность. Эта геометрическая фигура служит для отображения непрерывности развития мироздания, времени, жизни, их единства. В то же время кругу свойственна ориентация на центр (невидимый, но реальный; так, например, в некоторых мандалах центр не изображается, но «реконструируется» в ходе медитации). Круг с точкой в центре может быть рассмотрен как олицетворяющий процесс развития от одной точки и уподоблен эмбриону. Круг - это солярный символ, что обусловлено не только формой, но и круговым характером суточного и годового движения солнца. Соотносится со сферой как идеальным геометрическим телом, а также с числом десять, символом полного цикла, возвращения от множественности к единству. Связь круга и круглых форм с женским началом является хотя и не универсальной, однако широко распространенной. Круг всегда был одним из первично женских знаков, в противоположность линии, кресту или фаллическому стволу, которые представлял и мужской дух. Ранние селения в эпоху матриархата имели круглые очаги, круглые дома, круглые ограды и защитные укрепления. Круг связывался с идеей защиты или освященного места, центра родины (материнской земли), церемониального пространства, все находящиеся в котором равны.
Одной из основных функций круга является разграничение внутреннего и внешнего пространства. Эта фигура связывается с защитой (магический круг, очерченный для защиты от нечистой силы, используется в различных традициях). Круг — одна из форм созидания пространства. Различные архитектурные строения являются круглыми в плане, в форме окружности возводятся поселения.
Древним обозримая вселенная (видимые планеты, включая предполагаемый образ земли) виделась кругообразной.
Небесный символизм лежал в основе древних ритуалов: круговые хороводы и танцы вокруг костра или идола; передаваемая по кругу трубка мира у индейцев Северной Америки; круглые формы юрт, шатров и стойбищ кочевых народов; кружения шаманов; круговая структура мегалитических знаков и сооружений. Круг заключает в себе гармонию. Круг — обозначение космического пространства, его границы отделяют космос от хаоса; одновременно круг воплощает бесконечность: также распространенный символ бесконечности — мирового змея, свернувшегося кольцом (скандинавский Ёрмунганд, Айдо-Хведо у фон и т. п.).
Круг в сочетании с другими фигурами или символами образует широкую область символических ассоциаций. Круг с точкой в центре — открытое око Бога, символ Вселенной, проекция образа мира в плане. Точка в центре подобно вершине — именно с вершины можно увидеть единство жизни во всех ее проявлениях. Между точкой-центром и периферией круга происходит непрерывный обмен. Этот обмен творит жизнь во всей области круга. Подобную фигуру можно обнаружить в природе: это солнечная система; клетка с ядром и периферической мембраной; атом и т. д. Круг использован в символах колеса, диска, циферблата, Солнца, Луны, зодиака.
Крылатая фраза “Бог есть круг, чья окружность нигде и чей центр везде» списана из индусского катехизиса, относившегося к божеству, называемому Единым и представленному как «неделимый круг без окружности, который есть нигде и везде».
Концепцию равенства продолжали связывать с кругом и в средневековых легендах. Рыцари Круглого стола короля Артура сидели в кругу для того, чтобы лишить смысла понятие иерархии внутри их братства.
Основные значения круга: божественное начало, Бог, Небо, небесное единство, (первоначальное) совершенство, Всеобщее; отсутствие начала и конца, Вечность, целостность, непрерывность; внутреннее единство всей материи, вселенская гармония, окружающие (внешние) воды; ограничение, видимый мир, точность, заключение; светила, Солнце; движение, динамизм; круговорот жизни, временной цикл, солярные циклы, вращение, возвратное и/ или цикличное движение, непрерывное развитие; завершение, исполнение; женственный и материнский принцип; душа (психэ).
2.Крест.
Крест называют знаком знаков. Представляющий собой две перекрещивающиеся линии, он с доисторических времен служил религиозным, охранительным символом почти во всех культурах мира.
Во многих религиях с древних времен крест – это священный символ Солнца и Огня (от трения двух перекрещенных палок получали огонь). В египетской традиции существовал крест с кольцом, анх, символ жизни и богов. В Вавилоне крест считался символом Ану — бога небес. В Ассирии, которая первоначально была колонией Вавилона (во втором тысячелетии до н. э.), крест, заключённый в кольцо (символизировавшее Солнце, чаще под ним изображался ещё лунный серп), был одним из атрибутов бога Ашшура — бога Солнца.
Так же, кроме Солнца и Огня, крестообразные геометрические символы во многих традициях символизируют союз Неба и Земли, Древо жизни, священное место, в котором сливаются пространство и время. Он представлял ориентацию в пространстве, а также соприкосновение или объединение, в котором участвуют два мира, две противоположных или перекрестных силы - верх и низ, небо и ад, правое и левое, добро и зло. Такое скрещение элементов - небесных и земных, видимых и невидимых, божественных и человеческих - является началом союза, единения и свершения, которое может произойти в человеке, если он идентифицирует себя с крестом, станет с ним единым целым. Он оказывается при этом в точке встречи энергий вертикальных и горизонтальных. Крест, соединяя, с одной стороны, север с югом, представляет вертикальную мировую ось, космическое древо, Древо жизни. С другой стороны, соединяя восток с западом, он представляет плоскость горизонта: над ней поднимаются светила и живут люди, под нее они уходят на время сна или смерти. Вертикальная ось мира, таким образом, проходит через центр горизонтальной оси. Из их точки пересечения возникло деление на четыре времени года и четыре стихии. Так же крест трактуется как пересечение линии небесной, духовной, активной, мужской, с горизонтальной - земной, пассивной, женской. При соединении эти линий появляется третья сила- любви и жизни.
Крест противопоставляется кругу и квадрату, которые наделяются функцией отграничения некоего внутреннего пространства, тогда как крест актуализирует идею центра и исходящих вовне направлений. В определенном смысле, крест, центр и окружность образуют единое и неделимое целое. И поэтому крест может использоваться как изображение центра, представление круга или символ квадрата. Ибо крест - это и есть одновременно и центр, и круг, и квадрат. Окружность содержит в себе крест и квадрат, но и крест необходимо порождает окружность и квадрат. Во всех этих случаях символом, общим для круга, квадрата и креста, является центр. У человека это сердце - Солнце его тела, источник жизни.
То, что символ креста
использовался в различных
Крест - это также пересечение дорог, перекресток, точка встречи, и в этом смысле он символизирует судьбу. Действительно, перекресток, распутье - это место, где сходятся четыре дороги. То есть, это место магическое, некий центр, точка перехода, дверь, порог. Встречались также такие трактовки символа креста, как "здоровье", "плодородие", "жизнь", "бессмертие", "союз земли и неба", "духа и материи", "солнца и звезд". Но в первую очередь это - символ Христа, его распятия и его славы, и, таким образом, христианской веры и Церкви, и именно в таком качестве крест получил свое самое большое распространение. Где бы христианство ни утверждалось как религия, крест становился не только неотъемлемой частью церковной обрядности, а также главным символом в искусстве, архитектуре и многих других областях, включая флаги и геральдику (где зафиксировано более 400 форм креста).
В символике креста значительное место занимает еще одна идея: крест есть модель человека. Прообразом такого представления служит структура человеческого тела: человек с распростертыми руками есть крест. Один из самых известных рисунков такого рода принадлежит Леонардо да Винчи: в квадрат вписан «человек-крест», в круг - «человек-звезда». В этом образе художник показал идеальные человеческие пропорции.
Идеей человека как креста полны различные мифологические сюжеты. Сюда же можно отнести и историю распятия Иисуса Христа - она постоянно обыгрывается в ритуале и фольклоре. А сам образ человека с распростертыми руками, вписанного в круг, связан с понятиями микрокосма и макрокосма.
Согласно этим представлениям, в человеке (микрокосм) можно найти все основные черты Вселенной. В свою очередь, природа (макрокосм) мыслится в человеческом облике. Такая идея пользовалась огромной популярностью на Древнем Востоке, в античной Греции и в средневековой Европе, особенно с XII века
В христианстве крест – это не только это символ Христа, его распятия, а следовательно, христианской веры и Церкви, но так же и объект поклонения. Кресту приписываются исцеляющие силы, защитные, так же он используется как оберег. Он играет важную роль в религиозных и магических ритуалах; широко используется в эмблематике; многие знаки отличия (ордена, медали) имеют форму креста. Крест может выступать как личный знак, подпись; как оберег, талисман; как образ смерти и знак отмены, вычеркивания.
3. Свастика
Обычно свастикой считают крест, лучи которого согнуты под прямым углом в одном направлении. Однако рассмотрение свастики только как разновидности креста исключает целый ряд фигур, которые по сути являются свастическими. Под определение свастики как креста явно не подпадают 3-, 5-, 6- и им подобные n-конечные свастики, которые вместе с «классической» 4-конечной свастикой часто являются вариациями одной и той же идеи вращения. Этот графический символ присутствует почти во всех древних или первобытных культах. Слово «свастика» происходит от санскритского слова «благоденствие», «это хорошо», «несущая добро», «удача». В древности, уже как было сказано, символ Огня был священен. Огонь добывали с помощью двух палочек, которые образовывали форму креста. И две перекрещивающиеся черты стали таинственным и божественным символом огня-спасителя. Это изображение, высеченное на мегалитических памятниках и на гробницах, встречается уже в доисторические времена. И позже у многих народов священным считался только огонь, полученный трением. Научившись зажигать огонь, люди стали совершенствовать технологию. Инструментом по-прежнему служили крестообразно сложенные куски дерева, в точке пересечения которых было углубление. В него вставлялась круглая палочка, а вокруг верхнего конца обматывался ремешок. При помощи ремешка палочку быстро вращали в углублении. В результате трения вспыхивал огонь. Чтобы крестообразно сложенные куски дерева лежали более устойчиво, их наружные концы стали загибать под прямым углом, а весь инструмент приобрел форму крючкообразного креста – свастики. В отличие от других примитивных знаков, которые возникали независимо друг от друга в разных частях света и в разные эпохи, свастику стали считать первым символом, сознательно передававшимся по цепи традиции от человека к человеку, от племени к племени, от народа к народу
Древний солярный знак - один из самых архаичных знаков - указатель видимого движения Солнца вокруг Земли и деления года на четыре сезона. Фиксирует два солнцестояния: летнее и зимнее - и годовое движение Солнца и включает идею четырех сторон света. Знак, центрированный вокруг оси. Свастика содержит в себе идею движения в двух направлениях: по часовой стрелке и против. Подобно инь-ян, дуальный знак: вращающаяся по движению часовой стрелки представляет мужскую энергию, против часовой стрелки - женскую энергию. Так же правосторонняя свастика (по часовой стрелке) символизирует восход солнца, добро, движение солнца весной и летом. Левосторонняя свастика («саувастика») символизирует заход солнца, разрушение, движение солнца осенью и зимой, зло. В Индии «саувастика», означает ночь и черную магию, а также является символом «черного бога» Кали, несущего смерть и разрушение.
Информация о работе Геометрические символы. Круг. Крест. Свастика