Город как феномен средневековой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 08:37, реферат

Описание работы

Средневековый город следует рассматривать как парадигму западноевропейского феодализма. Такого городского феномена не знала Византийская империя, несмотря на множество городов.
Под эпохой средних веков принято понимать довольно длительный исторический период, в рамки которого входит зарождение и становление европейской средневековой цивилизации и продолжительный процесс ее трансформации - перехода к Новому времени. Эпоху Средневековья начинают обычно с условной даты - с падения Западной Римской империи в 476 г.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Формирование средневекового города……………………..5
Глава 2. Теории возникновения феодального города……………….8
Глава 3. Общая характеристика средневекового города…………...11
Глава 4. Городское ремесло и классовое расслоение в городе…….15
Заключение………………………………………………………………23
Литература………………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

реферат культ.docx

— 40.91 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

Глава 1. Формирование средневекового города……………………..5

Глава 2. Теории возникновения  феодального города……………….8

Глава 3. Общая характеристика средневекового города…………...11

Глава 4. Городское ремесло  и классовое расслоение в городе…….15

Заключение………………………………………………………………23

Литература………………………………………………………………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Средневековый город следует  рассматривать как парадигму  западноевропейского феодализма. Такого городского феномена не знала Византийская империя, несмотря на множество городов.

Под эпохой средних веков  принято понимать довольно длительный исторический период, в рамки которого входит зарождение и становление  европейской средневековой цивилизации  и продолжительный процесс ее трансформации - перехода к Новому времени. Эпоху Средневековья начинают обычно с условной даты - с падения Западной Римской империи в 476 г.

Однако, по мнению современных  медиевистов, более справедливо  проводить границу где-то в к.VI - нач.VII столетия, после вторжения в Италию лангобардов.

Окончанием периода средних  веков в отечественной историографии  традиционно принято считать  Английскую буржуазную революцию середины XVII в., хотя последние века перед  ней имеют особые, далеко не средневековые  черты.

Поэтому современные исследователи  склонны выделять период сер. XVI - нач. XVII вв. как самостоятельную эпоху раннего Нового времени и ограничивать его кануном историю собственно средних веков.  Таким образом, Средневековье - это период VII-XV вв., хотя и эта периодизация во многом условна.

Именно в этот период формируется  Европейский мир в современных  его пределах и этнических границах, начинается полоса географических и  научных открытий, появляются первые зачатки современной демократии - системы парламентаризма.

В качестве одной из центральных  тем современной медиевистики была и остается проблема развития средневекового города. В середине XX в. появилась особая отрасль в медиевистике - урбанистика.

 Но уже в начале  века была проделана большая  работа в этой области, активно  шел поиск новых основ изучения  города как исторического феномена. В этой связи очень интересны  работы русского историка Николая  Петровича Оттокара (1884 - 1957 гг.), ученика И.М. Гревса, впоследствии профессора Флорентийского университета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Формирование средневекового города

 

Средневековый город возникает  в ходе феодализационных процессов периода от раннего к развитому феодализму. Еще в эпоху раннего Средневековья существовали поселения городского типа, в первую очередь, на местах бывших античных городов. В Италии такими городами были Милан, Флоренция, Венеция, Болонья и др. Во Франции - Париж, Лион. В немецких землях - Вена, Страсбург, Майнц. В Англии - Лондон, Глостер, Честер и др. В XI в. эти города, многие из которых можно называть городами античного происхождения, были по преимуществу административными центрами, или укрепленными пунктами, или резиденциями архиепископов и епископов, т.е. религиозными центрами. Численность городов на территории Западной Европы была неравномерна. Больше всего городов сосредоточено в романизированных ареалах Европы - прежде всего, в Италии, затем в вестготской или арабской Испании, в Византии, в южной Галлии. Население городов было довольно значительным. Каждый из них традиционно специализировался на каком-либо одном виде ремесла. В городах развивалась внутригородская и внешняя торговля. Древние города Италии и Византии по-прежнему оставались самыми крупными центрами торговли с Востоком. Однако, как бы застыв в своем существовании и своими функциями в исторической традиции, уходящей корнями в античность, эти города не стали катализаторами новых феодализационных процессов и не оказали сколько-нибудь серьезного влияния на генезис феодализма. Чтобы выполнить эту задачу, должен был появиться абсолютно новый тип города, либо античные города должны были переродиться на совершенно другой основе.

Нероманизированная часть Западной Европы или слабо затронутая античным началом также знала поселения городского типа, но совершенно иного характера и иной сущности. Эти поселения нероманизированной Западной Европы в начале развитого феодализма были чрезвычайно малолюдны и практически не имели никакого экономического значения в жизни феодализующейся Европы. Положение, значение городского института начинает заметно меняться в период дальнейшей эволюции классического феодализма. Рост производительности труда этого времени приводит к глубинным процессам дифференциации общественного производства. А это, в свою очередь, повлекло еще большую обособленность ремесла как абсолютно самостоятельного производства, т.е. к еще более высокому уровню его развития.

Высокий уровень и самостоятельность  ремесленного производства достигают прежде всего кузнечное и оружейное ремесло, выделка тканей, строительное дело. Одновременно с повышением уровня ремесленного производства начинают развиваться промыслы: добыча металлов, соли, заготовка рыбы, пушнины, леса и т.д. С эволюцией развитого феодализма ремесло становится все более и более самостоятельной и ведущей отраслью в городе.

Это происходит далеко не сразу. Эволюция ремесла, ремесленного производства, знала свои этапы.

Первой формой ремесла  было ремесленное производство на заказ. При такой его форме товарное производство носило зачаточный характер, так как изделия ремесленного производства, сделанные на заказ, не выбрасывались на рынок, не становились  рыночными. Поэтому простое товарное производство складывалось очень медленно.

Вторая стадия развития ремесленного производства - соединение его с  рынком. Соединившись с рынком, ремесленник  уже становится товаропроизводителем. Отныне судьба ремесленного производства и каждого отдельного ремесленника оказывается прочно связанной с  городом и с рынком. В Х-ХIII вв. (а в Италии уже в IX в.) Западная Европа начинает интенсивно покрываться городами, но городами уже нового типа - феодального. Феномен средневекового города, в первую очередь, следует рассматривать как следствие обособленности и самостоятельности ремесла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Теории возникновения  феодального города

 

Появление средневекового города явилось определяющим этапом в истории  всего периода феодализма, жизненным  нервом эпохи. Поэтому история средневекового города привлекала к себе пристальное  внимание ученых еще в XVIII в., и с развитием исторической науки в последующие века это внимание не ослабевает. Почему сложился город? Почему он сыграл такую роль во всех феодализационных процессах? Это внимание к городу породило многочисленные теории, которые пытались объяснить причину возникновения феодального города.

В XIX и в первой половине XX в. большинство историков-исследователей, которые разрабатывали теории города, основное внимание обращали на институционально-правовые решения проблемы, т.е. занимались изучением  городского права, различными городскими институтами. Эти теории получили название институционно-правовых.

Следующая теория, которая  занималась этими проблемами, - романистическая. Создателями этой теории были французские  ученые Гизо и Тьери. Они считали, что средневековый город не является порождением или феноменом феодализационных процессов, т.е. не является порождением собственно феодализма, и рассматривали его в качестве преемника античного города, города Римской империи. Отсюда и название теории - романизированная.

Немецкие и английские ученые на материале Северо-Западной и Центральной Европы, т.е. Европы не романизированной, искали генезис  средневекового города в процессах  самого феодального общества и прежде всего в институционных и правовых областях.

Следующая теория происхождения  средневекового города получила название вотчинной. Одним из ее создателей был крупный историк Эйхгорн. Создатели этой теории связывали генезис города с вотчиной.

Марковая теория также была создана немецкими учеными - Маурером, фон Беловом и др. Генезис города они искали в свободной сельской общине - марке, присущей немецкому феодализму.

Бурговая теория (от слова burg - крепость). Ее создатели объясняли появление феодального города бурговым правом.

Создатели рыночной теории (Шредер, Зом) выводили город из торговых мест или местечек.

Создатели этих теорий и  концепций брали какой-то отдельный  момент или аспект в истории города и пытались через него объяснить  такой сложный, противоречивый феномен  как средневековый город. Все  эти теории, безусловно, страдали односторонностью, которая ощущалась и самими исследователями. Поэтому уже в XIX и особенно в  первой половине XX в. ученые, которые  занимались историей западного средневекового города, объединяли, синтезировали  разные концепции его происхождения. Например, пытались объединить бурговую и рыночную теории. Но даже в процессе объединения этих концепций и теорий все же не удавалось ликвидировать односторонность в объяснении генезиса средневекового города. Бельгийский историк Пиренн предпринимает попытку ввести в концепцию возникновения города экономический фактор - межрегиональную и межконтинентальную торговлю. При этом огромную роль Пиренн отводит средневековому купечеству. Теория Пиренна получила название торговой концепции, или торговой теории. Но эта теория не была принята многими исследователями города и историками Средневековья.

Современные городские теории страдают теми же недостатками, которые  были присущи теориям XIX и первой половины XX в. - ни одна из них не может объяснить генезис города во всей совокупности. Одной из таких теорий является распространенная в настоящее время археологическая. Исследователи, разрабатывающие эту теорию, занимаются археологией средневековых городов. Археология дает возможность составить представление о хозяйстве города, его характере, степени развития ремесла, внутренней и внешней торговли. Но этот метод исследования также отличается односторонностью.

Определенные сдвиги в  исследовании города наблюдаются в  современной зарубежной историографии. Некоторые исследователи города начинают связывать появление города с общественным разделением труда, с развитием товарных отношений, т.е. с экономическими процессами феодализации.

Таким образом, в современных  поисках генезиса средневекового города зарубежная историография начинает склоняться к экономическим механизмам. Определенные сдвиги произошли и  в отечественной историографии. Советская историография объясняла  генезис феодализма экономическими факторами. В последнее время  отечественные историки города находят  объяснение происхождению города, его  генезиса в интегральности всего  развития феодализма, принимая во внимание и разработки предшествующих теорий.

Итак, теории возникновения  средневекового города довольно многочисленны, и ни одна из них, отдельно взятая, не в состоянии объяснить этот феномен  полностью. Как многочисленны теории генезиса города, многочисленны и  сложны были конкретные исторические пути его возникновения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Общая  характеристика средневекового города

 

Выходившие из деревень ремесленники селились в благоприятных для занятий ремеслом местах: в городах античного происхождения, которые тогда играли роль административных, церковных и военных центров (Италия и Южная Франция), территории, которые находились вблизи больших феодальных владений - вотчин, замков и монастырей, на пересечении торговых, военных путей или в местах стоянок кораблей, где они находили спрос и покупателей своей продукции. Со временем в этих местах - вначале небольших рыночных местечках - концентрируется плотность населения. И постепенно, очень медленно эти территории первоначального расселения ремесленников начинают превращаться в средневековые города.

Темпы роста городов в  разных регионах Европы были различны. Наиболее интенсивным рост городов отмечен в романизированной части Европы, прежде всего в Италии. Там не только сохранились античные города, но возникали и средневековые. Античные же города в Италии перерождались, получая второе рождение, и становились средневековыми городами-государствами.

В X в. начинается бурный рост средневековых городов во Франции, сначала в романизированной ее части - Южной Галлии (Марсель, Тулуза), а  затем в средней и северной Франции. Рост городов был высоким, в первую очередь, там, где сохранялись  античные города, с их опытом городской  жизни, городского производства, торговых связей с Византией и странами Востока.

В нероманизированной части Европы темпы роста городов были значительно ниже. Чем дальше на север, тем ниже темпы роста городов. В X-XI вв. средневековые города возникают в Нидерландах, Англии, Германии. И только в XII-XIII вв. появляются города в Скандинавских странах, в Ирландии, а также в Венгрии, в Дунайских княжествах, т.е. на окраинах Европы.

Процесс возникновения и  развития средневекового города привел к очень важному качественному  сдвигу в эволюции всего феодального  общества. Значительную роль в средневековых  городах стало играть простое (не капиталистическое) товарное производство. Население города с самого начала было чрезвычайно пестрым. В городах  жили, в основном, ремесленники и  купцы, которые первыми поселялись на местах будущих городов.

Информация о работе Город как феномен средневековой культуры