Город как феномен средневековой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 08:37, реферат

Описание работы

Средневековый город следует рассматривать как парадигму западноевропейского феодализма. Такого городского феномена не знала Византийская империя, несмотря на множество городов.
Под эпохой средних веков принято понимать довольно длительный исторический период, в рамки которого входит зарождение и становление европейской средневековой цивилизации и продолжительный процесс ее трансформации - перехода к Новому времени. Эпоху Средневековья начинают обычно с условной даты - с падения Западной Римской империи в 476 г.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Формирование средневекового города……………………..5
Глава 2. Теории возникновения феодального города……………….8
Глава 3. Общая характеристика средневекового города…………...11
Глава 4. Городское ремесло и классовое расслоение в городе…….15
Заключение………………………………………………………………23
Литература………………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

реферат культ.docx

— 40.91 Кб (Скачать файл)

На потерю своего будущего подмастерья и ученики ответили созданием своих обществ - братств, которые начали бороться против мастеров. Вскоре городское население от бойкота  и забастовок перешло к восстаниям против городских олигархов.

Социальная борьба, развернувшаяся в городе, прошла три этапа. Первый этап - коммунальное движение, второй этап - борьба с патрициатом, и третий - борьба городского ремесленного плебейства против богатых мастеров и купцов, слившихся с патрициатом, и против городской олигархии.

На протяжении XI-XV вв. в  городах Западной Европы складывается новое сословие: средневековое сословие горожан. Оно было связано с торговым и ремесленным производством, с  собственностью. Это сословие в политико-правовом отношении пользовалось безусловными привилегиями и вольностями, которые  составляли статус полноправного горожанина. В XIV-XV вв. жители города стали называться бюргерами. От этого слова в дальнейшем часть городского населения, преуспевшего в товарном производстве, получит  название "буржуазия".

С ростом городов возрастает ремесленное производство, растет и  торговля. Город и возникший вокруг него рынок становятся основой для  образования единого внутреннего  рынка. Уже в XIII-XV вв. складываются два  крупнейших центра международной торговли. Первый центр - Средиземноморье, с которым  было связано купечество романизированных регионов Европы, давал выход на Византию и далее на Восток. Второй центр международной и особенно общей западноевропейской торговли сложился на севере - регионы Балтийского и Северного морей. К этому торговому региону примыкала также Северо-западная Русь: Новгород, Псков, Полоцк и др. города. Северная торговля шла по знаменитому "Янтарному пути", получившему свое название от янтаря Балтийского моря. Этот путь становится главным торговым нервом Западной Европы.

В это же время начинают складываться крупнейшие торговые купеческие компании, которые были важны не только для самой торговли и образования  торгового капитала, но и играли огромную роль в политических коллизиях  Западной Европы, являясь средоточием  ее богатства и тем самым определяя  ее политическую жизнь. Самой знаменитой из них была компания, созданная  купцами немецких земель - Ганза, или  Ганзейское торговое общество. В Ганзу  входили купцы Новгорода и  Пскова. Ганза активно вмешивалась  в политические коллизии Западной Европы.

В ХII-ХIII вв. возникает еще одно новое явление - ярмарки, как крупные центры оптовой торговли. Наиболее крупным ярмарочным центром в то время была Шампань. В XIV-XV вв. центр ярмарочной торговли в Европе смещается на север. Главным центром ярмарочной торговли становится г. Брюгге во Фландрии. Уже тот уровень торгового капитала, который оформился к XV в., привел к появлению сферы денежных и кредитных операций. Возникают банки. Первые банки появились в городах Северной Италии, в Ломбардии. Затем они начинают открываться во многих городах Западной Европы.

Итак, к XIV в. оформляется  торговый купеческий капитал, как предшествующий капиталистическому капиталу. Одновременно с оформлением торгового капитала возникают элементы капиталистического производства - различные формы и  типы мануфактур. Наряду с цехом  появляются новый типы производства - мануфактуры, но мануфактуры пока еще не капиталистические. Мануфактура - это более крупный тип производства, чем цех, включающий в себя большее число работников, значительное техническое оснащение и т.д. Мануфактурой, как правило, руководил не один человек, а совет. Мануфактура освобождалась от жесткой регламентации - она уже более свободна в выборе материала, количестве станков, в самом производстве.

В XIV-XV вв., если еще нельзя говорить о складывании капитализма, то можно вполне определенно говорить о кризисе вотчинной, классической феодальной системы. Об этом свидетельствуют  перемены, происходившие не только в городе, но и в сфере сельского  хозяйства - втягивание феодального  и крестьянского хозяйства в  торгово-денежные отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Характерным явлением средневековой  европейской цивилизации начиная с XI в. были города. Вопрос о соотношении феодализма и городов является дискуссионным. Города постепенно разрушили натуральный характер феодального хозяйства, способствовали освобождению крестьян от крепостной зависимости, содействовали возникновению новой психологии и идеологии.

В то же время, жизнь средневекового города была основана на свойственных средневековому обществу принципах. Города были расположены на землях феодалов, поэтому первоначально население  городов находилось в феодальной зависимости от сеньоров, хотя она  и была слабее, чем зависимость  крестьян.

Средневековый город имел в своей основе и такой принцип  как корпоративность. Горожане были организованы в цеха и гильдии, внутри которых действовали уравнительные  тенденции. Сам город также представлял  собою корпорацию. Особенно явно это  проявилось после освобождения от власти феодалов, когда города получили самоуправление и городское право.

Но именно благодаря тому, что средневековый город представлял  собой корпорацию, после освобождения он приобрел некоторые черты, роднившие  его с городом античности. Население  состояло из полноправных бюргеров и  не являющихся членами корпораций: нищих, поденщиков, приезжих.

 Превращение ряда средневековых  городов в города-государства  ( как это было в античной цивилизации) также показывает оппозициозность городов феодальному строю. По мере развития товарно-денежных отношений на города стала опираться центральная государственная власть. Поэтому города способствовали преодолению феодальной раздробленности - характерной черты феодализма. В конечном итоге перестройка средневековой цивилизации произошла именно благодаря городам.

Средневековые города, как  один из главных жизненных нервов феодализационных процессов Западной Европы, на протяжении IX-XV вв. становятся центрами ремесла, торговли, развития товарного производства и появления элементов капитализации. Город начинает оказывать все более существенное влияние на все сферы развития феодального государства. Город прочно становится не только центром производства, но и центром культуры Средневековья. Именно в нем, наряду с мощным производственным потенциалом и материальными богатствами, накапливается и культурный потенциал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Краткая всемирная история М., 1966 Кн.1.

2. Добиаш-Рождественская О.А. Культура западноевропейского 
средневековья. Научное наследие. М., 1987.

3.Средневековая культура и город в новой исторической науке. - М., 1995.

4. Культурология. Попова Е. В., Кленов Л. А. – Екатеринбург 2010.

 


Информация о работе Город как феномен средневековой культуры