Гостеприимство в древних культурах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 11:52, реферат

Описание работы

Всегда представляют большой интерес те формы гостеприимства, которые обеспечивали приют и защиту путешественникам и чужестранцам в малокультурных местностях. Им пришлось сыграть в истории огромную культурную роль, неразлучную с ними и там, где они и теперь ещё встречаются. Она состоит: 1) в установлении и поддержании международного общения на начальной ступени культуры и 2) в том нравственном влиянии, которое, создаваясь на почве дружественных отношений между племенами, знавшими на первых порах лишь враждебное чувство друг к другу, становилось постепенно фактором воспитания альтруистических чувств.
Историков культуры и этнографов, встречающихся с этими последними формами гостеприимства, поражает обыкновенно тот контраст, в котором они стоят к остальным обычаям народа, их практикующего.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..с.3
Гостеприимство в древних культурах…………………………………...с.4
Гостеприимство на Древнем Востоке……………..……………….с.4
Гостеприимство и гостиничное дело в Древней Греции…………с.6
Гостиницы Древнего Рима………………………………………….с.9
Заключение………………………………………………………………………с.13
Список литературы…………………

Файлы: 1 файл

гостеприимство.docx

— 34.91 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………..с.3

  1. Гостеприимство в древних культурах…………………………………...с.4
    1. Гостеприимство на Древнем Востоке……………..……………….с.4
    1. Гостеприимство и гостиничное дело в Древней Греции…………с.6
    2. Гостиницы Древнего Рима………………………………………….с.9

Заключение………………………………………………………………………с.13

Список литературы………………………………………………………………с.14

 

Введение

Гостеприимство  – одно из фундаментальных понятий  человеческой цивилизации.

Всегда представляют большой интерес те формы гостеприимства, которые обеспечивали приют и защиту путешественникам и чужестранцам в малокультурных местностях. Им пришлось сыграть в истории огромную культурную роль, неразлучную с ними и там, где они и теперь ещё встречаются. Она состоит: 1) в установлении и поддержании международного общения на начальной ступени культуры и 2) в том нравственном влиянии, которое, создаваясь на почве дружественных отношений между племенами, знавшими на первых порах лишь враждебное чувство друг к другу, становилось постепенно фактором воспитания альтруистических чувств.

Историков культуры и этнографов, встречающихся с этими последними формами гостеприимства, поражает обыкновенно тот контраст, в котором они стоят к остальным обычаям народа, их практикующего.

«Право состоит  у них в силе, уважение к которой  доходит до того, что они не стыдятся даже открытого разбойничества; тем  не менее они добры к гостям и снисходительны к мольбам»  — эти слова, сказанные Помпонием Мелой о германцах, совпадают с отзывами всех путешественников и этнографов о гостеприимных народах. Древний грек и северный германец, индеец, африканец или русский инородец, не задумывающиеся убить путешественника, встречают его, как гостя — если ему удалось добраться до них в этом качестве и попросить приюта — не только не враждебно, но и в высшей степени радушно: гостя обсушат и обогреют, для него приготовят из последних, взятых в долг или даже украденных запасов насколько возможно роскошный стол, дадут на ночь удобное помещение, уступят хозяйскую постель, а при отъезде одарят подарками, проводят до границ владений общины и часто сочтут оскорблением для себя всякое предложение платы. Таковы черты гостеприимства, характеризующие его у всех названных и многих других народов.

Целью данной работы является анализ знаний об истории  гостеприимства с учётом мирового опыта, национальных и культурных традиций в условиях огромного интереса в  мире к развитию туризма и индустрии  гостеприимства.

 

Гостеприимство  в древних культурах

Гостеприимство на Древнем Востоке

С возникновением первых цивилизаций заметно активизируется торговля. Строятся дороги и каналы, возникают постоялые дворы (прообразы  будущих гостиниц) и почта, строятся порты. Во-вторых, принимаются меры по безопасности как самих купцов, так и торговых путей, морских и сухопутных.

Из расшифрованных месопотамских текстов известно, что шумеры – древнейшее население Междуречья – активно торговали со страной Мелуха – скорее всего, это Индская цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро. Оттуда поступали в шумерские города-государства рис, хлопок, лес, бусы из сердолика.

В каждом городе были рынки и храмы. Купцы и  монахи, богатые бездельники и  чиновники, жаждущие знаний юноши и авантюристы во множестве передвигались по рекам и караванным путям Индского государства. Есть определенный резон говорить, что те или иные постройки в древности служили, по всей видимости, постоялыми дворами. 

В Месопотамии, как показали результаты раскопок в  южной части Ирака, проводившиеся  в течение 12 лет английским археологом Леонардом Вулли, также еще несколько тысячелетий назад, существовали ханы – места временного приюта людей. Л. Вулли пишет: «...дом был скорее всего ханн – гостиница или постоялый двор. В нижних этажах здания частично размещались стойла, часть помещений занимал сам хозяин со своей семьей, остальные приспособлены для постояльцев. Стены этого дома непомерно толстые. Возникает предположение, что гостиница была трехэтажная...».

В законодательных  актах Кодекса царя Хаммурапи  встречаются правовые нормы, позволяющие утверждать, что гостиничное дело в тот период времени, 2000 лет тому назад, в Халдее было достаточно развитым. Государство неусыпно надзирало за деятельностью владельцев таверн, так, в случае уличения их в разбавлении пива водой предусматривалась смертная казнь.

Вавилоняне, будучи людьми научного склада ума, оставили нам географические карты ряда местностей. Такие карты, процарапанные на глиняных табличках, указывают русла рек и положение морей, границы определенных владений, торговые пути и расположенные на них места временного нахождения (укрытия).

Вавилонских купцов можно было встретить повсюду; известно письмо вавилонского царя к фараону Египта, в котором он выражает свое недовольство тем, что дороги в Сирии и Палестине небезопасны и его торговые агенты подвергаются грабежу со стороны местных жителей. Для пресечения нападений на купцов и обеспечения безопасного проезда по дорогам создаются повсеместно в Сирии, Палестине, Египте, Вавилоне караван-сараи. Учитывая, что вавилоняне забрались далеко на север, достигнув Черного и Каспийского морей, отдаленных областей Востока, можно понять, что следствием этого стало возведение иногда примитивных укрытий, а иногда и караван-сараев на протяжении довольно длинных торговых путей.

Совершенно  точно гостиницами следует считать  торговые и разведывательные фактории древних ассирийских купцов, размещавшиеся, в частности на территории восточных  окраин Хеттского царства (8 в. до н.э.).

Известно  было гостиничное дело и в древней  Финикии. Хотя финикийцы были в основном мореплавателями, как самый известный  торговый народ древности, они пользовались и сухопутными путями сообщения. Сухопутные торговые пути внутри страны «были снабжены постройками для  отдыха караванов», часть этих караван-сараев была укреплена. Они «строились по одному образцу, в подражание обширным дворам сирийских храмов и состояли из четырехугольного большого двора, окруженного крытыми  галереями, разделенными внутри на отдельные  помещения. Рядом были сделаны колодцы  и насажаны деревья». Знаменитый город  древности – Пальмира, видимо, начал  свою историю с подобного караван-сарая, который был отстроен по указу царя Соломона.

Самые отдаленные упоминания о местах для размещения путников можно найти и в истории  Древнего Египта. В эпоху Нового царства Египет уже считался не только средоточием памятников культуры, о чем свидетельствуют обнаруженные многочисленные надписи на пирамидах, оставленные экскурсантами и туристами античности, но и лечебным курортом. Эти потребности побуждали власти заниматься сооружением палаточных городков, павильонов, всевозможных зданий и сооружений для путешествующих, а также организацией их питания и бытового обслуживания. Накопленные знания и опыт сооружения объектов размещения, зафиксированные в истории Древнего Египта, с успехом использовались позже в сооружении подобных объектов греками и римлянами.

До наших  дней дошла старинная Египетская роспись II в. до н. э. с изображением гонца, передающего свиток с сообщением государственному чиновнику. Государственные  власти постоянно нуждались в сведениях о состоянии дел в подвластных территориях и во время военных походов. Еще в период рабовладельческого строя были сделаны первые шаги в деле упорядочения системы транспорта и связи, дорожного строительства, объектов (мест) размещения путников. 

Гостеприимство и гостиничное дело в Древней Греции

Мобильность населения в эпоху античности была на удивление высокой. Такие  события, как Олимпийские игры, собирали атлетов, зрителей, а также торговцев  и ремесленников (т. е. как потребителей, так и поставщиков товаров  и услуг) со всей Древней Греции. В окрестностях Олимпа строились сооружения, павильоны для проживания в них атлетов, а также для организации всевозможных бытовых услуг. Все отправлявшиеся в Олимпию признавались гостями Зевса. Олимпийские игры были самым известным, но не единственным зрелищем Древней Греции (следует иметь в виду, что термин «игры» в античном мире имел более широкое значение, чем в современном русском языке, и включал в себя и театральное представление, и состязания поэтов, певцов, музыкантов, а также мистерии для посвященных, т. е. обозначал понятие, аналогичное современным фестивалям культуры и искусства).

Приют в гостинице  давался всякому – бедному  и богатому, знатному и простолюдину. Сохранилось, например, известие, что  посольство афинян к царю Македонии  Филиппу Македонскому (382–336 гг. до н. э.) останавливалось в такой гостинице.

Правда, само гостиничное дело не пользовалось у  греков популярностью и не являлось престижным занятием, потому что содержание гостиниц и питейных заведений считалось  нечестным и недостойным промыслом, уделом вольноотпущенников и метеков (иногородних, неграждан). Немногочисленные гостиницы и постоялые дворы содержались за счет государства и только в местах массового скопления людей на спортивных состязаниях, курортах или в местах религиозного паломничества. В гостиницах селились только иностранцы. Надо отметить, что жители Афин или, в особенности, Спарты не ездили за границу без особых на то обстоятельств. Это не в последнюю очередь объяснялось тем, что для подобного путешествия необходим был загранпаспорт – сфрагис.

Большей частью греки пользовались гостеприимством  родственников и знакомых, а иногда даже незнакомых людей. Гостеприимство было естественной составной частью быта. Во всех домах состоятельных  людей были особые комнаты для  гостей. Впрочем, если места в доме гостю не хватало, он мог разместиться под портиком дома на открытом воздухе, климат Греции по большей части делал  это возможным.

Права гостеприимства находились под покровительством Зевса. Гомер называет его «Зевс-гостеприимец». Но из-за плохого сообщения между отдельными городами-государствами греков гостиниц и постоялых дворов было очень мало. Обычно в богатых домах бесплатно принимали чужестранцев, причем это не всегда были родственники или знакомые.

В греческих  полисах создавались «Союзы гостеприимства». Каждый член такого Союза – ксен – брал на себя защиту интересов жителей другого полиса в своем государстве. Со временем в Древней Греции даже установился институт проксенов и евергетов (благодетелей), когда иностранец заключал договор о гостеприимстве уже не с отдельным человеком, а с городом-государством.

При этом обе  стороны должны были соблюдать следующие  условия: проксен обязан был защищать в своем городе интересы прибывших сюда граждан государства, давшего ему звание проксена, подобное современному званию консула; государство обязывалось, со своей стороны, предоставить проксену в случае, если он пожелает прибыть или поселиться в нем, все гражданские права, кроме политических. Проксен мог приобрести землю или другую недвижимость, судиться в общем порядке, занимать наиболее почетные места в театре или на спортивных состязаниях и т. д.

В древнегреческих  гостиницах не всегда кормили и путешественникам приходилось провизию возить с собой. Поэтому в Греции довольно большое  распространение получили таверны. Владелец таверны в Древней Греции, подобно своему современному собрату, предлагал еду, напитки и ночлег. Вино было как домашним, так и  импортным. К столу подавали сыр  из козьего молока, хлеб из ячменя, капусту, горох, бобы и чечевицу. Можно было попробовать также фиги и оливки. Более всего предпочитали сырное печенье, медовые булочки, булочки  с тмином. Если подавали мясо, то это  обычно была козлятина, свинина, баранина. Фаршированный осел считался деликатесом. Колбасы, свиные пудинги, разнообразные  рыбные блюда всегда имелись в наличии.

Из практических соображений ранние таверны располагались около храмов. После жертвоприношения, согласно религиозным обрядам, животных приносили в таверну и съедали («после жертвоприношения – пир, после пира – возлияния»). Каждый из гостей возлежал на ложе, с подушкой или валиком под левой рукой.

Музыканты (обычно молодые девушки) развлекали гостей во время еды. Некоторые таверны  имели небольшие сцены для  театральных представлений. Когда  пир заканчивался, согласно афинскому  обычаю, пили еще три раза: один раз  – за богов, один – за умерших  героев, один – за Зевса. По особым случаям  раздавали гирлянды из цветов и духи.

 

 

 Гостиницы Древнего Рима

В Древнем  Риме ситуация с гостиничным делом  отличалась от той, которая существовала в Греции. На главных римских дорогах  размещались почтовые станции с  удалением друг от друга на расстояние в 15 миль. Они были составной частью государственной почтовой службы. Вдоль дорог, а затем и в крупных городах существовала сеть государственных гостиниц, называвшихся мансионами. Они строились также через каждые 15 миль и в них могли разместиться одновременно до нескольких десятков человек. В период республики мансионы были малокомфортабельными и рассчитанными на невзыскательных путников. Подушки и матрасы без постельного белья, набитые вместо перьев и пуха сеном и тростником, кишели насекомыми. Часто содержатели гостиниц недодавали овес лошадям, а в тавернах сильно разбавляли вино. 

К примеру, в  одной из своих эпиграмм, написанной явно под впечатлением от условий проживания в одной из таких гостиниц, известный поэт того времени Марк Валерий Марциал, обращаясь к хозяину, восклицает: «Вино твое, о хозяин, смешалось с потоками ливня».

В подобного  рода гостиницах останавливались люди невысокого социального положения. Для самой невзыскательной публики  существовали гостиницы под названием  стабулярии, соответствующие, видимо, классу 1*. О плохом состоянии гостиниц говорит и тот факт, что все состоятельные люди возили с собой переносные палатки, или шатры. Государственные чиновники пользовались услугами государственной почты. Конечно, чиновники ездили быстрее обычных путешественников. Известно, что добраться от Рима до Роны можно было всего за 8 дней, преодолевая в день до 150 км. Частному путешественнику приходилось менять лошадей на каждой станции. В день они проезжали в среднем по 50–60 км.

Путешествовали  и пешком, и, если кто очень торопился, верхом, а большинство в зависимости  от дальности поездки и толщины  своего кошелька – в повозках.

Характерной чертой каждой почтовой станции была таверна, где путники могли поесть. Как правило, на вывеске таверны  изображалось какое-либо животное: орел, петух, журавль, реже предметы. На одной гостинице в Лионе был рекламный щит со следующим содержанием: «Здесь Меркурий обещает выгоду, Аполлон – здоровье, Септимеи (хозяин таверны) – хороший прием, и со столом. Кто войдет сюда, будет чувствовать себя превосходно; чужестранец, осмотри хорошенько место, где ты хочешь поселиться».

Информация о работе Гостеприимство в древних культурах