Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 19:14, контрольная работа
Гуманизм занимает важное место в системе духовных ценностей. О его определяющей роли в мировоззренческом сознании европейского человечества (по крайней мере, с ренессансной эпохи) можно судить по тому, что ни одно философское, политическое, художественное направление или учение, претендующее на роль духовного и практического лидера европейской цивилизации, не обходилось без того, чтобы объявить себя образцом гуманизма. Гуманистические идеалы, «пустившие корни» в эпоху Ренессанса, утвердившиеся в духовной культуре в форме традиции, выдержали испытание временем, доказав свою значимость, непреходящую ценность.
Введение 3
1. Формирование гуманизма 7
2. Теоретический аспект гуманизма 12
3. Практический аспект гуманизма 18
Заключение 26
Список использованной литературы 28
развивались в светском направлении. В архитектуре этого времени формируется
новый тип здания — городского жилища (палаццо), загородной резиденции
(вилла), совершенствуются различные виды общественных сооружений.
Функциональность новой архитектуры гармонически связана с ее эстетически
принципами. Использование сложившейся на античной основе ордерной системы
подчеркивало величественность зданий и в то же время соразмерность их
человеку. В отличие от
средневековой архитектуры
органически объединен с интерьером. Строгость и торжественная простота
фасадов сочетаются с просторными, богато украшенными внутренними помещениями.
Ренессансная архитектура, создавая среду обитания человека, не подавляла, а
возвышала его, укрепляя веру в себя. В скульптуре переходят от готики к
ренессансному стилю Гиберти, Донателло, Якопо делла Кверча, братья
Росселлино, Бенедетто да Майано, семья Делла Роббиа, Верроккьо. Высокого
уровня достигает искусство рельефа, отмеченное гармоничностью пропорций,
пластичностью фигур, светской интерпретацией религиозных сюжетов. Важным
завоеванием ренессансной скульптуры XV в. было отделение от архитектуры,
вынесение свободно стоящей статуи на площадь (памятники кондотьерам в Падуе и
Венеции). Быстро развивается искусство скульптурного портрета.
Живопись итальянского Возрождения складывалась прежде всего во Флоренции. Ее
основоположником стал Мазаччо1. В его
фресках в капелле Бранкаччи героизация образов неотделима от их жизненной
реальности и пластической выразительности (фигуры изгнанных из рая Адама и
Евы).
В искусстве и жизни проявлялся титанизм. Достаточно вспомнить героические
образы, созданные Микеланджело, и самого их творца - поэта, художника,
скульптора. Люди, подобные Микеланджело или Леонардо да Винчи, являли собой
реальные образцы безграничных возможностей человека.
Таким образом, мы видим, что гуманисты жаждали, стремились быть услышанными,
излагая свое мнение, “проясняя” ситуацию, ибо человек XV века заблудился в
самом себе, выпал из одной системы верований и пока не утвердился в другой.
Каждый деятель
Гуманизма воплощал или
Гуманисты не просто верили в обновленное счастливое интеллектуальное общество,
но и пытались построить это общество своими силами, организуя школы и читая
лекции, объясняя свои теории простым людям. Гуманизм охватывал практически все
сферы жизни человека.
Заключение
Итак, мы рассмотрели теоретический и практический аспекты
гуманизма, предварительно обосновав
невозможность определения
руководствуясь лишь одним аспектом.
Мы увидели, что провозглашенное первыми гуманистами духовное раскрепощение
личности было неразрывно связано с задачей построения новой культуры,
переработки и освоения античного наследия, разработкой гуманитарных знаний,
ориентированных на воспитательную и образовательную деятельность.
Поэтому определить гуманизм только как философскую систему воззрений
невозможно. Теоретический и практический аспекты связаны между собой.
Рассмотрев платонизм, аристотелизм и обозначив другие традиции, мы попытались
найти объединяющее всех их положение: все они стремились найти сущность
человека. Но видно, что о какой-либо стройной философской системе речь здесь
не идет, философия Гуманизма – не цельное явление, а сбор разнородных
фрагментов идей античности, к тому же направленный на практический аспект
Гуманизма.
В итоге, для философов гуманизма человек стал неким сплетением телесного и
божественного начал.
При всем при этом, теория гуманизма не представляла собой нечто радикально
новое. Однако, несмотря на то, что теоретический аспект гуманизма, в
принципе, являлся лишь переработкой идей предшествующих эпох, гуманизм был
заявлен как принципиально новое философское направление. Но этот факт
нисколько не уменьшает значимости такого явления как гуманизм. И все потому,
что кроме теоретического аспекта существует еще и практический, благодаря
которому гуманизм становится не просто переработкой умозрений философов
прошлых эпох, а идеологией, воплощением синтеза этих идей в таких сферах
жизни как политика, образование, искусство.
Как мы проследили в третьей главе, практически каждый деятель Гуманизма
воплощал или пытался воплотить свои теории в жизнь. Гуманисты не просто верили
в обновленное счастливое интеллектуальное общество - они хотели и пытались
построить это общество своими руками, используя такие сферы как искусство,
воспитание и политика. На основании всего выше сказанного мы можем
сделать вывод, что гуманизм не является исключительно системой философских
знаний, он намного сложнее. Гуманизм вбирает в себя идеи многих философских
традиций, но сам не является только философией. Он направлен на развитие
общественных отношений на основании философских понятий, поэтому определить
Гуманизм как только философию или только мировоззрение нельзя. Это совокупность
этих форм мысли. Попытка построить на основе ответа на вопрос о сущности
человека идеальное общество - вот как можно охарактеризовать возрожденческий
гуманизм. К сожалению, как и прочие идеологии гуманизм, далеко несовершенен.
Выявить и обосновать эти изъяны – вот одна из возможных перспектив моего
исследования.
Список использованной
1. Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека // Человек. М.,
1991. С. 221.
2. Петрарка Ф. Автобиография. Исповедь. Сонеты. Пер. М. Гершензона и Вяч.
Иванова – М:1915 – С.40-168
3. рагина Л. М. “Становление реннессансной культуры в Италии и ее
общеевропейское значение” // История Европы. Т. 3. От
Средневековья к новому времени. Москва "Наука" 1993. С. 455-467.
4. Брагина Л.М. Этические взгляды Пико делла Мирандола. – “Средние века”,
вып. 28. – М: 1965 – С. 16-40
5. Лосев А.Ф. "Эстетика возрождения". - М, 1997 – С. 47-447
6. Девятайкина Н.И. Мировоззрение Петрарки: Этические взгляды/Девятайкина
Н.И.-Саратов: Сарат.ун-т, 1988.-49-90с.
7. Бибихин В.В. Новый ренессанс /Бибихин В.В.-М.: Наука, 1998.-496с
8. Хлодовский Р.И. Франческо Петрарка: Поэзия гуманизма/Хлодовский Р.И.;
Ред. А.Д.Михайлов; АН СССР.-М.: Наука, 1974.-С.146
9. Баткин Л.М. Итальянское возрождение в поисках индивидуальности /Баткин
Л.М.; Ред. С.С.Аверинцев-М.: Наука, 1989.-272с
10. Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения – М:
1977. – С.59
11. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления – М:1976.
– С.78-102
12. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм – М: 1977. – С.95
13. Нанси Ж.-Л. Сегодня // Ад Маргинэм 93 – М: Маргинэм, 1994 - С.149-169
14. Гуревич П.С. Философия человека Ч.1– М: РАН, 2000 – С.253
15. Брюнинг В. Философская антропология. Исторические предпосылки и
современное состояние (http://elenakosilova.narod.
03.05.04г.