Художественная культура эпохи возрождения в Италии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 16:42, реферат

Описание работы

Данный период хотя и не являлся продолжительным в мировой истории, но оставил яркий след в сознании людей, в их мышлении и понимании окружающего мира.
Цель реферата – знакомство с творчеством знаменитых личностей того времени, их произведения, идеология и религия. Это, несомненно, интересно, полезно и важно для саморазвития и самосовершенствования.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Проторенессанс 4
Глава 2. Раннее Возрождение 7
Глава 3. Высокое Возрождение 20
Глава 4.Позднее Возрождение 25
Заключение 31
Литература 32

Файлы: 1 файл

Логвинов реф ИСПР.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

Более непосредственно  воспринимается картина «Рождение  Венеры», не столь сильно связанная с аллегорическим подтекстом. Это одно из самых пленительных созданий мировой живописи. Картина изображает Венеру, богиню любви и красоты, плывущую на большой раковине. «Лодку» подгоняют к берегу летящие, сплетённые в объятиях бог и богиня ветра. На берегу Венеру поджидает нимфа, которая спешит накинуть на её плечи светло-малиновое покрывало, затканное цветами. Мастер золотит развеваемые ветром волосы Венеры, и это придаёт её женственному облику что-то неземное. Явление божества, далёкого от реальности, отражено и в гамме холодных, прозрачных, светлых красок.

В живописи раннего Возрождения  среди множества лиц — прекрасных и почти уродливых, но всегда значительных — образы женщин, девушек, юношей и  детей, принадлежащие кисти Боттичелли, узнаются сразу. Их отличает не классическая правильность черт, не миловидность, а обаяние безгрешной чистоты, беззащитности, невысказанной грусти. Образ Венеры — высшее воплощение этого идеала. Через четыре столетия люди всматриваются в её ясные черты и находят в них нечто волнующее.

В начале 90-х гг. XV столетия в творчестве Боттичелли произошёл  решительный перелом. На него оказали  сильнейшее влияние страстные проповеди  доминиканского монаха Савонаролы, обличавшего  папство, аристократию, богатых и гуманистическую культуру. Когда в 1494 г. Медичи были изгнаны из Флоренции, а во главе республики фактически оказался Савонарола, Флоренцию охватил религиозный фанатизм.

На улицах запылали костры, в которых горели предметы роскоши  и даже произведения искусства. Боттичелли с его жадным интересом к политической жизни и страстностью религиозных исканий мучительно метался между гуманистической ренессансной культурой художественного кружка при дворе Медичи и призывами к аскетизму Савонаролы. Сильное впечатление на мастера произвела казнь монаха, обвинённого в ереси: он был повешен перед Паласио Веккьо, а затем сожжён на костре.

В позднем периоде  творчества Боттичелли предпочитал  писать картины на религиозные сюжеты трагического характера. К ним относятся  две картины «Оплакивание Христа» (около 1500 г.). Одна из самых известных картин того времени — так называемая «Покинутая» (около 1490 г.): у запертых бронзовых ворот в громадной стене сидит девушка, закрывшая лицо руками, — олицетворение безнадёжности, одиночества, трагической судьбы. Боттичелли умер в нищете и забвении. Его творчество заново открыли лишь в середине XIX в. так называемые прерафаэлиты — группа английских художников и писателей, избравших своим идеалом итальянское искусство до Рафаэля (отсюда и происходит их название).

Глава 3 Высокое возрождение

С конца 15 века, когда  итальянское искусство достигает  наивысшего подъема, начинается Высокое  Возрождение. Для Италии этот период оказался исключительно тяжелым. Раздробленная  и потому беззащитная, она была буквально опустошена, разграблена и обескровлена вторжениями со стороны Франции, Испании, Германии и Турции. Однако искусство в этот период, как это ни странно, переживает невиданный расцвет.

К числу титанов Возрождения  относится прежде всего Леонардо да Винчи (1452-1519). Он был не только гениальным живописцем, скульптором и архитектором, но и великим ученым, инженером и изобретателем.

Леонардо да Винчи, оставаясь  гением Возрождения, принадлежал не только своему времени, но и прошлому, и будущему. Он во многом не принял господствовавший в Италии платоновский гуманизм, упрекая Платона за абстрактную теоретичность. Разумеется, искусство Леонардо было высшим воплощением идеалов гуманизма. Однако как ученому ему гораздо ближе был аристотелевский эмпиризм, и вместе с ним он переносился в 13 веке, в позднее Средневековье, когда властителем был Аристотель.

Именно тогда рождался дух научного эксперимента, в утверждение  и развитие которого решающий вклад  внес Леонардо. Вместе с тем –  опять же, как ученый и мыслитель – он на целые столетия опередил свое время. Леонардо разрабатывал систему мышления, которая получит распространение после эпохи Ренессанса, в Новое время. Многие его идеи и технические проекты – замыслы самолета, вертолета, танка, парашюта и т.д. – будут воплощены только в 19-20 веках.

В каждом произведении Леонардо решал какую-нибудь сложную проблему. Когда это решение находилось, ему уже неинтересно было доводить полотно до завершения. В этом смысле ученый-экспериментатор в нем  брал верх над художником. Здесь он опять же опередил развитие живописи на целые столетия. Только во второй половине 19 века французский импрессионизм встал на путь подобного эксперимента, который привел искусство к модернизму и авангарду.

Леонардо избегал всего неподвижного и застывшего. Он любил движение, действие, жизнь. Его притягивал меняющийся, скользящий формы свет. Он как завороженный следил за поведением воды, ветра. В своих произведениях он стремился выразить переходное, меняющееся состояние. Именно такой предстает загадочная и странная полуулыбка его знаменитой «Джоконды». Благодаря этому все выражение лица становится неуловимым и меняющимся, странным и загадочным.

Мышление и рисунок  Леонардо рассматривает как два  способа познания действительности, позволяющих анализировать и понимать ее. Исходя из открытых таким образом элементов, он осуществляет новый синтез, выступающий одновременно творческим процессом, который в одном случае приводит к произведению искусства, а в другом – к научному открытию. Леонардо подчеркивает, что искусство и наука по своей природе тождественны. У них общий метод и общие цели. В их основе лежит один и тот же творческий процесс. Однако уже в последующем – 17 веке пути искусства и науки разойдутся. Равновесие между ними нарушится в пользу науки.

Одной из вершин творчества Леонардо является фреска «Тайная вечерня» в трапезной монастыря Санта  Мария Дела Грацие. Эта работа поражает не только общей композицией, но и  точностью. Леонардо не просто передает психологическое состояние апостолов, но и делает это в момент, когда оно достигает критической точки, переходит в психологический взрыв и конфликт.

Второй вершиной творчества Леонардо стал знаменитый портрет Моны Лизы, или «Джоконда». Это произведение положило начало жанру психологического портрета в европейском искусстве. При его создании великий мастер с блеском использовал весь арсенал средств художественной выразительности: резкие контрасты и мягкие полутона, застывшая неподвижность и всеобщая текучесть и изменчивость, тончайшие психологические нюансы и переходы. Весь гений Леонардо заключен в удивительно живом взгляде Моны Лизы, ее таинственной и загадочной улыбке, мистической дымке, покрывающей пейзаж.

Рафаэль (1483-1520) является одним из самых ярких гениев Высокого Возрождения. Он пережил трудное детство, рано лишился матери и отца. Однако затем судьба, не скупясь, ему давала все, что он хотел, - многочисленные заказы, огромный успех и громкую славу, богатство и почет, всеобщую любовь, включая любовь женщин.

Рафаэль был архитектором и живописцем. Вслед за Браманте он участвовал в проектировании и сооружении Собора св. Петра, строил капеллу Киджи Церкви Санта Мария дель Пополо в Риме. Однако невиданную славу ему принесла живопись.

В отличие от Леонардо Рафаэль полностью принадлежал  своему времени. В его произведениях нет ничего странного, таинственного и загадочного. В них все ясно и прозрачно, все прекрасно и совершенно. Он с наибольшей силой воплотил положительный идеал прекрасного человека. В его творчестве царит жизнеутверждающее начало.

Главной темой его  творчества стала тема Мадонны, которая  нашла у него непревзойденное, идеальное  воплощение. Именно ей посвятил Рафаэль  одно из ранних своих произведений – «Мадонна Конестабиле», где Мадонна  изображена с книгой, которую листает  младенец. Уже в этом полотне ярко проявились важные художественные принципы великого художника. Мадонна лишена святости, она выражает не только материнскую любовь, но воплощает собой идеал прекрасного человека. В картине все отмечено совершенством: композиция, цветовая гамма, фигуры, пейзаж.

Вершиной в развитии темы Богоматери явилась «Сикстинская Мадонна», ставшая настоящим гимном физического и духовного совершенства человека. В отличие от всех других Мадонн Сикстинская выражает неисчерпаемый  человеческий смысл. Она сочетает в себе земное и небесное, простое и возвышенное. На ее лице можно прочитать все человеческие чувства: нежность, робость, тревогу, уверенность, строгость, величие.

Микеланджело Буонаротти (1475-1564) является третьим великим  гением итальянского Возрождения. По масштабу личности он приближается к Леонардо. Он был скульптором, живописцем, архитектором и поэтом. Последние тридцать лет его творчества приходятся уже на Позднее Возрождение. В этот период в его произведениях появляются беспокойство и тревога, предчувствие грядущих бед и потрясений.

Среди первых его творений обращает на себя внимание статуя «Замахнувшийся мальчик», которая перекликается  с «Дискоболом» античного скульптора Мирона. В ней мастеру удалось  ярко выразить движение и страстность юного существа.

Одним из высших достижений Микеланджело явилась статуя «Давид», которую он рискнул изваять из валявшейся без употребления и уже  испорченной глыбы мрамора. Скульптура очень высока – 5,5 м. Однако эта особенность  остается практически незаметной. Идеальные пропорции, совершенная практика, редкая гармония форм делают ее удивительно естественной, легкой и прекрасной. Статуя наполнена внутренней энергией, жизнью и силой.

Помимо скульптур Микеланджело создал прекрасные произведения живописи. Самыми значительными из них являются росписи Сикстинской капеллы в Ватикане.

В последние годы жизни  Микеланджело занимался архитектурой. Он завершает строительство собора св. Петра, внеся изменения в первоначальный проект Браманте.

В искусстве итальянского Возрождения особое место занимает Венеция. Сложившаяся здесь школа существенно отличалась от школ Флоренции, Рима, Милана или Болоньи. Последние тяготели к устойчивым традициям и преемственности, они не были склонны к радикальному обновлению. Именно на эти школы опирался классицизм 17 века и неоклассицизм последующих веков.

Венецианская школа  выступала их своеобразным противовесом и антиподом. Здесь царил дух  новаторства и радикального, революционного обновления.

Художники венецианской школы отдавали предпочтение не форме и рисунку, но цвету, игре света и тени. Изображая природу, они стремились к раскрытию богатств, присущих самой живописи. Именно Венеции принадлежит заслуга открытия чистого живописного начала, или живописности в ее чистом виде. Венецианские художники первыми показали возможность определения живописности от предметов и формы, возможность решения проблем живописи с помощью одного цвета, чисто живописными средствами, возможность рассматривать живописное как самоцель. По этому пути пойдет вся последующая живопись, покоящаяся на экспрессии и выразительности.

Родоначальником венецианской школы является Джорджоне (1476-1510). В  своем творчестве он выступил как  настоящий новатор. У него окончательно побеждает светское начало, и вместо библейских сюжетов он предпочитает писать на мифологические и литературные темы. В его творчестве происходит утверждение станковой картины, которая уже ничем не напоминает икону или алтарный образ.

Главой венецианской школы является Тициан (ок. 1489-1576). Его  творчество – наряду с творчеством Леонардо, Рафаэля и Микеланджело – является вершиной искусства Ренессанса. Большая часть его долгой жизни приходится на Позднее Возрождение.

В работах первого  периода Тициан прославляет беспечную  радость жизни, наслаждение земными благами. Он воспевает чувственное начало, пышущую здоровьем человеческую плоть, вечную красоту тела. Этому посвящены такие полотна, как «Любовь земная и небесная», «Праздник Венеры», «Венера и Адонис».

В работах второго  периода чувственное начало сохраняется, однако оно дополняется растущим психологизмом и драматизмом. В целом Тициан совершает постепенный переход от физического и чувственного к духовному и драматическому. В поздних произведениях Тициана трагическое звучание все более усиливается. Об этом свидетельствует «Оплакивание Христа».

Глава 4 Позднее Возрождение

Вторая половина XV века для итальянского искусства Ренессанса становится переходным периодом. В  это время происходит затмение и  появление новой художественно  культуры. Не вызывает потрясений и тот факт, что творчество данной поры крайне сложно и отличается преобладанием противоборства различных направлений. Хотя если не рассматривать самый конец XVI века — время вступления на манеж братьев Карраччи и Караваджо, то можно сузить всё разнообразие искусства к двум основным тенденциям.

Феодально-католическая реакция нанесла смертельный  удар Высокому Возрождению, но не смогла убить мощную художественную традицию, которая формировалась на протяжении двух с половиной столетий в Италии.

Если говорить о творениях известных художников второй половины XVI века, то им ещё присущ ренессанский фундамент, но уже с некоторыми изменениями. Канули в лето представления о гармонии мира, правде и всесильности разума. Судьба человека уже не рисовалась столь беззаветной, хотя отголоски темы героической личности, которая готова сражаться со злом и ощущение реальности всё же до сих пор присутствуют. Основы искусства XVII столетия были заложены в творческих поисках этих мастеров, благодаря которым были созданы новые выразительные средства. К данному течению относятся немногие художники, но зато именитые мастера старшего поколения, пойманные кризисом на кульминации их творчества, такие как Тициан и Микеланджело. В Венеции, которая занимала неповторимое положение в художественной культуре Италии XVI века, это направленность присуща и для художников младшего поколения —Тинторетто, Бассано, Веронезе.

Представителями второго  направления являются совершенно разные мастера. Их объединяет лишь субъективность в восприятии мира. На лицо разлад с манерами прежних Микеланджело, использовавших всю палитру Ренессанса. Они применяли эти средства в своих произведениях отвлечённо, заменяя диалог с реальностью на игру виртуозных форм. Это и повлекло враждебную настроенность к самой сущности ренессансной художественной культуры.

Информация о работе Художественная культура эпохи возрождения в Италии