Игровая концепция Хейзинги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 21:40, реферат

Описание работы

В данной работе автор поставил целью на основании различных источников сделать анализ игровой концепции И. Хейзинги.
Задачами настоящего реферата являются:
- изложение важнейших положений теории игры;
- исследование связи культуры и игры;
- рассмотрение признаков игры, как культурной формы;
- анализ перспектив игровой концепции культуры.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ 4
1.1.Формирование мировоззрения И.Хейзинги 4
1.2.Теоретические предпосылки создания концепции 6
ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ И ПРИЗНАКИ ИГРЫ 8
2.1.Культуросозидающая функция игры 8
2.2. Культуры и эпохи 9
2.2.1. Римская империя 9
2.2.2.Культура средневековья 10
2.2.3. Эпоха Возрождения 11
2.2.4. Культура 17 - 19 веков 12
2.3.Связь культуры и игры 15
2.4.Признаки игры 16
ГЛАВА 3. КУЛЬТУРА - ФУНКЦИЯ ИГРЫ 19
3.1. Двуединство игры и культуры 19
3.2.Будущее игры и культуры 20
3.3."За" и "против" концепции Й.Хейзинги 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

Файлы: 1 файл

игр кон хейз 09.12.04 - 24.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

Однако перечень признаков  игры не ограничивается перечисленными выше. Хейзинга подчеркивает, что игра сразу фиксируется как культурная форма. Будучи однажды сыгранной, она остается в памяти игравшего в нее индивида как некое духовное творение, которое может быть передано по наследству, воспроизведено при необходимости в любое время. Наконец, игру отличает присутствие в ней некоего напряжения, которое возникает вследствие того, что в игре всегда есть известная неопределенность, что здесь нельзя быть на все сто процентов уверенным в выигрыше, особенно тогда, когда игра ведется с достойным соперником.

"Напряжение игры, - пишет Хейзинга, - подвергает проверке играющего: его физическую силу, выдержку и упорство, находчивость, удаль и отвагу, выносливость, а вместе с тем и духовные силы играющего, коль скоро он, одержимый пламенным желанием выиграть, должен держаться в предписываемых игрой рамках дозволенного ".10

   Опираясь  на свой анализ феномена игры, Хейзинга формулирует следующее  определение: "внутри намеренно ограниченного пространства и времени, протекает упорядочение, по определенным правилам и вызывает к жизни общественные группировки, предпочитающие окружать себя тайной либо подчеркивающие свое отличие от прочего мира всевозможной маскировкой».

   У Хейзинги есть и другое определение игры, схожее с первым по сути, но отличающееся от него в деталях. Во втором разделе книги «Человек играющий» он определяет ее как "добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам с целью, заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием «иного бытия», нежели обыденная жизнь".11

ГЛАВА 3. КУЛЬТУРА - ФУНКЦИЯ ИГРЫ

3.1. Двуединство игры и культуры

Опираясь на выработанное понимание игры, анализ ее места и роли в жизни людей, Хейзинга формулирует свое понимание  культуры. Культура, с его точки зрения, есть игра. Именно так он заявляет в третьем разделе своей книги, хотя, если исходить из контекста его рассуждений, было бы более правильно сказать, что культура есть функция игры. Об этом, кстати, пишет и сам Хейзинга, который подчеркивает, что «в этом двуединстве культуры и игры игра является первичным, объективно воспринимаемым, конкретно определенным фактом, в то время как культура есть всего лишь характеристика, которую наше историческое суждение привязывает к данному случаю... Игровое начало пронизывает культуру, но культура рождается в процессе игры, которая значительно старше культуры, ибо понятие культуры, как бы несовершенно его ни определяли, в любом случае предполагает человеческое сообщество, а животные вовсе не ждали появления человека, чтобы он научил их играть... Можно с уверенностью сказать, что человеческая цивилизация не добавила никакого существенного признака к общему понятию игры"12

3.2.Будущее игры и культуры

Какое же будущее  ожидает игру и культуру?

Ответ на этот вопрос, даваемый Хейзингой, проникнут духом  печали и пессимизма. С его точки зрения, современный мир утратил представление об игре в высшем понимании этого слова как свободной деятельности, в ходе которой человек создавал свой собственный мир и сам устанавливал правила. Она стала достоянием прошлого.

На смену Homo ludes пришел Homo Occidentalis Mechanicus Neobarbarus, если воспользоваться выражением А. Тойнби, которого интересует не сама игра, а та выгода, которую победитель может извлечь из своего триумфа.

"Шумно пропагандируемые  соревнования между странами, - пишет Хейзинга, - не в состоянии поднять современный спорт до активной силы, созидающей стиль и культуру. Несмотря на свое значение для участников и зрителей, он остается стерильной функцией, в которой древний игровой фактор уже успел умереть. Такое понимание идет вразрез с ходячим мнением, для которого спорт является главным игровым элементом нашей культуры. В действительности он утратил лучшее из своего игрового содержания. О благородном диалоге в том смысле, который придавал этому слову Аристотель, здесь едва ли можно говорить: совершенно бесплодное умение, которое не обогащает душу"13

С точки зрения Хейзинга насыщение игровыми элементами различных сторон жизни, которое наблюдается сегодня, отнюдь не является доказательством возрастания роли Игры с большой буквы. Скорее это свидетельство прогрессирующего «пуэрилизма», или ребячества, когда все воспринимается в облегченной форме, когда от традиции стремятся освободиться как от пут на ногах, когда старость и сопутствующая ей мудрость воспринимаются как негативные качества.

"Следует  ли рассматривать пышно разрастающийся  пуэрилизм в современном обществе как игровую функции или нет? - спрашивает Хейзинга. - На первый взгляд кажется, что ответ будет утвердительным... Тем не менее, в настоящее время, я считаю, что должно более четко определить дефиницию игры и на этом основании отказать пуэрилизму в таком качестве. Ребенок, который играет, не ребячлив. Он становится ребячливым, когда игра ему надоедает или когда он не знает во что играть".14

Игра, считает Хейзинга, концентрирует, стягивает в одно целое силы общества, пуэрилизм распыляет их в алогичном хаосе. Говоря другими словами, пуэрилизм не только не препятствует нивелировке личности, но, наоборот, усиливает процесс отчуждения человека от самого себя. «Чтобы вернуть святость, достоинство и стиль, культура должна идти другими путями». Таков один из главных выводов Хейзинги относительно судеб европейской культуры. Однако что это за путь, Хейзинга не говорит, оставляя на долю читателя догадываться о возможных способах решения проблемы. Без особого оптимизма смотрит Хейзинга и на перспективу развития современного искусства, которое, с его точки зрения, занято исключительно поисками оригинальности, а не выполняет своих непосредственных функций по возвышению человеческого духа и облагораживанию людей.

3.3."За" и "против" концепции  Й.Хейзинги

Можно ли безоговорочно  принять концепцию Йохана Хейзинги на природу культуры и ее судьбу? Думается, нет. Прежде всего, возражение вызывает утверждение Хейзинги о том, что человек с момента своего рождения есть существо играющее, что игра лежит в основе культуры, что она есть сама игра. Как было показано многими исследователями, фактором, обусловившим превращение обезьяны в человека, был в первую очередь труд. Игровые элементы были вплетены в трудовую деятельность, но это вовсе не означает, что игра является истоком человеческой культуры. Хейзинга явно преувеличивает роль игры в жизни человеческого рода, ибо, прежде чем наслаждаться игрой, человек должен иметь пищу, одежду, жилище. Все это можно обрести только трудясь, преобразуя природу, реально видоизменяя ее.

Второе возражение может звучать так. Хейзинга делает попытку вписать в «игровое пространство»  не только искусство, но и науку, право, военное искусство всех времен и народов. Однако следует признать, что, решая эту задачу, он не обходится без натяжек. Вряд ли можно все многообразие явлений, судебные заседания, воинские поединки, литературные посвящения подводить под ранг игры. На это, кстати, указывает С.С. Аверинцев, который в одной из своих работ, посвященных Хейзинге, разбирает вопрос о том, насколько игровой элемент присутствует в квазиторжественном посвящении Людовику XIII, предваряющем знаменитый трактат Гуго Гроция «О праве войны и мира».

Не трудно заметить также и то, что, по сути, работа Хейзинги скорее дискриптивна, чем теоретична. Теория вопроса излагается им только в первом разделе, который носит название «Природа и значение игры как явления культуры» и по объему составляет менее 1/5 всей книги. Дав краткое изложение своих подходов, Хейзинга к этому вопросу более не возвращается, хотя необходимость в этом возникает не раз, особенно когда он потрясает читателей парадоксальностью своих суждений.

Многие исследователи  творчества выдающегося нидерландского историка, в частности видный неогегельянец К. Моранди, говорят о том, что Хейзинге-историку, щедро наделенному талантом отбирать и систематизировать факты, удивительным вкусом и тактом, всегда не хватало солидной методологической базы. Думается, это в полной мере проявилось и в «Человеке играющем», где многие моменты явно требуют более тщательной теоретической проработки, чем та, которая дается автором.

Наконец, нельзя не сказать и о том, что книга  Хейзинги отмечена каноническими чертами современной мифологемы. Это прослеживается с первой до последней страницы произведения, где игра представлена как архетип культурной подлинности. О ней Хейзинга говорит в терминах мифа, употребляя такие выражения, как «отрешенность и воодушевление», «подъем и напряженность», «радость и дионисийский экстаз».

По мнению Большой  Советской Энциклопедии" «игровой»  принцип изображен Хейзингой так, будто его роль в разных культурах одинакова".15 И последнее.  Как совершенно справедливо отмечает Р.А. Гальцева, Хейзинга в своем возвышении игры упраздняет смысловой, духовный, нравственный критерий (под видом не-праздничного, прозаического, уныло-серого, утилитарного) того, что он иронически именует как «серьезное».

Под пером Хейзинги все, что не есть игра, а есть «серьезное», достойно порицания и осуждения. Из этого следует, что тот, кто живет подобной, то бишь,  «серьезной» жизнью, существует вне культуры и вне истории, с чем вряд ли можно согласиться. Точно так же вызывает сомнение и идея о том, что чем яснее и честнее культура осознает себя как Игру, тем больше шансов стать у нее высокой культурой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Значение игровой  концепции культуры определяется не только тем, что Хейзинга предложил необычное, выпадающее из общего ряда трактовок понимание культуры и ее генезиса. «Человек играющий» по праву относится к той литературе, которой культура нашей эпохи обязана моментами особенно ясной и чистой духовности, безыскусственности, человеколюбия.16

Написанная человеком, сформировавшимся в лоне европейской гуманистической традиции, которого современники называли «Якобом Буркхардтом XX столетия», она несет в себе огромный гуманистический потенциал, являясь своеобразным протестом против тоталитаристского неоварварства, которое стало грозной силой после прихода к власти национал-социалистов в Германии и фашистов в Италии. Пожалуй, ни в одной другой работе не просматривается столь явно позиция Хейзинги как ученого, для которого свобода является высшей ценностью, который видит смысл человеческого бытия в раскрепощении интеллектуальных и духовных потенций личности.

Обращает на себя внимание и то, что Хейзинга не дает никакого ответа на вопрос: какими путями идти культуре? Он не предлагает никакого выхода из сложившейся  ситуации, а только констатирует кризисное  состояние европейской культуры. Сквозь все, написанное им, как подчеркивают многие авторы, проходит сдержанная, но внятная нота резиньяции, то есть безропотного смирения перед судьбой, что идет вразрез с установками европейского интеллигента-гуманиста, способного на активное действие, а не только на рефлексию.

Можно указать еще на целый  ряд моментов концепции Хейзинги, которые требуют критического осмысления. Однако все это не ставит под сомнение тот факт, что в лице автора «Человека  играющего» мы имеем неординарно  мыслящего ученого, внесшего весомый вклад в культурологию XX в.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Большая Советская Энциклопедия на компакт-диске. - М., 2002.
  2. Вопросы философии. - 1969. - № 3.
  3. Философия культуры. - М., 1991.
  4. Хейзинга И. Человек играющий. - М., 1992.
  5. Шендрик А.И.  Теория культуры: Учеб. пособие для вузов. - М., 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 См.: Ортега-и-Гассет. X. Дегуманизация искусства //  Эстетика. Философия культуры. - М., 1991. - С.228.

2 Хейзинга И. Человек играющий. - М., 1992. - С. 14.

3 Хейзинга И. Человек играющий. - М., 1992. - С. 7.

4  Там же. - С.13.

5 Хейзинга И. Человек играющий. - М., 1992. - С.63.

6 Там же. - С.61-62.

 

 

7 Хейзинга И. Человек играющий. - М., 1992. - С.18.

8 Там же. - С.63.

9 Хейзинга И. Человек играющий. - М., 1992. - С.21.

10 Там же. - С.22.

11Хейзинга И. Человек играющий. - М., 1992. - С.25.

12 Хейзинга И. Человек играющий. - М., 1992. - С.61.

13 Аверинцев С.С. Культурология Йохана Хейзинги // Вопросы философии. - 1969. - № 3. - С.172.

14 Хейзинга И. Человек играющий. - М., 1992. - С.73.

 

15 Большая Советская Энциклопедия на компакт-диске. - М., 2002. - Ст. Хейзинга Й.

16  Шендрик А.И. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов. - М., 2002. - С.319.

 

 


Информация о работе Игровая концепция Хейзинги