Индо-буддийский тип культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:24, реферат

Описание работы

Космос – живой одухотворенный мир. Самопогруженное сомнамбулическое сознание существует во всей материи, нет ничего неодушевленного. Жизнь каждого живого существа соответствует ритму бытия. В индуизме все животные имеют душу и должны вести себя праведно. Человеческая жизнь воспринимается неразрывно с космической как единая космо-человеческая жизнь.

Файлы: 1 файл

Kulturologia.docx

— 54.00 Кб (Скачать файл)

ИНДО-БУДДИЙСКИЙ ТИП КУЛЬТУРЫ

 

Автор:

 

Наумова Светлана Александровна

 

доцент, кандидат экономических наук

 

 

 

1. Особенности  миропонимания в индо-буддийской культуре

 

1. Космическое  мировидение. Все существующее  в мире, в т.ч. человек, –  частицы единого всеобъемлющего  целого, единого организма Космоса.Живое безличное и всеобъемлющее целое пронизывает все сущее. Все одухотворено.

 

Космос –  живой одухотворенный мир. Самопогруженное сомнамбулическое сознание существует во всей материи, нет ничего неодушевленного. Жизнь каждого живого существа соответствует ритму бытия. В индуизме все животные имеют душу и должны вести себя праведно. Человеческая жизнь воспринимается неразрывно с космической как единая космо-человеческая жизнь. Поддерживается вера в духовный порядок космического масштаба. Этим объясняются многие необычные для европейца факты индийской культуры. Например, до 1930 г. заработная плата в Индии не была собственностью личности.

 

Проекции  единого мира, его геометрические символы – мандалы. Они используются как магические фигуры в ритуальной практике брахманизма. Среди мандал – свастика, символ удачи (санск. свасти – хорошая удача), буддийский символ вечности.

 

Космическое мировидение имеет множество  проявлений. Одно из них – учение о гунах – чувственно невоспринимаемых силах природы, пронизывающих все существующее:

 

2. Религиозно-этическая  доминанта. Праведная жизнь, поддерживающая  божественный космический порядок  находится в центре внимания  индо-буддийского типа ментальности. Как и все бесчисленные частицы космоса, человек поддерживает порядок выполнением предписанных ему обязанностей. Процессы природы неразрывны с поведением человека. Нормы поведения равнозначны религиозным предписаниям. Правые нормы не развиты. Поведение подчиняется религиозно-этическим предписаниям. Индо-буддийская культура – царство этики и религии.

 

3. Основные  понятия в картине мира –  дхарма, карма,сансара, мокша.

 

Дхарма, букв. «то, что держит», это обязанности живых существ, определенные их положением в единой космической семье. Для человека обязанности определяются кастой, профессией, полом, возрастом. Но религиозно-этические законы относимы и к животным. Все животные имеют душу и обязаны ыполнять свой долг.

Карма – сумма  праведных и неправедных дел  живого существа, определяющая его  судьбу в последующих перерождениях. Карма определяет физический облик, пол, нравственный облик и проч. в  последующих воплощениях. Последствия  совершенного зла нельзя исправить  покаянием и молитвой. Только накапливая благонравие и добрые поступки можно пройти перевоплощения от лягушки к человеку, от низшей касты к высшей, от высшей касты к Абсолюту. Конечный смысл и цель всех перевоплощений – соединение с Абсолютом.

 

Следствия кармического мировоззрения – безропотность и терпеливость по отношению к социальному неравенству и угнетению, заботливое доброжелательное отношение ко всему живому.

 

Сансара –  повторяющиеся циклы рождения и  смерти в материальном мире.

 

Мокша – преодоление  закона кармы, освобождение от оков материального  существования, от желаний, выход из круговорота рождений и смертей, слияние с Абсолютом. «Смерть  навсегда» в материальном мире и  вечное блаженство.

 

4. Равновесие  двух полюсов жизненных целей.  На одном полюсе жизненный  целей, заявленных в кульуте, – отрешенность от мира, аскетизм, самоуглубленность.

На другом полюсе – жизнерадостность, гедонизм, беззаботность. Гедонизм никогда не осуждался традиционными этическими нормами.

5. «Бегство  от мира» как высшая жизненная  цель. Высшей жизненной целью  провозглашается освобождение от привязанности к чему бы то ни было. Блаженство и высшее удовлетворение видится в погружении в себя и состоянии полной отрешенности. Поэтому разрабатываются утонченные методы психологического самонаблюдения, медитации, освобождения «от себя».

 

В то же время  в собственных глазах эта культура предстает как устремленная в  мир. Мир для индийского миропонимания  – это прежде всего Мировая душа = Брахман = Абсолют = Космос. Погружаясь в себя, человек соединяется с таинственной космической духовностью.

 

 

Кроме того предполагается, что высшая цель достижима лишь для  единиц из миллионов людей, а большинство  не способно отрешиться от желаний  и страстей.

6. Склонность  к теоретизированию, интровертность - способность погружаться в себя. Индо-буддийский тип ментальности обращен на внутренний мир человека, на индивидуальный поиск и в то же время на познание единства микро- и макромира, природы и человека. Они склонны интересоваться туманными абстракциями.

 

2. Религия  в индо-буддийской культуре

 

Индо-буддийская культура – это царство религии:

 

религиозно-нравственный свод правил поведения и важнейшие обряды выполняются большинством населения;

большинство праздников носит религиозный характер, посвящается отдельным богам, группам  богов, мифологическим героям. Например, праздник Холи посвящен Вишну в образе Кришны. Праздник Шиврати посвящен Шиве и т.д.

философия, искусство, литература глубоко религиозны;

традиционный  индийский календарь носит религиозный  характер, в нем выделяются год  ангела, год Брахмы, год Кешавы и т.д.

в постройках представлено множество храмов, иногда тысячи в одном городе;

существует  бесчисленное множество объектов обожествления: животные (корова, обезьяна, кобра, слон, белка, тотемные животные); источники  вод,камни; растения; души предков; герои эпоса; легендарные мудрецы ,полубоги,духи,боги и богини.

Условно выделяют две основные религии: индуизм и  буддизм. Условность объясняется, тем, что на родине индо-буддийской культуры – Индии нет понятий «религия» или «индуизм». Религией европейские ученые обозначают то, что в представлениях индийцев есть дхарма, т.е. порядок как космическое и нравственное явление, включающий в себя следование предписаниям: обрядовым, культовым, моральным .Буддизм и индуизм сходны в многообразии сект, синкретизме, слиянии с повседневным образом жизни людей. Буддизм впитал в себя предшествующие проиндуистские учения и в свою очередь учение Будды срослось с учением индуизма.Индуизм заимствовал элементы культа, искусства и даже святилища буддизма. Народные версии буддизма неотличимы от индуизма. В Индии культурологи включают буддизм в брахманистско-индуистскую традицию. Тем не менее сохраняется европейская традиция разделения этих религий.

 

 

 

2.1. Индуизм

 

Религия распространена в одной стране мира – Индии, где  ее приверженцами являются более 80% населения.

 

В своем развитии индуизм прошел три исторические стадии:

 

ведизм (древняя  политеистическая религия, запечатленная  в Ведах и предполагавшая обильные жертвоприношения; среди ее богов  – Дьяус (главный бог), Агни (огня), Варуна (водных стихий), Кама (любви), Индра (грозы, дождя), Митра (солнца), Сома и т.д.);

– брахманизм (на первое место среди богов выдвигается  Брахман, уходят в прошлое обильные жертвоприношения, место жертвоприношений занимает магия, выдвигаются жрецы-брахманы);

 

индуизм как  итог соперничества брахманизма  и буддизма, с заимствованиями  из буддизма, но ориентированный на касты; упрощенный синтез предшествующих религиозно-философских поисков 

Учение индуизма. В индуизме нет единого учения и единого культа: «Индуизм как  вера расплывчат, аморфен, многосторонен; каждый понимает его по-своему.». Допускается вера во что угодно. Нет обязательного, предписываемого для всех, пути.

 

В брахманизме  Брахман – высшая абсолютная реальность, высшая сила, тот, кто владеет душами. Атман – каждая индивидуальная душа, часть Брахмана. Мир, воспринимаемый чувствами, непостоянен, непрочен. Отказ от всего материального, иллюзорного, сосредоточение на всем духовном, растворение в Абсолюте открывают путь к спасению, к освобождению от цепи перерождений. Идеал Упанишад – слияние с Брахманом, достижение блаженства.

 

Культ индуизма. Разные течения индуизма поклоняются  разным богам. Сохраняются боги ведизма  и брахманизма, вошли в пантеон  и буддийские божества. По традиции насчитывают до трех миллионов богов индуизма. Они неопределенны, фантастичны, сливаются друг с другом, перевоплощаются. Среди богов – три основных (тримурти): Шива, Вишну и Брахма:

 

Шива –  бог-разрушитель и созидатель, жизненная  сила, мужское начало, гроза демонов, покровитель аскетов;

Вишну – бог-охранитель, бог добра и справедливости, мягкий и простой. Имеет множество аватар: Рамы, Кришны, Будды, Иисуса Христа и т.д.;

Брахма –  бог-творец, созидатель всего из первоначального  Единства Высшей Реальности и Вечности.

Популярность  Брахмы ушла в прошлое. Наиболее популярные боги – Шива и Вишну. Соответственно два основных течения индуизма –  шиваизм и вишнуизм. Наиболее популярная аватара Вишну – Кришна («черный»), в эпосе – колесничий и советник воина Арджуны, затем пастушок-проказник. Распространено также поклонение богиням-матерям – шактизм. Основная масса индусов знает несколько богов, поклоняется богиням-матерям, священным животным, духам леса, рек, горам, камням.

 

Системообразующее понятие индуистской культовой практики – ритуальная чистота. От мирянина требуется поддерживать ритуальную чистоту исполнением дхармы. Дхарма предполагает жертвоприношения, пуджи (молитвы), паломничества и обряды (свадьбы, первого кормления, пострижения ребенка, наречения имени), пять ежедневных жертвоприношений – богам, предкам, людям, духам и Брахме. Широко распространены мантры – священные заклинания, брахман в форме звука. Мантра пробуждает орудия божества.

 

Повседневные  дхармические деяния приравниваются к принесению жертвы. Истоки дхармических предписаний – в системе понятий, сложившихся в древности при описании жертвоприношения. Другие разновидности жертвоприншений – чтение ведических гимнов (мантры) и джапа-медитации – многократные повторения имен богов, гостеприимство, пища для живых тварей, возливание в домашний очаг топленого масла или молока, обеты, паломничества. В индуизме не осуждалось религиозное самоубийство как разновидность жертвоприношения. Предпочтительные способы самоубийства – огонь и вода, в джайнизме – голод.

 

Исключительную  роль в регуляции поведения играют обряды. Свадебный обряд. Обряд зачатия  ребенка (ритуальная ванна, священные  формулы, ритуальные прикосновения). Защитительный  обряд во время беременности (напиток  из всего того, что дает корова ) и т.д.. Огромное число священников, музыкантов, танцовщиц обслуживало религиозные ритуалы. На статуи божеств выливались ведра молока, апельсинового сока, разбивались сотни кокосовых орехов. Храмы содержались сотнями деревень.

 

В настоящее  время в неоиндуизме утверждается установка на освобождение мирской жизни от всеобъемлющей обрядности.

 

Организация индуизма. В индуизме нет строгой  организационной структуры, нет  церкви как организации. Вместе с  тем сегодня наблюдается тенденция  к упорядочению структуры и централизации, создаются всеиндийские религиозные  организации.

 

К приверженцам индуизма относятся:

 

святые (сидху или садху) и аскеты, в т.ч. профессиональные йоги как ветвь; они живут в шалашах возле скуптур богов, в храмах, где совершают пуджи, в ашрамах;

монахи (саньяси), живущие в монастырях (матхи);

миряне.

Сложились три  типа организационных связей:

 

домашний  жрец – группа семей (особо религиозные  семьи приглашают жреца ежедневно);

храмовый  жрец – посетители храмов;

гур ý – объединение его приверженцев.

Религиозные обители гуру и святых называются ашрамами.

 

2.2. Буддизм

 

Генезис. Буддизм  возник в сер. I тыс. до н.э. К этому времени брахманизм погряз в громоздких обрядах, усложнилась кастовая система. Окрепшие небрахманские касты в сер. 1 тыс. до н.э. чувствовали свой более низкий статус по сравнению с брахманами. Появились оппозиционные течения – буддизм и джайнизм. Буддизм в протиповоположность кастовым устоям выдвинул принцип социального равенства.

 

Учение буддизма. В истоках учение буддизма связано  с брахманизмом. Оно представляет собой текучую комбинацию идей, с  трудом поддающуюся оспариванию. Буддизм  принимает идеи кармы, сансары, дхармы, идеала освобождения от оков материального  существования – общие для  индо-буддийского типа миропонимания. Но дает собственные интерпретации общих идей.

 

 

Суть раннего  буддизма – в учении о страдании  как о всеобщем законе бытия. Учение содержит четыре благородные истины:

 

привязанность к существованию есть страдание;

причина страдания  – жажда наслаждения, существования  и гибели;

способ уничтожения  страдания – полное бесследное уничтожение  жажды наслажения, прекращение страданий достигается уничтожением желаний;

существует  путь уничтожения желаний – восьмеричный путь.

Признак освобождения от бытия – убежденность в том, что все мимолетно, эфемерно, несущественно.

 

Самая глубокая причина страданий – незнание того, что привязанность к иллюзорному  миру приводит к несчастьям. Освобождение от всех привязанностей, высшая цель жизни, называется нирваной.Ясного понимания нирваны в буддизме нет. Никогда не было единой концепции нирваны. Не совсем ясна связь перехода в нирвану с просветлением и с моментом физической смерти. Но ее суть – высшее состояние человеческого духа, полная свобода от страстей и желаний. Спасение от страданий есть уход в мир высшей реальности. Одно из описаний – высшая, девятая степень экстаза – бессознательное состояние, подобное глубокому сну, длящемуся до семи дней.

 

Слово «нирвана»  буквально означает «затухание»  или «остывание». Индивидуальное сознание достигает нирваны, когда всякое относительное существование распадается. Это – потусторонний мир молчания. В одном смысле это – самоугасание, в другом – абсолютная свобода. Мысль о том, что нирвана – уничтожение, является, согласно Будде, «дурной ересью». Будда не пытается дать определение нирваны, поскольку это коренное начало всего и как таковое неопределимо.

Информация о работе Индо-буддийский тип культуры