Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:24, реферат
Космос – живой одухотворенный мир. Самопогруженное сомнамбулическое сознание существует во всей материи, нет ничего неодушевленного. Жизнь каждого живого существа соответствует ритму бытия. В индуизме все животные имеют душу и должны вести себя праведно. Человеческая жизнь воспринимается неразрывно с космической как единая космо-человеческая жизнь.
6. Искусство
носит преимущественно
7. В искусстве распространен эротизм. Лингам, спаренные фигуры животных и людей, любовные игры Кришны и Радхи, обнаженные фигуры богов и богинь плодородия – якшини – широко распространенные персонажи искусства.
Искусство индо-буддийского Востока – это мир богатой фантазии, творящей бесконечное разнообразие сцен из жизни богов, людей, животных, растений, находящихся в едином космо-человеческом круговороте.
Архитектура. К наиболее характерным буддийским архитектурным формам относятся: храмы (чайтьи), монастыри (чайтья плюс вихара – монашеское общежитие), ступы, столбы-стамбхи. До появления буддизма и буддийской архитектуры в ведическую эпоху обряды совершались под открытым небом.
Чайтья – это буддийский храм и, возможно, алтарь или холм на месте кремации святого. Первые чайтьи появляются во II - I вв. до н.э. Буддизм искал для храмов и монастырей уединенные места и уходил с архитектурой под землю в прямом смысле этого слова, создавая пещерные храмы в монолитной скале. Пещерный храм – символ тождества сферы священного с чревом земли, «мировой горы». Насчитывается примерно 1200 буддийских пещерных храмов. Самые известные расположены в Индии: в Аджанте, Эллоре и Карли. В Аджанте сохранились древние фрески, являющиеся одной из самых известных достопримечательностей Индии.
Ступа – это в типичном варианте культовое сооружение полусферической формы, полое внутри, где хранятся священные буддийские реликвии – останки известных духовных учителей (после сожжения), Будды и бодхисатв. Наиболее чтимы телесные реликвии Будды – волосы (якобы хранятся в храме на территории Ориссы), зуб (храм в Шри-Ланке), предметы одежды, чаши, посохи, деревья и т.д. Насчитываются сотни тысяч ступ. Наиболее известные ступы Индии находятся в Санчи, Бхархуте, Амаравати. Они являются объектами паломничества. Соблюдая ритуал их посещения, паломники обходят ступу вокруг и оставляют в специальных сосудах жертвоприношения. По преданию 8 первоначальных ступ сооружены над мощами (пеплом) Будды, поделенных между восемью царями. Царь Ашока якобы изъял мощи из семи из них и поделил на 84000 частей для других новых ступ.
Стамбха – это монолитная колонна-столб, установленная в честь знаменательного события. Завершалась фигурками животных. Стамбха из Сарнатха, хранящаяся в Национальном музее Нью-Дели, представляет собой столб с венчающей его капителью в виде перевернутого лотоса и пьедестала, на котором восседают четыре льва. Он стоял на месте первой проповеди Будды. Лепестки лотоса символизируют основу жизни и ассоциируются с Агни. Львы несут чакру – колесо мироздания. Сегодня «львиная» капитель – государственный герб Индии.
Наиболее
характерные архитектурные
Помимо религиозных сооружений в архитектуре индо-буддийского Востока представлены яркие образцы дворцовых зданий и – под влиянием мусульманского завоевания – мавзолеи и мечети. Самое известное сооружение, представляющее синтез индийских и мусульманских архитектурных традиций, – мавзолей Тадж Махал, построенный в 1650 г. на реке Джамна близ Агры, одной из столиц империи Моголов. Это – могила Мумтаз Махал – горячо любимой жены правителя империи Великих Могов Шах-Джахана. По предсмертной просьбе жены он построил усыпальницу, какой еще не видывал мир.
Скульптура носит декоративно-прикладной характер, является, как правило, частью архитектурных сооружений. Заняла господствующее положение в убранстве храмов.
Буддийская скульптура более строга, чем индуистская. В буддийских композициях важное место отводится Будде. В виде человека Будда появляется в изображениях в первые века нашей эры. Традиция насчитывает 32 отличительных признака тела Будды, в т.ч.:
знаки на ступнях в виде колеса (колеса-чакры, дхармачакры), в образе которого выражена идея распространения буддизма: вращение колеса якобы началось с первой проповеди Будды, а Будда с этого момента становится «вращающим колесо»;
бугор мудрости – знак высшей мудрости;
завитки волос по ходу солнца слева направо – символ бесконечности жизни;
длинная мочка уха – символ мудрости и т.д.
Три канонических изображения Будды – Будда, сидящий в позе медитации (символ просветления), стоящий в позе поучения с руками, сложенными перед грудью (несущий свое учение людям) и лежащий (умирающий).
Помимо Будды в буддийской скульптуре представлены многочисленные изображения бодисатв, местных богов, духов-якши и якшини, архатов.
Индуистская скульптура менее строга: боги сидят, развалившись и пируя с возлюбленными, наблюдая танцовщиц, сами пускаются в пляс. Основное место среди богов отводится Шиве. В развитии скульптурных изображений Шивы выделяется три этапа. Первый, самый ранний ( II - I вв. до н. э.) – изображение полностью человекоподобного (антропоморфного) Шивы на фоне лингама. Второй ( VIII в.) – Шива трехликий, фантастический: справа его мужской аспект, слева его женский аспект, в центре – собственно Шива. Третий (с Х- XI вв.) – Шива танцующий или Шива Натараджа. Танцуя, Шива творит Вселенную. Танцующий Шива стоит на одной ноге, попирая демона невежества Апасмару на лотосообразном пьедестале, окруженный пламенным кругом – символом материальных сил Вселенной. В одной руке – барабан (символ пробуждения Вселенной), звук которого – начало творения. Вторая правая рука в жесте «избавление от страха». Левая рука, опущенная вниз и указывающая на поднятую ногу символизирует утешение всему миру, а другой левой рукой он разрушает мир. Его фигура воплощает женское и мужское начала: четыре руки, одно ухо с удлиненной серьгой – мужское, другое с округлой серьгой – женское.
В храмовой индуистской скульптуре часто встречается любовный мотив: соединение пары животных, людей. Он имеет мистический смысл – воссоединение сущности жизни (пуруша) и природной энергии (практити). Этот мотив по поверью приносит личное счастье и используется для оформления дверных проемов.
Являясь деталью архитектурных сооружений, скульптура часто сочетается с горельефом – высоким рельефом и барельефом – низким рельефом.
Музыка Индии
– древняя и самобытная. Вся
импровизирована: любое вокальное
и инструментальное произведение импровизируется.
Ритуальным песням, танцам, музыке всегда
предписывалась очистительная сила
и способность порождать
Музыку Индии можно рисовать: каждой расе соответствует определенная рага – соединение мелодии, ритма, лада – и цвет.
Царица инструментов – вина, подобная арфе.
Танец. Греческий историк Арриан так охарактеризовал отношение древних индийцев к танцу: «Ни один народ не питает большей любви к танцам и песням, чем индийский.». Эту любовь он пронес через всю свою историю. Классический танец – одна из разновидностей йоги, способ духовного и физического совершенствования. Пронизан традицией, символичен. Необычайно развиты движения-символы глаз и рук.
Театр . Индийский театр очень древний. Он вобрал в себя музыку, танец, пантомиму, слово. Основа большинства театральных представлений – сюжеты поэм Махабхарата и Рамаяна. Рама и Кришна – главные герои. Среди действующих лиц драмы – боги, святые, мудрецы, правители. Устраиваемые традиционно на открытом воздухе, представления могли длиться всю ночь.
Живопись. В
Древней Индии развита
Интерес к
живописи возродился под влиянием западной
культуры. На рубеже XIX -ХХ вв. возникает
школа «Бенгальского
Пейзаж полон религиозно-философского смысла. Горные вершины, река Джамна – религиозные символы.
Живопись на тему любви связана с мифами о Кришне и Радхе, Шиве и Парвати, Раме и Сите. Шива изображается белым с шеей, синей от яда. Брахма изображается красным с четырьмя руками, четырьмя головами. Вишну изображается синим, четырехруким. В руках он держит диск, раковину, лотос и булаву. Имеет множество эпитетов, один из них – Нараяна (лежащий на водах). Это Вишну в период сна, когда мир залит океаном, а он лежит на огромной змее. Кришну изображают синекожим юношей с флейтой, ребенком-ползунком и юношей-пастухом.
Литература. В литературе Индии сильны сказочно-басенная, фолклорная традиция. Джатаки – гибрид басни, сказки, мифа, нравоучения. Джатаки – притчи, эпизоды из жизни бодхисатв, излагаемых Буддой с целью нравственного наставления, художественно обработанная проповедь раннего буддизма, строившаяся на популярных в народе идеях и представлениях.
Известные литературные памятники буддизма – Тхерогатха, Тхеригатха – стихи старцев и стариц, буддийских подвижников.
Распространена любовная лирика, связанная с мифами о Кришне и Радхе и др. богов.