Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 22:16, контрольная работа
Возникновение буддизма относится к VI–V вв. до н.э. и связано с жизнью реальной исторической личности — царевича из маленькой страны племени шакьев на севере Индии. Его звали Сиддхартха (собственное имя), Гаутама (родовое имя), Шакьямуни (мудрец из племени шакьев), Будда (достигший просветления). Он жил в 566–476 гг. до н.э.
Введение 3
1. Индоарии. Ведическая культура индоариев. Комментарии к Ведам 4
2. Социальная структура: варны и касты. Мир и человек в системе
ценностей брахманизма, буддизма и индуизма (понятия «сансары»,
«кармы», «нирваны») 10
3. Искусство как путь к освобождению духа 15
Заключение 1
Список использованных источников 19
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Центр дистанционного образования
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Тема: Индобуддийский тип культуры
Исполнитель: Неклюдов А.А.
Группа: ЮРу-12 НС
Д.ф.н., профессор.
Екатеринбург
2012
Содержание
Введение 3
1. Индоарии. Ведическая культура
индоариев. Комментарии к Ведам
2. Социальная структура: варны и касты. Мир и человек в системе
ценностей брахманизма, буддизма и индуизма (понятия «сансары»,
«кармы», «нирваны») 10
3. Искусство как путь к освобождению духа 15
Заключение 18
Список использованных источников 19
ВВЕДЕНИЕ
Возникновение буддизма относится к VI–V вв. до н.э. и связано с жизнью реальной исторической личности — царевича из маленькой страны племени шакьев на севере Индии. Его звали Сиддхартха (собственное имя), Гаутама (родовое имя), Шакьямуни (мудрец из племени шакьев), Будда (достигший просветления). Он жил в 566–476 гг. до н.э.
Мифологизированная биография
Сиддхартхи повествует о том, что, прежде
чем родиться в образе человека,
он пережил множество рождений в
облике разных существ, благодаря чему
накопил необходимое для будды
количество положительных свойств и добродетелей.
На Землю он был послан, чтобы проповедовать
дхарму (учение об истинном пути и о достижении
нирваны).
Его рождение было чудесным. Рождению
предшествовал сон: царице Майдеви приснился
белый слон, входящий в ее лоно.
Ребенку было предсказано будущее будды или воина. Отец выбрал второе и изолировал сына от всякой возможности встречи с трагическими сторонами жизни. Царевич жил в замкнутом пространстве дворца и почти никогда не покидал его стен. Однажды во время торжественного выезда в город Сиддхартха увидел три знамения — старика, больного и умершего. Он понимает, что бытие в его бесконечном круговороте перерождений (сансара) связано с неизбежным страданием. Четвертое знамение — встреча с монахом — указывает ему путь к освобождению. Под покровом ночи Сиддхартха покидает дворец и становится аскетом.
1 ИНДОАРИИ. ВЕДИЧЕСАЯ КУЛЬТУРА ИНДОАРИИЕВ. КОМЕНТАРИИ К ВЕДАМ
В течение многих десятилетий ученые пытаются решить когда, откуда и какими путями индоарийскне племена пришли в Индию. До сих пор остается вопросом и прародина ариев. Приход индоариев в Индию некоторые ученые рассматривали как покорение отсталых аборигенов высокоразвитыми арийцами, которые принесли с собой в Индию цивилизацию и создали развитое общество. Защитники расовой теории привносили в эту проблему и расовое различие, существовавшее будто бы между расовополноценными ариями и народами Индии, совершенно отрицая возможность самостоятельного развития и прогресса местного населения. Согласно этим антинаучным теориям только с приходом ариев в Индии появилось классовое общество и образовалось государство.
Открытие развитой цивилизации в долине Инда заставило многих ученых пересмотреть свои взгляды, но отголоски этой «теории» продолжкают звучать до сих пор. К арийским народам могут быть oтнесены только древние иранцы и древние индоиранцы-индоарии: они сами называли себя ариями, а области где жили, — «странами ариев». Само слово «арии» связано со словом «ачуа» (ari), которое в ведийскую эпоху обозначало «иноземец», «чужак», а арии значило «связанный с пришельцами, благосклонный к ним», позднее — «человек благородного происхождения».
Данные сравнительно языкознания и других наук, свидетельствуют о том, что некогда древние иранцы и древние индийцы жили вместе, образуя так называемую индоиранскую общность. В пользу этою говорят, например, близость языков этих народов и их древнейших письменных памятников («Авеста» у древних иранцев и «Ригведа» у древних индийцев), большое сходство религиозных верований и многих древних социальных институтов. Прародиной ариев, или территорией совместного проживания предков древних иранцев и индийцев, одни ученые считают Среднюю Азию, другие — южнорусские степи; из этих областей они соответственно ведут движение древних иранцев в Иран, а древних индийцев в Индию, хотя опорным является и вопрос о путях движения этих племен — либо через Кавказ в Иран и затем в Индию, либо из Средней Азии иранцы в Иран, индийцы в Индию.
В настоящее время все большее число ученых защищают кавказский путь движения ариев, но вполне возможно предположить, что длительное проникновение шло двумя или несколькими путями и несколькими волнами.
К сожалению, до сих пор
лет ответа на вопрос, в какой
области Индии впервые
Индоарии этого периода —
Определенные достижения в области производственной деятельности по времени совпали с созданием величайших памятников духовной культуры, произведений по вопросам религии, философии, изучению окружающего мира. О религиозных верованиях периода разложения первобытно-общинного строя и складывания в Индии государственности дают представление Веды (букв. - знание) — памятники древнеиндийской литературы конца II— начала I тыс. до н. э. Эти произведения, написанные на санскрите, содержат не только и не столько сведения о войнах, борьбе за власть, о тяжелом созидательном труде, но они, по мнению ариев, наполнены божественным откровением.
Значимость «священного знания» Вед, остающихся и поныне основными священными книгами индуизма, столь велика, что они представляют собой целый пласт культуры Древней Индии - ведическую культуру. Основу ее составляют четыре сборника: Риг-Веда (книга гимнов), Сама-Веда (сборник ритуалов и песнопений), Яджур-Веда (молитвенные формулы для совершения жертвоприношений), Атхарва-Веда (сборник песнопений и заклинаний). Наряду с религиозными аспектами Веды включали и басни, и сказки, порою с элементами сатиры.
Вначале Веды были результатом устного творчества и
«Упанишада» (— отглагольное существительное от упани-шад — буквально «сидеть около». Упа- (около), ни- (внизу) и шад (сидеть) — что буквально означает «сидеть внизу около» гуру с целью получения наставлений. Араньяки и Упанишады относятся к веданте. Араньяки детально описывают различные медитативные и йогические практики, тогда как в Упанишадах получают своё дальнейшее развитие религиозные и философские концепции, изложенные в Ведах.
В центре Упанишад находится познание человеком самого себя и окружающего мира, а характерное для Брахман толкование жреческого ритуала оказываются в них на втором плане. Упанишады оказали огромное влияние на развитие индийской философии. Шанкара в VIII веке написал свои комментарии к 11 Упанишадам. Эти Упанишады называют мукхья Упанишадами, и их принято считать самыми древними, составленными в основном в ведический период. В «Муктика-упанишаде» имеется список из 108 Упанишад, которые принято относить к канону муктика.
Араньяки, в свою очередь, стали связующим звеном между Брахманами и Упанишадами, соединив ритуальную и философскую стороны религии. Таким образом, ведическую литературу составили веды (самхиты) и толкования к ним (брахманы, упанишады, араньяки). На Ведах также основана литература «священного предания», включавшая сутры (краткие руководства по вопросам жертвенного ритуала, правила домашней жизни, основы законодательного и обычного права) и служившая задачам религиозного обучения. Знанию Вед, их изучению придавалось исключительно важное значение и приравнивалось к незыблемым нравственным нормам: принесению жертв богам, помощи страждущим, гостеприимству, кормлению животных и птиц.
Древнейшие стихотворные предания и легенды, дополненные героическими стихами, философскими, религиозными, правовыми и хозяйственными трактатами, переведенными на санскрит, представлены двумя массовыми по размеру эпическими поэмами: Махабхарата («Великая война потомков Бхараты»), состоящей из 107 тыс. двустиший, и Рамаяна («Сказание о подвигах Рамы»), содержащей 24 тыс. двустиший. Тексты оформились во второй половине I тыс. до н. э. Обе поэмы часто рассматриваются как священные книги, как руководство при решении спорных религиозных, философских или моральных вопросов. Порою здесь фантастические сцены чередуются с описанием образа жизни древних индийцев, их быта, духовных поисков и терзаний. Герои этих произведений — Кришна и Рама даже включены в индусский религиозный пантеон как аватары (воплощение) бога Вишну. Интересно, что известная заповедь: «Не делай другому того, что было бы неприятно тебе самому», встречающаяся в трудах Конфуция, Аристотеля, Канта и др., впервые прозвучала в строках Махабхараты. Действительно, Веды, Махабхарата и Рамаяна стали подлинными энциклопедиями индийской народной мудрости, поражающими своей емкостью, образностью и отточенностью художественной формы.
Весьма ценно, что ведическая литература содержит сведения из различных областей знаний того времени: земледелия (удобрения, севообороты, шелководство, вредители растений и др.), медицины (перечень болезней, их признаки, целебные травы и около 760 целебных снадобий, сведений об анатомии, патологии, терапии и др), геометрии (соотношение сторон прямоугольного треугольника), ремесел (устройство гидравлических машин и пр.), военной техники (виды оружия, оборонительные сооружения), астрономии (определение положения многих звезд) и т. д.
Исследователям Вед и ведической
литературы не удалось составить всеобъемлющую и
Веды довольно туманно повествуют о сотворении мира. То ли он создан из некоей неразличимой пустоты, то ли его первоосновой стал тысячеглазый, тысяченогий и тысячеголовый первочеловек Пуруша, расчлененный богами. За порогом смерти, по мнению ариев, — царство бога мертвых Ямы. В загробном мире человек встречается с тенями своих предков, получает новое тело, наделенное здоровьем и красотой.
Среди обрядов древних
Во второй половине I тыс. до
н. э. была завершена редакция Брахман — комментариев к