Искусство делового общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является выявление проблем, факторов повышения культуры делового общения специалистов социально-культурной сферы города Улан-Удэ.
Достижение цели работы требует решения в следующих задачах:
1.
Раскрыть содержание понятий «общение», «деловое общение» «культура делового общения» в обществоведческой литературе.
2.
Определить влияние процесса вестернизации российского общества на культуру делового общения специалиста социально-культурной сферы.
3.
Выявить роль культуры делового общения специалиста в формировании имиджа социально-культурного учреждения.
4.
Выявить факторы повышения культуры делового общения специалиста социо-культурной сферы.
5.
Осуществить анализ содержания культуры делового общения специалистов социально-культурной сферы города Улан-Удэ; выявить проблемы, предложить пути их решения.

Содержание работы

Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы «Культуры делового общения» специалистов социально-культурной сферы…........
7
1.
Содержание понятий «общение», «деловое общение», «культура делового общения» в обществоведческой литературе………………..
7
2.
Вестернизация российского общества и её влияние на формирование культуры делового общения специалистов социально-культурной сферы…………………………………………………………
23
Глава 2. Культура делового общения в профессиональной деятельности специалистов учреждения социально-культурной сферы………………………………………………………………..........….
30
2.1. Роль культуры делового общения специалиста в формировании имиджа организации………………………………………………………..
37
2.2. Культура делового общения специалистов социально-культурной сферы города Улан-Удэ: содержание, проблемы….…….....
45
2.3. Факторы повышения культуры делового общения специалистов социально-культурной сферы ……………………………..……………...
60
2.4. Социальный проект «Культура делового общения, коммуникабельность профессия»…………………………………………
67
Заключение……………………………………………………………….…
69
Список литературы…………………………………………………………
71

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 45.32 Кб (Скачать файл)

Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы «Культуры делового общения» специалистов социально-культурной сферы…........

 
7

    1.  
      Содержание понятий «общение», «деловое общение», «культура делового общения» в обществоведческой литературе………………..

 
7

    1.  
      Вестернизация российского общества и её влияние на формирование культуры делового общения специалистов социально-культурной сферы…………………………………………………………

 
23

 
Глава 2. Культура делового общения в профессиональной деятельности специалистов учреждения социально-культурной сферы………………………………………………………………..........….

 
30

 
2.1. Роль культуры делового общения специалиста в формировании имиджа организации………………………………………………………..

 
37

 
2.2. Культура делового общения специалистов социально-культурной сферы города Улан-Удэ: содержание, проблемы….…….....

 
45

 
2.3. Факторы повышения культуры делового общения специалистов социально-культурной сферы ……………………………..……………...

 
60

 
2.4. Социальный проект «Культура делового общения, коммуникабельность профессия»…………………………………………

 
67

 
Заключение……………………………………………………………….…

 
69

 
Список литературы…………………………………………………………

 
71

 
Приложение…………………………………………………………………

 
73


ПЛАН  
 
ВВЕДЕНИЕ 
 
Актуальность темы исследования. Непрерывно меняющаяся реальная действительность, условия рыночных отношений, конкуренция изменения в практической деятельности учреждений культуры предъявляют высокие требования к работникам социо-культурной сферы – качествам личности и к уровню профессиональной компетенции. Диктует необходимость умения вступать в контакт с людьми, продуктивно взаимодействовать, принимать решения, требуют от работников социо-культурной сферы творческой активности, мастерства профессионального общения специалистов, высокой культуры делового общения. 
 
Для города Улан-Удэ, являющегося полиэтническим регионом по национальному составу его жителей, проблема мастерства делового общения имеет исключительное значение. Её решение наряду с реализацией профессиональных задач во многом зависит от уровня культуры делового общения специалистов. 
 
Современные реалии времени требуют от специалистов социально-культурной сферы высокого уровня культуры делового общения. 
 
Но тот факт, что уровень квалификации и профессионализм специалистов не всегда отвечает требованиям времени. Уровень компетенции современного работника, его способности к самоанализу в сложившейся социально-культурной ситуации зачастую приводят к отставанию в развитии отрасли. Данная ситуация обостряется невниманием государства к социокультурным проблемам, что выражается: в недофинансировании, низкой материальной обеспеченности и техническом оснащении учреждений, низкой оплате труда работников. Все это неминуемо снижает престиж профессии в общественном сознании и ведет к понижению уровня удовлетворенности свой профессии в целом. Это ведет к тому, что специалист не всегда стремится повышать уровень культуры делового общения, организовывать качественное обслуживание посетителей.  
 
Обозначенные проблемы актуализируют значимость данного исследования. 
 
^ Степень научной разработанности проблемы. 
 
По разным, интересующим нас темам, существует большое количество исследований, принадлежащих как зарубежным, так и отечественным авторам.  
 
При решении проблемы формирования основ мастерства профессионального общения на материале обучения психологии потребовало анализа исследований по обучению общения, в том числе профессиональному (Аникеева Н.П., А.А. Бодалев, Ю.Н. Емельянов, А.А. Леонтьев, Л.А. Петровская); по коммуникативной направленности в обучении языку (А.А. Леонтьев). 
 
Рассмотрение деловой культуры через призму структуры деятельности направило наше внимание к литературе, посвященной этому предмету. Здесь мы могли опереться на методологические идеи таких авторов как Гендин А.М., Давидович В.Е., Жданов Ю.А., Макаров М.Г., Тульчинский Г.Л. 
 
Очень важной в контексте избранного направления анализа стала тема социально-этических ценностей. Здесь мы нашли работы следующих авторов Анисимов С.Ф., Бондаренко О.В., Зарубина Н.Н., Толмачев Н.И., Шихирев П.И. 
 
Важное значение для решения проблемы формирования основ мастерства профессионального общения специалистов социо-культурной сферы имели исследования культурологов (А.И. Арнольдов, Л.С. Зоринова, М.С. Каган), работы по социально-культурной и культурно-досуговой деятельности (Т.Г. Кисилева, Ю.Д. Красилеников) 
 
Как уже было отмечено, много работ, как отечественных, так и переводных, посвящено технико-прогматическим аспектам бизнеса. Деловая культура предстает в этом случае как набор рецептов, практических рекомендаций, с помощью которых можно в неких универсальных ситуациях добиться искомого успеха. Это рекомендации как организационного, так и психологического и этико-этикетного плана. Их можно найти в работах Альберта М., Бусыгина А.В., Дернера Д., Карнеги Д., Кузина Ф.А., Смолл М., Лебедевой М.М. и др.  
 
Также мы опирались на работы Ю.П. Азарова, Л.Г. Аргажниковой, Н.К. Баклановой, И.А. Володарской и А.М. Митиной, где обсуждались вопросы профессиональной подготовки специалиста в вузе , его общго и профессионального развития. 
 
Однако, несмотря, на имеющуюся литературу, посвященную культуре общения, все же следует заметить, что исследователями недостаточно изучены факторы повышения культуры делового общения.  
 
В связи с этим, целью нашего исследования является выявление проблем, факторов повышения культуры делового общения специалистов социально-культурной сферы города Улан-Удэ. 
 
Достижение цели работы требует решения в следующих задачах:  

  1.  
    Раскрыть содержание понятий «общение», «деловое общение» «культура делового общения» в обществоведческой литературе.
  2.  
    Определить влияние процесса вестернизации российского общества на культуру делового общения специалиста социально-культурной сферы.
  3.  
    Выявить роль культуры делового общения специалиста в формировании имиджа социально-культурного учреждения.
  4.  
    Выявить факторы повышения культуры делового общения специалиста социо-культурной сферы.
  5.  
    Осуществить анализ содержания культуры делового общения специалистов социально-культурной сферы города Улан-Удэ; выявить проблемы, предложить пути их решения. 

 
^ Объект исследования. Специалисты социально-культурного сферы города Улан-Удэ. 
 
Предмет исследования. Культура делового общения специалистов социально-культурной сферы в современных условиях (на материалах города Улан-Удэ). 
 
^ Гипотеза исследования. Высокий уровень культуры делового общения специалистов социально-культурной сферы играет важную роль в формировании положительного имиджа учреждения культуры.  
 
^ Методологической основой исследования основывается на комплексном подходе, включающим в себя сочетание теоретического и практического материала, благодаря чему становится возможным целостное рассмотрение культуры делового общения специалистов социо-культурной сферы города Улан-Удэ 
 
^ Эмпирическую базу исследования составили результаты социологического опроса, проведенного автором в 2009 году среди специалистов социально-культурных учреждений города Улан-Удэ:  
 
Национальной библиотеки Республики Бурятия, Центральной городской библиотеки им. И.К. Калашникова; 
 
Музея истории Бурятии, Художественного музея им. Ц. Сампилова;  
 
Русского государственного драматического театра им. Николая Бестужева, Бурятского государственного академического театра драмы имени Хоца Намсараева. 
 
А также результаты опроса, проводимых автором, в 2009 году среди посетителей данных социально-культурных учреждений.  
 
^ Научная новизна исследования заключается в том, что: 
 
- определена роль культуры делового общения в профессиональной деятельности специалистов социально-культурной сферы. 
 
- выявлены основные факторы повышения культуры делового общения. 
 
- выявлено содержание, проблемы культуры делового общения специалистов социо-культурной сферы города Улан-Удэ. 
 
- предложен социальный проект решения проблем культуры делового общения социо-культурной сферы города Улан-Удэ.  
 
^ Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты способствуют дальнейшему научному осмыслению проблемы культуры делового общения специалистов социо-культурной сферы города Улан-Удэ. 
 
^ Практическая значимость исследования заключается в том, что были разработаны методические рекомендации по повышению уровня культуры делового общения в профессиональной деятельности специалиста социально-культурной сферы города Улан-Удэ.  
 
Структура исследования состоит из 2 глав (6 параграфов), введения, заключения, приложения.  
 
 
^ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ». 
 
 
1.1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЙ «ОБЩЕНИЕ», «ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ», «КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ» В ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. 
 
 
Более 30 веков не выходит из поля зрения философов, мудрецов, мыслителей, ученых социо-культурный феномен человеческого общения. Это вызывается потребностью в познании общения как развивающейся части жизнедеятельности людей. Кроме производства, общения и мышления – в самом понимании этих процессов – в жизни людей ничего больше нет. Любое жизненное выражение человека и человечества к одному из множества проявлений. 
 
В современной науке существует столь огромное количество несовпадающих определений общения, что вопрос о дефиниции этого понятия становится, можно сказать, самостоятельной научной проблемой. 
 
Если попытаться определить нашу позицию в вопросах об общении, то мы, прежде всего, должны подчеркнуть, что общение является одним из видов деятельности. И если понимать общение как деятельность, то, очевидно, оно должно иметь цель, результат, нормативность.1 
 
Несмотря на всю сложность этого понятия, в наиболее общем виде общение – это специфическое межличностное взаимодействие людей как членов общества, представителей определенных социальных групп. Общение это важная составная часть социального бытия человека как общественного существа, источник его жизнедеятельности, условие его жизнедеятельности, условия формирования, как общества, так и личности.2 
 
В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. 
 
^ Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут сведения о внутреннем состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.3 
 
^ Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего человек вступает в акт общения?» Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У человека эти цели могут быть весьма разнообразны, и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей. 
 
^ Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. 
 
В общении можно выделить 3 взаимосвязанные стороны: коммуникативная, интерактивная, перцептивная. 
 
Коммуникативная сторона заключается в обмене информации между общающимися индивидами, а также 

  1.  
    Умением устанавливать психологический контакт;
  2.  
    Учетом особенностей коммуникативного воздействия;
  3.  
    Аргументированностью, логичностью и адекватностью ситуации общения;
  4.  
    Эффективностью использования вербальных и невербальных средств общения.

 
Интерактивная заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть в обмене не только информацией, но и действиями и предполагает психологическое воздействие, происходит изменение личности под влиянием других людей (изменение взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний). Изменения личности под влиянием других людей могут быть временными, преходящими или устойчивыми.4 
 
При взаимодействии осуществляется физический контакт, совместная организация пространственной среды и перемещение в ней, совместное групповое или массовое действие, вербальный и невербальный информационный контакт. 
 
Интерактивная сторона (взаимодействие) характеризуется: 

  1.  
    Уместностью принятых управленческих решений;
  2.  
    Четким распределением обязанностей среди сотрудников;
  3.  
    Умелым разрешением конфликтов.

 
Перцептивняая сторона означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами. 
 
Перцепция – процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения. 
 
Человек осознает себя через другого человека посредством определенных механизмов межличностной перцепции. К ним относятся: 

  1.  
    Познание и понимание людьми друг друга ( идентификация, эмпатия, аттракция);
  2.  
    Познание самого себя в процессе общения (рефлексия);
  3.  
    Прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).
  4.  
    Идентификация – способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению.
  5.  
    Эмпатия – эмоциональное сопереживание другому.
  6.  
    Аттракция (привлечение) - форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему.
  7.  
    Рефлексия – механизм самопознания в процессе общения , в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению.
  8.  
    Каузальная атрибуция – механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (выяснение причин поведения объекта).

 
При изучении процесса каузальной атрибуции  выявлены различные закономерности. Например, причину успеха люди приписывают  себе, а неудачи - обстоятельствам. Общая  закономерность состоит в том, что  по мере роста значимости люди склонны  искать причину случившегося в осознанных действиях личности. 
 
Успешное общение предполагает обратную связь – получение субъектом информации о результатах взаимодействия. 
 
Перцептивная функция общения в совместной деятельности направлена на решение следующих задач: 

  1.  
    Формирования содержания межличностного восприятия;
  2.  
    Содействия установлению взаимопонимания;
  3.  
    Обеспечения влияния участников совместной деятельности друг на друга.

 
Важным аспектом перцептивной функции  является обеспечение влияния людей  друг на друга, в результате чего меняются поведение, установки, намерения и  оценки. Влияние бывает направленным (с помощью механизмов внушения и  убеждения) и ненаправленным (механизмы  заражения и подражания), существуют также прямое (требования предъявляются  открыто) и косвенное (направленное на окружающую среду, а не на объект) влияния. 
 
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что общение представляется тремя сторонами.5 
 
Перцептивная сторона (восприятие, познание и взаимопонимание) включает: 

  1.  
    Познание себя в процессе общения;
  2.  
    Познание и понимание собеседника;
  3.  
    Прогнозирование поведения партнера по общению.

 
Общение как одно из необходимых  условий развития человека выполняет  множество функций: прагматическая, формирования и развития, подтверждения, объединения – разъединения людей, организация и поддержания межличностных  отношений, внутриличностная. 
 
Таки образом, общение занимает одну из важнейших ролей в жизни человека. Общение формирует и развивает его способности, служит средством приобретения знаний и навыков. В нем же человек совершенствует умение взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого деловые и организаторские качества. 
 
Общение – чрезвычайно многогранный процесс, реализующийся в разных сферах и на разных уровнях социальных отношений и изучаемый различными науками: психологией и теоретической лингвистикой, общим языкознанием и социальной психологией, социологией и логикой, философией и педагогикой, а также дополняемый изысканиями в таких областях, как риторика, теория и практика аргументации, административный менеджмент, медиаторинг, полемология, социология массовых коммуникаций (mass media), изучение и формирование общественных связей и отношений. 
 
Динамика и совершенствование всех сфер человеческой деятельности и взаимоотношений диктует “правила общения”. То, что раньше регламентировалось обычаем и традицией, сегодня регулируется здравым смыслом, прагматической логикой, общечеловеческими (общепринятыми) ценностями и ориентацией. В совокупности, эти правила можно назвать культурой общения6
 
Деловое общение является сегодня самым массовым видом социального общения, поскольку постоянно возникают ситуации, связанные с организацией производства, с жизнью трудового коллектива, заключением различного рода сделок, договоров, оформлением документов и т.д. 
 
Деловое общение сегодня проникает во все сферы общественной жизни. В коммерческие, деловые отношения вступают предприятия всех форм собственности, частные лица. Компетентность в сфере делового общения непосредственно связана с успехом или неуспехом в любом деле: науке, искусстве, производстве, торговле. Что касается менеджеров, предпринимателей, организаторов производства, людей, занятых в сфере управления, то коммуникативная компетентность для представителей этих профессий представляет важнейшую часть их профессионального облика. 
 
Деловое общение всегда имеет целевую направленность. В отличие от дружеского, деловое общение — это вид межличностного общения, направленного на достижение какой-то предметной договоренности.7 
 
Конечно, при этом деловые отношения не исключают дружеских, и наоборот. Хотя бывает и так, что как только друзья становятся деловыми партнерами, их отношения портятся. И обратное — из деловых отношений вырастает дружба. 
 
В научной литературе нет строгого определения делового общения. Можно лишь предложить несколько определений рассматриваемого феномена. 
 
Несмотря на все это исследователи определяют деловое общение как разновидность коммуникации со специальными целями, задачами, тематикой и сферой употребления.8 
 
Деловое общение относится к институциональным формам общения. 
 
Основная цель делового общения – это установление условий сотрудничества, достижений деловой договоренности между двумя заинтересованными сторонами или одностороннее определение позиции по какому-либо вопросу. В зависимости от различных признаков деловое общение можно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (между партнерами существует пространственно – временная дистанция). 
 
Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция). 
Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой 
эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем 
непосредственно действуют социально-психологические механизмы. 
В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, 
что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют 
своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон). В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить (по 
желанию участников) в любой момент.9 
 
Деловое общение реализуется в различных формах: 
деловая беседа; деловые переговоры; деловые совещания; публичные выступления. 
 
Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяются необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта – оно не имеет самодавлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношений – это прежде всего получение максимальной прибыли. 
 
Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений между людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своими подчиненными, начальником или коллегами, каждый так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он вообще их учитывает в общении, он может как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.10 
 
Наряду с этой классификации деловое общение можно разделить на вербальное и невербальное. 
 
Вербальное осуществляется с помощью слов. При невербальном общении средством передачи информации является поза, жесты, мимика, интонации, взгляд и прочее.11 
 
Также, в литературе встречается понятие «горизонтальная» и «вертикальная» коммуникация. В вертикальной коммуникации отражены субординационные отношения, обусловленные социальным статусом собеседников и административно-правовыми нормами, например начальник и подчиненный. Эффективность вертикальной коммуникации, по мнению специалистов, ниже по сравнению с эффективностью горизонтальной коммуникации, например между отделами, подразделения или сотрудниками одного уровня. 
 
В зависимости от различных признаков деловое общение делится на: 
 
1) устное — письменное (с точки зрения формы речи); 
 
2) диалогическое — монологическое (с точки зрения однонаправленности / двунаправленности речи между говорящим и слушающим); 
 
3) межличностное — публичное (с точки зрения количества участников); 
 
4) непосредственное — опосредованное (с точки зрения отсутствия / наличия опосредующего аппарата); 
 
5) контактное — дистантное (с точки зрения положения коммуникантов в пространстве).12 
 
Все перечисленные факторы делового общения формируют характерные особенности деловой речи. 
 
В большей степени различаются устная и письменная деловая речь: обе формы речи представляют системно различающиеся разновидности русского литературного языка. Если деловая письменная речь представляет официально-деловой стиль речи, то устная деловая речь — различные формы гибридных стилевых образований. 
 
Значительны языковые различия между диалогической и монологической деловой речью. Если монологическая речь в большей степени тяготеет к книжной речи, то диалогическая - к разговорной, что отражается в первую очередь на текстовой организации и синтаксических особенностях речи. Диалогическое общение — это по преимуществу межличностное общение, а публичная речь — это монологическая речь. 
 
Дистантное, всегда опосредованное общение (телефонный разговор, почтовое и факсовое отправление, пейджинговая связь и т.п.) отличается отконтактного, непосредственного повышенным вниманием к интонационному рисунку речи (устное общение), краткостью и регламентированностью, невозможностью использования жестикуляции и предметов в качестве носителей информации. 
 
Деловое общение представляет собой широкий диапазон жанровых разновидностей письменного и устного общения. 
 
Письменная деловая речь, в которой реализуются диалогические отношения, представлена всеми видами деловых писем, документами, фиксирующими социально-правовые отношения — контрактами (договорами), соглашениями и всеми типами сопутствующих документов. Устная деловая речь, в которой реализуются диалогические отношения, представлена жанрами деловых переговоров, встреч, консультаций и т.п. 
 
Совещания, собрания представляют собой особый тип протокольного общения, в котором по большей части представлена монологическая деловая речь, не только имеющая письменную природу, но и существующая сразу в двух формах — устной и письменной. 
 
Сегодня рамки делового общения расширяются. Реклама, светское общение становятся неотъемлемой составляющей делового общения. Успех предприятия, дела сегодня во многом зависит от умения представить свои позиции в наиболее выгодном свете, заинтересовать потенциального партнера, создать благоприятное впечатление. Поэтому, помимо читаемой монологической речи, в практику делового общения все активнее входит подготовленная, но нечитаемая монологическая речь (презентационная речь, торжественная речь, вступительное слово на различных встречах), поздравительные письма и другие этикетные тексты.13 
 
Владение всеми перечисленными жанрами делового общения входит в профессиональную компетенцию менеджера, руководителя. 
 
Это понятие «горизонтальной» и «вертикальной» коммуникации близко статусно-ролевому общению, которое представляет собой строгое соблюдение участниками общения своей роли. Социальные роли, в которых оказывается деловой человек, определяются видами контактов с другими людьми. Так внутриструктурная деятельность определяет распределение социальных ролей: «руководитель – подчиненный», внешнеторговая деятельность «клиент - заказчик». 
 
Каждая из социальных ролей требует особого типа поведения в деловой коммуникации. И основное правило современной деловой коммуникации заключается в том, что изначально общение строится исходя из определения собеседника как партнера, равноправного участника диалога. Соблюдение этого принципа является важнейшим постулатом речевого поведения делового человека. 
 
Следует отметить, что и в деловом общении четко проявляются статусные отношения между адресатом и адресантом, собеседник всегда вступает в общение как официальное лицо и в первую очередь является носителем определенной социальной роли: клиента, сотрудника фирмы, директора компании и т.д.14 
 
Другим существенным признаком делового общения является официальность, степень которой зависит от ситуации. Для деловой коммуникации характерны две степени официальность и полуофициальность. Самое большое место в деловом общении занимает полуофициальная тональность общения. 
 
Полуофициальность сопутствует общению в процессе исполнения административно-распорядительных и производственных задач, где часто взаимодействуют знакомые партнеры и где к ролевому взаимодействию подключается и личное отношение. Здесь типичны «коллега-коллега», «сотрудник-посетитель». 
 
Таким образом, деловое общение – это сложное, социо-культурное явление, которое обладает специальными целями и задачами, тематикой обсуждения какого-либо делового вопроса, связанностью с определенной профессиональной деятельностью людей, регламентированностью, официальной и полуофициальной тональностью общения между коммуникантами. 
 
Таким образом, культура делового общения обладает рядом специфических характеристик. Сущностные черты и функции культуры коммуникативного менеджмента формируются на основании: 
 
- национального, конкретно-исторического и социокультурного компонента; 
 
- практического использования психологических технологий управления людьми; 
 
- системного понимания сущности общения, его многофункциональности и деятельностной природы. 
 
Необходимо подчеркнуть, что культура общения – это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура общения организует часть человеческой жизни. Каждое общество, а порой, и отдельные его социальные группы вырабатывают определенные регулятивные принципы общения, которые не только закрепляются в принятых их нормах поведения, но и воспитываются у людей с большей или меньшей степенью сознательности. Это дает основание утверждать, что существует тот ил иной уровень культуры общения.15 
 
Поэтому, говоря о культуре общения в широком смысле слова, можно включить в нее нормы и способы их реализации в человеческих отношениях. Но есть и более узкий смысл в понимании культуры общения; в этом она определяется степенью владения людьми навыков общения, созданных и принятых в конкретном обществе. Звучит так. 
 
Культура общения – совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. Культура общения раскрывает, каким конкретно образом осуществляется в общении требования нравственности, каков внешний облик в общении человека, в какой мере ограничено, естественно и непринужденно эти нормы слились в его образе жизни, стали жизненными повседневными правилами. В широком плане, понятие культуры общения входят все области внешней и внутренней культуры человека: этикет, правила обхождения с людьми и поведения в общественных местах; культура быта, включающая характер личных потребностей и интересов, взаимоотношения вне работы, организация личного времени, умение одеваться и т.д.16 
 
Но все же культуру нельзя рассматривать только как среду, внешнее условие или обстановку развития, - она – важнейший источник и движущая сила, определяющая направление и формы развития общества, его средства, а возможно и цель, важнейшая составляющая культуры – культура общения. Оно не в меньшей степени, чем труд, служит средством развития сознания, которое по своей природе и по способу существования диалогично. И в реальном процессе она представляет собой некое динамическое соотношение традиционных моделей общения, благодаря которой поддерживается её стабильность, через которое она изменяется. 
 
Деловая культура – явление последних полутора пока недостаточно хорошо исследована в отечественно литературе. И это понятно, Советский период развития России не предполагал занятий бизнесом, а понятие деловой культуры могло возникнуть и исторически возникло именно в западных странах, где теория стремится в первую очередь прояснить для субъектов экономики способы их собственного поведения. 
 
«Деловая культура» - феномен современного мира. Обращаясь к её исследованию, можно опереться на разные методологические стратегии, практикуемые сегодня в социальных и гуманитарных науках. Отсюда, можно сделать вывод, что деловая культура – это культура исключительно индустриального и постиндустриального общества, культура бизнеса. Бизнес же является ни чем иным, как экономической деятельностью, дающей прибыль, приносящий доход. Субъектами бизнеса становятся только непосредственные участники – активные экономические деятели. 
 
Деловая культура – это прежде всего способ самоорганизации и самомотивирования людей, направленный на все большую эффективность извлечения прибыли. 
 
Таким образом, мы пришли к следующим выводам:  
 
1. Общение - это специфическое межличностное взаимодействие людей как членов общества, представителей определенных социальных групп. Общение это важная составная часть социального бытия человека как общественного существа, источник его жизнедеятельности, условие его жизнедеятельности, условия формирования, как общества, так и личности.17 
 
2. Деловое общение – процесс становления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средства контакта между людьми, связанными деловыми (производственными или коммерческими) отношениями.  
 
Основными компонентами, определяющими деловое общение является: направленность на профильное общение, знание норм, правил общения. Важнейшие условия ее формирования: установка на диалогическое общение, познание себя и адекватная самооценка. 
 
3. Культура делового общения - совокупность форм поведения человека (в труде, в быту, в общении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. Культура делового общения раскрывает, каким конкретно образом осуществляется в общении требования нравственности, каков внешний облик в общении человека, в какой мере ограничено, естественно и непринужденно эти нормы слились в его образе жизни, стали жизненными повседневными правилами.  
 
 
^ 1.2. ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ. 
 
 
Вестернизация - полная или частичная переориентация сообществ, исходно не принадлежавших к западнохристианской культурной традиции, на социокультурное развитие по образцу развитых стран Запада или заимствование отдельных элементов западной культуры, начинающих играть значимую роль в социокультурных процессах сообщества-реципиента. При этом речь не идет о насильственном внедрении или навязывании западными державами своих культурных норм иным народам в процессе их колонизации (как это имело место при освоении Америки, колонизации Африки, Индии и др.) или политико-экономическим проникновения в страны Востока (Китай и Япония второй половины 19 в.), а именно о добровольной вестернизации, проводимой элитами развивающихся государств. Исторические прецеденты вестернизации известны с начала Нового времени (заимствования с Запада в России второй половины 17 в., а затем стремительная вестернизация в годы петровских реформ и последующие десятилетия 18 в.)18  
 
Серьезным толчком к масштабной вестернизации стал процесс модернизации социокультурной. В этом случае, под вестернизации следует понимать не просто усвоение современых западных технологий и организационных форм экономического производства и военно-технической культуры, но прежде всего комплекса социокультурных норм социальной регуляции (демократического, политического устройства, приоритет прав человека, либеральный тип социальных условий для самореализации личности, религиозные, толерантность, свободу информации и творчества и т.п.).19  
 
По этим признакам к категории вполне вестернизированных сообществ можно отнести лишь Японию и некоторые посткоммунистические страны Восточной Европы. Большинство других стран, избравших этот путь развития (включая и современную Россию), могут быть охарактеризованы лишь как частично затронутые вестернизации общества.  
 
На интенсивность процессов вестернизации на уровне обыденного сознания и культуры общества существ, влияние оказывает степень его информационной открытости, уровень знакомства членов общества со стилем и уровнем жизни людей на Западе, с их возможностями социальной самореализации, доступа к различным социальным благам и т.п.  
 
Вместе с тем увлечение, значит, части молодежи западной массовой культурой еще не является свидетельством серьезной вестернизации общества, поскольку эта мода обусловлена преимущественно потребностью в групповой самоидентификации этой возрастной группы по отношению к старшим и на глубинные ценностные установки молодых людей, как показывает практика, серьезно не влияет.20  
 
Влияние западного мира на другие страны в области культуры глубоко противоречиво. Оно способствует закреплению подчиненного положения этих стран на мировом рынке, приводит нередко к разрушению прежних форм культуры, моральных норм и ценностей без полноценной замены их новыми, к подрыву духовного потенциала общества. Поэтому экспансия Запада встречает отрицательное отношение общественности, а политика многих государств направлена на отпор культурной экспансии Запада или, по крайней мере, на ее ограничение. Это экспансия все чаще определяется в международных документах как культурный империализм. 
 
Следует отметить, что во многих сообществах процессы вестернизации вызывают заметное сопротивление традиционалистски настроенных слоев и части элиты. Наиболее выраженные формы это сопротивление получило в мусульманских странах, что, видимо, связано с противоречием между политическими амбициями и ресурсными возможностями правящих элит и существ, неподготовленностью большинства населения к корректировке культурно-ценностных ориентаций, полностью пронизанных жесткой догматикой ислама. Серьезная оппозиция процессам вестернизации наблюдается также в России, прежде всего со стороны тех слоев общества и представителей элит, которые осознают свою неконкурентоспособность в условиях свободного рынка труда и инициативы, таланта и профессионализма. Наиболее непримиримыми оппонентами вестернизации обычно являются религиозные круги и маргинальные социальные группы, для которых данный процесс чреват угрозой утраты занимаемых ими социальных ниш.21  
 
В новейших исследованиях подчеркивается, что вестернизация может принимать разные формы и способна действовать в разных сферах. Обычно перечисляются пять форм вестернизации: экономический, политический, военный, коммуникационный и культурный. Перечисленные виды присутствуют постоянно, но роль, отводимая каждому из них, может меняться, что приводит к перестройке методов воздействия - в зависимости как от глобальной ситуации, так и от возможностей, к которым империализм может прибегать в данной конкретной стране. 
 
В сфере самой культуры характерными чертами вестернизации считаются следующие: 

  •  
    перенесение образа жизни и потребительских ориентаций, присущих западному обществу;
  •  
    насаждение западной культуры, как универсальной, исключающей вклад других культур;
  •  
    стремление достичь путем культурных связей политических целей;
  •  
    односторонний поток информации - от «центра» к «периферии» (то есть от крупнейших западных компаний в области индустрии развлечений и средств массовой информации и коммуникации к многочисленной аудитории в других странах);
  •  
    формирование социально-культурной элиты, которая должна способствовать утверждению прозападных ориентаций и служить тем самым опорой влияния Запада.22 

 
Вестернизация - важная составная часть  и необходимая предпосылка деятельности транснациональных корпораций, подчиняющих  себе различные сферы общественной жизни в развивающихся странах. Деятельность транснациональных корпораций (ТНК) не ограничивается экономикой; она  дополняется как политическим давлением  на правительство или же на оппозиционные  силы, так и интенсивным социальным и культурным влиянием. Для своего успешного функционирования корпорации внедряют соответствующие социальные и духовные механизмы в принимающее  общество. В результате происходит не только изменение людей потребления, но и перестройка всей системы  ценностных ориентаций в которой  доминирующей становиться установка  на потребление.23 
 
Транснациональные компании придают значение социально-культурным инвестициям, чтобы обеспечить интересы своего производства. Они обеспечивают производство такой масскультуры, которая ведет к идеализации образа жизни, идеологии, ценностей, мировоззрения и искусства метрополий, к их некритическому принятию, порождая чувство неполноценности в отношении к собственным культурам. 
 
За последние годы в российском обществе были проведены радикальные преобразования, которые привели к основательным изменениям в экономическом, политическом, социальном и культурном планах. Значительное место в обществе заняли рыночные отношения. Завершился процесс государственной и коллективной собственности и ее переход в частную. Преобразовались институты трех ветвей власти. Изменилась система государственного управления, в которой происходит децентрализация. Также завершился процесс многопартийности. В обществе складывается обстановка политического, идеологического, национального и религиозного плюрализма, выражающегося как в разнообразии частных позиций и ориентаций, так и в их напряженной полемике и соперничестве.24 
 
Вхождение России в единый "общеевропейский дом", в некую единую мировую цивилизацию — такую задачу поставила перед страной нынешняя власть. В результате мы наблюдаем небывалую в истории страны полную ориентацию правящей элиты лишь на нормы западной цивилизации.  
 
Характерной чертой сегодняшней тотальной вестернизации является ее сознательно-организованный характер. Твердо провозглашается задача внедрения в общество западных ценностей (прежде всего норм предпринимательства). Традиционные ценности отечественной культуры объявляются глубоко устаревшими и вредными.  
 
Второй важнейшей особенностью России является трансцендентный характер русской культуры. В рамках трехмерной мета-онтологической модели для России, как и для Запада, отправной/конечной точкой является мир людей. Однако обход осуществляется в противоположных направлениях: Евро-Атлантическая цивилизация сначала связывает мир людей с миром вещей (рациональная, предметная деятельность), а затем мир вещей с миром идей. Для русской культуры характерно первичное связывание мира людей с миром идей (иррациональная, информационная деятельность). 
 
Западная цивилизация. Исследователи называют ее по-разному: техногенная, индустриальная, научно-техническая. Но независимо от названия западное общество во многих чертах противоположно традиционному восточному обществу, хотя также имеет достаточно глубокие исторические корни.25 
 
Данная цивилизация существует чуть более 300 лет. Сложившееся в европейском регионе с его более суровой по сравнению со странами Востока природной средой интенсивное производство требовало предельного напряжения физических и интеллектуальных сил общества, постоянного совершенствования орудий труда, способов воздействия на природу.

Информация о работе Искусство делового общения