Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 17:38, реферат
Объектом исследования в данном реферате является спор и его виды. Предмет исследования правила ведения спора.
Цель данной работы определение понятия и сущности спора, правил ведения спора и рационализации процесса спора.
Для достижения поставленной цели в данной работе необходимо рассмотреть ряд задач исследования: - рассмотреть спор, его виды; - определить условия спора; - изучить общие требования к спору. Для полного и всестороннего рассмотрения темы работы, а также в качестве источника для добывания фактического материала в работе будут использованы некоторые научные методы исследования, в частности метод изучения и анализа научной литературы, метод индукции и метод изучения законодательных актов.
Введение 3
Глава 1. 4
Спор 4
1. Условия спора 5
2. Виды спора 6
Глава 2. 8
Логико-психологические основы спора 8
1. Психологические уловки 10
2. Логические уловки 12
Глава 3. 13
Общие требования к спору 13
1. Стратегия и тактика спора 13
2. Корректные приемы спора 14
3. Некорректные приемы спора 15
Глава 4. 17
Пара правил 17
Прежде чем вступить в полемику 17
Во время спора 17
В завершение спора 18
Заключение 19
Литература 20
Концентрация действий, направленных на центральное звено системы аргументов противника или на наиболее слабое ее звено.
Можно применять в споре прием опровержения противника его же собственным оружием. Из принятых им посылок надо всегда пытаться вывести следствия, подкрепляющие защищаемый вами тезис. Особый интерес в этом случае представляют неожиданные для противника следствия, о которых он даже не подозревал.
Эффект внезапности можно использовать и многими другими способами. Например, придержать самые неожиданные и важные сведения к концу спора.
Нередко, особенно когда предмет спора не является в достаточной мере определенным, может оказаться полезным не занимать с самого начала жесткую позицию, не спешить твердо и недвусмысленно определить ее. Иначе в переменчивых обстоятельствах спора трудно будет ее модифицировать и тем более от чего-то отказаться.
Обращение аргументов противника против него самого.
Чрезвычайно эффектным приемом является обращение аргумента, который противник приводит в подкрепление своей или в опровержение вашей позиции, против него самого. Во многих случаях этот прием почти сразу же приносит победу. А вот как это происходит в споре. Отец: В твои годы, сынок, Авраам Линкольн уже сам зарабатывал себе на хлеб. Сын: А в твои годы, папочка, Авраам Линкольн был уже президентом Соединенных Штатов!
Манера держаться и вообще внешний облик имеют большое значение в споре. Уверенный тон, четкая аргументация, размеренная речь -- все это дает вам дополнительные преимущества по сравнению с тем, кто запинающейся скороговоркой выпаливает невнятные слова.
И еще один прием, который русский логик С.И. Поварнин назвал жалким: брать последнее слово в конце дискуссии. Подводя итоги столкновения, можно представить их в выгодном для себя свете, и даже если они оказались плачевными, последнее слово дает возможность хоть как-то “сохранить лицо”.
Частый, но явно некорректный прием в споре - так называемая подмена тезиса11. Вместо того чтобы обосновать выдвигаемое положение, приводятся аргументы в пользу другого утверждения, выдвигаемого вместо того, которое требовалось доказать.
К примеру, надо показать, что на осине не могут расти яблоки; вместо этого доказывается, что они растут обычно на яблоне, и не встречаются ни на груше, ни на вишне.
Подмена тезиса может
быть полной или частичной. Чув
Еще один некорректный прием - использование ложных и недоказанных аргументов в надежде на то, что противная сторона этого не заметит.
Употребление ложных,
недосказанных или
К одной из форм лжи иногда относится намеренное запутывание или сбивание с толку. В выступлении того, кто прибегает к такому приему, возможно, и содержится какая-то информация, но ее чрезвычайно трудно уловить.
Некоторые некорректные приемы ведения спора, применяемые довольно часто, получили собственные имена.
Аргумент к публике - вместо обоснования истинности или ложности тезиса объективными доводами пытаются опереться на мнения, чувства и настроения слушателей. Воспользовавшийся этим аргументом человек обращается не к своему партнеру в споре, а к другим участникам или даже случайным слушателям и стремится привлечь их на свою сторону, апеллируя преимущественно к их чувствам, а не к разуму.
Аргумент к личности - противнику приписываются такие недостатки, реальные или только мнимые, которые представляют его в смешном свете, бросают тень на его умственные способности, подрывают доверие к его рассуждениям.
Особенно обидным аргумент к личности оказывается тогда, когда один из спорящих приписывает другому свои собственные отрицательные черты или порочащие мотивы.
К числу аргументов к личности можно отнести и случай, когда с целью опровержения какого-то обвинения выпячиваются достоинства подзащитного.
Аргумент к человеку - в поддержку своей позиции приводятся основания, выдвигаемые противной стороной в споре или вытекающие из принимаемых ею положений.
Например, школьники просят учителя ботаники вместо урока отправиться в лес. При этом они ссылаются на то, что, как он сам не раз говорил, непосредственный контакт с природой - лучший способ узнать ее тайны.
Аргумент к тщеславию - расточение неумеренных похвал противнику в споре в надежде, что, тронутый комплиментами, он станет мягче и покладистей.
Аргумент к авторитету, - обращение в поддержку своих взглядов к идеям и именам тех, с кем противник не посмеет спорить, даже если они, по его мнению, не правы.
Аргумент к физической силе («к палке») - угроза неприятными последствиями, в частности угроза применения насилия или прямое употребление каких-то средств принуждения.
Скажем, наставляя не соглашающегося с ним сына, отец грозит, что накажет его, если тот принесет из школы тройку.
Аргумент к невежеству - ссылка на неосведомленность, а то и невежество противника в вопросах, относящихся к существу спора; упоминание таких фактов или положений, которых никто из спорящих не знает и не в состоянии проверить.
Пример: «Можешь доказать, что никто не способен читать мысли другого?» - «Нет, не могу». - «Значит, должен согласиться с тем, что кто-то способен это делать».
Аргумент к жалости - возбуждение в другой стороне жалости и сочувствия.
Например, студент, не сдавший экзамена, просит профессора поставить ему хотя бы удовлетворительно, иначе его лишат стипендии.
Все эти аргументы являются, конечно, некорректными способами защиты своей позиции. Но нетрудно заметить, что применение одних легче понять и извинить, чем употребление других. Некоторые же ничем нельзя оправдать.
Итак, спор - это столкновение мнений, в ходе которого одна из сторон стремится убедить другую в справедливости своей позиции.
Не смотря на то, что спор является неотъемлемой частью нашей жизни, мы должны уделять ему столь же всеобъемлющее внимание, как и другим психологическим аспектам повседневности. Нужно не быть сторонниками спора и стараться всячески его избежать, поскольку вполне ясно, что спор может привести к нежелательным последствиям и, как таковой, вовсе не безопасен. Однако мы должны уметь минимизировать возможный ущерб, причиненной этим явлением, и извлекать из него как можно большую пользу.
Лживым доводом в споре
Расчет спорящей стороны при
приведении лживого довода делается
на недостаточную компетентность в
вопросе спора другой стороны, и
призван на усиление своей позиции
в спорной ситуации. Разрушение лживого
довода стороной противником может
быть произведено приведением
1. Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. - М., 1991.
2. Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов.- Казань, 1992.
3. Диалектика и диалог. - М., 1992.
4. Павлова К.Г. Искусство спора: логико-психологические аспекты. - М., 1988.
5. Поварнин С. Спор. О теории и практике спора // Вопросы философии. 1990. № 3.
6. Шопенгауэр А. Эристика, или искусство побеждать в спорах.- СПб, 1900.
7. Ивин А.А. По законам логики- М.:- Аспект Пресс, 1983
8. Резько И.В. Большая книга афоризмов. Мудрость тысячелетий - Харвест, 2007
9. Дейл Карнеги. Собрание сочинений в трех томах. Том 1-Азбука, 1998
10. Культура русской речи. Учебник для вузов. / Отв. ред. Л.К.Граудина
11. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. Для студентов вузов. /- Ростов-на-Дону, «Феникс», 1999.
12. Хазагеров Т.Г. , Ширина Л.С. Общая риторика. Курс лекций для студентов вузов. Словарь риторических приемов. – Ростов-на-Дону, 1999.
13. Ханин М.И. Практикум по культуре речи, или как научиться красиво и убедительно говорить. – Спб, 2002.
1 Ивин А.А. По законам логики- М.:- Аспект Пресс, 1983
2
Взято с сайта http://www.tinlib.ru/
3 Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов.- Казань, 1992.
4 Шопенгауэр А. Эристика, или искусство побеждать в спорах.- СПб, 1900.
5 Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. - М., 1991.
6 Павлова К.Г. Искусство спора: логико-психологические аспекты. - М., 1988.
7 Диалектика и диалог. - М., 1992.
8 Павлова К.Г. Искусство спора: логико-психологические аспекты. - М., 1988.
9 Ханин М.И. Практикум по культуре речи, или как научиться красиво и убедительно говорить. – Спб, 2002.
10 Хазагеров Т.Г. , Ширина Л.С. Общая риторика. Курс лекций для студентов вузов. Словарь риторических приемов. – Ростов-на-Дону, 1999.
11 Поварнин С. Спор. О теории и практике спора // Вопросы философии. 1990. № 3.
12 Культура русской речи. Учебник для вузов. / Отв. ред. Л.К.Граудина
13 Дейл Карнеги. Собрание сочинений в трех томах. Том 1-Азбука, 1998